Современные психолого-педагогические требования к формированию целей обучения
статья на тему

Мирошниченко Лариса Александровна

Профессиональная подготовка современных специалистов должна осуществляться как практика развития личности и потенциальных сил человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ.

Методическое сообщение подготовлено для

работы на ЦМК по специальности «Сестринское дело»

преподавателем ГБОУ СПО «Вышневолоцкий медицинский техникум»

Мирошниченко Л. А.

             Основными целями системы профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Достижение этих целей зависит от того, как будет сформировано содержание образования. В педагогике проблемами образования и обучения занимается раздел дидактики – теории образования и обучения.

            Обучение – это целенаправленный, планомерно организованный процесс предъявления обучающимися новой учебной информации, организации их на ее освоение, на выработку умений и навыков, развитие познавательных способностей.

           Основной результат обучения – знания, умения и навыки, усвоенные студентами, познавательные потребности и способности сформированные у них.

           Многоплановость и многогранность процесса обучения позволяют сформировать несколько групп требований к нему:

- дидактические требования

- воспитательные требования

- психолого-педагогические требования

- организованные требования

- гигиенические требования.

К дидактическим требованиям относятся:

  • реализация на уроке основных принципов дидактики

- научности

- доступности

- систематичности и последовательности

- сознательности и активности

- единства обучения и воспитания

- связи теории с практикой

- наглядности

- прочности знаний и умений

- индивидуального подхода к обучающимся;

  • четкое определение целей урока в целом и места конкретного урока в общей системе учебных занятий;
  • оптимальное содержание урока в соответствии с требованиями образовательной программы по предмету и целями урока;
  • педагогическое мастерство преподавателя, творческое применение различных методов и приемов обучения, обеспечение высокой познавательной активности студентов на уроке, оптимальное сочетание изложения преподавателем материала с самостоятельным поиском студентов, решением проблемных задач и выполнением заданий творческого характера;
  • дифференцированный подход к обучающимся в соответствии с их уровнем подготовленности к усвоению учебного материала;
  • преемственность в обучении (связь данного урока с предыдущими занятиями на основе внутри- и межпредметных связей с целью формирования системы знаний и умений);
  • применение рациональных методов контроля.

К воспитательным требованиям относятся:

  • реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения;
  • воздействие на мотивационную сферу личности студентов, стимулирование и формирование положительного отношения к учению, развитие самостоятельности и творческих способностей студентов;
  • высокая требовательность преподавателя, сочетающаяся с уважением к личности студентов, соблюдение педагогического такта.

К психологическим требованиям относятся:

  • направленность урока на развитие познавательных психических процессов (внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и др.);
  • учет психологических особенностей и психического состояния студентов на уроке;
  • собранность преподавателя, его умение распределять свое внимание между всеми обучающимися, самообладание и самоконтроль, доброжелательность и справедливость.

К организационным требования относятся:

  • четкая структура урока, соответствующая его цели, содержанию, методам обучения;
  • рациональное использование времени урока для полноценной обучающей работы.

К гигиеническим требованиям относятся:

  • предупреждение умственного и физического переутомления (обеспечения чистого воздуха в аудитории, благоприятного для учебных занятий, температурного режима, норм освещения, соответствие учебной мебели физическим данным студентов).

         В своей педагогической деятельности мы стараемся руководствоваться следующими принципами:

-  принцип личностного целеполагания (способность человека к постановке целей своей деятельности. Здесь учитывается достижения учебных целей студента и целей личностного развития);

- принцип междисциплинарных основ в деятельности будущих специалистов (все дисциплины учебного плана способствуют формированию умений);

- принцип продуктивности учебного процесса (при определении продуктивности деятельности студента учитывается уровень развития и его ориентации в полученных новых знаниях);

- принцип ситуативности (для организации деятельности студентов при участии педагога создается образовательная ситуация с помощью основополагающих и проблемных вопросов. Её цель – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность студента в направлении познания предмета. Любое проявление творчества поддерживается преподавателем);

- принцип рефлекции – осознания способов деятельности, которыми овладел студент в ходе выполнения заданий (обучения).

                 Анализируя проблему развития умений студентов мы исходим из понимания того, что профессиональная подготовка современных специалистов должна осуществляться как практика развития личности и потенциальных сил человека.

Используемая литература:

  1. Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях»;
  2. Журнал «Специалист» №2-2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные психолого- педагогические условия обучения ИЯ на старшей ступени

Методическое обоснование оптимизации процесса обучения ИЯ в старших классах...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

Современные психолого-педагогические технологии обучения Содержание Введение1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды2. Дистанционное обучениеЗаключениеЛитература...

Современный психолого-педагогический дизайн педконсилиума.

  С целью определения основных направлений совместной работы педагогического коллектива Горловской общеобразовательной школы 1-3 ст. № 22, меня, как классного руководителя, родителей учащи...

Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования

В апреле 2016 года в Институте психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета прошли обсуждения проблем асоциального поведения в современной школе. П...

"Современные психолого-педагогические технологии обучения"

В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываю...