Лосевские места на карте Новочеркасска. Экскурсия 1
материал по теме

Бакай Альбина Алексеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Логический переход: Но пора, пора идти дальше. Сейчас мы свернём с вами на улицу Просвещения, в прошлом –   Ямской переулок – и  вот мы уже у цели. Такого красивого здания, как бывшая войсковая мужская классическая графа М.И.Платова гимназия, не найти во всём городе, а то и на Дону.

C:\Users\user\Documents\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Бакай\Чехия\Новочеркасск Школа 3\музей школа 3\Моя школа..JPG

Выстроенное в классическом стиле просторное здание стоит здесь  с 1876 года. Одинаковые окна в прямоугольных наличниках создают монотонное настроение, что вполне естественно для этого фасада: ведь учение – это в немалой степени повторение. Однако лёгкая закруглённость верхней части окон в выступающем центральном ризалите даёт надежду упорным, словно говоря своим видом: на вершинах науки рутины гораздо меньше. Даже спустя 130 лет при реставрации здания был сохранён в деталях этот архитектурно-исторический памятник федерального значения

Вот мы и у входа в школу № 3, в прошлом гимназию, взрастившую великого человека Алексея Фёдоровича Лосева.  Остаётся разве что несколько минут, для того чтобы только бросить взгляд на здание, стоящее наискосок от школы, в котором ныне помещается художественный салон "Бегемот". Даже издали видны красивые медальоны с лицами богов-олимпийцев, но, увы… Заливистый, суетливый звонок-колокольчик призывает на занятия.

F:\Олимпийские боги\20130312_165315.jpg

Логический переход: А уж после долгих, утомительных  занятий, которые длились до полудня,  Алексей Лосев непременно подойдёт поближе к этому зданию, чтобы в который  раз внимательно вглядеться в многократно повторяющиеся лица грозного Зевса, самого великого из богов-олимпийцев, царя богов, бога неба и погоды, вооружённого громом и молнией. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле! Взмахнёт могучий бог правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. "Клянусь Зевсом!" – говорят у эллинов.  

И уносит воображение влюблённого в античность гимназиста Алексея Лосева в страну Фессалию, где на границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.

В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето, и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет.  

Заключение

Этот мир вечной красоты навсегда поселился в душе гимназиста Алексея Лосева, судьба которому уготовила стать учёным мирового уровня и создать труды, буквально пронизанные мыслью об античности. Это и 8-томная  "История античной эстетики",  и "Античная музыкальная эстетика", и "Античная философия истории", и  "Двенадцать тезисов об античной культуре", и "Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии".

Открою тайну: совсем скоро научные труды Алексея Фёдоровича Лосева можно будет увидеть в историко-краеведческом музее нашей школы "Наследие",  что уже само по себе будет событием большой важности в жизни горожан и каждого из нас.  

Но это уже другой разговор и другая экскурсия, которую я мечтаю провести, чтобы дать вам возможность проникнуться духом ученичества, витающим в классах, где столетие тому назад сидел за партой Алексей Лосев.    

До скорой встречи! Буду рада видеть вас в стенах моей любимой школы.  

Спасибо за внимание.  До свидания!

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЕШЕХОДНОЙ ЭКСКУРСИИ

"Лосевские места на карте Новочеркасска. По дороге в гимназию"

        Тема экскурсии: Олимпийские боги и герои в архитектуре г. Новочеркасска

        Вид: пешеходная

        Продолжительность: 2 астрономических часа

        Протяженность: 2 км

        Сезонность: весна, лето, осень

        Контингент: школьники среднего и старшего возраста

        Маршрут: улица Михайловская - Платовский проспект - улица Московская -

                      улица Просвещения - проспект Ермака

        Цель: обзор архитектурных памятников, включающих элементы античности, видение их через призму времени, соотносимое с восприятием их красоты гимназистом Алексеем Лосевым, будущим знатоком античной культуры.

        Задачи:

        - через конкретные экскурсионные объекты познакомить экскурсантов с архитектурой зданий, включающей скульптурные изображения и маски Олимпийских богов и героев;

        - через ассоциативное представление шагающего в гимназию подростка вызвать интерес к личности А.Ф. Лосева, к его мировосприятию, основанному на любви к искусству древних греков.

        Содержание экскурсии включает следующие подтемы:

        1. Родовое казачье гнездо.

        2. Православная Михайло-Архангельская церковь.

        3. Архитектурное решение зданий, включающее античность как таковую.

        4. МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова в качестве правопреемницы Платовской гимназии.

        5. Художественный салон "Бегемот".

        


Маршрут

Остановки

Объекты показа

Продол-житель-ность

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организационные указания

Методические приемы и указания

1

2

3

4

5

6

7

Остановка Азовский рынок

Перед домом, где родился и жил А.Ф. Лосев

Дом Лосевых

10 мин.

Родовое казачье гнездо

Встретить группу на остановке общественного транспорта, провести ее на ул. Михайловску, расположить перед домом А.Ф. Лосева. Предложить сделать фото.

Прием реконструкции, экскурсионная справка, прием характеристики

Логический переход: Где же вся эта красота? Можно ли и нам на нее взглянуть? Самое удивительное, что можно.

Выход на Платовский проспект

Перед Михайло-Архангельской церковью

Михайло-Архангельская церковь

10 мин.

Связь православного храма с семьей А.Ф. Лосева

Расположить группу напротив храма

Приемы экскурсионной справки, описания, характеристики

Логический переход: Справа от нас остается шумный Азовский рынок, или попросту "Старый базар". А вот и дом № 67 по Платовскому проспекту, здание, перед которым мальчиком благоговейно замирал Алексей Лосев.

Платовский проспект, дом  67

Возле дома

Особняк виноторговца А.П. Соколова

25 мин.

Архитектура особняка, наличие в ней античных элементов

Расположить группу лицом к дому А.П. Соколова

Рассказывая об архитектурном решении здания, обратить внимание на изображения олимпийских богов. Применим прием экскурсионной справки, описания, характеристики, использование "портфеля экскурсовода"

1

2

3

4

5

6

7

Логический переход: Перейдем на противоположную сторону улицы. Справа остается старинный Александровский сад, памятник М.И. Платову на фоне Атаманского дворца... И вот мы уже идем по улице Московской.

Переход на противоположную сторону Платовского проспекта. Поворот налево на ул. Московскую

ул. Московская, дом 46

Бывший особняк генерала Попова

30 мин.

Продолжение знакомства с архитектурными элементами античного искусства

Расположить группу у дома

Рассказывая о лепных украшениях, применить приемы реконструкции и обращения к мифам и легендам Древней Греции.

Логический переход: На противоположной стороне улицы (ул. Московская, дом 47) мы видим интересное здание, одно из уникальных в нашем городе.

Перестроение, разворот группы лицом к противоположной стороне улицы.

Напротив дома 47

Бывший особняк купца П.Н. Кирюнина

10 мин.

Донская архитектура в поиске античных форм.

Расположить группу напротив дома 47

При рассказе о здании, использовать приемы показа архитектурного объекта.

Логический переход: Но пора, пора идти дальше. Сейчас мы свернем с вами на улицу Просвещения, в прошлом - Ямской переулок - и вот мы уже у цели.

У здания бывшей войсковой мужской гимназии.

Напротив здания бывшей войсковой гимназии.

Здание  школы

20 мин.

Здание школы как памятник истории и архитектуры федерального значения.

Расположить группу напротив здания школы, на аллее.

При рассказе о здании использовать приемы показа архитектурного объекта.

Логический переход: А уж после долгих, утомительных занятий, которые длились до полудня, Алексей Лосев непременно подойдет поближе к этому зданию, чтобы в который раз внимательно вглядеться в многократно повторяющиеся лица грозного Зевса, самого великого из богов-олимпийцев.

Перестроение, разворот группы.

На аллее напротив здания художественного салона "Бегемот"

Детали архитектуры: медальоны с лицами богов-олимпийцев.

15 мин.

Фасад здания с античной лепкой.

Расположить группу на аллее напротив здания художественного салона "Бегемот".

Применить прием ассоциативного видения при описании античного решения фасада.

Заключение


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Наименование экскурсионного объекта: здание войсковой мужской классической  графа М. Платова гимназии

Местонахождение: г. Новочеркасск, пр. Ермака, 92/75

Время возникновения, открытия сооружения, постройки: 1875 г.

Автор:  А.А. Кампиони

Внешние признаки, стиль, характеристика: двухэтажное здание в стиле классицизма

Краткая история объекта, его современная характеристика: памятник истории и архитектуры федерального значения; в 2003-2005 гг. проведены ремонтно-реставрационные работы

Назначение и использование: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М.И. Платова


ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА

E:\ЛОСЕВ2\55909-i_004.jpg

Н.А. Лосева с сыном. Середина 1890-х гг.



Предварительный просмотр:

E:\ЛОСЕВ2\55909-i_005 (1).jpg

Гимназист первого класса Алексей Лосев. 1903 г.

Слева-  автограф  на обороте фотографии.

E:\ЛОСЕВ2\55909-i_008.jpg

Ф.К. Фролов, директор гимназии. 1910-е гг.

E:\ЛОСЕВ2\55909-i_009.jpg

И.А. Микш, преподаватель древних языков. 1910-е гг.



Предварительный просмотр:

E:\ЛОСЕВ2\55909-i_010.jpg

О. Василий Чернявский с гимназистами;

слева от него без фуражки - Алексей Лосев. 1910-е гг.

E:\ЛОСЕВ2\55909-i_011.jpg

Алексей Лосев - гимназист выпускного класса. 1911 г.


Первые рукописи.




Предварительный просмотр:

E:\ЛОСЕВ2\55909-i_014.jpg

Вл. Соловьев

E:\ЛОСЕВ2\55909-i_015.jpg

Платон

E:\ЛОСЕВ2\55909-i_006.jpg

Гимназическая Кирилло-Мефодиевская церковь. Начало XX в.

E:\ЛОСЕВ2\55909-i_003.jpg

Новочеркасск. Вид с южной стороны. Открытка начала XX в.


А.Ф. Лосев в рабочем кабинете.


"Самое ценное для меня – живой ум, живая мысль,   такое мышление, от которого человек здоровеет и ободряется, радуется и веселится, а ум ответно становится  и  мудрым, и  простым  одновременно".

А.Ф. Лосев

"Живая мысль сильнее всего и красивее всего, от неё делается  теплее на душе, а жизненное дело  становится эффективнее  и   легче,  сильнее   и   скромнее".

А.Ф. Лосев

"Воспитай в себе такую степень поглощённости  делом,  при  которой   помехи   просто   не   существуют".

А.Ф. Лосев

"Ваш мозг, воспитанный на стихии живой мысли, запретит   вашему организму болеть, наградит долголетием, откроет в каждой пылинке великую     мысль, превратит бытовые будни в счастье,  осмыслит все трудности и приведёт к светлым победам  на  великих  фронтах  за  лучшее  будущее".

А.Ф. Лосев

"Можно сказать, что уже в последних классах   гимназии возникли основные темы всей моей жизни: античность, интерес к символизму, математика, музыка и  философские  проблемы  языка".

А.Ф. Лосев

"Уже школьником мне приходилось писать рефераты. А первая в моей жизни лекция, с которой я появился  перед однокашниками, была посвящена анализу концепции культуры у Руссо. Горжусь тем, что, выступая, ни разу не заглянул в конспект. И на  кафедре, едва лишь вошёл на неё, почувствовал себя непринуждённо, словно занимался лекционным  делом   всегда".

А.Ф. Лосев

Ум  –  вечно  юная  весна.

Он – утро  юных  откровений,

Игра  бессменный  удивлений.

Ум  не  стареет  никогда.

                                        А.Ф. Лосев 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Экскурсионная разработка "Лосевские  места  на  карте Новочеркасска. По  дороге  в  гимназию" подготовлена согласно основным требованиям к структуре экскурсионного проекта. При этом избрание экскурсионного объекта соотнесено не только с историей города, но и с историей Платовской гимназии, правопреемницей которой является          школа  № 3.

        Представляется возможным проведение пешеходной экскурсии со школьниками среднего и старшего возраста по следующему маршруту: ул. Михайловская - Платовский проспект - ул. Московская - ул. Просвещения - проспект Ермака.



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М.И. Платова

Городской конкурс юных экскурсоводов

Номинация: Олимпийские боги и герои в архитектуре донских городов (экскурсии по улицам городов)

Тема проекта:  

"Лосевские  места  на  карте Новочеркасска.

По  дороге  в  гимназию"

                                                        Автор: Брусенская

                                                        Александра Дмитриевна,15 лет.

                                                        Руководитель:

        Бакай Альбина Алексеевна,

        учитель русского языка

        и литературы МБОУ СОШ № 3

        им. атамана М.И. Платова

г. Новочеркасск

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                        стр.

        1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        3                        

        2. Контрольный текст экскурсии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         4                        

        3. Индивидуальный текст экскурсии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        7

        4. Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . .        18

        5. Технологическая карта экскурсии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  19

        6. Карта-схема маршрута . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         22

        7. Карточки объектов показа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   23

        8. Портфель экскурсовода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         27

        9. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         40

        


ВВЕДЕНИЕ

В преддверии ХХII  зимних Олимпийских игр 2014 года, которые будут проводиться в городе Сочи, как никогда актуальна для экскурсий тематика олимпийского характера, позволяющая нам  не только приобщиться к античной культуре, но и проникнуться духом той далёкой, мифологической эпохи, когда на вершине горы Олимп в светлых чертогах жили бессмертные боги.

 На высоком золотом троне сидел Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Были они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа. Никто не верит в то, что на вершине Олимпа живут боги. Люди больше не молятся олимпийским богам, от веры в олимпийских богов остались только легенды, или мифы, как мы их называем. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.

Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.

Особое место мифологическая тематика занимает в архитектуре городов, в том числе донских, почему мною и выбрана в качестве темы для конкурсной работы экскурсия по улицам родного Новочеркасска, правда, всего лишь по двум – Платовскому проспекту и улице Московской. Такой маршрут выбран не случайно: задумано пройти дорогой гимназиста Алексея Лосева, будущего русского философа и филолога, видного деятеля культуры.  

Цель экскурсии –  наглядно показать юным экскурсантам, как зарождалась любовь к античности у подростка, что именно повлияло на его восприятие великого искусства древности и кем были заложены основы знаний этого искусства.

Приобщение к историческому и культурному наследию родного города необходимо моему сверстнику, каждый из нас должен быть патриотом. Была же для Алексея Фёдоровича Лосева самым дорогим реальность идеи Родины – не только большой, но и малой – с родной Платовской гимназией и гимназической домовой церковью святых солунских братьев Кирилла и Мефодия.

   

КОНТРОЛЬНЫЙ  ТЕКСТ  ЭКСКУРСИИ

"Лосевские места на карте Новочеркасска". Именно так тематически мыслится преломление  целого ряда экскурсий, связанных с именем великого мыслителя ХХ века Алексея Фёдоровича Лосева. Если учесть, что  информация об А.Ф. Лосеве, сопровождающая различные издания, редко обращается к его биографии раннего периода, представляется необходимым восполнить этот пробел. Правда, иногда встречаются упоминания, что родом он из маленького провинциального городка. Между тем, "маленький провинциальный городок" – это наш Новочеркасск, а школа, которую в 1911 году окончил будущий великий мыслитель – бывшая Платовская мужская классическая гимназия. Гимназия как учебное заведение имела в те годы высокий рейтинг в российской империи. Окончив её, юный Лосев поступил сразу на два отделения – философское и филологическое – Московского Императорского университета.

Казачий Новочеркасск – малая родина Лосева. Проведённые им здесь детство и юность стали своеобразным прологом к подвижнической деятельности учёного, которой он был предан всю жизнь. Родился Лосев в казачьей семье, отец был учителем математики, мать – дочерью настоятеля Михайло-Архангельского храма. От неё он унаследовал нравственные православные устои. С юности он увлекался литературой, философией, математикой, историей, древними языками.  

Первые жизненные шаги Алексея Лосева на его торном пути ко всемирному признанию были сделаны под высокими сводами любимой гимназии. Годы учёбы определили кардинальные направления формирования научных интересов будущего учёного. Лосев как-то и сам признался: "Можно сказать, что уже в последних классах гимназии возникли основные темы всей моей жизни: античность, интерес к символизму, математика, музыка и философские проблемы языка". Известно и его свидетельство о том, что "преподавательский состав в гимназии был сильным". Среди ведущих педагогов особенно выделялся Иосиф Антонович Микш, получивший звание заслуженного учителя (которое присваивалось, оказывается, и в то время). Чех по национальности, выпускник Русской семинарии при Лейпцигском университете в Германии, Микш стал кумиром юного Лосева. Являясь преподавателем древних языков, он пробудил в душе гимназиста неуёмный интерес к античному миру и восхищение им.

Другой безоглядной привязанностью Лосева стала философия. Знакомство с её проблематикой произошло, когда он был ещё учеником четвёртого класса. Постигая мир философии, Лосев открыл для себя учение Владимира Соловьёва, к которому он неоднократно возвращался в своих работах в течение всей жизни. Примечательно, что директор гимназии Фёдор Карпович Фролов, внимательно опекавший Лосева, подарил ему при переходе в восьмой класс собрание сочинений Вл. Соловьёва. Предполагал ли он, что этим жестом благословил на служение философии будущего автора капитального труда "Владимир Соловьёв и его время"?!

Закончив с золотой медалью гимназию, Лосев продолжил своё образование в Московском Императорском университете сразу на двух отделениях: философии и филологии.

Разумеется, университет многое дал для формирования личности  выдающегося мыслителя. Однако Лосев родился как исследователь всё же в Новочеркасске, причём в стенах любимой им гимназии. На закате жизни Алексей Фёдорович, как бы подытоживая пройденный путь, сделал примечательное признание: "В момент окончания мною гимназии в 1911 году я был уже готовый философ и филолог-классик одновременно. Так оно осталось на всю жизнь".  

Только 18 лет прожил Алексей Лосев в Новочеркасске, но, наверное, лучше сказать целых 18 лет! Не будем забывать: он не просто любил этот город, свою гимназию – он испытывал  к нему почти такие же светлые чувства, которые он пронёс через годы к своей матери. Новочеркасск дал ему путёвку в творческую и научную жизнь, гимназия стала его колыбелью.

Авторитет его работ непререкаем. Размышляя о творческом подвиге Лосева, не будем забывать: первый звёздный час пришёл к нему здесь, на донской земле, когда он, вчерашний ученик, 16 августа 1911 года решил приступить к своей давней задумке: к написанию философского сочинения "Высший синтез как счастье и ведение" – в объёме 15 глав. Немного найдётся в истории мировой философской мысли примеров такого раннего взлёта к её вершинам, который совершил уходящим летним днём выпускник Войсковой мужской гимназии Алексей Лосев.

Истоки феномена Лосева поддаются осмыслению лишь при учёте того ощутимого воздействия, которое оказало на формирование его личности пребывание в Новочеркасской войсковой гимназии. Это, действительно, было уникальное учебное заведение. Именно в его стенах мужал дух мыслителя-гиганта Алексея Фёдоровича Лосева, в будущем монаха Андроника. Между тем даже в имени инока отзываются греческие корни (Андроник в переводе с греческого –  это "победитель мужей").    

В каменной летописи Новочеркасска многое свидетельствует о начале жизненного пути А.Ф. Лосева. На проспекте Ермака сохранилось здание, где он учился: теперь это муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  № 3 им. атамана М.И. Платова. На улице Кирова (бывшей Западенской) стоит двухэтажный особняк где жили Лосевы. Затерялись на городских улицах и другие памятные места, связанные с началом лосевской биографии. Эти места являются объектами наших исследований, которые  будут положены  в разработки экскурсий "Лосевские места на карте Новочеркасска".

Сегодня имя Алексея Лосева - полноправное достояние мировой культуры. Однако оно еще не осознано нами как свое, донское, хотя уже давно вошло во всемирный атлас культурного наследия как имя философа из Новочеркасска. Оглядывая шеренгу мыслителей-гигантов, мы вправе выкликнуть его на вековой поверке среди других великих имен: Диоген Лаэртский! Гераклит Эфесский! Платон Афинский! Лосев Новочеркасский!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по святым местам Кубани. Урок - заочная экскурсия.

Нам повезло родиться и жить в России. В нашей стране  много Святых мест, но про многие мы даже не подозреваем....

Лосевские места на карте Новочеркасска. Лекция 1

Материал будет полезен для проведения школьных экскурсий....

Лосевские места на карте Новочеркасска. Экскурсия 2

Материал будет полезен для проведения школьных экскурсий...

Лосевские места на карте Новочеркасска. Экскурсия 3

Данная методическая разработка поможет направлена на развитие интереса школьников к изучению  истории своего края, своей школы....

Презентация Загадочные места на карте мира

Презентация Загадочные места на карте мира (проблемно-творческие интегрированные задачи)...

Конспект занятия по картингу "Ремонт и техническое обслуживание карта. Текущий ремонт карта. Тематическая экскурсия: автомастерская «Мерседес-бенц». Обсуждение профессий" для дистанционного занятия

Конспект занятия разработан для дистанционного занятия с детьми в интернете по направлению "Картинг". Содержит в себе тему занятия, новый материал по теме необходимый к изучению, задания по ...

Проект "Пушкинские места на карте нашей страны"

Проект направлен на изучение биографии А.С. Пушкина, связанной с его путешествиями по России. Любовь русского человека, признание гения Пушкина отразились на карте России: улицы, театры, музеи, б...