Материалы к вечеру для старшеклассников
методическая разработка (11 класс) по теме

Артеева Валентина Егоровна

Внеклассная работа по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_vneklassnogo_meropriyatiya.docx118.26 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент внеклассного мероприятия «Ох уж эта математика» для учащихся 11 классов

Цель: приобщение к прекрасному в мире природы через средства математики.

Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем вечере мы попытаемся увидеть связь математики и природы, но рассмотрим какую- то маленькую часть всего огромного, что есть в природе. Может быть, кого-то это поразит, удивит, обрадует, а может и заинтересует.

    Ещё в древности,  тысячелетия назад, умные головы подметили, что существует без сомнения связь между природой и математикой.

    Сообщения учащихся.

1.Красота природных форм зарождается во взаимодействии двух физических сил – тяготения и инерции. Основные моменты живого роста подчинены закону: отношение большей части целого к самому целому есть величина постоянная  0,62.

   Итальянский математик 16 века монах Луке Пачоли назвал это отношение золотое сечение. Пример. Стремительный рост юного побега растения до зрелости и замедленный рост по инерции до момента цветения, когда достигший полной силы растение готовится дать жизнь новому побегу. Одним из первых проявление этого гармонического отношения целого к длине большей части заметил разносторонний наблюдатель немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер, живший на стыке 16 и 17 веков. С 17 века наблюдения математических закономерностей в природе стали быстро накапливаться. В 1850 году немецкий учёный Цейзинг открыл закон углов, согласно которому средняя величина углового отклонения ветви растения равна примерно  .

http://www.nashekodom.ru/images/stories/zs_p01a%2012.gif

Отношение    или   0,62, т.е. выполняется условие золотого сечения.  

2.Лучшим творением природы является человек. И неудивительно, что отношения различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. При этом внешность или тело считаются идеально сложенными. Например, если за центр человеческого тела принять пупок, то отношение расстояния от пупка до ступней к росту человека есть приближённо 0,62.Такие отношения с помощью рисунка можете составить сами. 

http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/images/f/f7/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA.jpg

И ещё. Достаточно приблизить лишь сейчас вашу ладонь к себе и внимательно посмотреть на указательный палец, и вы сразу же найдёте на ней золотое сечение: сумма двух фаланг к длине самого пальца или отношение между мизинцем и средним пальцем. http://www.nauka-istina.ru/articles/images/golden_ratio/hand.gif

   Золотое сечение можно найти и на руке человека. Посмотрите и найдите хотя бы одно. А тот, кто больше всего найдёт таких отношений, получит приз.

   И на лице есть такие отношения: ширина носа к ширине рта, ширина лица к высоте лица и т.д. Золотое сечение в чертах лица человека считается критерием

совершенной красоты. http://www.nauka-istina.ru/articles/images/golden_ratio/face.jpg         3. Геометрические фигуры, в которых есть элементы, связанные друг с другом в отношении приближённо 0,62, большинству людей кажутся красивыми. Известен, например, такой психологический опыт: каждого из испытуемых (а их было довольно много) просили начертить прямоугольник – любой, какой больше нравится! Так вот, испытуемые рисовали прямоугольники разной величины, но у большинства отношение сторон оказалось близким к отношению, составляющих золотое сечение. Иногда такие прямоугольники называют золотым. Вот они обладают интересными свойствами.

   1 свойство. Если от золотого прямоугольника со сторонами  и   (где  отрезать квадрат со стороной , то получим прямоугольник со сторонами  и  , который тоже золотой. Если продолжить процесс, то каждый раз будет получаться золотой прямоугольник.http://www.nauka-istina.ru/articles/images/golden_ratio/spiral_geometri.gif

   2 свойство. Процесс, описанный выше, приводит к последовательности так называемых вращающихся квадратов. Если соединить противоположные вершины этих квадратов плавной линией, то получим кривую, которая называется золотой спиралью.                                                                               Французский учёный Пьер Вариньон (1654-1722) назвал эту спираль логарифмической.

4.Свойства логарифмической спирали первым начал изучать французский учёный

Рене Декарт (1596 – 1650). Рене Декарт 

Спирали, встречающиеся в природе, чаще всего бывают логарифмическими, т.к. они не меняют свою форму. Раковины наутилуса и улитки, соцветия маргаритки и подсолнечника, шишки сосны и паутина, сплетаемая одним из наиболее распространённых пауков эпейра – это лишь немногие из встречающихся в мире растений и животных примеров. А кто из вас в окружающей жизни встречал другие  примеры?

                          5.  Рассмотрим теперь расположение семечек в корзинке подсолнуха. Они выстраиваются вдоль спиралей, которые закручиваются как слева направо, так и справа налево. В одну сторону закручено 13 спиралей, в другую – 21. В более крупных соцветиях подсолнечника число соответствующих спиралей 21 и 34 или 34 и 55.

             Fpod005. Фото подсолнухи, фотографии подсолнухов, картинки подсолнухов, постеры Подсолнухи, плакат Подсолнухи

Похожее спиральное расположение наблюдается у чешуек сосновых шишек или ячеек ананаса.              

       6. Наиболее впечатляющим примером является спиральная структура галактик.                      galaktika

И этот факт представляет не меньшую загадку, чем проблема их строения. Галактики состоят из горячих звёзд и скоплений газа, которые в результате вращения галактики распределяются вдоль ветвей логарифмической спирали. У центра галактики ветви спирали вращаются быстрее, чем на границе, то есть они должны были бы  быстро раскручиваться, и даже уничтожаться. Однако галактики, как правило, сохраняют спиральную структуру, что говорит о том, что ветви вовсе не раскручиваются.

Вывод: человеческое представление о красоте создаётся на основе того, что человек  видит в природе.

Литература.

1)М. Гарднер. Математические досуги. 1972 г., М., Просвещение.

2)А. Азевич. Двадцать уроков гармонии. М., «Школа-Пресс», 1998г.                                                                                                                  3)Интернет – ресурсы

МБОУ «Бакуринская СОШ»

Учитель математики  Артеева В.Е.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математический вечер для старшеклассников

Каждый из нас тренирует свои руки, ноги, брюшной пресс, чтобы выглядеть сильным, стройным и красивым. И разумеется, что еще с большим усердием надо тренировать то, что дает нам людям превосходство над...

Литературно -музыкальный вечер для старшеклассников " Пушкинский бал"

Очень интересное мероприятие для учащихся 8-11 классов. В течение всего вечера звучат произведения А.С.Пушкина, классическая музыка. Ребята исполняют бальные танцы. горят свечи. Старшеклассники одеты ...

новогодняя вечеринка для старшеклассников "К нам приехали на бал"

Форма мероприятия позволяет включить любое количество участников, развивает творческие способности старшеклассников....

Вечер для старшеклассников "Звезда пленительного счастья", посвящённый декабристам

Цель мероприятия: приобщение учащихся к истории декабристского движения;понимание исторического значения деятельности декабристов и места их в отечественной истории;развивать логическое мышление...

Сценарий вечера для старшеклассников"День влюблённых"

Праздник,который  все очень любят и ждут....

Сценарий вечера для старшеклассников "Фешн-шоу"

Сценарий вечера для старшеклассников "Фешн-шоу"....

Новогодний вечер для старшеклассников

Сценарий новогодней дискотеки с различными конкурсами для старшеклассников...