Авторская педагогическая разработка «Основы духовной культуры» для обучающихся 5-6 классов
материал на тему

Авторская педагогическая разработка «Основы духовной культуры» для обучающихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_dukhovnoy_kultury.doc387.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Авторская педагогическая разработка

(радикальная, форма учебная)

«Основы духовной культуры»

для обучающихся 5-6 классов

                                                   

                             Автор разработки:

Ситянина Людмила Аркадьевна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 10 г. Бирюсинск

2009г.

г. Бирюсинск

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт на авторскую педагогическую радикальную разработку ..………………….3

Выписка из протокола заседания методического объединения учителей

гуманитарных дисциплин…………………………………………………………………4

Заявка администрации образовательного учреждения ……………………………..…..5

Рецензия ………..………………………………………………………………………….6

Пояснительная записка……………………………………………………………………7

Содержание курса «Основы духовной культуры» для обучающихся 5 классов…...…8

Календарно-тематическое планирование курса «Основы духовной культуры»

в 5 классе…………………………………………………………………………..……….9

Содержание курса «Основы духовной культуры» для обучающихся 6 классов…….11

Календарно-тематическое планирование курса «Основы духовной культуры»

в 6 классе………………………………………………………………………………… 12

Список произведений  для изучения в 5 классе …………………………………….…15

Список произведений  для изучения в 6 классе………………………………………..15

Литература для учителя и учащихся……………………………………………………16

ПАСПОРТ

на авторскую педагогическую радикальную разработку

(указывается тип творческой работа: адаптационная, комбинаторная, радикальная)

I раздел (заполняется автором разработки)

а) Ситянина Людмила Аркадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска, ул. Дружбы, 49

фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес

б)  Литература

предмет, предметная область

в)  5,6 классы

для каких классов (групп) предназначена разработка

г)   с 1 сентября 2008 года

с какого времени разработка используется

д)  Программа курса «Основы духовной культуры» предназначена для обучающихся 5-6 классов и соотносится с государственной школьной программой под редакцией Коровиной В.Я. (Программы образовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я Коровиной. Москва. «Просвещение».2006)

Цель данного курса - формирование знаний и представлений обучающихся о духовной культуре человека, воспитание высоких нравственных качеств на примерах из художественных произведений русской классической литературы, включенных в программу под редакцией Коровиной В.Я.

Содержание курса направлено на понимание духовно-нравственных ценностей  художественных произведений русской литературы, основанной на православном видении мира.

Постижение христианской морали произведений приведет к духовному обогащению обучающихся.

Задачи данного курса имеют обучающий, воспитательный и развивающий характер.

Программа нацелена на разнообразные виды познавательной, практической и игровой деятельности в их взаимосвязи.

Основные виды деятельности реализуются в структуре различных типов уроков: уроках - беседах, уроках - диспутах, уроках – играх.

авторская оценка разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

ВЫПИСКА

из протокола заседания методического объединения учителей

гуманитарных дисциплин

27.08.2008 г.                                                                                                         № 1

ПОВЕСТКА ДНЯ:

3. О рассмотрении программы курса «Основы духовной культуры» для обучающихся 5, 6 классов, автор программы Л.А.Ситянина.

Докладчик Л.А.Ситянина

СЛУШАЛИ по третьему вопросу Ситянину Л. А.,  которая ознакомила членов методического объединения с программой курса «Основы духовной культуры» для обучающихся 5, 6 классов.

Основной целью данного курса является формирование знаний и представлений обучающихся о духовной культуре человека, воспитание высоких нравственных качеств на примерах из художественных произведений русской классической литературы, включенных в программу по литературе под редакцией Коровиной В.Я.

ВЫСТУПИЛИ: Ермакова В.Н., Антонов В.А.

Выступающие отметили, что структура программы соответствует основным требованиям по составлению авторских разработок. В пояснительной записке обоснована актуальность разработанной программы.

РЕШИЛИ:

1.   Одобрить программу курса «Основы духовной культуры» для обучающихся 5,6 классов, автор Ситянина Л.А.

2.   Ходатайствовать перед муниципальным экспертным советом о проведении экспертизы данной программы.

Руководитель МО                                                                                      Л.А.Ситянина

Заместитель директора по УВР                                                                   С.В.Игнацевич

Директор МОУ СОШ №10                                                                              А.Д.Христич

Председателю

Муниципального экспертного совета

по организации исследовательской, экспериментальной и инновационной деятельности при Управлении образования администрации Тайшетского района

Плетневой Е.В.

ЗАЯВКА

Администрация  образовательного  учреждения  МОУ СОШ № 10                     г. Бирюсинска просит Муниципальный экспертный совет по организации исследовательской, экспериментальной и инновационной деятельности при Управлении образования администрации Тайшетского района провести экспертизу авторской педагогической разработки программы курса «Основы духовной культуры» в 5, 6 классах.

Приложения: на 16 страницах

1. Программа  «Основы  духовной  культуры»   в 5-6 классах,   автор   Ситянина Л.А.

2. Выписка из решения заседания школьного методического объединения учителей-предметников.

3. Рецензия.

 Директор МОУ СОШ №10                                                           А.Д.Христич

РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую радикальную программу курса «Основы духовной культуры» для обучающихся 5-6 классов, разработанную учителем литературы МОУ СОШ № 10

г. Бирюсинска, Ситяниной Людмилой Аркадьевной

Создание данной программы обусловлено тем, что в Базисный учебный план Иркутской области на 2007-2008 уч. год введен новый курс «Основы духовной культуры» в 5,6 классах, рассчитанный на 1 час в неделю (34 часа в год). Но ни программами, ни учебником, ни НМК не подкреплен.

Автор данной программы, определив обучающие, воспитательные, развивающие задачи, предлагает учебный материал данного курса ввести в учебный план образовательного учреждения не отдельным предметом, а добавив 1 час к 2 часам в неделю, отведенным на изучение учебной дисциплины «Литература», осуществлять обучение по программе общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной (М., Просвещение», 2007 г.), используя данный час на усиление и формирование духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами. Более глубокое и целенаправленное изучение произведений крупных писателей, осмысление их будет способствовать формированию православного миропонимания, миросозерцания.

Изучение произведений, в основе которых лежат библейские истоки, обогатят собственный душевный опыт ребенка, т.к. в сокровищнице русской литературы запечатлен духовный опыт русского человека: и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души.

Структура данной программы соответствует основным требованиям, она состоит из пояснительной записки, которая содержит цели, время на изучение, задачи курса.

В пояснительной записке обоснована актуальность разработанной программы, ее новизна.

Основная часть, раскрывающая содержание курса, разбита на разделы и темы, а также указано количество часов, отведенных на изучение каждого раздела. Автор программы избегает жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на изучение каждой темы.

Планируя темы, автор ставит точные, конкретные цели, четко задавая ориентир изучения каждого из произведений, что ведет и учителя, и ученика к выполнению поставленных задач курса, сохраняя принципы научности, преемственности и перспективности.

Основные требования к оформлению программы соблюдены.

Учитель литературы высшей категории Ермакова В.Н.

Пояснительная записка

Введение курса «Основы духовной культуры» обусловлено наличием вариативной части базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области.

Программа курса «Основы духовной культуры» предназначена для учащихся 5, 6 классов и соотносится с государственной школьной программой по литературе под редакцией Коровиной В.Я.

В федеральном компоненте учебного плана на второй ступени обучения с 2007-2008 учебного года на изучение литературы в 5, 6 классе отводится 2 часа, а количество изучаемых художественных произведений согласно программе по литературе под редакцией Коровиной В.Я. остается прежним. Поэтому третий час литературы регионального компонента целесообразно использовать для проведения курса «Основы духовной культуры», цель которого формирование знаний и представлений учащихся о духовной культуре человека, воспитание высоких нравственных качеств на примерах из художественных произведений русской классической литературы, включенных в программу под редакцией Коровиной В.Я.

Содержание курса направлено на понимание духовно-нравственных ценностей художественных произведений русской литературы, основанной на православном видении мира. Данный курс предполагает передать учащимся традиционную систему нравственных ценностей (христианскую по сути), которая заложена в русской литературе, и познакомить с той духовной литературой, которая формировала мировосприятие многих православных на Руси. Для этого в программу включен раздел древнерусской литературы.

Постижение христианской морали произведений приведет к духовному обогащению учащихся.

Задачи курса.

Обучающие:

- развитие интереса к серьезному чтению художественных произведений;

- приобретение умения и навыков для анализа художественного текста;

- приобретение представлений о духовной повседневной работе человека над своим совершенствованием.

Воспитательные:

- формирование гражданской позиции учащихся;

- формирование культуры общения и поведения в обществе;

- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств.

Развивающие:

- формирование потребностей в самопознании и в саморазвитии;

- развитие нравственных качеств личности: великодушия, благородства, милосердия, отзывчивости.

Программа нацелена на разнообразные виды познавательной, практической  и игровой деятельности в их взаимосвязи.

Динамика соотношения основных видов деятельности реализуется в структуре различных типов уроков: уроках-беседах, уроках-диспутах, уроках-играх.

Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 урок в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ

курса «Основы духовной культуры» для обучающихся 5 классов

Введение. Понятие о духовной культуре (1 час)

Из древнерусской литературы. (4 часа)

Начало письменности у восточных славян, возникновение древнерусской литературы.

Первоучители славян святые братья Кирилл и Мефодий.

Древнехристианская книжность на Руси.

Древнейший памятник славянской письменности «Остромирово Евангелие».

Из литературы XIX века. (14 часов)

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»: библейские истоки в басне. «Притчи Соломона».

В.А.Жуковский «Спящая царевна». Сопоставление с «Заповедями блаженств».

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» (песнь 1-3). Зависть как один из семи смертных грехов. Любовь - бескорыстное чувство. Готовность любящего к самопожертвованию.

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Восхищение Русью как христианской державой.

А.Погорельский. Нравоучительное содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители».

Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Близость к распространенным народным приданиям и поверьям.

Н.А.Некрасов «На Волге». Христианская мораль в стихотворении.

И.С.Тургенев «Муму». Доброта, трудолюбие в главном герое. Библейская истина: «Блажен иже и скоты милует»

А.П.Чехов «Степь». Православный образ жизни русских людей. Стихотворения о природе. Благородность Творцу за все живое.

Внеклассное чтение. (4 часа)

Православные осенние праздники.

Православные зимние праздники.

Из литературы XX века. (9 часов)

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Рассказ о нравственности в христианском ее понимании.

А.Платонов «Никита». Доброта как лучшее человеческое качество.

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Характер мальчика, его сопротивление обстоятельствам.

Стихотворения поэтов XX века о Родине. Отношение к природе как к храму.

А.Алексин «Самый счастливый день». Тема взаимной выручки в семье. Роль доброго и заботливого сына. Формирование понятия о счастье как о способности заботиться о близких.

Внеклассное чтение. (2 часа)

Православные весенние праздники.

Календарно-тематическое планирование курса

«Основы духовной культуры» в 5 классе

на 2008-2009 учебный год.

Изучаемый раздел

№ урока

Изучаемая тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

1

Введение

1.

Введение. Понятие о духовной культуре

1

02.09

2

I. Из древнерусской литературы (4 часа)

1

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы

1

09.09

2

Первоучители славян святые братья Кирилл и Мефодий

1

16.09

4

3

Древнехристианская книжность на Руси

1

23.09

5

4

Древнейший памятник славянской письменности «Остромирово Евангелие»

1

30.09

6

II. Из литературы XIX века (14 часов)

1

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»: библейские истоки в басне «Причти Соломона»

1

07.10

7

2

В.А.Жуковский «Спящая царевна». Сопоставление с «Заповедями блаженств»

1

14.10

8-9

Внеклассное чтение

1-2

Православные осенние праздники

2

21.10 28.10

10

3

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...». Зависть как один из семи смертельных грехов

1

11.11

11

4

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» Любовь -бескорыстное чувство. Готовность любящего к самопожертвованию

1

18.11

12

5

А.Погорельский. Нравоучительное содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители»

1

25.11

13

6

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Восхищение Русью как христианской державой

1

02.12

14

7

Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Близость к распространенным народным преданиям и поверьям

1

09.12

15

8

Н.А.Некрасов. Христианская мораль в стихотворении «На Волге»

1

16.12

16-

18

9-11

И.С.Тургенев «Муму». Доброта, трудолюбие в главном герое. Библейская истина: «Блажен иже и скоты милует»

3

23.12 29.12 13.01

19

12

А.П.Чехов «Степь». Православный образ жизни русских людей

1

20.01

20-21

Внеклассное чтение

3-4

Православные зимние праздники

2

27.01 03.02

22-23

13-

14

Стихотворения о природе. Благодарность Творцу за все живое

2

10.02 17.02

24

III. Из литературы XX века (9 часов)

1

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

1

24.02

25-26

2-3

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Рассказ о нравственности в христианском ее понимании

2

03.03 10.03

27

4

А.Платонов «Никита». Доброта как лучшее человеческое качество

1

17.03

28-29

5-6

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Характер мальчика, его сопротивление обстоятельствам

2

24.03 07.04

30

7

Русские поэты XX века о Родине. Отношения к природе как к храму

1

14.04

31-

32

Внеклассное чтение

5-6

Православные весенние праздники

2

21.04 28.04

33-34

8-9

А.Алексин «Самый счастливый день». Тема взаимной выручки в семье. Роль доброго и заботливого сына в душевном настрое и прочности семьи. Формирование понятия о счастье как способности заботиться о близких

2

05.05 12.05

СОДЕРЖАНИЕ

курса «Основы духовной культуры» для обучающихся 6 классов

Введение. Развитие понятия о духовной культуре

Устное народное творчество (1 ч)

Народная мудрость в пословицах и поговорках.

Из древнерусской литературы (1ч)

Русская летопись-отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости)

Из русской литературы XIX века (16ч)

И.А.Крылов. Басни «Листы и корни», «Осел и Соловей». Мораль басен.

А.С.Пушкин «Узник». Свобода как величайший дар.

«Барышня-крестьянка». Любовь как великая миротворица и уравнительница.

«Выстрел». Многократное нарушение заповеди «Не убий!».

«Дубровский». Нравственные идеалы произведения.

М.Ю.Лермонтов «Тучи». Странничество как способ обрести утраченную гармонию. Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Листок», «На севере диком», «Утес», «Три пальмы»).

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир героев рассказа.

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Стихотворения о природе. (Ф.И.Тютчев «Листья», «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...» А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Восхищение красотой, разлитой в природе.

Н.А. Некрасов «Дедушка». Возвращение «блудного сына» в отчий дом. «Железная дорога». Тема памяти - благодарности за технический прогресс, за который отдали жизни «Божие ратники, мирные дети труда».

Н.С.Лесков «Левша». Талант от бога. «Притча о закрытом таланте». Левша -национальный русский характер.

Я.Полонский «По горам две хмурые тучи...», «Посмотри, какая мгла...» Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...»

А.Толстой «Где гнутся над омутом лозы...». Любование природой как творением Создателя.

Из русской литературы XX века (10 ч)

А.П. Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Неисчерпаемая кладовая солнца, которая подарена людям. Культура пребывания человека в природе.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне (К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Д.С.Самойлов «Сороковые»). Патриотические чувства авторов.

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. Неспокойная совесть, стыд за содеянное, страх наказания. Христианский характер бабушки.

В.Г.Распутин «Уроки французского». Отличительная черта истинного доброго человека.

Родная природа в русской поэзии XX века.

А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном..». С.Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

Чувство радости, печали, любви к родной природе.

В.М.Шукшин «Срезал», «Критики». Герои-праведники.

Из зарубежной литературы (4 часа)

Мифы Древней Греции. Боязнь богов в пору язычества.

Мигель Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» Проблема ложных и истинных идеалов.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Утверждение всечеловеческих ценностей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

в 6 классе на 2009-2010 учебный год

№ урока

Изучаемый раздел

№ урока

Изучаемая тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

1

Введение

1

Введение. Развитие понятия о духовной культуре.

1

2

I. Устное народное творчество (1 ч.)

1

Народная мудрость в пословицах и поговорках.

1

3

II. Из древне русской литературы

1

Русская летопись-отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

1

4

III. Из русской литературы XIX чека. (16 ч.)

1

И.А.Крылов. Басни «Листы и корни», «Осел и Соловей». Мораль басен.

1

5

2

А.С.Пушкин «Узник». Свобода как величайший дар.

1

6

3

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка». Любовь как величаяшая миротворица и уравнительница.

1

7

4

А.С.Пушкин «Выстрел». Многократное нарушение заповеди «Не убий!».

1

8

5

А.С.Пушкин «Дубровский». Нравственные идеалы произведения.

1

9

6

М.Ю.Лермонтов «Тучи». Странничество как способ обрести утраченную гармонию.

1

10

7

Тема одиночества человека в лирике М.Ю. Лермонтова. («Листок», «На севере диком», «Утес», «Три пальмы»).

2

11

8

12

И.С.Тургенев «Бежин луг».

Духовный мир героев

рассказа.

1

13

10

Стихотворения

Ф.И.Тютчева, А.А.Фета о

природе.

Восхищение красотой,

разлитой в природе

2

14

15

12

Н.А.Некрасов «Дедушка».

Возвращение «блудного

сына» в отчий дом.

1

13

Н.А.Некрасов «Железная

дорога». Тема памяти-благодарности за

технический прогресс, за

который отдали жизни

«Божие ратники, мирные

дети труда».

1

17

14

Н.С.Лесков «Левша».

Талант от Бога. «Притча о

закрытом таланте».

Левша -национальный

русский характер, который

ни за какое дело не

примется, не

помолившись, не получив

благословения.

2

18

15

19

16

Родная природа в

стихотворениях русских

поэтов (Я.Полонский.

Е.Баратынский,

А.Толстой).

Любование природой как

творением Создателя.

1

20

IV . Из русской

литературы XX

века

(10 ч)

1

А.П.Платонов

«Неизвестный цветок».

Прекрасное вокруг нас.

1

21

2

М.М. Пришвин «Кладовая

солнца». Неисчерпаемая

кладовая солнца, которая

подарена людям.

Культура пребывания

человека в природе.

1

22

3

Стихи русских поэтов о

Великой Отечественной

войне. Патриотические

чувства авторов.

1

23

24

4

5

В.П.Астафьев. «Конь с

розовой гривой».

Нравственные проблемы

1

рассказа. Неспокойная совесть, стыд за содеянное, страх наказания.

25

26

6,7

В.Г. Распутин «Уроки французского». Отличительная черта истинно доброго человека. Вина перед родителями и перед учителями

2

27

28

8,9

Родная природа в русской поэзии XX века (А.А.Блок. С.А.Есенин, А.А.Ахматова)

2

29

10

В.М.Шукшин «Срезал», «Критики». Герои-праведники.

1

30

31

V. Из зарубежной литературы (4 ч.)

1,2

Мифы Древней Греции. Боязнь богов в пору язычества.

2

32

3

Мигель Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов.

1

33

4

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Утверждение всечеловеческих ценностей.

1

34

1

Итоговый урок.

1

СПИСОК

произведений  для изучения в 5 классе

  1. Астафьев В.П. «Васюткино озеро»
  2. Алексин А. «Самый счастливый день»
  3. Бажов П.П. «Медной горы Хозяйка»
  4. Гоголь Н.В. «Заколдованное место»
  5. Жуковский В.А. «Спящая царевна»
  6. Крылов И.А. «Стрекоза и Муравей»
  7. Лермонтов М.Ю. «Бородино»
  8. Некрасов Н.А. «На Волге»
  9. Паустовский К.Г. «Теплый хлеб»
  10. Погорельский А. «Черная курица, или Подземные жители»
  11. Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне...» 12.Тургенев И.С. «Муму»
  12. Чехов А.П. «Степь»

СПИСОК

произведений  для изучения в 6 классе

1.   Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой»

2.   Ахматова А.А. «Перед весной бывают дни такие...»

3.   Баратынский Е. «Весна, весна! Как воздух чист...»

4.   Блок А.А. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

5.   Есенин С.А. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»

6.   Крылов И.А. «Листы и корни», «Осел и Соловей»

7.   Лесков Н.С. «Левша»

8.   Лермонтов М.Ю. «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Три пальмы».

9.   Некрасов Н.А. «Дедушка», «Железная дорога»

10. Платонов А.П. «Неизвестный цветок»

11. Полонская Я. «По горам две хмурые тучи...», «Посмотри, какая мгла...»

12. Пришвин М.М. «Кладовая солнца»

13. Пушкин А.С. «Узник», «Барышня-крестьянка», «Дубровский»

14. Распутин В.Г. «Уроки французского»

15. Самойлов Д.С. «Сороковые»

16. Симонов К.М. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

17. Толстой А. «Где гнутся над омутом лозы...»

18. Тургенев И.С. «Бежин луг»

19.  Тютчев Ф.И. «Листья», «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...»

20. Фет А.А. «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь...» , «Учись у них - у дума, у березы...»

21. Шукшин В.М. «Срезал», Критики».

Из зарубежной литературы

1.   Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

2.   Мигель Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

3.   Мифы Древней Греции.

Литература для учителя и учащихся

1.  Бородина А.В. Основы православной культуры - М.: Издательский дом

«Покров», 2003

2.  Бородина А.В. Основы православной культуры: организация курса. Лекции по курсу «Основы православной культуры». - М.: Основы православной культуры, 2006

3.  Хрестоматия по литературе. 5 класс. Рекомендовано Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата — М.: Мартис, 1999

4.  Шамаева С. Е. Библия и преподавание литературы - Воронеж, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"

  Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки  у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа спецкурса «Введение в социологию» для обучающихся 10-11-х классов

Программа курса «Введение в социологию» является авторской педагогической разработкой адаптационного типа, разработана на основе Программы учебного курса «Социология» Васильевой Л.В., утверж...

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа элективного курса «Исторический портрет» для обучающихся 9-х классов

Настоящий курс  по выбору ориентирован на преподавание в 9 -х классах (34 часа в год, 1 час в неделю) для обучающихся гуманитарного отделения, изучающих историю на профильном уровне и является пр...

Авторская Педагогическая разработка Адаптационная программа факультативного курса по технологии для обучающихся 5-9 классов «ДЕКУПАЖ»

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных с...

Авторская педагогическая разработка (адаптированная воспитательная программа) "Искусство общения и культура поведения".

Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Рассчитана на трехлетний срок обучени...

- Авторская педагогическая разработка по внеурочной деятельности «Удивительные фантазии тестопластики» для обучающихся 6 классов.

Пояснительная записка      Курс предназначен для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений (может проводиться также в 5, 7 и 8 классах, при условии учета возрастных ос...

Авторская педагогическая разработка по внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 5 классов.

Программа  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:Кискальт И.  Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001. - 1ПацциЛучия Фантазии из...