Презентация к выступлению на МО "Требования к составлению основной общеобразовательной программы основного общего образования"
учебно-методический материал на тему

Наталья Викторовна Зинович

Презентация содержит материал об ООП ООО, о требованиях к её составлению в связи с требованиями ФГОС, а так же об алгоритме составления рабочих программ и их видах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.rar2.96 МБ

Подписи к слайдам:

определение состава рабочей группы:

зам. директора по УВР
педагоги дошкольного образования, начальной и основной школы
педагог-психолог, логопед, медицинский работник
социальный педагог
воспитатели ГПД
общественность
консультант и т.д.
назначение руководителя

зам. директора или руководитель МО
определение порядка и плана работы группы
Создание
рабочей группы по разработке
ООП ООО
Отличие структуры ООП ООО от ООП НОО
Содержательный раздел:
Программа
формирования
УУД в начальной школе трансформируется в программу
развития
УУД;
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе трансформируется в программу воспитания и социализации;
В структуре ООП ООО не предусматривается отдельная программа формирования культуры и здорового образа жизни.
Организационный раздел:
В структуре ООП ООО не предусматривается как отдельный модуль план внеурочной деятельности;
Пояснительная записка
10. Стратегические характеристики ООП (технологии, формы, методы работы развития детей и т. п.)
11. Планируемые результаты выпускника НШ (личностные,
метапредметные
, предметные)
12.Наличие программ и аннотацию к ним
13. Описание
социокультурных
особенностей и потребностей города (исторические, географические и др. особенности ОУ, города, района...)
25
Федеральные государственные образовательные стандарты
Требования к
результатам
зафиксированы
личностные,

метапредметные, предметные
результаты

преемственность результатов для разных
ступеней
зафиксирован
системно-деятельностный
подход
структуре
зафиксировано наличие частей,
обязательной
и
формируемой участниками
образовательного процесса и их
соотношение
определены
разделы
ООП (содержательно и количественно)
интеграция
учебной и внеучебной деятельности
включена «
неаудиторная
занятость»
условиям
кадровым
финансовым
материально-техническим

иным
(информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
По каким бы стандартам ни учился ребенок,
наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
«Наша школа должна быть открыта для
всего нового, должна идти в ногу со временем
и при этом сохранять свое уникальное лицо,
свои корни, те ценности, которые веками
закладывались в обществе,
должна не только учить,
но и воспитывать человека и гражданина».

В.В. Путин
Содержательное наполнение компонентов ООП ООО:
Раздел ООП
Компоненты
раздела
Содержание компонентов
Целевой
Пояснительная
записка
Цели и задачи
Принципы и подходы
Планируемые
результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Система
оценки
Цель оценочной деятельности
КИМ
Формы оценочной деятельности
Условия и границы применимости
Формы промежуточной и итоговой аттестации (кроме ГИА)
разрабатываются авторами УМК на основе государственного образовательного стандарта, примерных (типовых) программ и
авторской концепции
построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
может быть разработана одним автором или группой
отличает оригинальность концепции и построения содержания
внедрению программы в практику работы образовательного учреждения предшествует ее экспертиза и апробация.
Авторские программы

ст.12 п.5 Закона «Об образовании в Российской Федерации»
«Основные образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность»
Структура основной образовательной программы основного общего образования
Планируемые
результаты
Учебный
план
Система
оценки
Пояснительная
записка
Система условий
реализации ООП
1. Ц е л е в о й р а з д е л
2. С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л
3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л
Формирование экологической
культуры, культуры здорового
и безопасного образа жизни
Программа
развития
УУД
Программа
воспитания и
социализации
Программы
отдельных учебных
предметов (курсов
)
Формирование
и развитие ИКТ-
компетентност
и
Социализация,
профессиональная ориентация
Учебно-исследовательская
и проектная деятельность
Программа
коррекционной
работы
Духовно-
нравственное
развитие и
воспитание
Пояснительная записка
5.
Адресность
ОП (контингент, возраст, состояние здоровья учащихся)
6. Кадровый состав
7. Требования к комплектованию классов
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
9.Особенности первой ступени общего образования (изменение ведущей деятельности, новая социальная позиция, формирование основ умения учиться, планирование своей деятельности, взаимодействия с учителем, учениками....)
Требования к структуре ООП
утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации
носят рекомендательный характер
не содержат распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Примерные (типовые) программы

детально раскрываются обязательные компоненты содержания обучения (инвариантная часть), параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана, указываются необхо­димые формы и средства обучения, приводятся методические рекомендации общего характера.
37
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность
Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством

Методическое объединение, 2014 г.

Требования к составлению основной общеобразовательной программы основного общего образования
Пояснительная записка
Пояснительная записка включает
:
1.Описание типа и вида ОУ
2. Цели и задачи, реализуемые в ООП ОУ
3. Структуру и содержание ООП ОУ ( основные аспекты, концепцию и содержание линий УМК, обосновать их выбор...)
4. Условия реализации ООП в соответствии с особенностями ОУ
Система общих принципов, которым отводится ведущая роль при проектировании основной образовательной программы
Целостность и комплексность ООП,
предусматривает охват всех сторон деятельности школы в соответствии с требованиями ФГОС

и определяется системой требований нормативно установленных стандартом: требований к результатам образования, к структуре основных образовательных программ условия и ресурсам их реализации в образовательном процессе ОУ
Полнота
отражения в ООП специфики ОУ, социокультурной среды школы
Единый контекст урочной и внеурочной деятельности предполагает
возможность охвата и реализации в ООП целостной жизни школьника
Требования к разработке учебных программ по предмету

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Спасибо
за внимание!
Доклад подготовлен заместителем директора по УВР МКОУ СОШ № 10 пос. Большевик Ипатовского района Ставропольского края
ЗИНОВИЧ НАТАЛЬЕЙ ВИКТОРОВНОЙ

Нормативно –правовое обеспечение ООП
Статья 7

В РФ устанавливаются ФГОС, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ
начального основного, среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования
Статья 9
ООП
включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов и материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Комментарии к Закону РФ «Об образовании»
Требования к структуре основной образовательной программы

к количеству и наименованию разделов (НОО-3, ООО-3, С(П)О – 3), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;
к минимальному и максимальному количеству учебных часов(
НОО_от
2904 до 3375 за 4 года, ООО от 5267 до 6020 за 5 лет, С(П)О - от
2170 часов до 2590 часов (не более 37 часов в неделю
) за 2 года);
к содержанию каждого из разделов;
к соотношению частей основной общеобразовательной
программы (80/20% для НОО,70/30% ООО, С(П)О);
к организации внеурочной деятельности, к объему часов (НОО–до 1450 часов за 4 года, ООО -
до 1350 часов за 5 лет
, С(П)О-
до 700 часов за два года обучения
Содержательное наполнение компонентов ООП ООО:
Раздел ООП
Компоненты
раздела
Содержание компонентов
Организационный
Учебный план
(70/30)
Объем нагрузки
Состав и структура обязательных предметных областей
Предметные области (филология,
общественно-научные предметы и т.д.)
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Система условий реализации ООП
Описание условий( кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материальных и т.д.)
Обоснование необходимых изменений
Механизмы достижения ориентиров
Сетевой график
Контроль состояния
Программа - нормативно – правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по конкретному предмету учебного плана школы

Виды программ:
Примерные
Авторские
Рабочие
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
отсутствуют некоторые обязательные разделы / цели задачи курса
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым УМК
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области.
требования к уровню подготовки учащихся не прописываются через
операционально
выраженные
диагностичные
цели - результаты обучения;
не отражена необходимость пересмотра самого содержания;
проблемы, связанные с разработкой контролирующих материалов.
В презентации использованы фрагменты выступлений
И.Г. Назаровой, зав. кафедрой педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО
22.01.09
Григорьева Д.В.,
зав. отделом методологии и технологии воспитания личности
Федерального института развития образования
Цыгановой С.К., зам. директора по УВР
МОУ ДПО УМЦ
г.Челябинска
Лаборатория
НИД
ООП является
официальным нормативным документом в ОУ,
определяющим содержание образования определенного уровня
и направленности ступени образования
Статус
ООП ООО
Пояснительная записка
Цель
пояснительной записки: представить и описать концептуальные основы и особенности ООП ОУ
В
разработке
ПЗ участвуют:
администрация ОУ, органы самоуправления (совет ОУ, попечительский совет, управляющий совет и др.)
Содержательное наполнение компонентов ООП ООО:
Раздел ООП
Компоненты
раздела
Содержание компонентов
Содержательный
Программы
отдельных
Учебных предметов,
курсов
Пояснительная записка (цели, характеристика, место учебного предмета в учебном курсе)
Содержание
Результаты(личностные, предметные,
метапредметные
)
Программа воспитания и социализации
Цели, задачи
Направления работы
Формы,
технологии
Результаты
Условия реализации
Программа коррекционной работы
Цели, задачи
Формы,
технологии
Результаты
Условия реализации
27
Требования к условиям реализации
основной образовательной программы
кадровые условия
возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
повышение квалификации один раз в пять лет
финансовые условия
норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
материально-технические условия
функциональный подход к определению условий

(возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры


информационная среда образовательного учреждения
Рекомендуемая структура рабочей програ
ммы
6. содержание учебного предмета, курса;
7.тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности
8. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
9. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
После разработки рабочей группой ООП
:

провести внутреннюю экспертизу документа, в т.ч используя компетенцию совета по введению ФГОС НОО, органа ГОУ
обсудить и утвердить образовательную программу на педагогическом совете ОУ
инициировать внешнюю экспертизу документа на муниципальном или региональном уровне
утверждение ООП

Планируемые результаты освоения ООП
Являются основой для разработки ООП
Обеспечивают связь между требованиями ФГОС и системой оценки результатов освоения ООП
Являются содержательной и
критериальной
основой для разработки рабочих программ предметов
Уточняют и конкретизируют личностные,
метапредметные
и предметные результаты
Понятие ООП
Локальный нормативный документ, описывающий содержание образования и механизм реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов в конкретном образовательном учреждении.
Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса на определенной ступени общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).
В ООП конкретизируются основные положения стандарта применительно к особенностям вида образовательного учреждения, возможностям социокультурной среды, образовательным потребностям и запросам обучающихся.
Основные источники для проектирования ООП ООО
ФГОС основного общего образования.
Примерная основная программа. Основная школа.
Основная образовательная программа НОО.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
6. Примерные программы по предметам.
7. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
8. Устав ОУ.
9. Программа развития ОУ
Требования к разделам ООП
Титульный лист
1. Полное наименование ОУ в соответствии с уставом
2. Где, когда и кем утверждена ООП
3. Указания на принадлежность уровню и ступени общего образования
4. Срок реализации данной программы
5. Разработчики ООП
6. Год разработки.
Содержательное наполнение компонентов ООП ООО:
Раздел ООП
Компоненты
раздела
Содержание компонентов
Содержательный
Программа развития УУД
Цели и задачи
Место и роль
Понятия,
функции, состав, основные виды , характеристика УУД
Типовые задачи
Особенности реализации УУД в различных видах деятельности(урочной и внеурочной)
Формы организации исследовательской и проектной деятельности
Содержание, виды, формы внеурочной деятельности
Перечень, описание ИКТ-компетенций
Планируемые результаты, система оценки, условия
26
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Личностным
готовность и способность к саморазвитию
мотивация к обучению и познанию
ценностно-смысловые установки
социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным
универсальные учебные действия:
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Предметным
опыт деятельности специфической для данной предметной области
система основополагающих элементов научного знания
Функции рабочей программы
 
- является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- фиксирует состав элементов содержания (дидактические единицы), подлежащих усвоению учащимися,
- определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Рекомендуемая структура рабочей программы
1. титульный лист.
2. пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
3. общая характеристика учебного предмета, курса;
4. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью

Адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования  для детей с умственной отсталостью разработана МКОУ Кондинская СОШ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Основная общеобразовательная программа среднего общего образования

Основная общеобразовательная программа среднего общего образования (ФГОС СОО)...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...