Материалы для речевых разминок
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Елина Марианна Альбертовна

Материал предназначен для уроков риторики (факультативов в младшем и среднем звене), а также в качестве динамических пауз по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_dlya_rechevykh_razminok.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для речевых разминок

I. Упражнения на дыхание

Необходимо решить следующие задачи:

1) научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха), а также разные типы выдоха (непрерывный и прерывистый);

2) выработать умение делать правильный вдох (носом);

3) увеличивать объем легких;

4) развивать умение правильно выдыхать;

5) научить делать правильно добор воздуха и т.д.

1. Сделайте глубокий вдох на счет «раз». Следите, чтобы воздух не останавливался в грудной клетке, а проходил до диафрагмы, до средней части туловища. Задержите дыхание на «раз-два-три», затем медленно выдохните, считая про себя. Запомните, на каком счете вы израсходуете весь воздух. Повторяя упражнение, старайтесь продлить дыхание.

2. Представьте, что рядом с вами кружится, падая, пушинка. А вам захотелось поиграть с ней, не давая ей упасть с помощью энергично выдыхаемого воздуха, который «подбрасывает»  пушинку снова вверх.

3. Измените работу на выдохе: вместо счета произносите вслух поочередно звуки «с» - «з».

4. «Посчитаем Егорок». Проговорите скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки», после этого выдохните остаток воздуха, сделайте новый глубокий вдох и считайте Егорок, не склоняя это имя. Например, «Раз Егорка, два Егорка…» Как только воздух закончится, упражнение прекращается. При повторении упражнения старайтесь улучшить свой результат.

5. «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ ». Представьте себе, как поезд набирает ход. Постарайтесь произнести скороговорку «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ;  ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ;», постепенно наращивая темп при повторении перечисленных звуков.

6. «Поехали на лифте». Сделайте вдох и начинайте объявлять этажи громко, ясно:

                                - Первый этаж!

                                - Второй этаж!

                                - Третий этаж!

Перечислите этажи с первого до пятого, а затем начните считать в обратном порядке без добора воздуха. Попробуйте подняться на лифте двенадцатиэтажного дома. Можно выполнять упражнение, повышая и понижая тембр голоса.

7. Счет на внимание. Ведущий разминку начинает считать вслух, время от времени плавно или резко менять громкость от шепота до почти крика или наоборот. Задача остальных – повторять за ведущим, следить за изменением громкости.

8. «Выдох через соломинку». Представьте, что у вас в руках  тоненькая соломинка. Поднесите ее ко рту и, вдохнув, постарайтесь весь запас воздуха из ваших легких выдохнуть через маленькое отверстие в этой воображаемой соломинке. Постарайтесь выдыхать как можно дольше.

9. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением темпа. Примерно так:

                 1        2        3      4     5    6    7   8  9 10.

10. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным замедлением темпа. Примерно так:

                1 2  3   4    5     6      7      8      9        10.

11. «Горка». Посчитайте до 10, постепенно увеличивая громкость, а после 5 уменьшая ее.

                                                        5

                                                     4           6

                                                  3                    7

                                        2                                8

                                1                                                9

                                                                                        10

12. Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.

13. Упражнение на распределение дыхания. Прочитайте текст из сказки А. Милна «Вини пух и все-все-все» правильно распределяя паузы, интонируя предложения. Повторять текст, пока не удастся добирать воздух всего два раза.

«Представьте себе, как обрадовался Пятачок, когда наконец увидел корабль. Потом долгие годы спустя он любил думать о том, что был в очень большой опасности во время этого ужасного потопа, но единственная опасность ему угрожала только в последние полчаса его заключения, когда Сова уселась на ветку и, чтобы его морально поддержать, стала рассказывать ему длиннейшую историю про свою Тетку, которая однажды по ошибке снесла гусиное яйцо; и история эта тянулась и тянулась, совсем как эта фраза, пока Пятачок, который слушал Сову, высунувшись в окно, потеряв надежду на спасение, начал засыпать и, естественно, стал помаленьку вываливаться из окна; но, к счастью, в этот момент, когда он держался только одними копытцами задних ног, Сова громко вскрикнула, изображая ужас своей Тетки и ее голос, когда она (Тетка) обнаружила, что яйцо действительно гусиное, Пятачок проснулся и как раз успел юркнуть обратно и сказать: «Ах, как это интересно!» - словом, вы можете себе представить его радость, когда он увидел славный корабль, который плыл ему на выручку… Ну, эта история здесь по сути дела кончается, а я так устал от этой последней фразы, что тоже не прочь бы кончить…»

II Артикуляционные упражнения

Необходимы для «разогревания» мышц языка, губ и щек, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при говорении; помогают снять психологический «барьер молчания».

Для языка.

1. «Колечко». Загните кончик языка так, чтобы он  «заглянул» вам в гортань. Подержите в таком положении язык 2 – 3 сек., а затем расслабьте.

2. «Язык змеи». Высуньте язык и сделайте его кончиком 2 – 3 движения вверх – вниз. При повторении этого упражнения помните, что язык нужно высовывать очень быстро, и еще быстрее его убирать.

3. «Завиток». Загните кончик языка так, чтобы он прикоснулся к уздечке языка. Подержите в таком положении язык 2 – 3 сек., а затем расслабьте.

4. «Самый длинный язык». Высуньте язык и попробуйте достать им кончика носа. А теперь кончика подбородка. Далее левого уха, потом правого. Повторите упражнение.

5. «Трубочка». Покажите, что язык вас слушается: приподнимите его с боков так, чтобы он «свернулся в трубочку» по всей длине. Расслабьте, повторите упражнение, увеличивая темп.

6. «Распорка». Упражнение получается далеко не у всех. Нужно поставить язык перпендикулярно зубам «на ребро» как распорку во рту, а потом перевернуть на другое «ребро».

7. «Проколи щеку». Напрягите кончик языка и упритесь им в щеку изнутри. Повторяйте, попеременно «прокалывая» то правую, то левую щеку. (для языка и щек)

Для губ.

8. «Хоботок». Изо всех сил сожмите губы в кружок так, чтобы между ними оставалось небольшое пространство, и выпятите их вперед. Подвигайте «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, по кругу по часовой и против часовой стрелки.

9. «У кого губы краснее?» Покусайте осторожно губы, чтобы они покраснели. Не переусердствуйте.

10. «Покажи зубки». Оттопырьте губы так, чтобы обнажились десны. Поочередно то верхнюю губу оттопыривать, то нижнюю.

11. «Грустно – весело». Сначала представьте себе, что вам грустно и обидно; плотно сожмите губы (сложите губы бантиком). Вдруг вас кто-то рассмешил, и у вас рот растянулся в улыбке. Продолжайте сжимать и растягивать губы 3 – 4 раза, постепенно увеличивая темп. (для губ и щек)

12.  «Ёжик».  Попыхтите, как это делает спешащий ёжик: «Пых-пых-пых…»  Делайте это упражнение столько, насколько хватит запаса воздуха. (Для губ и дыхания)

Упражнения на зевание (выполняются с зеркальцем).

1. Откройте рот, рассмотрите полость зева и зевните.

2. Рот закрыт, ноздри расширены, зевните с закрытым ртом.

3. Произнесите несколько раз звуки [к], [г], [к-г], [г-к]. Они укрепляют мышцы глотки.

4. произнесите [а-о-у], стараясь шире раскрыть не рот, а полость зева.

III Дикционные упражнения

Нужно: 1) продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования

                  звуков;

          2) научить слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи;

          3) добиться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов.

Комплексы дикционных упражнений рассчитаны на 5 – 6 классы, в 7 классе не проводятся, так как большее внимание уделяется произнесению скороговорок.

5 класс. 1. Голова – к голове; мех уже – мех  хуже; пыль летит – полетит.

                 2. Потащить – подтащить; пол ломают – поломают; их лев – их хлев.

                 3. Гале – к Гале; вас звать – воззвать; прель листвы – прелесть – вы.

                 4. Зуб больной; ранее – раннее; по цепи – подцепи.

                 5. Ведро – в ведро; пол-листа – полистай; водовоз тяжелый воз вверх ввез.

             6. Жать – сжать; рубль лишний; коридор – коррида.

             7. Ведение – введение; раз сбить – разбить; оцепить – отцепить.

             8. из-за них – и за них; шить шубу – сшить шубу; оплот – об плот.

             9. Спиной – спинной; но синий – нос синий.

             10. Кате – к Кате; два бала – два балла; поделка – подделка.

             11. Раб беглый; вас беречь – вас сберечь; нам маяться – не намаяться.

             12. Вас валить – вас свалить; потягивать – подтягивать; почет чтецам.

6 класс. 1. Адресант – адресат; вбежать – взбежать; прапрапрапрадед.

             2. Отвести – отвезти; воз с зерном; дочь – дождь.

             3. Пара параграфов; вбить – взбить; сцапать цаплю.

             4. Поступать – проступать; грабить граблями; щавель на щи.

             5. Гром грохочет; осудить – обсудить; постричь – подстричь.

             6. Стих – вихрь; скарб – скорбь; щи – не ищи.

             7. Марш по маршруту; крякали и каркали; вдох – выдох.

             8. Плащ – плач; мот –мед; даль – в даль.

             9. Искал Мадагаскар; наклей-ка наклейку; йогурт для Егора.

            10. Перо – Пьеро; верх – вверх; берег – об берег.

            11. Тигр спрыгнул; горка – горько; пример – премьер.

            12. Зорко – зорька; венец царевны; лечь – лещ.

            13. Зов волка; странствия по странам; сыпь – зыбь.

            14. Гриб – к грибам; прапрапрапрабабушка; обязать – обвязать.

            15. Брод – в брод; сел и съел; бездна без дна.

            16. Мол – моль; плач цапли; тишь – чиж.

            17. Проверка – проверь-ка; шум машин; клик – клык.

            18. Разгар разговора; жар – жарь; свет – цвет.

IV Произнесение скороговорок

Необходимо:

1) тренировать учеников в произнесении разных сочетаний звуков;

2) дать образцы четкого произнесения скороговорок в разном темпе;

3) обращать внимание прежде всего на четкость артикуляции, на членораздельность речи, а не только на темп; нельзя наращивать темп речи, если язык «не слушается»;

4) объяснить последовательность по «освоению» скороговорок.

                               

.

5 класс. Около колодца кольцо не найдется.

           Сачок зацепился за сучок.

           Убил бобра, но не добыл добра.

           Где щи, там и нас ищи.

           Осип охрип, Архип осип.

            Волки рыщут – пищу ищут.

           Баран-буян залез в бурьян.

           Наш Полкан попал в капкан.

               Всякого щеголя не перещеголяешь.

           Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами – на ветке.

            Течет речка, печет печка.

            Краб крабу сделал грабли.

           У елки иголки колки.

           Раз солгал – навек лгуном стал.

           У нас гость унес кость.

           Шаги шакала бесшумны.

           На прилавке – булавки, на полке – иголки.

           Около кола – колокола, около ворот – коловорот.

           Слово не стрела, да острее стрелы.

           Речисто, да не чисто.

           Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

           Хороши в дорожку пирожки с горошком.

           Все бобры для своих бобрят добры.

           Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

           По семеро в сани уселись сами.

           У щучки чешуйки, у чушечки щетинки.

           Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

           Не расти, трава, посреди двора.

           Три сороки-тараторки тараторили на горке.

           Ткет ткач ткани на платки Тане.

6 класс. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, и все со сметаной и с товорогом.

           Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

           Возьми у белобородого мужика полкринки кислого молока.

           Борона боронили неборонованное поле.

           У гусыни усов ищи – не сыщешь.

           Купили Валерику и Валеньке варежки и валенки.

           Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

           На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова посреди двора.

           Мама мыла Милу мылом, мама мыло уронила.

           Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель

               на мели ели.

           Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

           Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

           Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

           Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

           У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

           Валин валенок провалился в прогалинок.

           Речисто рассуждал ритор о риторике.

7 класс. 1). Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

              2). Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

              3). Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

                    На то Хавронье и рыло, чтобы она рыла.

              4). Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали; инженеры нивелировала,

                    нивелировали, да не вынивелировали.

              5). Катал Сеня Соню с Саней в санках. Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, Соню в

                  лоб, с санок все в сугроб.

К 7 классу учащиеся самостоятельно выбирают скороговорки для речевых разминок из ранее изученных.

V Артразминка.

Основная задача, которая решается артразминкой, в том, чтобы показать взаимосвязь между ситуацией общения и соответствующим ей произнесением текста. В ходе выполнений заданий «артпрактикума» учащиеся должны научиться:

1) соотносить исполнение того или иного текста (состоящего порой из одного слова) с различными ситуациями общения;

2) ощущать с помощью смоделированных ситуаций, как и от чего меняются параметры голоса;

3) прослеживать зависимость между некоторыми жанрами текста и их звуковым обликом;

4) оценивать диапазон своих речевых возможностей;

5) осознавать свой индивидуальный стиль речи.

Артразминки начинаются с 7 класса.

1. В звуках голоса сила и громкость часто гармонически сочетаются: возрастает громкость, и голос усиливается. Но иногда сила и громкость не соответствуют друг другу.

Ситуация: вы разговариваете по телефону ,а рядом с вами шумят, играя, младшие ребятишки. Утихомирьте их не за счет громкости, а за счет силы голоса. Проговорите, например, фразу: ИШЬ, РАСШАЛИЛИСЬ!

2. «Попилим!» Попробуйте «распилить» бревно двуручной пилой (работа идет в паре). «Возьмитесь за ручки пилы» и начинайте пилить. Сначала у вас будет небольшая амплитуда движений и соответственно небольшая длительность выдоха со звуком «с-с», которым вы обмениваетесь, попеременно «двигая пилу» в свою сторону. Но раз от раза движения становятся все шире и звук длится все дольше: «с-с-с-с-с», до тех пор, пока один из вас не «выдохнется».

3. Вы – внимательные эмоциональные слушатели, которые реагируют на рассказ приятеля только возгласами (ах! Да что ты! Не может быть!) Постарайтесь передать в возгласах удивление, страх, восхищение, разочарование, интерес к описываемым событиям.

4. Вообразите, что вам предстоит начать концерт в переполненном актовом зале школы. Вы уже вышли на сцену, но в зале продолжается шум. Ваша задача – привлечь к себе внимание и поприветствовать слушателей. Подумайте, с какими словами уместнее обратиться и какими  качествами должен обладать ваш голос.

5. «Скорее посмотри». Представьте, что вы «увидели» что-то необычайно интересное на улице или в телепередаче. Позовите соседа (соседку) посмотреть то, что вас так заинтересовало. Постарайтесь голосом передать, что такое зрелище пропустить невозможно.

6. «Нет». Вам приходится отказать в ответ на просьбу вашего(ей) соседа (соседки) по парте. Произносите слова отказа: а) категорично; б) мягко, как будто вам жаль, что приходится отказывать; в) неуверенно, нерешительно и т.д. Постарайтесь найти как можно больше разнообразных смысловых оттенков в подтекстах произносимых слов.

7. «Диалог». Разыграйте диалог кошки с собакой (например). Каждый остается в «своей» роли и произносит соответствующие звукоподражательные слова. Ваша задача: после небольшой «ссоры» найти «общий язык» и примириться, не произнося ни одного «человеческого» слова.

8. Вдохните. Произнесите на выдохе фразу: «Фу, Фефела в фартуке и вся в фасоли!» (укоризненно, брезгливо). Повторите фразу несколько раз, повышая громкость.

Комплексная гимнастика.

        I. Жил-был язык. Вот он какой был (покажите язык, вытянув его как можно дальше)! Очень любил язык красоваться перед соседями на крыльце своего домика, вот так (высуньте язык несколько раз, словно дразните кого-то)!

        Захотел язык пригласить в гости …губы. Уж очень они ему понравились: красные, пухлые, мягкие – вот какие (оттопырьте губы несколько раз)!

        Решил язык к приходу гостей убрать свой дом, чтобы не стыдно перед дамами было.

        Сначала он побелил потолок (погладьте языком верхнее небо), затем вымыл стены (погладьте внутреннюю сторону щек), подмел пол (погладьте место под языком, не оставляя мусор по углам), смахнул паутину с двери (пройдитесь языком по внутренней и внешней сторонам зубов), затем еще раз прошелся по всему дому (повторите все движения языка) и высунулся на крыльцо – вот я какой (покажите язык)!

        Кто перед таким устоит? Вот губы и не устояли – пожаловали в гости (заверните губы внутрь рта несколько раз, изобразите напоследок губами поцелуй, звонкий, радостный)!

        II. 1. Упражнения на осанку (выполняются сидя):

                 а) сядьте прямо, руки положите свободно на колени; на вдохе (через нос) слегка

                         отведите плечи вперед, затем сделайте ими круговое движение (вверх и назад

                         до соприкосновения лопаток), выдохните, опустив плечи;

                 б) сидя за столом (исходное положение: голова наклонена к столу, руки

                         свободно опущены). Выпрямитесь, руками потянитесь вверх, одновременно

                         зевая, прогнитесь назад, запрокинув голову и опустив руки за спиной.

             2. Упражнения на подготовку голоса к работе (выполняются стоя):

                 а) тяжело «уроните» голову вперед;

                 б) сделайте ею широкий круг, словно перекатываете шар по плечам, спине,  

                         груди (не напрягайте мышцы шеи и горла!); сделайте круг в другом

                         направлении;

                  в) вращайте головой и произносите: «ффф», «ха-ха-ха», «хамм»; повторите,

                          меняя высоту голоса;

                  г) крепко сожмите зубы, затем разожмите. Повторите, наблюдая, как за ушами

                          мышцы напрягаются;

                  д) зевните и зажмите уши в тот момент, когда нижняя челюсть опустится;

                  е) откройте рот, возьмитесь обеими руками за нижнюю челюсть и спокойно

                          покачайте ее вверх-вниз (не в стороны!).

        3. Упражнения на дыхания (1-2)

        4. Упражнения на дикцию (1 из комплексов)

        5. Упражнение на произнесение скороговорок (1-2), произносить 3 раза,

                       убыстряя темп.

        6. Упражнение из блока «Артразминка».

Диагностика выполнения заданий речевых разминок.

I. Проведение разминок.

        Первые речевые разминки, начиная с 5 класса, проводились учителем, так как учащиеся должны были учиться делать правильный вдох и выдох, выполнять артикуляционные, дикционные упражнения, учиться четко произносить скороговорки, далее увеличивая темп. На разминку отводится примерно 7 минут. Проводить ее можно как в начале урока (можно добавлять психологический настрой на урок или вид работы), так и в середине перед тем, как изменить вид деятельности, и в конце, когда дети утомлены более трудными заданиями.

        В дальнейшем роль ведущего передается одному из учащихся класса, который проводит разминку по данному в учебнике плану (если что-то не получается, учитель помогает). Критериями диагностики роли ведущего выбраны следующие:

        1) умение выполнять и показывать другим учащимся упражнения;

        2) умение организованно, четко проводить разминку, давать команды;

        3) умение вежливо обращаться к учащимся класса;

        4) умение управлять деятельностью учащихся.

Из 25 учащихся класса выступали в роли ведущего разминку  22 человека, 15 из них неоднократно, что составляет 88 %. 3 человека не проводили разминку ни разу: 1 – Никитина Марина ушла в школу по месту жительства; Владимирова Настя – часто болеет, брала роль ведущего, но заболевала; Скоморохин Кирилл – очень сложный ребенок, взят опекунами и начал обучаться в школе постоянно только в 4-м классе, до этого занятия не носили постоянный характер, в коллективе был аутсайдером; вначале отказывался даже участвовать в разминке, но к середине 5 класса начал включаться в урочную деятельность, хотя к доске не выходил. В роли ведущего боится выступать.

Методом ведения диагностики выбрано наблюдение.

II. Умение выполнять упражнения на дыхание.

        Упражнения на дыхание – важный элемент речевой разминки, так как неумение правильно делать вдох, выдох, добор воздуха снижает качество речи в целом.  Упражнения развивают умение говорить на выдохе набранного воздуха без добора, построены на маленьких, но интересных текстах.

        Упражнения позволяют решать следующие задачи:

1) различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха), а также разные типы выдоха (непрерывный и прерывистый);

2) делать правильный вдох (носом);

3) увеличивать объем легких;

4) развивать умение правильно выдыхать;

5) научить делать правильно добор воздуха и т.д.

        Исходя из задач, критериями диагностики выполнения упражнений на дыхание выбраны следующие:

1) умение делать глубокий вдох носом и порционный выдох ртом;

2) умение распределять дыхание, соблюдая паузы и интонацию (текст из сказки А.Милна «Вини Пух и все-все-все»: добор воздуха делается 2 раза);

3) умение продлевать дыхание (фиксируется результат выполнения одного и того же упражнения на каждом последующем уроке: выполнение упражнения «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки…»);

4) умение регулировать громкость голоса (выше, ниже, шепотом). В качестве контрольного выбрано упражнение «Регулировка голоса»: произносится звук «а-а-а» по сигналам руки, руку поднимает ведущий вверх – повышаем громкость голоса, рука ведущего внизу – понижаем громкость голоса.  

Метод ведения контроля – выполнение на отметку заданий перечисленных дыхательных упражнений.

III. Выполнение упражнений на артикуляцию.

        Артикуляционные упражнения – наиболее сложная часть речевой разминки, поскольку у большинства ребят в первое время возникают яркие отвлекающие ассоциации. Учитывая это, учитель выполняет сам эти упражнения перед классом, чтобы, во-первых, преодолеть часто возникающий психологический барьер перед их выполнением, и, во-вторых, делать их свободно, уверенно, в быстром темпе. Когда упражнения становятся привычными, у ребят исчезают и нежелательные ассоциации.

        Выполнение упражнений позволяет решать следующие задачи:

1) «разогревание» мышц языка, губ и щек, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при говорении;

2) помогают снять психологический «барьер молчания».

        Исходя из задач, критериями диагностики выполнения артикуляционных упражнений выбраны следующие:

1) в быстром темпе выполнять упражнения на разогревание языка (поставить язык на ребро то в одну, то в другую сторону; высунув язык, четко выполнять им движения вверх, вниз, вправо, влево);

2) выполнение упражнений на разогревание губ («Хоботок» и «Покажи зубки»);

3) свобода выполнения упражнений.

Метод ведения контроля – выполнение на отметку заданий перечисленных артикуляционных упражнений.

IV. Проговаривание скороговорок.

        Проговаривание скороговорок – своеобразный способ контроля степени готовности речевого аппарата к говорению, проверки качества работы на предыдущих этапах разминки и средство дополнительного «разогрева» речевого аппарата. В 7 классе произнесение скороговорок нацелено на закрепление и упрочение достигнутого уровня функционирования артикуляционного аппарата.

        Выполнение упражнений позволяет решать следующие задачи:

) тренировать учеников в произнесении разных сочетаний звуков;

2) дать образцы четкого произнесения скороговорок в разном темпе;

3) обращать внимание прежде всего на четкость артикуляции, на членораздельность речи, а не только на темп; нельзя наращивать темп речи, если язык «не слушается».

        Исходя из задач, критериями диагностики выполнения дикционных упражнений выбраны следующие:

1) четкость артикуляции при проговаривании скороговорки;

2) членораздельность речи;

3) темп проговаривания скороговорки.

         При выполнении упражнений учитывается уровень сложности выбранной скороговорки для контроля. Учащийся сам выбирает из перечня предложенных скороговорку  по силам, получает за это отметку (например, «Три сороки-тараторки тараторили на горке» на отметку «3», «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели» на отметку «4», «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали; инженеры нивелировали, нивелировали, да не вынивелировали» на отметку «5»).

        Метод используемый при  контроле – выполнение на отметку заданий перечисленных дикционных упражнений.

Речевая разминка.

        Авторским коллективом программы школьного курса «Риторики» разработаны специфические структурные элементы. Эти элементы уроков являются сквозными, проводятся систематически и могут иметь место на уроках объяснения, закрепления, повторения и контроля. С помощью этих элементов учитель:

1) учит владеть голосовым аппаратом (речевая разминка);

2) правильно произносить (ортологическая пятиминутка);

3) развивает импровизационные способности ( инсценирование);

4) учит актуализировать речевую память (ассоциативный эксперимент);

5) обогащает речь школьников.

         Необходимо органично включать их в структуру урока, поэтому в уроке используются 1-2 таких задания в пределах 7-10 минут.

         Речевая разминка – это сквозная линия, проведенная через учебники II – IX классов, включает такие группы упражнений, как дыхательные, артикуляционные, дикционные, текстовые (в комплексе).  Смысл этих упражнений – сделать более подвижными речевые механизмы, управляющие интонацией, приучить детей к быстрой смене темпа, тона, громкости, что тоже важно в речевом общении. Речевая разминка на уроке риторики способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом.

         Каждый комплекс упражнений для речевой разминки состоит из четырех этапов:

1. «Подышим, подышим…» - упражнения на дыхание.

2. «Разомнем язычок» - артикуляционные упражнения.

3. «Не запутайтесь в звуках!» - дикционные упражнения на дифференцированное

    произнесение близких по артикуляции сочетаний слов (звуков).

4. «Не сломайте язык!» - дикционные упражнения на проговаривание скороговорок.

          В программе 7 класса отсутствует 3 этап речевой разминки, так как предполагается, что учащиеся к 7 классу уже достаточно натренированы в произнесении звуков, добавлен блок «артразминки», основная задача которого состоит в том, чтобы показать взаимосвязь между ситуацией общения и соответствующим ей произнесением текста.

        Последовательность выполнения этих видов упражнений диктуется необходимостью постепенно разогревать речевой аппарат, заканчивая этот «разогрев» дикционными упражнениями. Каждое упражнение повторяется, в среднем, по 3-4 раза, разминка не превышает 7-10 минут времени урока.

        Чтобы говорить красиво и правильно, важно включать в разминку упражнения на осанку, подготовку мышц шеи к акту говорения (подобные упражнения даны в теме «Подружимся с голосом» в учебнике риторики 7 класса).

        Речевая разминка проводится стоя, чтобы воздух проходил до области диафрагмы.

        Методика работы включает 3 этапа:

1. Учитель показывает на примерах, как выполняется задание

2. Ученики хором, где это возможно, индивидуально или в паре выполняют задание.

3. Учитель обсуждает с ребятами, как они выполнили работу, развивая навыки обоснованной самооценки (фразы типа «У меня не совсем получилось…»), оценки успехов другими учениками ( фразы типа «Ты произнес все правильно» или «Ты не смог передать…» и т.п.).

        Важным моментом в разминке считаю настрой на весь урок или его важный этап. В заключительном этапе разминки учитель произносит следующие слова (примерный вариант, в зависимости от вида последующей деятельности слова могут меняться): «

А теперь давайте закроем глаза и настроимся на урок. Мысленно повторяйте мои слова: «Сегодня у меня все получится, у меня хорошее настроение, оно поможет мне. Если у меня что-то не получится,  мне поможет учитель, а я помогу ему». Скажите сами себе добрые слова. А теперь откройте глаза, возьмите соседа по парте за руку и подарите тепло души, хорошие мысли через пожатие. Садитесь, пожалуйста».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Речевые разминки

Каждое занятие по выразительному чтению рекомендуется начинать с упражнений по технике речи. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия....

Речевые разминки

Каждое занятие по выразительному чтению рекомендуется начинать с упражнений по технике речи. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия....

Речевая разминка.

Фонетическая зарядка для 5 класса....

речевая разминка по теме "Овощи и фрукт"ы в 6 классе

учащимся предложено выбрать"лишний" предмет на картинке и объяснить, почему....

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...

Речевая разминка и речевая зарядка как залог успешного урока иностранного языка

Презентация на тему "Речевая разминка и речевая зарядка как залог успешного урока иностранного языка"...