РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
рабочая программа (10 класс) на тему

Кубарь Андрей Николаевич

Учебная программа предмета «Основы начальной военной подготовки» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания первой медицинской помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОЛГОРЕЧЕНСК КОСТРОМСКОЙ ОЬЛАСТИ»

РАССМОТРЕНО                                          СОГЛАСОВАНО                                                        УТВЕРЖДАЮ                                                       на заседании МО                                      Зам. директора по УВР                                        Директор МБОУ «СОШ №2»                                                                                      протокол №______                                     __________________                                    _______________ Н.В. Балакирева                                    «___» _________20____г.                        «___» ________20____г.                                     «___»__________20____г.

                                                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»

0,5 часа в неделю (всего 35 часов)

Планирование составлено на основе программы

Костромского областного

 института развития образования

10 - 11 класс

(общеобразовательное обучение)

на 2014 – 2015 учебный год

                                                                                                                           

 Составитель: 

учитель  НВП

МБОУ «СОШ № 2»

Кубарь Андрей Николаевич                                                                                                                                                                                                        

Волгореченск 2014                                                       

УЧЕБНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:

   А.Т. Смирнов,  Б.О. Хренников

Основы безопасности  жизнедеятельности. 10 класс:  учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни /  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»,  - 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. (Академический школьный учебник).

 А.Т. Смирнов,  Б.О. Хренников

Основы безопасности  жизнедеятельности. 11 класс:  учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни /  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»,  - 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. (Академический школьный учебник).

                                                                                                                                                           

                                                                                                

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», во исполнение поручения губернатора Костромской области от 25 января 2010 года № ИС-0-03пр, приказом директора департамента образования и науки Костромской области от 28.01.2010 года № 114 в общеобразовательных учреждениях Костромской области введено изучение курса «Основы начальной военной подготовки».

Учебная программа предмета «Основы начальной военной подготовки» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания первой медицинской помощи.

Задачами обучения учащихся в области начальной военной подготовки являются:

  • формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебных заведениях;
  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил;
  • практико-ориентированное изучение основ военной службы, огневой, тактической, топографической, строевой и медицинской подготовки;

Учебная программа рассчитана на 35 часов (18 часов – 10 класс и 17 часов – 11 класс) и имеет модульную структуру:

  • модуль «Основы обороны государства» - 6 часов (2 часа – 10 класс, 4 часа – 11 класс);
  • модуль «Основы допризывной подготовки» - 15 часов (10 класс);
  • модуль «Оказание первой медицинской помощи» - 10 часов (11 класс);
  • интегрированный зачет – 4 часа (2 часа – 10 класс, 2 часа – 11 класс).

Преподавание курса «Основы начальной военной подготовки» осуществляется преподавателем – организатором ОБЖ или специалистом, прошедшим соответствующую подготовку в системе дополнительного образования. Изучение курса «Основы начальной военной подготовки» заканчивается итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета.

Учебно-тематический план

(10 класс)

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Теория

Практика

1.

 Модуль «Основы обороны государства»

2

-

1.1.

Вооруженные Силы Российской Федерации.

1

-

1.2.

Современная военная доктрина

1

-

2.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

-

15

2.1.

Строевая подготовка.

-

4

2.2.

Тактическая подготовка.

-

2

2.3.

Топографическая подготовка.

-

2

2.4.

Огневая подготовка.

-

4

2.5.

Средства индивидуальной и коллективной защиты.

2

1

4.

Дифференцированный зачет

-

2

Всего:

19

Содержание программы

1. Основы обороны государства.

1.1. Вооруженные Силы Российской Федерации.

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск. Их история и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. Руководство и управление Вооруженными Силами.

1.2. Современная военная доктрина России.

Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России. Военная организация государства. Основные принципы и приоритеты военной организации государства. Основы применения Вооруженных сил Российской Федерации. Международное военное (военно-политическое, военно-техническое и др.) сотрудничество России.

2. Основы допризывной подготовки.

2.1. Строевая подготовка.

Основные термины и понятия строевой подготовки. Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка приемов выхода и возвращения в строй. Основные перестроения в строю.

2.2. Тактическая подготовка.

Понятие о тактической подготовке. Действия и обязанности солдата в бою. Передвижение и выбор места для стрельбы. Преодоление препятствий, инженерных заграждений и зараженных участков. Отработка выполнения команд и основных действий, выполняемых солдатом в бою.

2.3. Топографическая подготовка.

Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по азимутам. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.

2.4. Огневая подготовка.

Тактико-технические характеристики автомата Калашникова (АК). Основные части и механизмы, и порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Отработка неполной разборки автомата Калашникова. Сборка оружия после неполной разборки автомата Калашникова.

2.5. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.). Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ). Приборы радиационной, химической и биологической разведки и контроля.

3. Оказание первой медицинской помощи.

3.1.  Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок и правила их наложения. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений, иммобилизации и транспортировки пострадавшего.

3.2. Первая медицинская помощь при травмах.

Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и переломах (открытых и закрытых). Отработка способов и приемов иммобилизации и переноски пострадавших.

3.2. Первая медицинская помощь при ранениях.

Виды повязок и правила их наложения. Перевязочный материал и правила его использования. Отработка наложения стерильных повязок на голову, грудь, живот, верхние и нижние конечности.

3.3. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Капиллярные, венозные и артериальные кровотечения. Отработка наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки при венозных и артериальных кровотечениях. Отработка наложения стерильных повязок при капиллярных кровотечениях.

4. Дифференцированный зачёт.

Учебно-тематический план

(11 класс)

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Теория

Практика

1.

Модуль «Основы обороны государства»

4

-

1.1.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Строевой устав.

1

-

1.2.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Устав гарнизонной и караульной служб.

1

-

1.3.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Устав внутренней службы.

1

-

1.4.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Дисциплинарный  устав.

1

-

3.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

-

10

3.1.

Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

1

1

3.2.

Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

-

2

3.3.

Первая медицинская помощь при травмах.

-

1

3.4.

Первая медицинская помощь при ранениях.

-

1

3.5.

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

-

1

3.6.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

-

1

3.7.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания.

-

1

3.8.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

-

1

4.

Дифференцированный зачет

-

2

Всего:

16

Содержание программы

1. Основы обороны государства.

1.1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

              Предназначение и основные положения строевого устава.

1.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

              Предназначение и основные положения  устава гарнизонной и караульной служб.

1.3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения  устава внутренней службы.

1.4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения дисциплинарного устава.

2. Основы допризывной подготовки

2.1. Строевая подготовка.

Виды строя отделения, взвода (развернутый, походный). Отработка приемов перестроения отделения, взвода. Отработка выполнения воинского приветствия в строю и в движении. Отработка приемов построения отделения в колонну по одному (по два). Отработка построения отделения в одношереножный (двухшереножный) строй.

2.2. Огневая подготовка.

Подготовка и правила  стрельбы из автомата Калашникова или мелкокалиберной винтовки. Практическая стрельба.

2.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.). Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ). Приборы радиационной, химической и биологической разведки и контроля.

3. Оказание первой медицинской помощи.

3.1.  Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок и правила их наложения. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений, иммобилизации и транспортировки пострадавшего.

3.2. Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

Отработка порядка и способов оказания первой медицинской помощи при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

3.3. Первая медицинская помощь при травмах.

Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и переломах (открытых и закрытых). Отработка способов и приемов иммобилизации и переноски пострадавших.

3.4. Первая медицинская помощь при ранениях.

Виды повязок и правила их наложения. Перевязочный материал и правила его использования. Отработка наложения стерильных повязок на голову, грудь, живот, верхние и нижние конечности.

3.3. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Капиллярные, венозные и артериальные кровотечения. Отработка наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки при венозных и артериальных кровотечениях. Отработка наложения стерильных повязок при капиллярных кровотечениях.

3.1. Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

Отработка порядка и способов оказания первой медицинской помощи при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

3.2. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания.

Понятие об острой сердечной недостаточности и инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания.

Отработка приемов проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

3.3. Первая медицинская помощь при использовании оружия массового поражения.

Отработка способов оказания неотложной (экстренной) медицинской помощи при авариях на химических производствах, использовании оружия массового поражения или террористических атаках: применение средств индивидуальной защиты (фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов, тканевых масок и ватно-марлевых повязок).

4. Дифференцированный зачёт.

Примерные вопросы

для итоговой аттестации

1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением Российского государства.

2. Дисциплинарная ответственность командира за правонарушения совершенные подчиненными.

  1. Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.
  2. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
  3. Действия личного состава по команде «К бою».
  4. Применение оружия военнослужащими для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
  5. Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск.
  6. Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России.
  7. Основные термины и понятия строевой подготовки.
  8. Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего.
  9. Первая медицинская помощь при травмах. Способы иммобилизации и транспортировки пострадавшего.
  10. Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок.
  11. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений.
  12. Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по азимутам.
  13. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.
  14. Порядок и способы оказание первой медицинской помощи в случае ранения мягких тканей головы.
  15. Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
  16. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ранении в живот.
  17. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при отморожении.
  18. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе.
  19. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.
  20. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при переломах.
  21. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при капиллярных и венозных кровотечениях.
  22. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при артериальных кровотечениях.
  23. Порядок оказания экстренной медицинской помощи при авариях на химических производствах или использовании оружия массового поражения.
  24. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ожогах.
  25. Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.)
  26. Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ).

Примерные контрольные тесты

по теме «Первая медицинская помощь»

ВАРИАНТ 1

1. Дополните фразу: «_____ - является местное повреждение целостности тканей организма в результате механических, физических или химических воздействий».

2. Закончите фразу: «Раны сопровождаются кровотечением, болью, нарушением функций поврежденного организма и могут осложняться _____».

3. Дополните фразу: «_____ рана возникает под воздействием тупого ранящего орудия большой массы или обладающего большой скоростью».

4. Дополните фразу: «Транспортная _____ осуществляется посредством специальных шин или шин, изготовленных из подручных материалов».

5. Дополните фразу: «Перед рефлекторным вызыванием рвоты рекомендуется выпить несколько стаканов _____, или 0,25 – 0,5-процентного раствора питьевой соды, или 0,5-процентного раствора _____».

6. Дополните фразу: «Целью оказания первой медицинской помощи при отморожении является по возможности быстрое и полноценное восстановление _____ в пораженных тканях, для этого, прежде всего, необходимо их _____».

7. Дополните фразу: «Если одежда и обувь _____, а кожа _____, то электрическое сопротивление снижается, и опасность поражения током резко возрастает».

8. Дополните фразу: «Конец бинта разрывают продольно и завязывают узлом на стороне, _____ повреждению».

9. Установите соответствие между видами антисептики и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

1) Механическая антисептика.

А) Уничтожение микробов и повышение иммунологической защиты организма; применяются антибиотики, ферменты или сыворотки.

2) Химическая антисептика.

Б) Использование физических факторов для уничтожения микробов; применяется гипертонический раствор или бактерицидная лампа.

3) Физическая антисептика.

В) Первичная обработка раны, удаление инородных тел.

4) Биологическая антисептика.

Г) осуществляется с помощью дезинфицирующих средств и химиотерапевтических средств, синтетических сульфаниламидных препаратов.

10. Установите очередность действий по наложению жгута:

А) жгут захватывают правой рукой у края с цепочкой, левой – на 30 – 40 см ближе к середине;

Б) последующие туры жгута накладывают по спирали, не растягивая, и фиксируют крючок в цепочке;

В) конечность со жгутом хорошо иммобилизируют с помощью транспортной шины или подручных средств;

Г) к жгуту или одежде пострадавшего прикрепляют записку с указанием даты и времени (часы, минуты) его наложения;

Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром;

Е) выше раны и ближе к ней на кожу накладывают прокладку из одежды или мягкой ткани;

Ж) для обеспечения оттока венозной крови конечность поднимают на 20 – 30 см.

ВАРИАНТ 2

1. Дополните фразу: «_____ - повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающегося нарушением целостности кожи и слизистых оболочек».

2. Закончите фразу: «Ушибленные раны обычно сильно _____».

3. Дополните фразу: «При _____ ранах наблюдается отслойка кожи и клетчатки с отделением их от подлежащих тканей».

4. Дополните фразу: «Недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в _____ и тем самым утяжелить травму и ухудшить исход».

5. Дополните фразу: «Обезвреживание яда в организме осуществляется веществами, которые входят в химическое соединение с ядами, переводя их в _____ состояние».

6. Дополните фразу: «Тепловой удар – это болезненное состояние, вызванное _____ тела».

7. Дополните фразу: «Перевязку следует начинать с наиболее _____, места, постепенно переходя к более _____».

8. Дополните фразу: «Чрезмерное затягивание жгута может вызвать _____ мягких тканей (мышц, нервов, сосудов) и стать причиной развития параличей конечностей».

9. Установите соответствие между стадией отравления (интоксикации)  и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

1) Стадия 1.

А) Стадия характеризуется отсутствием всех рефлексов, наблюдаются признаки нарушения жизненно важных функций организма; на первый план выступают нарушения дыхания.

2) Стадия 2.

Б) Стадия характеризуется сонливостью, апатией, снижением реакции на внешние раздражители.

3) Стадия 3.

В) Стадия характеризуется потерей сознания, затрудненным глотанием, ослаблением кашлевого рефлекса, повышением температуры до 39 – 400С.

4) Стадия 4.

Г) Стадия характеризуется постепенным восстановлением сознания; в первые сутки после пробуждения могут наблюдаться плаксивость, умеренное психомоторное возбуждение, нарушение сна.

10. Установите очередность действий при наложении повязки «чепец»:

А) на втором циркулярном туре, дойдя до одной держалки, оборачивают бинт вокруг нее и поворачивают косо вверх на лобную кость;

Б) ленту широкого бинта (держалку) серединой укладывают на теменную область;

В) бинт направляется к другой держалке, закрывая при этом лоб и часть теменной области;

Г) конец бинта крепят к одной из держалок;

Д) начинают наложение повязки с циркулярного тура вокруг головы поверх держалок;

Е) концы бинта опускаются вертикально вниз, впереди ушных раковин;

Ж) держалки связывают под подбородком;

З) на противоположной стороне бинт также оборачивают вокруг держалки и направляют на затылочную область, закрывая часть затылка и темени.

ВАРИАНТ 3

1. Дополните фразу: «Колотая рана характеризуется небольшой зоной повреждения тканей и в очень редких случаях может стать источником _____ или _____».

2. Закончите фразу: «Обработку укушенных ран производят стерильным жидким мылом, которое убивает вирус _____».

3. Дополните фразу: «Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение _____ в ране или организме в целом».

4. Дополните фразу: «Отравление рассматривается как химическая _____, развивающаяся вследствие попадания в организм чужеродного вещества в токсической (отравляющей) дозе».

5. Дополните фразу: «Отравление медикаментами зачастую происходит при _____, когда человек принимает лекарственные препараты без назначения врача».

6. Дополните фразу: «Солнечный удар – состояние организма, которое наступает из-за сильного _____ головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые поверхностные сосуды расширяются, и происходит прилив _____».

7. Дополните фразу: «Особенность обширных ожогов состоит в том, что при них в патологический процесс почти всегда вовлекаются все органы и системы организма, возникают расстройства функций дыхания, кровообращения, выделения, появляются резкие _____, что зачастую обуславливает развитие ожогового _____».

8. Дополните фразу: «Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью _____ вследствие снижения _____ функции сердца».

9. Установите соответствие между степенью отморожения и ее основной характеристикой (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

1) 1-я степень.

А) Степень сопровождается омертвением кожи и подкожной клетчатки; кожа пораженного участка остается холодной, приобретает синюшную окраску, пульс на стопе или запястье ослабевает или вовсе исчезает.

2) 2-я степень.

Б) Степень, когда поражается базальный слой эпидермиса с образованием пузырей.

3) 3-я степень.

В) Степень сопровождается омертвением не только мягких тканей, развивается также омертвение кости.

4) 4-я степень.

Г) Степень характеризуется поражением поверхностного слоя кожи.

10. Установите очередность действий при наложении повязки «перчатка»:

А) начинают наложение повязки с фиксирующих циркулярных туров вокруг лучезапястной области;

Б) сделав оборот вокруг запястья, переходят по тыльной поверхности на четвертый палец;

В) спиральными турами закрывают его и возвращаются по тылу кисти к запястью;

Г) бинт направляют по тыльной поверхности к ногтевой фаланге пятого пальца левой руки (на правой руке бинтование начинают со второго пальца);

Д) забинтовывают четвертый палец, а затем поочередно, в той же последовательности бинтуют третий и второй пальцы;

Е) заканчивают наложение повязки циркулярными турами вокруг лучезапястной области.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

В-1

В-2

В-3

1

Травмой

Раны

Сепсиса, газовой гангрены

2

Инфекцией

Загрязнены

Бешенства

3

Ушибленная

Скальпированных

Микробов

4

Иммобилизация

Открытый

Травма

5

Воды, марганцовки

Нейтральное

Самолечении

6

Кровообращения, согревание

Перегреванием

Перегрева, крови

7

Мокрые, влажная

Узкого, широкому

Боли, шока

8

Противоположной

Размозжение

Кровообращения, насосной

9

1в, 2г, 3б, 4а

1б, 2в, 3а, 4г

1г, 2б, 3а, 4в

10

е, ж, а, д, б, г, в

б, е, д, а, в, з, г, ж

а, г, в, б, д, е

Место предмета в учебном плане

Предмет «Основы начальной военной подготовки» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

 На изучение предмета отводится 0,5 ч в неделю, итого 35 ч за учебный год.

Учебно-методическое и техническое обеспечение

  1. Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988.
  2. Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. М., 1977.
  3. Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. М.: Просвещение, 1985.
  4. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.
  5. Микрюков В.Ю. Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1999.
  6. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.: Вузовская книга, 2000.
  7. Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной Росс. М.: АВН, 2005.
  8. Науменко Ю. Учебник НВП. М., 1984.
  9. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. М.: Воен. ун-т, 1997.
  10. Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности // Воспитание школьников. 2002. № 10. С. 25 – 29.
  11. Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1980
  12. П.А.Гусак, А.М. Рогачев. Начальная военная подготовка. Справочное пособие .М: «Просвещение»,1987
  13. С.В.Баленко. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М: Яуза, Эксмо, 2006.

   • Стенды и плакаты по тематике курса;

   • компьютерные слайдовые презентации;

   • презентации и фильмы на CD-дисках;

   • наглядные пособия, макеты и оборудование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС


п/п

Наименование

раздела программы

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Модуль «Основы обороны государства»

Вооруженные Силы Российской Федерации. История создания. Виды ВС и рода войск.

1

Урок - лекция

История создания ВС РФ. Виды ВС и рода войск. История развития. Военные реформы.

Иметь представление о создании и развитии ВС РФ. Знать виды ВС и рода войск

Текущий

§§ 40 - 46

§§ 37, 39

Учебник ОБЖ

1-5.09

2.

Модуль «Основы обороны государства»

Современная военная доктрина России.

1

Комбинированный

Основные принципы военной организации и военной безопасности России. Применение ВС РФ. Международное военное сотрудничество России.

Иметь представление о военной организации и военной безопасности России. Знать, для чего применяются ВС РФ.

Текущий

§ 9, 10

Учебник ОБЖ

8-12.09

3.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Строевая подготовка

1

Практический

Строевые приёмы и движение без оружия

Уметь выполнять строевые приёмы на месте и в движении без оружия

Зачёт

§ 59

Учебник ОБЖ

15-19.09

4.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Строевая подготовка

1

Практический

Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй

Уметь выполнять выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй

Зачёт

§ 61

Учебник ОБЖ

22-26.09

5.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Строевая подготовка  

1

Практический

Виды строя. Приёмы построения в шеренгу и колонну.

Знать виды строя. Уметь строиться в шеренгу и колонну

Зачёт

§§ 58, 62

Учебник ОБЖ

29.09-3.10

6.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Строевая подготовка

1

Практический

Отработка перестроения отделения, выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

Уметь перестраиваться в составе отделения, выполнять воинское приветствие на месте и в движении вне строя и в составе отделения

Зачёт

§§ 62, 63

13.10-17.10

7.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Тактическая подготовка.

1

Практический

 Понятие о тактике. Обязанности солдата в бою. Отработка выполнения команд и основных действий солдата в бою.

Иметь представление о тактике, обязанностях солдата в бою, командах и основных действиях солдата в бою

Зачёт

§§ 67, 68

Учебник ОБЖ

20.10-24.10

8.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Тактическая подготовка.

1

Практический

Передвижение и выбор места для стрельбы. Преодоление препятствий, инженерных заграждений и заражённых участков.

Иметь представление о передвижении на поле боя и выборе места для стрельбы, о  преодолении препятствий, инженерных заграждений и заражённых участков.

Зачёт

§ 68

Учебник ОБЖ

27.10-31.10

9.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Топографическая подготовка

1

Практический

Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности по топографической карте.

Знать способы работы с картой, уметь ориентироваться на местности по карте

Зачёт

3.11-8.11

10.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Топографическая подготовка

1

Практический

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта, движение по азимутам. Современные средства ориентирования на местности.

Уметь определять стороны горизонта, определять азимуты и двигаться по азимутам

Зачёт

10.11-14.11

11.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Огневая подготовка

1

Практический

ТТХ АК - 74. Основные части и механизмы. Порядок неполной разборки и сборки оружия.

Знать ТТХ АК –  74, устройство, порядок неполной разборки и сборки оружия

Зачёт

§§ 64, 65

Учебник ОБЖ

24.11-28.11

12.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Огневая подготовка

1

Практический

Отработка неполной разборки и сборки оружия.

Уметь производить неполную разборку и сборку автомата

Зачёт

§§ 64, 65

Учебник ОБЖ

1.12-5.12

13.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Огневая подготовка

1

Практический

Подготовка и правила стрельбы из АК или малокалиберной винтовки

Знать и уметь выполнять правила изготовки к бою, правила прицеливыания, правила безопасной стрельбы

Зачёт

§ 65

Учебник ОБЖ

8.12-12.12

14.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Огневая подготовка

1

Практический

Практическая стрельба

Из ПВ

Знать и уметь выполнять правила изготовки к бою, правила прицеливыания, правила безопасной стрельбы

Зачёт

15.12-19.12

15.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Средства индивидуальной защиты

1

Практический

Средства защиты органов дыхания, кожи, медицинские средства защиты

Знать классификацию средств индивидуальной защиты, их устройство, уметь применять их на практике

Зачёт

Дополнительные материалы к  § 34

Стр.183

§ 34

Учебник ОБЖ

22.12-26.12

16.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Средства коллективной защиты

1

Практический

Убежища, ПРУ, простейшие укрытия

Знать классификацию и устройство средств коллективной защиты, правила поведения в убежищах.

Зачёт

Дополнительные материалы к  § 33

Стр.177

§ 33

Учебник ОБЖ

8.01-9.01

17.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

Отработка нормативов по надеванию противогаза, ОЗК

1

Практический

Правила надевания противогаза, правила и способы надевания ОЗК

Знать классификацию средств индивидуальной защиты, их устройство, уметь применять их на практике

Зачёт

12.01-16.01

18 – 19.

Дифференцированный зачёт.

2

Дифференцированный зачёт.

Зачёт

19.01-23.01

Итого

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС


п/п

Наименование

раздела программы

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Модуль «Основы обороны государства»

Уставы ВС РФ. Строевой устав.

1

Комбинированный

Положения строевого устава, определяющие строевые приёмы

Иметь представление о строевом уставе, знать положения строевого устава

Текущий

Дополнительные материалы к  § 48

Стр.227

§ 48

Учебник ОБЖ

1-5.09

2.

Модуль «Основы обороны государства»

Уставы ВС РФ.

 Устав гарнизонной и караульной служб.

1

Комбинированный

Положения устава гарнизонной и караульной служб

Иметь представление об уставе гарнизонной и караульной служб,  знать его положения

Текущий

Дополнительные материалы к  § 47

Стр.223

§ 47

Учебник ОБЖ

8-12.09

3.

Модуль «Основы обороны государства»

Уставы ВС РФ. Устав внутренней службы.

1

Урок - лекция

Положения устава внутренней службы,

Иметь представление о строевом уставе, знать положения строевого устава

Текущий

Дополнительные материалы к  § 45

Стр.227

§ 45

Учебник ОБЖ

15-19.09

4.

Модуль «Основы обороны государства»

Уставы ВС РФ. Дисциплинарный устав.

1

Комбинированный

Положения дисциплинарного устава

Иметь представление о дисциплинарном  уставе,  знать его положения

Текущий

Дополнительные материалы к  § 46

Стр.227

§ 46

Учебник ОБЖ

22-26.09

5.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

Основы оказания ПМП пострадавшим.

1

Урок - лекция

Основы оказания ПМП пострадавшим.

Знать основы оказания ПМП пострадавшим.

Зачёт

Дополнительные материалы к  § 18

Стр.91

§ 18

Учебник ОБЖ

29.09-3.10

6.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

Основы оказания ПМП пострадавшим.

1

Практический

Основы оказания ПМП пострадавшим.

Уметь оказывать  ПМП пострадавшим.

Зачёт

Дополнительные материалы к  § 18

Стр.91

§ 18

Учебник ОБЖ

13.10-17.10

7.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

 ПМП при обморожениях и ожогах..

1

Практический  

Виды ожогов, способы оказания ПМП при ожогах. ПМП при отморожениях

Знать виды ожогов и степени ожогов и обморожений. Уметь оказать ПМП.

Зачёт

20.10-24.10

8.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

 ПМП при тепловом и солнечном ударах.

1

Практический

Понятие теплового и солнечного ударов.

Уметь оказать ПМП.

Зачёт

27.10-31.10

9.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

ПМП при травмах.

1

Практический

ПМП при закрытых и открытых переломах, травмах головы, позвоночника, костей таза. Наложение шин. Транспортировка пострадавших.

Уметь оказывать ПМП при закрытых и открытых переломах, травмах головы, позвоночника, костей таза. Уметь правильно накладывать шины. Знать способы транспортировка пострадавших.

Зачёт

Дополнительные материалы к  § 46

Стр.227

§

Учебник ОБЖ

3.11-8.11

10.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

ПМП при ранениях.

1

Практический

ПМП при ушибах, растяжениях, вывихах. Наложение повязок. Транспортировка пострадавших.

Уметь оказывать ПМП при ушибах, растяжениях, вывихах, правильно накладывать  повязки. Знать способы транспортировка пострадавших.

Зачёт

Дополнительные материалы к  § 17

Стр.89

§ 17

Учебник ОБЖ

10.11-14.11

11.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

ПМП при кровотечениях.

1

Практический

ПМП при кровотечениях.  Правила наложения кровоостанавливающего жгута.  Транспортировка пострадавших.

Уметь оказывать ПМП при кровотечениях. Знать правила наложения кровоостанавливающего жгута и уметь его накладывать. Знать способы транспортировка пострадавших.

Зачёт

Дополнительные материалы к  § 19

Стр.97

§ 19

Учебник ОБЖ

24.11-28.11

12.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте.

1

Практический

Понятие ОСН и инсульта. Признаки клинической смерти. Правила проведения сердечно-лёгочной  реанимации.

Иметь представление об инсульте и ОСН. Уметь определять признаки клинической смерти и проводить реанимацию

Зачёт

Дополнительные материалы к  § 16

Стр.85

§ 16

Учебник ОБЖ

1.12-5.12

13.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

ПМП при остановке сердца и дыхания.

1

Практический

Признаки остановки сердца и дыхания. ПМП при остановке сердца и дыхания. Признаки клинической смерти. Искусственный массаж сердца и искусственное дыхание.

Уметь определить остановку сердца и дыхания, проводить сердечно-лёгочную реанимацию.

Зачёт

Дополнительные материалы к  § 24

Стр.119

§ 24

Учебник ОБЖ

8.12-12.12

14.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

ПМП при массовых поражениях.

1

Практический

ПМП при массовых поражениях.

Уметь определить тип заражения местности и оказать ПМП при определённом типе заражения

Зачёт

15.12-19.12

15 – 16.

Дифференцированный зачёт.

2

Дифференцированный зачёт.

Зачёт

22.12-26.12

Итого

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по начальной профессионлтьной подготовке по профессии портной. 10-11класс

Настоящая программа  специальной профильной подготовки (начальная профессиональная подготовка ) составлена на основе квалификационных требований по подготовке портных согласно ЕТКС, перечня профе...

Рабочая программа по начальной профессионлтьной подготовке по профессии портной. 10-11класс

Настоящая программа  специальной профильной подготовки (начальная профессиональная подготовка ) составлена на основе квалификационных требований по подготовке портных согласно ЕТКС, перечня профе...

Программа по военно-патриотическому обучению и воспитанию допризывной и призывной молодежи по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки».

Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки молодежи допризывного и ...

Программа «Школа начальной военной подготовки»

Программа «Школа начальной военной подготовки»...

Рабочая программа по Начальной военной подготовке

Рабочая программа по НВП 5-9 классы....

Рабочая программа Начальной военной подготовки (учебных сборов по основам военной службы)

Рабочая программа Начальной военной подготовки  составлена  в  соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г . № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе&r...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы начальной военной подготовки» разработана на основе примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Основ...