Рабочая программа по учебной дисциплине Электрические машины
рабочая программа на тему

Фролова Наталья Юрьевна

Рабочая программа по учебной дисциплине Электрические машины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 220703 Автоматизация технологических процессов и производств(по отраслям) Рабочая программа имеет выраженный уклон на практикоориентированное обучение. Содержит большой объем практических и лабораторных занятий. Программа предусматривает подробное изучение тех разделов и тем, знание которых является необходимым для усвоения специальных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_3_stand_el.mash_.docx53.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 220703         Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волжский политехнический техникум»

Разработчик:

Фролова Наталья Юрьевна, преподаватель первой категории, ГБОУ СПО «ВПТ»

Рецензенты:

 Ведянин Леонид Михайлович, преподаватель первой категории, ГБОУ СПО «ВПТ»

        Фролов Денис Викторович, начальник электротехнической лаборатории ОАО Эктос-Волга

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электрические машины

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее примерная программа) -   является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 220703 Автоматизация технологических процессов и производств  (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей     220000

Автоматика и управление.

Рабочая  программа учебной дисциплины может быть использована

в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специальностей 18494 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и 14919 Наладчик контрольно-измерительных приборов.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

 уметь:

подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации;

знать:

технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин

 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 107 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

107

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

     лабораторные занятия

26

     практические занятия

10

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Электрические машины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

Введение

2

Общие сведения об электрических машинах

Содержание учебного материала

2

Задачи дисциплины. Назначение и принцип действия электрической машины. Преобразование энергий в электрических машинах, нагревание и способы охлаждения. Режимы работы и классификация электрических машин.

1

Самостоятельная работа:

Аналитическая обработка текста.

1

Раздел 1 Трансформаторы

18

Тема 1.1

Устройство, принцип действия, рабочие процессы однофазного трансформатора

Содержание учебного материала

2

Назначение, область применения, устройство, принцип действия и рабочий процесс трансформатора. Потери и КПД. Уравнения электродвижущих сил, токов. Приведение параметров вторичной обмотки трансформатора к первичной. Схема замещения, опыт холостого хода, опыт короткого замыкания.

10

Практическое занятие:

Упрощенный расчет трансформатора для маломощного выпрямителя

2

2

Лабораторная работа:

Изучение работы однофазного двухобмоточного трансформатора

4

Самостоятельная работа: 

Аналитическая обработка текста.

Подготовка к лабораторным и практическим работам;

Анализ результатов лабораторных работ и оформление отчетов;

4

Тема 1.2

Трехфазные трансформаторы

Содержание учебного материала

6

2

Трансформирование трехфазного тока. Схемы и основные группы соединений обмоток трехфазных трансформаторов. Параллельная работа трансформаторов, внешние и регулировочные характеристики.

Лабораторная работа:

Изучение параллельной работы трехфазных силовых трансформаторов.

4

3

Самостоятельная работа:

Аналитическая обработка текста;

Подготовка к лабораторной работе;

Анализ результатов лабораторных работы и оформление отчета;

5

Тема 1.3 Специальные трансформаторы

Содержание учебного материала

2

2

Автотрансформатор. Измерительные трансформаторы. Трансформаторы для выпрямительных установок и для автоматических устройств.

Самостоятельная работа:

Аналитическая обработка текста, составление ответов на контрольные вопросы.

2

Раздел 2

Электрические машины переменного тока

30

Тема 2.1

Рабочий процесс асинхронной машины.

Содержание учебного материала

4

2

Назначение и область применения. Электромагнитные явления, лежащие в принципе действия электрических машин. Устройство асинхронной машины с короткозамкнутым ротором и с фазной обмоткой ротора. Понятие о магнитной цепи асинхронной машины. Потери и КПД асинхронной машины, механические характеристики.

Самостоятельная работа:

Аналитическая обработка текста, составление ответов на контрольные вопросы

2

Тема 2.2

Пуск, реверс, регулирование частоты вращения трехфазного асинхронного двигателя.

Содержание учебного материала:

14

2

Влияние напряжения сети и активного сопротивления в цепи ротора на электромагнитный момент и на механическую характеристику асинхронного двигателя. Пусковые свойства асинхронного двигателя, двигатели с улучшенными пусковыми свойствами, регулирование частоты вращения. Рабочие характеристики асинхронного двигателя.

Лабораторные работы:

Исследование трехфазного асинхронного двигателя методом непосредственной нагрузки. Исследование трехфазного асинхронного двигателя в однофазном и конденсаторном режимах.

Изучение трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором.

Изучение работы двухскоростного асинхронного двигателя. Регулирование частоты вращения ротора изменением частоты тока в обмотке статора

10

3

Самостоятельная работа:

Аналитическая обработка текста.

Подготовка к лабораторной работе;

Анализ результатов лабораторных работы и оформление отчета;.

7

Тема 2.3 Однофазный и конденсаторный асинхронные двигатели.

Устройство и принцип действия однофазного и конденсаторного асинхронных двигателей. Работа трехфазного асинхронного двигателя в однофазном режиме. Фазосмещающие элементы, индукционный регулятор напряжения, фазорегулятор. 

2

2

Самостоятельная работа:

Аналитическая обработка текста, составление ответов на контрольные вопросы

2

Тема 2.4

Устройство и принцип действия синхронной машины

Содержание учебного материала

10

2

Понятие о синхронном генераторе; основные конструктивные элементы. Генерирование трехфазной ЭДС. Назначение и область применения синхронных двигателей. Особенности конструкции синхронного двигателя, принцип его работы, способ пуска.

Рабочие характеристики синхронного двигателя, влияние величины тока возбуждения, режим перевозбуждения.

Синхронные машины специального назначения. Реактивный, шаговый двигатели, машины синхронной связи.

Лабораторная работа:

Изучение работы однофазного синхронного генератора и пуска трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

4

3

Самостоятельная работа:

Аналитическая обработка текста.

Подготовка к лабораторной работе;

Анализ результатов лабораторной работы и оформление отчета

4

Раздел 3. Электрические машины постоянного тока

22

2

Содержание учебного материала:

2

Тема 3.1

Устройство и принцип работы машины постоянного тока

Устройство машины постоянного тока. Сущность коммутации, причины искрения на коллекторе. Выбор марки щеток, добавочные полюса

2

Самостоятельная работа:

Аналитическая обработка текста, составление ответов на контрольные вопросы

2

Тема 3.2. Генераторы постоянного тока.

Содержание учебного материала:

4

2

Классификация генераторов постоянного тока по способу возбуждения; их устройство и принцип работы. Условие самовозбуждения. Характеристики генераторов постоянного тока с независимым, параллельным, последовательным и смешанным возбуждением.

Лабораторная работа:

Изучение характеристик генератора постоянного тока независимого и параллельного возбуждения

2

3

Самостоятельная работа:

Аналитическая обработка текста.

Подготовка к лабораторной работе;

Анализ результатов лабораторных работы и оформление отчета;

2

2

Тема 3.3.

 Двигатели постоянного тока

Содержание учебного материала:

16

2

Конструкция, принцип действия, технические характеристики двигателя постоянного тока. Уравнение ЭДС и момента для двигателей постоянного тока; пуск двигателя в ход. Регулирование частоты вращения двигателя постоянного тока, реверсирование, виды потерь при работе машины.

Лабораторные работы:

Изучение характеристик двигателя параллельного возбуждения

Изучение характеристик двигателя смешанного возбуждения

4

3

Практические занятия:

Решение задач по разделу 2 «Электрические машины переменного тока»

Решение задач по разделу 2 «Электрические машины постоянного тока»

8

3

Самостоятельная работа:

 Аналитическая обработка текста.

Подготовка к лабораторной работе;

Анализ результатов лабораторных работ, практических занятий и оформление отчета

4

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

Максимальная учебная нагрузка (всего)        

107

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета электротехники; лаборатории электрических машин.

Оборудование учебного кабинета: плакаты, макеты электрических машин.

Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место (компьютер, видеопроектор).

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:  лабораторные установки, измерительные приборы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Кацман М.М. Электрические машины,-М.: Высшая школа, 2009г.

Дополнительные источники:

1. Кацман М.М Руководство к лабораторным работам по электрическим машинам и электроприводу-М.:Высшая школа, 1983г.

  1. Электронные ресурсы

http://moskatov.narod.ru

http://alexander-bolshakov.narod.ru

                www.chipdip.ru 

поисковые системы и каталоги:

  1. Каталог электронных библиотек Library.Ru

 - http://www.library.ru/2/catalogs/elibs/

  1. Книжная поисковая система

- http://www.ebdb.ru/

  1. Поиск электронных книг

- http://www.poiskknig.ru/

  1. Электронные библиотеки: Каталог ссылок

- http://ison.ioso.ru/library/electron.htm

  1. Лучшие электронные библиотеки: Каталог

- http://old.russ.ru/krug/biblio/catalogue.html

  1. Google поиск книг

- http://books.google.ru/

http://exponenta.ru

Учебно–методическая литература

Методические рекомендации для проведения лабораторных работ по дисциплине «Электротехнические машины»

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Электротехнические машины»

4. КОНТРОЛЬ  И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

Текущий контроль:

-наблюдение и оценка основных умений при выполнении лабораторных работ и практических заданий

- зачет по лабораторным работам

подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации.

Знать:

Текущий контроль:

- устный опрос

- зачет по лабораторным работам

Рубежный контроль:

- в форме дифференцированного зачета

технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины МАТЕМАТИКА для специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)

Математика входит в цикл общеобразовательных дисциплин (ООД) среднего (полного) общего образования. Изучение дисциплины направлено на формирование общих компетенций согласно ФГОС по специальности 15.0...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отрасл...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы Для преподавателей русского языка...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту ст...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Иностранный язык" по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена   в   соответствии   с   ФГОС   по специальности...

Рабочие программы по учебным дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Родная литература" для обучающихся I курса по специальностям 13.02.01"Тепловые электрические станции",13.02.03 "Электрические станции, сети и системы"

Рабочая программа для обучающихся I курса по специальностей "ТЭС", "ЭССиС",  предназначена для изучения русского языка,  литературы, родной литературы в профессиональных ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» базовой подготовки

    Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реа...