Авторская педагогическая разработка по внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 5 классов.
рабочая программа (5 класс)

Шубина Ольга Андреевна

Программа  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Кискальт И.  Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001. - 1
  2. ПацциЛучия Фантазии из соленого теста/ПацциЛ.:пер. с итал. – М.: Мой мир, 2007. – 112с.
  3. Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005. – 104 с.
  4. Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М.,  АСТ-Пресс, 2005. – 89 с.
  5. Федотов, Г. Основы художественного ремесла.  – М.,«АСТ-ПРЕСС», 1997.
  6. Горячева В.С., М.И. Нагибина. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - Я, 1998. – 208 с.
  7. Калмыкова Н.В. Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. - Москва: «Университет», 2000. – 138 с.
  8.  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. Практическое пособие.   - Москва: «Искусство в школе», 1995.- 92 с.
  9. 7. Полунина В.Н. Искусство и дети. Практическое пособие. - Москва: « Просвещение», 1982.- 118 с.
  10. 8. Рунге В.Ф. Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. - Москва: «МЗ-Пресс», 2001. -124 с.
  11. .А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки" – Ярославль: Академия развития, 2007 г.
  12. Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками": Стрекоза, 2012 г.
  13. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования»; КАРО, 2010 г.
  14. М.В. Кудейко «Необычные способы рисования»; Содействие, 2007 г.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения курса внеурочной деятельности будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебныедействия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; умение самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы) и самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;
  • установка на здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

Целеполагание:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Прогнозирование:

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль и самоконтроль:

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Саморегуляция:

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

 

Познавательные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

Общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать  общие приёмы решения задач;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить,  формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- применение и представление  информации;

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- подведение под правило;

- анализ; синтез, сравнение, сериация;

- классификация по заданным критериям, установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения, обобщение.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

Общеучебные:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

Знаково-символические:

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Информационные:

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью  ИКТ);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_hudozhnik_5_klassy_19-20_gg.docx52.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

Протокол № 1 от

30.08.2018 г.

Руководитель ШМО

Шубина О.А.

_____________________

(подпись)

РЕКОМЕНДОВАНО:

на заседании МС

Протокол № 1 от

31.08.2018 г.

Зам. Директора по

УМР

Волохова Н.Н.

 ___________________

(подпись)

СОГЛАСОВАНО:

Зам. Директора по

УМР

Волохова Н.Н.

_________________

(подпись)

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № _______

от ______________

Директор МБОУ «СОШ № 46»

Побойко А.В.

_________________

(подпись)

Авторская  педагогическая разработка по внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 5 классов.

Направление внеурочной деятельности:

 «Духовно-нравственное»

Составитель:

Шубина О.А.

учитель  ИЗО и черчение

  МБОУ «СОШ № 46»

г. Братска

высшей квалификационной

категории

2019 г.

Программа  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Кискальт И.  Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001. - 1
  2. ПацциЛучия Фантазии из соленого теста/ПацциЛ.:пер. с итал. – М.: Мой мир, 2007. – 112с.
  3. Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005. – 104 с.
  4. Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М.,  АСТ-Пресс, 2005. – 89 с.
  5. Федотов, Г. Основы художественного ремесла.  – М.,«АСТ-ПРЕСС», 1997.
  6. Горячева В.С., М.И. Нагибина. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - Я, 1998. – 208 с.
  7. Калмыкова Н.В. Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. - Москва: «Университет», 2000. – 138 с.
  8.  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. Практическое пособие.   - Москва: «Искусство в школе», 1995.- 92 с.
  9. 7. Полунина В.Н. Искусство и дети. Практическое пособие. - Москва: « Просвещение», 1982.- 118 с.
  10. 8. Рунге В.Ф. Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. - Москва: «МЗ-Пресс», 2001. -124 с.
  11. .А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки" – Ярославль: Академия развития, 2007 г.
  12. Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками": Стрекоза, 2012 г.
  13. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования»; КАРО, 2010 г.
  14. М.В. Кудейко «Необычные способы рисования»; Содействие, 2007 г.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения курса внеурочной деятельности будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебныедействия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; умение самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы) и самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;
  • установка на здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках.

Регулятивные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

Целеполагание:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Прогнозирование:

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль и самоконтроль:

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Саморегуляция:

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

Общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать  общие приёмы решения задач;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить,  формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- применение и представление  информации;

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- подведение под правило;

- анализ; синтез, сравнение, сериация;

- классификация по заданным критериям, установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения, обобщение.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

Общеучебные:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

Знаково-символические:

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Информационные:

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью  ИКТ);

Коммуникативные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействиидля решения коммуникативных и познавательных задач;

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;  

- строить монологичное высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление  коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

     Обучающийся получит возможность научиться:

Управление  коммуникацией:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметными результатами изучения программы   являются формирование следующих умений:

Обучающиеся научатся:

  • правилам и приёмам работы с солёным и цветным тестом, изображение на плоскости и в объеме;
  • выполнять постройки и художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве, украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов с бумагой, солёным тестом или рисованием;
  • выполнять различные действия с бумагой, солёным тестом, нетрадиционной техникой рисования (приемам лепки - раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание; бумаги - складывать, наносить разметку и т.п.);
  • первичным навыкам художественной работы в следующих видах искусства:

скульптуре, дизайне,  архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

  • фантазии, воображению, проявлении в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
  • освоят выразительные возможности художественных материалов: лепка из солёного теста, цветного теста, конструировании из бумаги, рисованию нетрадиционных техник рисования;
  • навыком художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
  • анализировать произведения искусства, приобретут знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, научатся активно использовать художественные термины и понятия;
  • овладению самостоятельной творческой деятельности, а также приобретут навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
  • навыкам изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
  • навыкам общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • знаниям роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
  • первичным представлениям о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства;
  • первичным представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

Содержание курса

Данная программа направлена на выполнения обучающимися на занятиях разных техник работы, это – конструирования из цветной, белой бумаги (оригами), лепка из солёного теста, рисование нетрадиционных техник рисования. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве тех «продуктов» которые используются на занятиях: бумага или лист бумаги, солёного теста и т.д.. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Описание форм организации и видов деятельности

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства. Изучение такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы:

изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

 Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; в формировании человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материла. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению.

Однако учитель не ограничен в творческом поиске собственного решения указанной темы и, может предлагать свои задания.При этом всякое изучаемое явление и в искусстве, и в жизни должно рассматриваться в наиболее ярком, полном и наглядном своем проявлении.

Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

На каждом занятии восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия.

Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей каждого человека жизни.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта — условие постижения искусства.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

— наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

— фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

В программе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задания, которые они могут решать успешно). Часть заданий обучающихся выполняют в парах или группах.

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

    Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Формы проведения занятий

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант ее реализации происходит за 1 час в неделю.

Формой проведения занятий по программе является мастерская.

Мастерская состоит из:

— введения в тему занятия,

— восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

— созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

— обобщения и обсуждения итогов урока;

— подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Темы и задания мастерских предполагают создание игровых и сказочных ситуаций.

Процесс обучения на мастерской искусства характеризуют:

— сотворчество учителя и ученика;

— диалогичность;

— четкость поставленных задач и вариативность их решения;

— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

На мастерской изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

Программа также предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.

 Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях художественные работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, солёное тесто, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).

От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.

.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во час

1

Вводное занятие.

1

2

Кляксография. Рисуем деревья.

1

3-4

Домашние животные (солёное тесто; объём)

2

5

Рисование монотипии. Пейзаж настроение.

1

6-7

Лист бумаги как сворачивание радужной оболочки (бумажная пластика)

2

8

Удивительная ладошка.

1

9-10

Панно «Цветы и фрукты в корзинке» (солёное тесто; рельеф)

2

11-13

Объёмно – пространственная скульптура из модуля. ( бумажная пластика)

3

14

Точечный рисунок. Бабочки.

1

15-16

Чудесный подсвечник (солёное тесто; объём)

2

17

Рисование графическим материалом. Городской пейзаж.

1

18-19

Пластические возможности бумаги для конструктивной деятельности детей (бумажная пластика)

2

20

Штампы и печати. Рисуем орнамент.

1

21-23

Здравствуй, зимушка – зима! (солёное тесто; рельеф)

3

24

Граттаж. Фрукты на столе.

1

25-27

Полоска бумаги как формообразующий элемент для создания декоративных и конструктивных работ (бумажная пластика)

3

28

Рисуем поролоном. Сказочная птица гжели.

1

29-30

Изделия гжельской росписи (солёное тесто: рельеф)

2

31

Набрызг. Цветы в вазе.

1

32-34

Моя творческая мастерская  

3

34

Содержание программы

Тема: Вводное занятие (1ч.)

Теория:

Знакомство с программой «Юный художник». Материалы необходимые для творческой работы. Показ презентации «Творческая мастерская». Словарь терминов. Техника безопасности.

Практика:

Рисование

Материалы:

Гуашь, кисти, палитра.

Тема: Домашние животные (объём) (2ч.)

Теория:

    Презентация «В мире домашних животных». Беседа. Среда обитания животных. Особенности поведения, строения тела, статичная поза, телодвижений. Основные элементы формообразования в лепке. Понятие «Цветовое решение».

    Условия раскрашивания изделия и его сушка после окрашивания. Варианты используемых кистей. Виды красок, используемых для раскрашивания высохших изделий, последовательность окрашивания. Лакирования изделий,  материалы и инструменты, используемые при работе с лаком. Средства индивидуальной защиты (респиратор, перчатки). Правила  техники безопасности при работе с лаком.

Практика:

    Освоение приемов лепки. Лепки шара, цилиндра, конуса. Деление теста на части, соединение деталей. Изготовление поделок на основе базовых элементов.Приемы лепки - раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание.

Цветовой круг,  основные и ахроматические цвета, оттенки, насыщенность цвета и контрастность.

Материалы:

   Готовое тесто, цветное тесто, вода, стеки, фольга, гуашь, кисти, лак.

Тема: Лист бумаги как сворачивание радужной оболочки. (2ч.)

Теория:

Презентация  «Радужное складывание айрис - фолдинга». Из истории возникновения айрис. Разновидность изделий радужного складывания.

Практика:

Цветной лист бумаги. Выбор схем айрис – шаблона, цветовые полоски, линии границы раскладки бумаги, порядок наклеивания. Наклеивание бумаги в виде спирали, под определённым углом.

Тема:Панно «Цветы и фрукты в корзинке» (рельеф) (2ч.)

Теория:

    Презентация «Цветы и фрукты». Варианты формообразований декоративных подвесок. Термины «панно», «диптих», «триптих», «серия».

Композиция  и составление эскизов. Изготовление и сушка изделия.

Практика:

     Раскатать тесто средней толщины. Вырезать из него стаканом круг. В верхней части медальона сделать отверстие с помощью трубочки. Скатить небольшую лепёшку. Вырезать небольшую лепёшку. Вырезать из неё контур корзины. Нанести стекой длинные и короткие насечки. Две тонкие длинные колбаски сложить вмести и скрутить, начиная от центра, в обе стороны. Обрезать с двух сторон ручку для корзины. По краю корзины разместить листья. Стекой нанести на них насечки. Кисти винограда набрать из маленьких шариков. Яблоки – крупные шарики. На каждом выдавить точку с помощью стержня. Для того чтобы сделать грушу, шарик с одно стороны нужно немного раскатать. Можно добавить экзотические фрукты. Сердцевину розы скрутить из тонкой ленты. Просушить изделие. Можно выполнить в цвете или оставить без цвета. Просушить лаком.

Материалы:

    Готовое тесто, цветное тесто, вода в стаканчике, стеки, фольга, зубочистка, расчёска, фактурные предметы, кисти, гуашь, лак.

Тема: Объёмно – пространственная скульптура из модуля. (3ч.)

Теория:

Презентация «Модульное оригами». История возникновения модульного оригами. Треугольный модуль. Чудо- лебеди.

Практика:

Выбор изделия: лебедь, фламинго, снеговик, рыбка, ваза, цветы и т.д. Подбор цветовой гаммы. Вычерчивание и вырезание  прямоугольников размером 2,5 Х 80. Складывание треугольных  модулей. Создание объёмных фигур из треугольных модулей  оригами.

Тема:Чудесный подсвечник (объём) (2ч.)  

Теория:

    Презентация «Восточная сказка». Выбор темы для подсвечника. Разработка эскиза подсвечника. Выполнение различных действий с солёным тестом. Оформление дополнительными материалами. Сушка изделия. Лакирования.

Практика:

    Последовательность выполнения изделия. Лепка крупных и мелких деталей. Скрепление деталей между собой с помощью воды. Подбор цвета для раскрашивания подсвечника гуашью. Варианты используемых кистей.

Материалы:

    Готовое тесто, цветное тесто, вода в стаканчике, стеки, фольга, цветной бисер, фактурные предметы, стаканчик, кисти, гуашь, лак.

Тема: Пластические возможности бумаги для конструктивной деятельности детей.(2ч.)

Теория:

Презентация «Шляпа и маски -  как самостоятельный объект искусства». История возникновения. Маски. Шляпы.

 Шляпа – элемент аксессуара. Маска - элемент карнавала, театра, хэлуин. Музей масок.  

Практика:

Эскиз, набросок. Шаблоны. Конструирование шляп, масок из бумаги. Разработка шляпы, как вид декора. Изготовление изделий из бумаги и картона, основные приёмы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Подбор цвета.  

Тема:Здравствуй, зимушка – зима! (рельеф)(3ч.)

Теория:

    Презентация «Сюжетная композиция». Основы композиции, ее виды (симметричная, асимметричная композиции, однофигурные и многофигурные композиции). Обучение составлению композиций.

Эскиз. Понятие и варианты составления эскизов для работы. Зарисовки, наброски.

Виды сюжетов. Особенности сушки, хранения и раскрашивания.

Практика:

    Основы составления многофигурных композиций. Правила составления композиции. Расположение элементов в композиции. Изготовление простой композиции двух или трёх фигурной. Использование фольги как базовой модели. Подбор цветового решения для эскиза с учетом изображаемого. Ритм в композиции. Равновесие в композиции. Симметрия и асимметрия.

Материалы:

   Готовое тесто, цветное тесто, вода в стаканчике, скалка, картон, стеки, нож, вода для склеивания теста. Гуашь, акриловые краски, лак.

Тема: Полоска бумаги как формообразующий элемент для создания декоративных и конструктивных работ.(3ч.)

 Теория:

 Презентация « Квилинг – бумагокручение».Из истории развития квилинга. Удивительные формы. Приёмы выполнения. Техника работы. Квилинг вокруг нас. Чему учит это искусство.

Практика:

Тренировочные упражнения. Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы.  Самостоятельно придумать композиционное решение. Подбор бумаги по цвету и качеству. Вырезание лент и скручивание в спирали. Наклеивание элементов на заготовку.

Тема:Изделия гжельской росписи (рельеф)  (2ч.)

Теория:

    Беседа о традициях чаепития на Руси, о красоте и уюте в доме. Эскиз. Разобрать элементы крупных и мелких деталей. Симметрия. Лепка самовара. Складывание мелких и крупных деталей на фоновый картон. Украшение и декорирование орнаментом. Сушка изделия.

Практика:

    Сделать на фольге разметку для композиции. Вылепить деталь для краника. Раскатать большую лепёшку – основу для самовара и прямоугольник – подставку. Приклеить подставку к основе и нанести рельеф – сетку. Дополнить подставку снизу маленькой шайбочкой. Слепить ножки самовара, добавить декоративные элементы, украсить их орнаментом. Оформить верхнюю часть самовара. Слепить маленький чайник. Закрепить на верхней части самовара. Слепить две одинаковые колбаски и изогнуть их, для ручек самовара. Закрепить их по бокам. Ручки должны быть симметричными. Разместить все готовые детали на фольге и приложить выбранную рамку. Дополнить композицию крендельками, рулетиками, булочками. Просушить все детали, а затем их склеить сложив в композиции на основе из ткани. При склеивании использовать клей ПВА, клей Момент.

Материалы:

    Готовое тесто, цветное тесто, вода в стаканчике, стеки, фольга, картон, фактурные предметы, стаканчик, кисти, гуашь, лак.

Материал:

Тема:Моя творческая мастерская  (3ч.)

    Выбор темы проекта. Подбор материала.

Цель исследования. Описание хода работы: основные этапы, заключительный этап. Задачи исследования. Подборка материала.

Ярмарка идей.

     Итоговое занятие. Защита проектов. Определение уровня образовательных результатов. Выставка детских работ. Награждения.

Материалы:

Любые материалы для проекта. Готовое тесто, цветное тесто, скалка. Разный материал используемый для проектной работы. Гуашь, акриловые краски, лак.

Учебно – методический комплекс

1. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
  • телевизор (общешкольный);
  • видеомагнитофон/видеоплеер (общешкольный);
  • аудиоцентр/магнитофон; мультимедийный проектор (общешкольный);
  • экспозиционный экран (общешкольный);
  • персональный компьютер для учителя (ноутбук);
  • персональный компьютер для учащихся (ноутбуки– 25 шт.)
  • сканер (общешкольный);
  • принтер лазерный (общешкольный);
  • фотокамера цифровая (общешкольная);

2.Экранно-звуковые пособия:

  • аудиозаписи;
  • видеофильмы по тематике программы;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
  • презентации по темам курса (использование в презентации материала для теоретических знаний  и умений школьников).

3.  Материалы и инструменты:

     Мука пшеничная, соль, крахмал, масло подсолнечное, вода для склеивания мелких и крупных деталей, стеки, скалка, фольга, ножницы для вырезания шаблонов, лак для ногтей, карандаш, бумага для эскиза, картон, стиплер, строительный скотч, фактурные предметы, гуашь, акриловые краски, кисти разных размеров.

     Схемы, отобранные образцы обоев, использование таблиц, образцов, фотографии поделок из солёного и цветного теста, художественные эскизы, работы детей.

4. Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Содержится пояснительная записка, календарно-тематическое планирование и содержание занятий, указан...

Программа внеурочной деятельности "Юные друзья пожарных", 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 классов "Юные друзья пожарных" (ЮДП)...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный химик» для обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата - сколиоз)

Данная программа внеурочной деятельности "Юный химик"рассчитана на учащихся 8 -9 класса средней общеобразовательной школы для обучающихся с ОВЗ.Программа отвечает всем требованиям Федерально...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"...

Программа внеурочной деятельности "Юный художник" (1 - 4 кл.)

Программа внеурочной деятельности "Юный художник" (1 - 4 кл.)...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный художник" для 1 классов

Рабочая программа разработана для 1 классов.  Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и...