НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.
статья на тему

Статья содержит информационный материал с опорой на опыт работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Жизненные реалии заставляют всерьез задуматься над причинами рассогласования во внутреннем мире человека, значительного обеднения его образа. Не случайно внимание широкой общественности - политиков, ученых, деятелей культуры и искусства, педагогов и других представителей общества - приковано к проблемам духовно-нравственного состояния граждан, от которого зависит будущее государства, его прогресс и место среди высокоразвитых стран мира.

Воспитанники  КМЖ «Омега » на сегодняшний  день  значительно отличается от своих сверстников 60-80-х гг. В условиях моно-партийной коммунистически ориентированной системы, педагогический идеал воспринимался как оптимальная цель воспитания, образец поведения, полностью соответствующий общепринятым критериям и нормам. Воспитание в духе коллективизма, преданности комсомолу и коммунистической партии, которые были тогда основными ориентирами жизни, стали нежизнеспособными, изменилась иерархия ценностей. В конце 80-х - начале 90-х гг. ушедшего века наступает период утраты прежних идеалов. Создалось ощущение идеологического вакуума, общество захлестнула волна прагматизма и утилитаризма. Наступил период развенчания прежних социальных ценностей и нравственных ориентаций, однако быстрого обретения содержательно новых идеалов не произошло. Между тем ни воспитание в целом, ни жизненное самоопределение человека, ни духовная жизнь общества без них невозможны. И уже вскоре образовавшийся вакуум стал заполняться другими идеалами, причем очень разными: от естественного желания лучшей жизни, достойных человека условий существования - до стремления к быстрому обогащению любыми путями; от возвращения к общечеловеческим идеям гуманизма, лучшим отечественным духовным традициям - до ксенофобии и нетерпимости к инакомыслящим и инаковерующим. В этом широком диапазоне и сейчас продолжается не очень успешный поиск национальной идеи.

В современных условиях идеологической неопределенности, но уже явно наметившейся тенденции движения к духовности и гуманизму особенно важно вернуться к понятию идеала, уточнить его роль в воспитании, а также поразмышлять, как он влияет на характер и результаты научно-педагогических исследований и творческую созидательную деятельность. Идеал (от франц. Ideal, от греч. - идея, первообраз) - это и есть образ желаемого (обществом, воспитателем, воспитанником, если он стал уже субъектом процесса) будущего как лишенного недостатков, совершенного. Это своего рода предел желаемого, воплощение цели, жизненных устремлений людей.

Анализ различных аспектов формирования нравственной культуры студенческой молодежи свидетельствует о постоянном внимании ученых разных областей науки к вопросам морали и нравственности на методологическом, теоретическом и практическом уровнях.

Педагогический аспект отражен в исследованиях Л. М. Архангельского, Е. В. Бондаревской, О. С. Богдановой,

Д. И. Водзинского, К. В. Гавриловец, Д. М. Гришина, Г. Н. Гумницкого и др.; в исследованиях зарубежных авторов (К. Роджерс, Л. Кольберг, Е. Хиггинс, М. Блатт, Р. Мейер, С. Клинтон, В. Беннет.).

На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы по проблемам морали и нравственности, нравственного воспитания молодежи мы определяем сущность нравственной культуры как одной из наиболее ярких характеристик духовности личности, в которой представлены система нравственных знаний, убеждений и нравственного поведения в соответствии с общечеловеческими и национальными представлениями о нравственных ценностях.

Следует подчеркнуть, что нравственные ценности имеют историко-преходящий характер, т.е. система нравственных ценностей в разные исторические эпохи изменялась и зависела от общественных идеалов, от степени окультуривания и одухотворения личности.

Нравственная культура включает: знания о нравственных ценностях, нормах морали и нравственного поведении, нравственные чувства, нравственное поведение .

Близки данному понятию представления об идеальном - совершенном, желаемом, гармоничном и понятие идеи как мысли о способе преобразования реального в направлении к идеальному. Система идей, позволяющая жить, функционировать и развиваться человеку и социальным системам, - это и есть идеология. Полагаем, что данное понятие не следует отождествлять только с системой определенных политизированных установок. Конечно, возможна и такая идеология, которая "подпитывается" консервативными и даже реакционными целями, сдерживая развитие и по сути отвечая устремлениям узкого круга лиц, не заинтересованных в прогрессе.

По поводу возникновении морали как формы общественного сознания и регулятора человеческого поведения имеется несколько точек зрения. Первая точка зрения отстаивается представителями религиозной этики, которые считают, что мораль - божий дар и основные ее требования и понятия являются данными раз и навсегда. Вторая точка зрения на происхождение морали имеет светскую природу. Ее возникновение выводится из наличия у людей групповых альтруистических чувств, нравственного инстинкта, присущего человеку. Третья точка зрения отмечает возникновение морали как результат исторического развития человеческих отношений.

Все указанные категории составляют основу любой воспитательной (педагогической) системы, где особо зримо просматривается стремление к идеалу, а само восхождение от реальности к идеалу соотносится с гуманистическими педагогическими системами прошлого и настоящего . Как известно, идеалом образовательной сферы, начиная с античности и до 90-х гг. XX в., считалось воспитание всесторонне развитой, гармонической личности, хотя его реальное наполнение, трактовка самого понятия изменялись. В последние годы понятие "всесторонне развитой" заменили на "разносторонне" или просто - "развитой личности", а от "гармоничной" или "гармонически развитой" отказались на том основании, что это пока недостижимо.

К фундаментальным человеческим качествам, определяющим моральный облик людей, относятся: сострадание, милосердие, желание делать добрые дела, противостоять злу, скромность, человечность, терпимость. Однако эти и другие качества трудно внедрять в жизнь общества в условиях вопиющего экономического и политического неравенства, кричащей роскоши одних и предельной бедности других.

Возникает вопрос: правомерно ли, необходимо ли ставить в воспитании и образовании цели-идеалы с отдаленной перспективой или вообще реально недостижимые? Нам представляется, не только правомерно, но и совершенно необходимо. Речь идет о целях-идеалах, о целях-ориентирах, об идеалах-ценностях, которые определяют направление совершенствования образования, его содержание, перспективы на последующих этапах социокультурного и экономического развития.

Содержанием нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности  клуба  по месту жительства «Омега »являются:

Патриотизм,   включающий в себя ценности: Любовь к Родине; Любовь к своему народу; Любовь к своей «малой Родине»; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

Социальная     солидарность: Свобода личная и национальная; Доверие к Людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

Гражданственность:   Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

Семья: Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

Труд    и творчество: Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; Бережливость.

Наука: Познание; Истина Научное познание мира; Экологическое сознание.

Традиционные            религии: включают представление о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества. Религиозной картине мира.

Искусство       и литература: Красота, Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

Природа:         Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

Человечество: Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Систематизация ценностей указывает на содержащиеся в национальной культуре источников нравственности и человечности и имеет особое педагогическое значение. Каждая из вышеобозначенных групп базовых ценностей педагогически оформляется в целевую программу воспитания и социализации.

Мораль представляет собой один из наиболее ярких признаков человеческого рода, выступает общей программой и регулятором жизни. Нравственность человека воплощается в перипетии свободного личностного поступка на основе личностного переживания и осознания общечеловеческих нравственных ценностей, правил и норм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...

Статья "Создание атмосферы психологической поддержки в театральных объединениях" -Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи».

Cборник  с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи»  [[{"type":"media","...

Доклад "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."

Доклад "дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи." на XXV Международных Рождественских чтениях. Региональный этап....

Презентация к докладу "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."

Презентация к докладу "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."  на XXV Международных Рождественских чтениях. Региональный этап....

Духовно-нравственное воспитание – залог нравственного и интеллектуального развития молодежи.

.Невозможно в современных условиях вседозволенности воспитать молодежь без понимания ими духовной стороны жизни....