Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики»
рабочая программа на тему

Астраханцева Елена Александровна

Рабочая программа по ОРКСЭ, учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» содержит: 

1) Пояснительную записку;

2) Календарно-тематическое планирование;

2) Тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

                                                                                                                                                                       

                                                                         УТВЕРЖДЕНА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Приказом МБОУ СОШ №7

                                                                                                         от «30» августа 2013 г. № 235

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

 

по  учебному предмету ОРКСЭ

 «Основы религиозных культур и светской этики»

предметная область

«Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур народов России»

учебный модуль

«Основы мировых религиозных культур»

                                                                   

начальное общее образование

(уровень образования)

программа составлена   учителем

истории, обществознания, ОРКСЭ

                                                                                               (предмет)

Астраханцевой Еленой Александровной

( Ф.И.О.)

г. Черногорск

1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской  этики» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании  в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении  и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказом директора МБОУ «Средняя образовательная школа № 7» от 14.08.2013 № 214 «Об утверждении положения о разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, реализующих Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования».

1.2. Цели

 учебного предмета ОРКСЭ

предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

модуля «Основы мировых религиозных культур»

           Цель учебного предмета ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

           Задачи учебного предмета ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

           Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) имеет комплексный характер и включает шесть модулей.

          Курс «Основы мировых религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».

         Основная цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

        Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития.

Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания, учащихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

  • дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
  • сформировать у учащихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий представлений о добре и зле;
  • показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
  • воспитать у учащихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

2. Общая характеристика  

учебного предмета ОРКСЭ

предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

модуля «Основы мировых религиозных культур»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские).

Концепция отмечает большую роль христианских (и, прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется, в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии». Из этого вытекает очевидная необходимость знакомства учащихся с историей и нравственной традицией российских религий в ходе курса «Основы религиозных культур народов России». Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.

В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают максимальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе. Содержание курса предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература.

Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации.

Материал курса носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, культур народов мира и России.

Системность в содержании и методическом наполнении курса обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности.

           Изучение основ духовно­нравственной культуры предполагает:

  • дальнейшее развитие учащихся;
  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа;
  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

            Системно­деятельностный подход, лежащий в основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

             В соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на ступени начального общего образования осуществляется дальнейшее формирование:

  • основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление духовного здоровья учащихся.

           В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования, в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:

  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести вероисповедания, духовных традициях народов России.

3. Место предмета в учебном плане школы

Федеральный базисный учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

            3.1. Учебно-методическое обеспечение

      Учебники включены в перечень учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях Минобрнауки Российской Федерации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г.  №  1067 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».)

Преподавание  

учебного предмета ОРКСЭ

предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России.    Основы религиозных культур народов России»

модуля «Основы мировых религиозных культур» осуществляется на основе:

  • авторской Программы под редакцией С. В. Агафонова, К. А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс», М., изд-во «Русское слово», М.,2012 г.;
  • УМК:  учебник Сахаров А. Н., Кочегаров К. А.  изд-во «Русское слово», М.,2012 г. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс»;
  • УМК: учебник Сахаров А. Н., Кочегаров К. А., Мухаметшин Р. М., изд-во «Русское слово», М.,2012 г. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс»

       3.2. Отличительные особенности программы по сравнению с примерной (авторской) программой

            Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской  этики» не имеет отличительных особенностей по изменению количества часов, изменению последовательности изучения разделов по сравнению с  авторской Программой под редакцией С. В. Агафонова, К. А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс».

    Темы даны в соответствии с содержанием учебников:

  • Сахаров А. Н., Кочегаров К. А.  изд-во «Русское слово», М.,2012 г. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс»;
  • Сахаров А. Н., Кочегаров К. А., Мухаметшин Р. М., изд-во «Русское слово», М.,2012 г. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс».

 4. Планируемые результаты освоения 

учебного предмета ОРКСЭ

предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России.    Основы религиозных культур народов России»

модуля «Основы мировых религиозных культур

  К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной от отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета);
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и оценку событий.

5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ   (34 ч.)

учебного предмета ОРКСЭ

предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России.    Основы религиозных культур народов России»

модуля «Основы мировых религиозных культур

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и поликонфессионального  народа России.

6. Материально-техническое обеспечение           

учебного предмета ОРКСЭ

предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России.    Основы религиозных культур народов России»

модуля «Основы мировых религиозных культур

           Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

      Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеются в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер,  мультипроектор);
  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

        1.Учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

      2. Нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

       3. Документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

       4. Энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.).

        7 . Учебно-методический комплекс

учебного предмета ОРКСЭ

предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России.    Основы религиозных культур народов России»

модуля «Основы мировых религиозных культур

  7.1. Основная литература

  1. Сахаров А. Н., Кочегаров К. А., изд-во «Русское слово», М., 2012 г. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс»;
  2. Сахаров А. Н., Кочегаров К. А., Мухаметшин Р. М., изд-во «Русское слово», М., 2012г.«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс»;
  3. Авторская программа под редакцией С. В. Агафонова, К. А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс», изд-во «Русское слово», М.,2012 г.

7.2. Дополнительная литература

       Справочная литература

  1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М., 2011 г.
  2. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., М, 2002 г.
  3. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005 г.
  4. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003 г.
  5. Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005 г.

                   Научная и научно-популярная литература

  1. Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006 г.
  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2007 г.
  3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006 г.
  4. Всеобщая история религий мира. М., 2006 г.
  5. Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004 г.
  6. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005 г.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

п/п

№ урока в теме

Наименование разделов

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

1

1

Введение в предмет

1

2

2

Древние предания христиан

1

3

3

Возникновение христианства

1

4

4

Христианская церковь

1

5

5

Христианство на Руси и в России

1

6

6

Христианские святые. Православный храм

1

7

7

Христианские праздники и таинства

1

8

8

Католики и протестанты

1

9

9

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

1

10

10

Во что верят мусульмане

1

11

11

Мусульманские обряды и обычаи

1

12

12

Иудаизм - древняя религия евреев

1

13

13

Во что верят иудеи

1

14

14

Обычаи и обряды иудеев

1

15

15

Кто такой Будда

1

16

16

Во что верят буддисты. Направления и обряды буддизма

1

17

17

Православие в Древней Руси

1

18

18

Православие в Московской Руси

1

19

19

Православие при царях и императорах России

1

20

20

От Советской России до современности

1

21

21

Православие в традициях русского народа

1

22

22

Дом и семья в православии

1

23

23

История ислама в России

1

24

24

Ислам в современной России

1

25

25-26

Дом и семь в исламе

2

26

27

Появление и развитие иудаизма в России

1

27

28

Иудаизм в СССР и современной России

1

28

29

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

29

30

Появление и развитие  буддизма

1

30

31

32

31

32-33

34

Буддизм в СССР и современной России

Буддизм в культуре и традициях народов России

Итоговое занятие по курсу

Итого

1

2

1

34



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

 

темы

п/п

Тема (в соответствии с содержанием учебного предмета, курса по Примерной программе)

Кол-во

часов

 Основные понятия и термины

Виды учебной деятельности, включая конкретные универсальные учебные действия

Результаты освоения курса

Личностные (формирование основ гражданской идентичности, основы социальных компетенций, правосознание; способность к самообразованию)

Метапредметные (овладение регулятивными, коммуникативными, познавательными ууд)

Предметные

(освоение: предметных учебные действий с опорой на содержание предмета)

1

Введение
в предмет

1

Религия, традиция,

традиционные религии

Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «религия», «традиция», «традиционная религия».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Познавательное чтение.

Формирование уважения к другим народам России;

освоение национальных ценностей, традиций, культуры; формулирование основных традиций развития государственности и общества.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему  многонационального народа России

Усвоение правил работы с учебником.

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны.

2

Древние предания христиан

1

Душа,

религия,

язычество,

пророк,

монотеизм,

заповеди,

спасение

души

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой

Формирование

целостного,

социально ориентированного

взгляда на мир в его

органичном

единстве и многообразии

природы, народов, культур и религий

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей.

Понимать причины

возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».

Объяснять смысл

возникновения

монотеистических

религий в связи с выходом человечества

на новый уровень

нравственного развития

3

Возникновение христиан-ства

1

Новый

Завет,

Евангелие,

апостол, таинство, искупительная

жертва Христа, второе

пришествие

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Понимать причины

возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».

Объяснять смысл

возникновения

монотеистических

религий в связи с выходом человечества

на новый уровень

нравственного раз-

вития

4

Христиан-ская  церковь

1

Мученик,

священник,

церковь,

патриарх –

патриархат,

епископ –

епархия, митрополит –

митрополия,

монах – монастырь,

римский

папа

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий. Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Знать основные события, связанные с

жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства.

Иметь представления

об устройстве Церкви.

Характеризовать

основные различия

между православием

и католичеством

5

Христианство на Руси и в России

1

Крещение

Руси, иконопись

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за  свою Родину,

российский

народ и историю России

Развитие социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Формирование адекватного восприятия «экранной» культуры.

Знать основные этапы появления и раз-

вития христианства

на Руси.

Осознавать важную

роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.

Понимать важность

христианской веры в

повседневной жизни

наших предков на

протяжении многих

веков

6

Христианс-кие святые. Православ-

ный храм

1

Святой, мощи

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование

целостного,

социально ориенти-

рованного

взгляда на

мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, народов, куль-

тур и религий

Развитие этических

чувств, доброжелательности и эмоционално-нравствен ной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей.

Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно-следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими».

Понимать суть цер-

ковного богослуже-

ния.

Знать основные

праздники и особенности церковного

календаря.

Понимать смысл

основных христианских таинств и осознавать их важность в

жизни христианина

Иметь понятия о сути

святости и святых, об

основных элементах

и устройстве право-

славного храма.

Осознавать важную

роль храма в жизни

христианина.

Уметь правильно ве-

сти себя в православ-

ном храме

Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятие крестины и именины, приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера.

Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих веков.

Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия.

7

Христианские праздники и таинства

1

Храм, собор, фреска,

алтарь, иконостас, царские врата,

амвон, Пасха, крестный ход,

крещение,

покаяние,

венчание,

причастие

.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в доме православного христианина, на празднике семьи, любви и верности).

Подготовка сценария праздника семьи, любви и верности в классе (школе) и его реализация.

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно-следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». Развитие навыков работы в группе, поведения на массовых мероприятиях.

Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные

праздники и особенности церковного

календаря.

Понимать смысл

основных христианских таинств и осознавать их важность в

жизни христианина

Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей.

8

Католики и протестанты

1

Католики,

чистилище,

крестовые

походы,

уния, униатская

церковь,

протестанты,

реформация,

пастор, кальвинисты,

пресвитер

Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий. Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного, социально

ориентированного взгляда

на мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Иметь представление

об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униат-

ской церкви.

Знать обрядовые и

другие отличия католичества от православия.

Характеризовать суть

понятия «чистилище».

Понимать причины

начала Реформации и

осознавать суть недовольства протестантов Католической

церковью.

Характеризовать

основные особенности протестантского

вероучения.

Знать имена крупнейших протестантских лидеров

9

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

1

Кааба, мусульмане,

Коран, Хиджра, шариат

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование

основ российской гражданкой идентичности, чувства

гордости за свою Родину,

российский

народ и историю России,

осознание

своей этнической и национальной при-

надлежности;

формирование

ценностей

многонационального

российского

общества

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

Знать основные со-

бытия жизни и деятельности пророка

Мухаммада.

Осознавать значение

Хиджры и важную

роль этого события в

истории ислама.

Понимать смысл понятия «шариат»

10

 Во что верят мусульмане

1

Божественное откровение, Сунна,

намаз, закят,

хадж, Рамадан

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий. Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у мусульманской семьи).

Развитие этических

чувств, доброжелательности

и эмоциональ нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Знать содержание

основных норм шариата.

Иметь представления

о воззрениях мусульман на устройство

мира, на суть борьбы

добра и зла в мире.

Понимать значение

свободы выбора в исламе, которая дается

Аллахом человеку.

Понимать значение

Корана и Сунны в

жизни мусульман

11

Мусульманские обряды и обычаи

1

Ночь прощения, Ночь

могущества,

Курбан-байрам,

мечеть, михраб, минбар,

минарет,

муэдзин

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование

целостного,

социально ориентированного

взгляда на

мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Мусульманский календарь и мусульманское

летосчисление. Месяц Рамадан в жизни

мусульман. Мусульманские праздники:

Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества,

Праздник разговения,

Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).

Пятница – самый по-

читаемый день недели у

мусульман. Устройство

мечети: михраб и мин-

бар. Минарет

12

Иудаизм - древняя религия евреев

1

Святая земля (Земля

обетованная), казни

египетские,

Песах, манна небесная,

скрижали,

Ковчег Завета

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий. Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за свою Родину,

российский

народ и историю России,

осознание

своей этнической и национальной принадлежности; формирование

ценностей многонационального

российского

общества

Выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями,  социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

Знать основные сюжеты ветхозаветных

преданий иудаизма.

Понимать значение

дарования десяти

заповедей пророку

Моисею и их роль в

истории иудаизма.

Осознавать значение

десяти заповедей как

нравственной основы

иудейской религии.

Характеризовать особенности положения

еврейского народа в

мире.

Знать основную причину появления еврейского населения в

России

13

Во что верят иудеи

1

Галаха,

богоизбранность, Танах, Талмуд

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у иудейской семьи).

Развитие этических чувств,

доброжелательности и

эмоционально-нрав-

ственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Иметь представление

об основных взглядах

иудеев на мир.

Понимать суть и

нравственное значение основных норм иудейского вероучения.

Объяснять смысл

представлений о богоизбранности еврейского народа

14

Обычаи и обряды иудеев

1

Шабат,

Рош-ашана,

шофар,

Йом-Кипур,

Шавуот,

раввин, синагога

Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантностью, готовностью к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Формулирование определений понятий.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование

целостного,

социально ориентированного

взгляда на мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, куль-тур и религий

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Знать основные

иудейские праздники.

Характеризовать особенности иудейского

календаря.

Иметь представление

об иудейской общине

и роли в ней раввина,

о синагоге

15

Кто такой Будда

1

Нирвана

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий:

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за свою Родину,

российский

народ и историю России.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями,  социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

Знать основные

этапы деятельности

Будды.

Иметь представление

о медитации.

Понимать значение

просветления Будды

в истории буддизма

16

Во что верят буддисты

1

Четыре благородные

истины, карма, сансара,

счастливые

и несчастливые перерождения,

три драгоценности

буддизма

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у буддийской семьи).

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.

Характеризовать

счастливые и несчастливые перерождения.

Понимать суть и

нравственное значение основных норм

буддийского вероучения.

Иметь представление

о способах достижения нирваны, трех

драгоценностях буддизма

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Знание основных моральных

норм и ориентация на их выполнение, дифференциация

моральных и

конвенциональных норм, развитие морального сознания

как переходного

от доконвенционального к

конвенциональному уровню

17

Направления и обряды буддизма

1

Махаяна,

бодхисатва,

хинаяна,

ваджраяна,

ступа, лама

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа.

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, куль-

тур и религий

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий;.

Знать основные

праздники и обряды

буддизма.

Характеризовать

основные направления буддизма и их

особенности.

Понимать роль бодхисатв и обладание

буддистами шестью

качествами в махаяне.

Иметь представление

о роли монашества

и монастырей в буддизме, формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир

18

Православие в Древней Руси

1

Монастырь, монахи, поучение

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «монастырь», «монахи», «поучение».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране.

Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др.

19

Православие в Московской Руси

1

Автокефалия, уния, печалование, нестяжатели.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «автокефалия», «печалование», «нестяжатели».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы.

Понимать и принимать идеалы и ценности, проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др.

Объяснять смысл понятий уния и автокефалия.

Понимать важность для христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему).

20

Православие при царях и императорах России

1

Патриарх всея Руси, Синод, старцы, Оптинская пустынь, Саровская пустынь.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Патриарх всея Руси», «Синод», «старцы», «Оптинская пустынь», «Саровская пустынь». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Ролевая игра «Паломничество в Саровскую пустынь»

Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями, традициями и культурой.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Знать основные события истории православия во времена Российского царства и Империи. Иметь представление о патриотической позиции церкви во время Смутного времени.

Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего.

21

От Советской России до современности

1

Гонения на Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, Акт о каноническом общении

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Гонения на Церковь», «Русская Православная Церковь Заграницей», «Акт о каноническом общении». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Просмотр с обсуждением фрагментов фильма В.Хотиненко «Поп».

Развитие социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Формирование адекватного восприятия «экранной» культуры.

Знать основные события истории православия XX – начала XXI в. Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны. Понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др.

22

Православие в традициях русского народа

1

Крестные родители, восприемники, именины, отпевание, Яблочный Спас.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «крестные родители», «восприемники», «именины», «отпевание», «Яблочный Спас».

Ролевая игра «Крестные».

Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (на крестинах, на именинах, на отпевании)

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; формулирование собственного мнения и позиции.

Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно-следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими».

Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятие крестины и именины, приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера.

Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих веков.

Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия.

23

Дом и семья в православии

1

Красный угол, Домострой, мясоед, Всероссийский день семьи, любви и верности.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Красный угол», «Домострой», «мясоед», «Всероссийский день семьи, любви и верности»

Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в доме православного христианина, на празднике семьи, любви и верности).

Подготовка сценария праздника семьи, любви и верности в классе (школе) и его реализация.

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно-следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». Развитие навыков работы в группе, поведения на массовых мероприятиях.

Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей.

Знание сюжета жития Петра и Февронии.

Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.

24

История ислама в России

1

Арабский халифат, Волжская Булгария, Золотая Орда, татарские государства, верховный сеид, новокрещенские комиссии, терпимая религия, медресе.

Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая Орда», «татарские государства», «верховный сеид», «новокрещенские комиссии», «терпимая религия», «медресе». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах и терпимости русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России.

Объяснять смысл понятия «медресе».

25

Ислам в современной России

1

Имам, Центральное Духовное управление мусульман, Совет муфтиев, Координационный центр мусульман Северного Кавказа.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Имам», «Центральное Духовное управление мусульман», «Совет муфтиев», «Координационный центр мусульман Северного Кавказа». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма В.Хотиненко «Мусульманин»

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях.

Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др.

26

Дом и семья в исламе

1

Мусульманская семья, честь рода

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «мусульманская семья», «честь рода». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у мусульманской семьи).

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Понимать важность для мусульманина ценностей семьи, уважения к старшим, милосердия.

Приводить примеры почитания в мусульманской традиции соответствующих ценностей.

27

Появление и развитие иудаизма в России

1

Кагал, хедер, иешива, синагога

Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «кагал», «хедер», «иешива», «синагога» Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века.

Объяснять понятия кагал, хедер и иешива.

28

Иудаизм в СССР и современной России

1

Холокост, Еврейский антифашистский комитет, Федерация еврейский общин, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Холокост», «Еврейский антифашистский комитет», «Федерация еврейский общин», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма Л.Горовца «Дамский портной»

Выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями,  социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР и современной России. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе.

29

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

Законоучитель, обряд выкупа первенца.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «законоучитель», «обряд выкупа первенца». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у иудейской семьи).

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; ориентация в особенностях социальных отношений. Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с особенностями существования иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре.

30

Появление и развитие буддизма в России

1

Гэлуг (тибетский буддизм), лама, Далай-лама, хурул, дуган, дацан, хурэ.

Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантностью, готовностью к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Формулирование определений понятий: «гэлуг» (тибетский буддизм), «лама», «Далай-лама», «хурул», «дуган», «дацан», «хурэ».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий лама, далай-лама, хурул, даган, дацан, хурэ.

Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, пороповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости.

31

Буддизм в СССР и современной России

1

Традиционная буддийская сангха России, Духовное управление буддистов России.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «традиционная буддийская сангха России», «Духовное управление буддистов России».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма А.Неретниеце «Гадание на бараньей лопатке»

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями,  социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

Знать основные события, связанные с историей буддизма в СССР и современной России. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.

Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.

32-33

Буддизм в культуре и традициях народов России

2

Белый месяц, сор, праздник тысячи лампад, ладья жизни, цам

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «белый месяц», «сор», «праздник тысячи лампад», «ладья жизни», «цам». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у буддийской семьи).

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Иметь представления о буддийских традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России.

Объяснять смысл понятия лама, цам.

34

Итоговое занятие по курсу «Основы религиозных культур  и светской этики» (Повторительно-обобщающий урок.)

1

Основные понятия курса

Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса.

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия.

Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Понимать и принимать морально-нравственные ценности традиционных религий нашей страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...

Результаты профессиональной деятельности заместителя директора по внеклассной внешкольной работе, учителя учебного курса "Истоки", "Основы религиозной культуры и светской этики" МБОУ СОШ № 1 город Сургут

Данный материал отражает результаты педагогической и профессиональной деятельности заместителя директора по внеклассной внешкольной работе, учителя учебного курса "Истоки", "Основы религиозной ку...

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...

Методическая разработка по предметам: История,Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). «Юродство на Руси».

Методическая разработка по предметам: История,Основы религиозных культур и светской этики(ОРКСЭ)Название работы «Юродство на Руси». Цель работы углубить понимание ценностейхристианской жиз...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета ОУП. 06 Физическая культура (Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров), 2022-2023 гг.

Рабочая программа общеобразовательной учебного предмета «Физическая культура» разработана на основе:1) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образо...