Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»
опыты и эксперименты (8 класс) на тему

Михновец Людмила Евгеньевна

В основу концепции ОЭР изначально  заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность во многом определяет как сам процесс самопознания ученика, так и его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели. Следовательно, необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс в школе строился как поле выбора в сфере содержания образования, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности, а ученик и учитель стали субъектами выбора сфер самореализации. При этом поле выбора необходимо строить на основе личностной проблематики участников образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опытно-экспериментальная работа46.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской области»

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №_____

от «___» ________ 2013г.

Руководитель МО

_______________________

Согласовано:

«___» ________ 2013 г.

Зам. директора по УВР  

____________________

Малофеева Е.В.                                            

               Утверждено:

 «___» __________ 2013 г.

 Директор МОУ  СОШ

с.Сосновка

______________________

ЧеберякВ.Ф.

Программа опытно-экспериментальной работы:

«Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»

Разработана: учителем математики

Михновец Людмилой Евгеньевной

2013 год

Актуальность выбранной темы обусловлена следующим фактором:  переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирование нового поколения математически компетентных людей. Поэтому одной из важнейших потребностей школы является воспитание социально зрелой, инициативной, творчески креативной личности с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.

В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Профессиональная деятельность учителей образовательных учреждений также претерпевает значительные изменения. Меняются цели и задачи образования, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, усиливается значимость личностно – ориентированного обучения. Все это поставило перед современной педагогической наукой, системой образования, в том числе профессионального, задачу подготовки выпускников, обладающих компьютерной грамотностью, способных самостоятельно мыслить и активно включаться в качественно новый этап развития современного общества. Образовательные учреждения находятся в поиске новых вариантов содержания и технологий обучения, ориентированных на решение поставленных задач. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно – коммуникационные технологии.

Объект исследования:

Исследовательско-поисковая деятельность учащихся в обучении математике с использованием ИТ.

Предмет исследования:

1.        Организация, стимулирование и контроль исследовательской поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием ИТ.

2.        Формирование информационно-коммуникативных знаний, умений и навыков самостоятельной исследовательско-поисковой деятельности (компетенций).

3.        Формирование опыта творческой деятельности учащихся.


Концепция опытно-экспериментальной работы

Возможно, самое разумное, но вместе с тем и самое трудное, что может и должен сделать учитель на  уроке, - это помочь учащимся испытать радость от рождения собственной мысли.

В основу концепции ОЭР изначально  заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность во многом определяет как сам процесс самопознания ученика, так и его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели. Следовательно, необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс в школе строился как поле выбора в сфере содержания образования, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности, а ученик и учитель стали субъектами выбора сфер самореализации. При этом поле выбора необходимо строить на основе личностной проблематики участников образовательного процесса.

Узнавание себя, постепенное складывание образа своего Я параллельно с обретением средств и способов для развития своей индивидуальности и приобретением опыта использования этих средств является главным содержанием образования.

В концепции модернизации российского образования  особое внимание уделено идее перехода к информационному обществу, что обуславливает создание условий для доступа к источникам информации, развитие способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием, формированием информационной компетентности. Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно-коммуникационные технологи, мультимедийные пакеты. Незаменимым становится применение ИКТ для обобщения, построения логических связей, систематизации знаний. Кроме того, применение компьютера дает возможность организации оперативного контроля за усвоением темы, осуществление персонифицированного сопровождения ученика.  Поэтому одной из важнейших потребностей школы является воспитание делового человека, личности с развитием логического мышления, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:

  • Информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности учащихся в усвоении математики (предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею).
  • Обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. (система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.)
  • Расширяют возможности для развития современного образования прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.

При этом перед учителем встают новые задачи:

  1. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  2. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
  3. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  4. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения и его продукту.
  5. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  6. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Что касается условий реализации указанного содержания, то таковыми выступают

  • гуманистический, толерантный и демократический уклад школьной жизни.

Для осуществления собственного выбора и связанной с ним самореализации ученик и учитель должны:

  • осознавать себя как индивидуальность, свои особенности и проблемы;
  • обладать способностью к самостоятельной образовательной деятельности в разных сферах, т.е. сформированными информационно-коммуникативными умениями.

Реализация этой концепции в условиях образовательного учреждения приводит к ряду изменений в образовательном процессе, в ходе которых урок постепенно перестает быть единственной формой приобретения и передачи знаний, активно внедряются в образовательную практику альтернативные формы образовательной деятельности, участвуя в которых ученик приобретает:

  • опыт самостоятельной образовательной деятельности, в том числе исследовательской, творческой;
  • информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой информации;
  • коммуникативные умения (работа в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссии, защита своей точки зрения и пр.);
  • организационные и проектировочные умения (постановка цели деятельности, планирование ее этапов, прогнозирование результатов и пр.)

В рамках концепции развития индивидуальности «специализация» формируется не на предметном содержании, а на способах деятельности, хотя при этом учащиеся имеют возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов или предметных областей.

Основная и очень ответственная задача учителя- раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Цель современного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного " ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Цели ОЭР

  1. Отбор средств и ресурсов информационных технологий, направленных на формирование исследовательско-поисковых умений учащихся.
  2. Адаптация средств и ресурсов ИТ к условиям школы — экспериментальной площадки.
  3. Организация, стимулирование и контроль исследовательской поисковой деятельности учащихся.
  4. Формирование опыта творческой деятельности учащихся.

Задачи ОЭР

1.        Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2.        Формирование у учащихся представлений о математике как сфере деятельности человека, связанной с моделированием и поиском наиболее оптимального решения проблем с учетом ограниченности финансовых и материально-технических ресурсов.

3.        Формирование глубоких и прочных знаний по школьному курсу математики с помощью ИТ.

4.        Мотивация учащихся к дальнейшему самообразованию в области приложений математики с использованием ИТ через творческие проекты.

5.        Воспитание логического мышления, умения рационально использовать различные информационные ресурсы.

6.        Формирование социально зрелой, предприимчивой, разносторонней личности с развитым интеллектом и научным мировоззрением.

Гипотеза

Если в учебном процессе увеличить исследовальско-поисковый характер учебной деятельности с ведущей ролью математики и ИТ с одновременной организацией творческого опыта, то можно ожидать роста уровня математического развития учащихся с сформированными ИТ компетенциями.

Методы и средства ОЭР

Словесно-наглядный (мультимедийный), практический, контрольно-диагностический. Анкеты, компьютерные тесты, контрольные работы,  деловые ролевые игры, тренинги, творческие мультимедийные проекты.

Пути решения

1.        Подбор мультимедийных средств и ресурсов.

2.        Освоение умений проектной и исследовательской деятельности, навыков работы в команде, сотрудничестве.

3.        Организация самостоятельной работы учащихся с использованием мультимедийных средств и ресурсов.

Научно-методическое обеспечение ОЭР

1.        Научно- методическая литература по теме ОЭР.

2.        Мультимедийные пакеты: Электронный учебник-справочник «Алгебра 7-11 класс»; Виртуальная лаборатории «Интерактивная математика», «Живая геометрия»; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки алгебры 7-9», «Уроки геометрии 7-9»


Основные виды современных образовательных технологий, используемых в рамках ОЭР

Классы

Технологии

Формы

7-10

Информационные технологии

1. Уроки с компьютерной поддержкой.

2. Информационно-поисковые проекты (внеклассная деятельность)

Коммуникативные технологии

1. Диалоговые формы (мозговые штурмы).

2. Командные тренинги.

Технологии сотрудничества

Организационно-проектная деятельность с разделением ролей

Коллективные способы обучения

Групповая работа с разделением функций

Исследовательская деятельность

1. Мастерские (изготовление моделей, перезентаций)

2. Реферирование по определенным тематикам.

3. Поисковые-исследовательские проекты

Сроки и этапы ОЭР.

Аналитико-подготовительный – (сентябрь-декабрь) 2013 г.

Изучение литературы. Подбор разноуровневых, дифференцированных заданий и упражнений; Предварительный анализ и осмысление проблемы, выработка исходных позиций для экспериментальной работы; Утверждение программы ОЭР.

Поисково-преобразующий – 2013-2014 гг.

Проведение мониторинговых исследований с учащимися 7-10–х классов. Контрольно-диагностическая деятельность. Формирование информационно-коммуникативной компетентности участников образовательного процесса, апробация и внедрение альтернативных форм образования; создание условий для самореализации субъектов образовательного процесса

Контрольно-обобщающий – 2014-2015 гг.

Осуществление ОЭР по применению информационных технологий в обучении курсу алгебры и геометрии в 7-10 классах. Систематизация и обобщение результатов ОЭР, расширение проблемного поля для дальнейших исследований. Контрольные срезы, обработка данных, соотношение данных с поставленными задачами. Описание ОЭР.


Прогноз положительных результатов.

1.        Повышение качества усвоения программного материала по математике через использование информационных технологий.

2.        Активизация познавательной деятельности учащихся.

3.        Формирование мотивации на дальнейший рациональный рост образовательного уровня.

4.        Усвоение основного содержания образования по математике на оптимальном уровне.

Ожидаемый результат

1.        Повышеный уровень математических ЗУН (компетенций).

2.        Успешная итоговая аттестация учащихся.

3.        Успешное участие учащихся в олимпиадах и конкурсах.

4.        Сформированность поисково-исследовательских умений и навыков с использованием ИТ.

5.        Создание и защита творческих индивидуальных и коллективных научно -исследовательских проектов.

6.        Успешное выступление в научных конференциях и конкурсах исследовательских работ


Приложение 1

План работы

Этапы ОЭР

Сроки выполнения

Содержание этапа

Отметка о выполнении

 1

Аналитико- подготовительный

Сентябрь-декабрь 2013года

1.Изучение литературы. Подбор разноуровневых, дифференцированных заданий и упражнений; Предварительный анализ и осмысление проблемы, выработка исходных позиций для экспериментальной работы;

Создание программы

2.Утверждение программы

Утверждена 01.09.13 г. Приказ № 82

2

Поисково- преобразующий

2013-2014 уч.год

1. Проведение мониторинговых исследований с учащимися 7-10–х классов. Контрольно-диагностическая деятельность.

Проведены: стартовые, промежуточные и итоговые контрольные работы.

Результаты даны ниже.

2.Приобретение и использование современных учебно-методических комплексов.

CD-программы

1. Интерактивная творческая среда для создания математических моделей. «Математический конструктор» (1С)

2.Современный УМК «Алгебра и начала анализа» (Просвещение)

3.Открытая математика 2.5 Планиметрия. Для школьников старших классов и абитуриентов.  Физикон.

4.Планиметрия 7-9.Электронный учебник-справочник. Обучающая программа для школьников и абитуриентов. Кудиц.

5.Стереометрия 10-11. Электронный учебник-справочник. Обучающая программа для школьников и абитуриентов Кудиц.

6.Алгебра 7-11. Электронный учебник-справочник. Обучающая программа для школьников и абитуриентов. Кудиц.

7.Живая геометрия (Geometer`s SketchPad) Электронный альбом для геометрических чертежей. Key Curriculum Press/ИНТ.

8.Teach Pro Математика. Все разделы алгебры от простейших функций до начала анализа, все разделы геометрии от простейших фигур до тел вращения представлены в данном курсе в виде лекционного материала, сопровождаемого динамическими иллюстрациями. Мультимедиа технологии.

9.Teach Pro Решебник по математике.  Подробный разбор решения 1000 задач по всем разделам математики школьной программы с 7 по 11 класс. Мультимедиа технологии.

10.Алгебра «Не для отличников». Мультимедийное учебное пособие. Новый диск.

11.Геометрия «Не для отличников». Мультимедийное учебное пособие.  Новый диск.

12.Тригонометрия «Не для отличников». Мультимедийное учебное пособие.  Новый диск.

13. «Алгебра,7-9» Мультимедийное учебное пособие из серии «Все задачи математики». Изд-во Просвещение-Медиа.

14 Графический редактор «ADOBE  ILLUCTRATOR».

3.Формирование информационно-коммуникативной компетентности участников образовательного процесса

При подготовке к ГИА и ЕГЭ использовались сайты:

1. http://www.egesha.ru/

2. http://ege.yandex.ru/
Тесты от Яндекса.

3. http://reshuege.ru/
Система "РешуЕГЭ" от Д. Гущина.

4. http://www.edu.ru/moodle/
Тестирование на официальном сайт МинОбрНауки.

5. http://live.mephist.ru/show/tests/
Онлайн-тесты от портала МИФИ. 6. 
http://www.gia9.ru/
Тесты для ГИА

7.
http://www.egetestonline.ru Тесты ЕГЭ-on-line. Полезная информация: Демоварианты тестов.  Тесты онлайн.
 8.http://alexlarin.net/ege.html СайтА.А.Ларина

3

Контрольно-обобщающий

2014-2015 уч.год

1.Систематизация и обобщение результатов ОЭР, расширение проблемного поля для дальнейших исследований.

2.Контрольные срезы, обработка данных, соотношение данных с поставленными задачами. Описание ОЭР.

Успеваемость по математике:

Вводный контроль.

Результаты контрольных работ  учащихся отражены в таблице ( в сравнении с результатами за 2012-2013 уч.год.)

предмет

класс

оценки за   2012-2013 уч.год

            Вводный контроль

качество в %

работу выполняли

Успеваемость в %

Качество %

Математика

7

60

75%

33

0

8

50

63%

80

40

9

50

100%

50

0

10

100

100%

100

100

11

100

100%

100

66

Промежуточный контроль.

Результаты контрольных работ отражены в таблице ( в сравнении с результатами за  Iполугодие 2013-2014 уч.год.)

предмет

класс

оценки за  1 полугодие 2013-2014 уч.год

учащиеся/присутствующие

% кач

% усп.

оценки за контрольные  работы за 1 полугодие 2013-2014г. уч. год

%

кач.

%

усп.

соотве.

Математика

5

4

3

2

7

0

1

3

0

4/3

25

100

0

1

2

0

25

100

+

8

4

2

2

0

8/8

75

100

4

2

1

1

75

87,5

--

9

0

0

1

1

2/2

0

50

0

0

1

1

0

50

+

10

1

2

0

0

3/3

100

100

3

0

0

0

100

100

+

11

1

1

1

0

3/3

67

100

1

2

0

0

100

100

--

Предмет

Успеваемость в %

Качество знаний в %

Математика

84,2

61,6

Итоговый контроль.

Результаты контрольных работ отражены в таблице ( в сравнении с результатами за 2013-2014 уч.год.)

предмет

класс

Кол-во уч-ся/кол-во присутствующих

оценки за   2012-2013 уч.год

% кач

% усп.

оценки итогового

контроля за2012-2013 уч. год

%

кач.

%

усп.

соотве%

Математика

5

4

3

2

5

4

3

2

7

3/3

0

1

2

0

33

100

0

0

3

0

0

100

0

100

8

8/8

4

2

2

0

75

100

4

2

2

0

75

100

10

3/3

1

2

0

0

100

100

1

2

0

0

100

100

100

Вывод:

Программа разработана на два года. За 2013-2014 учебный год были достигнуты такие результаты:

Метапредметные:

 Учащиеся 8,10,11 классов, участвовали  в интеллектуальных марафонах и олимпиадах муниципального, школьного уровня и международного. Учащихся 8, 10 и11 классов  в I полугодии участвовали в 1 школьном туре олимпиады по математике:

п/п

Фамилия учащегося

класс

Место

1

Малофеева Полина

8

1

2

Казакова Ксения

8

3

3

Панова Ольга

8

1

4

Гришина Алина

10

2

5

Хайрулина Разалия

11

3

Приняли участие в международной олимпиаде «Олимпус»:

п/п

Фамилия учащегося

класс

Место

1

Старчак Владлена

8

диплом участника

2

Малофеева Полина

8

диплом участника

3

Казакова Ксения

8

диплом участника

4

 Бирюков Вячеслав

8

диплом участника

5

Панова Ольга

8

диплом участника

Заняли  достойные места в Дистанционной  международной   олимпиаде по математике (VIDEOUROKI.NET)

ФИО

Класс

 Занятое место

Диплом

1

Гришина Алина

10

3

Диплом   лауреата

2

Бирюков Владислав

8

3

Диплом   лауреата

3

Панова Ольга

8

3

Диплом  лауреата

4

Хайрулина Розалия

11

--

Диплом участника

5

Мичурин Дмитрий

8

--

Диплом участника

Учащиеся приняли активное участие в предметной неделе математики. В рамках этой недели мной была проведена игра «Знатоки математики», в которой приняли участие учащиеся 7-10 классов.

Предметные:

По итогам года наблюдается соответствие оценок  в 8,10 классах- 100%.

В 7 классе не подтвердили годовые оценки – 33%. (Шанхоева Рита)

В 9 классе учащиеся подтвердили свои годовые оценки оценками, полученными на экзаменах (ГИА).

Результаты ЕГЭ:

№п/п

Ф.И.

Кол-во баллов за экзамен

Минимальное кол-во баллов

Максимальное количество баллов

выполнено

1

Горина Ольга

20

20

100

+

2

Иванина Алена

7

20

100

-

3

Хайрулина Разалия

48

20

100

+

Соответствие минимальному количеству баллов, установленному Рособрнадзором составило 33 %, выше минимального – 33%, ниже минимального- 33%. Из этого следует необходимость:

1.В усилении подготовки учащихся к итоговой аттестации с использованием КИМов с сайтов ФИПИ и Статград;

2.В привлечении учащихся к самостоятельной подготовке с использованием онлайн тестов (список сайтов дан выше) и программ, установленных на компьютере в кабинете математики.

3.В строгом контроле за посещаемостью консультаций и дополнительных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопроcы обучения математики с использованием информационных технологий.

По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодей...

Методическая работа по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий"

С целью  развития  у учащихся интереса к предмету необходимо использовать различные педагогические технологии. Все они предполагают создание условий, способствующих проявлению самостоят...

«Вопросы обучения математики с использованием информационных технологий для лиц с ограниченными возможностями»

Данная статья посвящена основным трудностям возникающих при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья...

Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...

Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»

Актуальность выбранной темы обусловлена следующим фактором:  переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и форми...