Главные вкладки

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный химик» для обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата - сколиоз)
    методическая разработка по химии (8 класс) на тему

    Кобылянская Елена Павловна

    Данная программа внеурочной деятельности "Юный химик"рассчитана на учащихся 8 -9 класса средней общеобразовательной школы для обучающихся с ОВЗ.Программа отвечает всем требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего полного (общего)образования.Учитывает особенности обучения детей, больных сколеозом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    АДАПТИРОВАННАЯ

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     внеурочной деятельности «Юный химик»
    для обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата - сколиоз)

    для учащихся 8 класса
    Кобылянской Елены Павловны, учителя химии


    на 2018 /2019 учебный год

    Составлена  на основе программы

    развивающего курса

     дополнительного образования «Юный химик» 

    педагога дополнительного

     образования, учителя химии Ширяевой М.Ю. 





    САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

    2018год

    Пояснительная записка

      Рабочая программа кружка в 8 классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

    1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
    3. Программа и поурочное планирование     развивающего курса дополнительного образования «Юный химик»  педагога дополнительного образования, учителя химии Ширяевой М.Ю.В программу внесены следующие изменения:
    • Тема № 1 увеличена на 1 час (добавлено открытое занятие «Химическая сказка»).
    • Тема № 4 уменьшена на 1 час (изъята работа с цифровым микроскопом).
    • Теме № 10 изъята практическая работа № 7 «Определение витаминов в препаратах поливитаминов» из-за отсутствия реактивов.
    • Тема № 12 увеличена на 1 час (добавлено открытое занятие «Огонь – наш друг или враг»)

    Проведение  открытых занятий обусловлено необходимостью  выявления индивидуальных особенностей учащихся, развития коммуникативных способностей и навыков, умения работать в одновозрастной и разновозрастной группе, повышение интереса у  школьников к прикладной науке – химии, расширение кругозора.

    Создание кружка «Юный химик» для учеников 8 классов было вызвано рядом причин. 13-14 лет- это возраст наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытие индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. Довольно позднее изучение химии снижает интерес к этому предмету из-за обилия материала, что делает его сложным и непонятным для большого числа учеников. А ведь дети сталкиваются с химическими объектами и процессами в своей жизни еще до начала обучения в школе. Естественно -  научная база школьников постоянно пополняется новыми фактами вещественного мира при участии средств массовой информации, книг, интернета. школьных предметов и другими способами.

           Для ребенка 13-14 лет очень важен уровень личных достижений. Если он не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем значительно труднее. В перспективе, продолжая работу с мотивированным учащимся, в 7 классе ввести пропедевтический курс Г.М. Чернобельской «Введение в химию», а в дальнейшем создать профильное химическое направление на базе школы.

    Рабочая программа кружка по химии соответствует государственным образовательным стандартам, учебному плану и образовательной программе Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения

     школа – интернат   № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга

    «Школа здоровья»  на 2018-2019 учебный год. Содержание рабочей программы адекватно контингенту обучающихся  8 классах , отвечает их запросам и интересам.

    При проведении занятий учитывается физическое здоровье учащихся.Во время занятий проводится 5 минутная физкультминутка с применением специализированных упражнений. 

    Содержание занятий подбиралось сведущим образом:

    • Обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.
    • Интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.); частая смена видов деятельности (за 1 час до 3  раз);
    • Использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;
    • Акцент на практические виды деятельности;
    • Проведение во время занятий физкультурной лечебной зарядки(3 мин)

    Для реализации  поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    • Познакомить учащихся с основными химическими понятиями;
    • Научить наблюдать химические превращения в лаборатории и окружающем мире;
    • Привить первоначальные навыки проведение простейшего химического эксперимента;
    • Увлечь учащихся химией, показать уникальность химической науки. Выработать потребность самостоятельно приобретать химические знания.

    Основными объектами изучения в курсе являются:

    • Химические вещества;
    • Химические превращения.

    В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

    • Характеризовать физические и химические свойства веществ
    • Наблюдать химические превращения
    • Выполнять простейший химический эксперимент по получению различных веществ, определению их качественного состава и изучению свойств
    • Работать со справочной и учебной литературой, в том числе с электронными базами данных и Интернет - ресурсами.

    В соответствии с Учебным планом ГБОУ школы-интерната №49 на занятия внеурочной деятельностью отводится 1 час в неделю – 34  занятия за учебный год.

    Программа рассчитана на 2 года. Темы №1- 7 входят в первый год  обучения. Темы № 8-12 рассчитаны на второй год обучения.

    Содержание программы.

    Тема 1. Её величество – Химия.(9 ч)

     Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Ознакомление с коллекциями природных веществ

     и материалов. Знакомство с химической посудой и оборудованием. Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории. Предупреждение опасности. Отработка навыков пользования химической посудой, приборами, реактивами.

    Вещества. Распознавание веществ по описанию их внешнего вида.  Сходство и отличие  веществ (форма,  размер, цвет, запах). Физические свойства веществ. Растворение в воде. Определение температуры  и плотности  жидкости  с помощью ареометра и термометра. Определение объема и массы вещества.

    Лабораторные опыты: 1. Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами, 2.Добавление сыпучих  веществ в химическую посуду, 3.Правила обращения  с газообразными веществами,4. Измерение объёма воды при помощи цилиндра, 5.Измерение массы вещества при  помощи весов.

    Тема 2. Строение вещества.(2 ч)

     Растение - клетки, вещество - атомы. Вещество – молекула - атом. Атом - частица молекулы и вещества. Как выглядят вещества? Форма веществ в разных агрегатных состояниях.

    Демонстрационный опыт: 1.Растительные клетки под микроскопом.

    Лабораторный опыт: 6. Построение шарико - стержневых моделей молекул.

    Тема 3.Явления физические и химические.(5 ч)

     Физические явления – изменение формы и агрегатного состояния.  Форма жидкостей и твердых веществ. Нагревание

      воды . Таяние льда.

      Химические явления. Признаки химических явлений – изменение цвета, образование осадка, образование газов.          

    Лабораторные опыты: 7.Нагревание воды в пробирке, 8.Нагревание медной проволоки», 9.Нагревание малахита, 10.Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор известковой воды,11.Взаимодействие пищевой соды с

     лимонной и уксусной кислотой,12. Изучение состава пекарского порошка.

    Демонстрационные опыты: 2.Химический снег, 3.Вулкан

                                     

    Тема 4.Агрегатные состояния вещества.(7 ч)

     Газы. Из чего состоит воздух. Зачем нужен кислород? Кислород- источник жизни и горения. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Получение углекислого газа.  Водород - самый легкий газ.

     Твердые вещества. Кристаллы. Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса. Создание фотографий выращенных кристаллов.

    Чудесная жидкость – вода. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе. Круговорот

     воды в природе. Агрегатные состояния воды при разных условиях.

    Лабораторные опыты: 13.Изучение строение пламени свечи,14.Получение кислорода из перекиси водорода,15.Воспламенение тлеющей лучины в кислороде,16.Получение углекислого газа из минеральной воды и лимонада.

     Демонстрационные опыты:4. Сбор водорода и углекислого газа в воздушный шар 5.Надувание воздушных пузырей водородом.

    Тема 5.Растворы. (3 ч)

    Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская.

    Растворы в жизни человека: приготовление пищи, лекарств.

    Лабораторный опыт: 17.Выпаривание  капли воды на предметном стекле.

    Демонстрационный опыт: 6.Перегонка воды.  

    Практическая работа 1.Приготовление растворов.

           

    Тема 6.Смеси в жизни человека.(3ч)

    Смеси веществ.  Воздух, молоко, гранит - смеси веществ.  Способы разделение смесей. Разделение воды и растительного масла, соли и воды, песка и железных опилок.        

    Лабораторный опыт: 18.Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты.

    Практическая работа: 2.Очистка воды фильтрованием и выпариванием.

    Тема 7.Кислоты и основания.(4ч)

     Что такое индикаторы. Приготовление индикаторов из природных веществ. Индикаторы на кислоты и основания. Универсальная индикаторная бумага. РН.

    Правила безопасности  при работе с кислотами и основаниями. Кислоты и щелочи могут разъедать одежду.

    Действие кислот на зубы.

     Лабораторные опыты: 19.Определение среды в растворах лимонной кислоты и питьевой соды.

    Демонстративные опыты: 7. Действие кислоты на скорлупу яиц, 8.Действие кислот на мрамор и мел.

    Тема 8.Химия стирает, чистит и убирает.(6 ч)

     Да здравствует мыло душистое. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды.

      Как оценить качество мыл и шампуней.  Почему стиральным порошком и хозяйственным мылом нежелательно мыть руки и стирать шерстяные вещи? Определение среды при помощи индикаторной бумаги. Отбеливатели.

    Ржавчина, извольте удалиться. Ржавчина - химическое изменение вещества.

     Лабораторные опыты: 20.Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде.21. Выведение пятен от фруктов, соков, чая, 22.Удаление  ржавчины с ткани.

    Демонстрационные опыты: 9. Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги.

    Лабораторные опыты: 20.Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде.21. Выведение пятен от фруктов, соков, чая, 22.Удаление  ржавчины с ткани.

    Демонстрационные опыты: 9. Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги.

    .4.Определение среды в мылах и шампунях.

    Тема 9.Съедобная химия. (13 ч)

     Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли.

     Жиры. Какие продукты питания содержат жиры?

     Белки. Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков. Белки растительного и животного происхождения. Свойства белков.

    Углеводы. Крахмал. В каких продуктах содержится крахмал? Как распознать крахмал? Как распознать глюкозу?

     Сахароза. Мед. Вырабатывают ли пчелы сахар?  Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

     Витамины. В каких продуктах содержатся витамины? Значение витаминов для человека.        

    Лабораторные опыты: 23.Определение жиров в семенах и  в орехах,

     24.Растворение жиров в воде, в бензине, 25.Удаление жирных пятен с ткани. 26.Определение белка в курином яйце, молоке, сыре, 27.Сворачивание белка куриного яйца при нагревании, 28.Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, 29.Получение крахмала из  свежего картофеля,30.Определение при помощи иода крахмала в картофеле,   в зеленом яблоке, в белом хлебе,31.Определение глюкозы в виноградном соке, в яблоке, в варенье, изюме, в инжире,32.Получаем леденцы, 33.Горит ли сахар? 34. Определение глюкозы в меде.

    Практические работы: 5.Определение качества меда, 6. Определение витаминов А, С, Е в растительном масле»

    Тема 10.Химия- хозяйка домашней аптечки.(7 час)

     Многогранный иод.  Как выделить иод из настойки высаливанием.                                                                    

     Перманганат калия отдает кислород.

     Свойства перекиси водорода.

     Лекарство от простуды. Самодельные лекарства. Почему болеет человек? Микробы.

     Активированный уголь. Лабораторный опыт « Адсорбция зеленки, одеколона, чернил углем».

    Лабораторные опыты: 35.Какого цвета пары иода, 36.Как вывести пятно иода, 37.Взаимодействие раствора тиосульфата натрия с иодом, 38.Разложение перманганата калия нагреванием, 39.Разложение перекиси водорода, 40.Изготовление напитков для лечения простуды» (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты).41.Адсорбция зеленки, одеколона, чернил углем.

    Практическая работа:7.Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

     Тема 11.Химия – помощница садовода.(4 ч)

     Почва. Состав почвы. Известь, кислота.

     Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

    Зола - простое и ценнейшее удобрение.

    Практическая работа: 8.Изучение состава почвы.

    Тема 12.Подведение итогов занятий кружка.(10 ч)

     Экскурсии.

     Уроки занимательной химии.

     Игра «Что мы знаем, что мы умеем».

     Посвящение в химики.

     Награждение членов кружка.

                       

                                                                                                                                                 

     

             

             

           

            

    Поурочно-тематическое планирование

    занятий кружка «Юный химик»


    № п./п

    Названия тем и уроков

    Лабораторные опыты

    Демонстрации

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    Тема 1. Её величество – Химия.(9ч)

    Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Ознакомление с коллекциями природных веществ

    и материалов.

    Лаборатория юного химика. Знакомство с химической посудой и оборудованием. Решение кроссворда.

    Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами.    

             

    Час осторожности. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории. Предупреждение опасности. Отработка навыков пользования химической посудой, приборами, реактивами.

    Мы наблюдаем вещества. Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. В чем сходство и отличие

     веществ (форма,  размер, цвет, запах).

    Физические свойства веществ. Растворение в воде. Определение температуры  и плотности  жидкости

     с помощью ареометра и термометра.

     Как определить объем и массу вещества.

    Открытое занятие «Чудеса своими руками»».

      Экскурсия - лекция в музей

       

    Лабораторные опыты:  1. «Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами», 2.«Добавление сыпучих веществ в химическую  посуду»,3. «Правила обращения  с газообразными веществами».

    Лабораторный опыты:4. « Измерение объёма воды при помощи цилиндра», 5.« Измерение массы вещества при  помощи весов».

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    Тема 2. Строение вещества(2 ч)

    Растение - клетки, вещество - атомы. Вещество – молекула - атом. Атом - частица молекулы и вещества.

     

    Как выглядят вещества? Форма веществ в разных агрегатных состояниях.

    Тема 3.Явления физические и химические.(5 ч)

    Физические явления – изменение формы и агрегатного состояния. Ученический эксперимент с растительным маслом и водой по изучению формы жидкостей и лепка из пластилина фигур различной формы. Нагревание воды  Таяние льда.

                                                             

    Химические явления. Признак химических явлений – изменение цвета

    Признак химических явлений – образование осадка в растворе.

    Признак химических явлений - образование газов.

    Урок занимательной химии

    Демонстрация 1 «Растительные клетки под микроскопом»

    Лабораторный опыт:6. « Построение шарико - стержневых моделей молекул.».

    Лабораторный опыт: 7.« Нагревание  воды в пробирке».

    Лабораторные опыты:8. «Нагревание медной проволоки»,9. «Нагревание малахита».

    Лабораторный опыт:10. «Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор известковой воды».

    Лабораторные опыты: 11. «Взаимодействие пищевой соды с  лимонной и уксусной кислотой», 12.« Изучение состава пекарского порошка».

    Демонстрационные опыты: 2. «Химический снег»,3. «Вулкан»  и др.                                  

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    Тема 4.Агрегатные состояния вещества.(7 ч)

    Газы. Из чего состоит воздух. Зачем нужен кислород? Кислород- источник жизни и горения.

               

     Получение кислорода в лаборатории и промышленности.

     Получение углекислого газа.

    Водород - самый легкий газ

    Твердые вещества. Кристаллы. Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса.

    Создание фотографий выращенных кристаллов.Презентаций.

    Чудесная жидкость – вода. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе. Круговорот  воды в природе. Агрегатные состояния воды при разных условиях.

    Лабораторный опыт:13. «Изучение строение пламени свечи».

    Лабораторные опыты:14. «Получение кислорода из  перекиси водорода»,15. «Воспламенение тлеющей лучины в кислороде».

    Лабораторный опыт: 16.«Получение углекислого газа из минеральной воды и

               лимонада».

    Демонстрационный опыт:4. «Сбор водорода и углекислого газа в воздушный шар»,

               5.«Надувание воздушных пузырей водородом».

    24.

    25.

    26.

    Тема 5.Растворы.(3 ч)

    Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская.

    Растворы в жизни человека: приготовление пищи, лекарств.

    Практическая работа 1: « Приготовление раствора».

    Экскурсия в музей Воды.

    Лабораторный опыт:17. «Выпаривание  капли воды на предметном стекле».

    Демонстрационный опыт: 6. «Перегонка воды».

    27.

    28.

    29.

    Тема 6.Смеси в жизни человека.(3 ч)

     Воздух, молоко, гранит - смеси веществ.

    Способы разделение смесей. Разделение воды и растительного масла, соли и воды, песка и железных опилок.

     Практическая работа 2: «Очистка воды фильтрованием и выпариванием».

    Лабораторный опыт:18. «Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты».

    30.

    31.

    32.

    33.

    34.

    Тема 7.Кислоты и основания.(4 ч)

    Что такое индикаторы. Приготовление индикаторов из природных веществ.

    Индикаторы на кислоты и основания. Универсальная индикаторная бумага. РН.

    Правила безопасности  при работе с кислотами и основаниями. Кислоты и щелочи могут разъедать одежду.

    Почему кислоты вредно действуют на зубы.

    Итоговое занятие

    Лабораторный опыт:19. «Определение среды в растворах лимонной кислоты и питьевой соды».

    Демонстрационные опыты:7. « Действие кислоты на скорлупу яиц»,8. «Действие кислот на мрамор и мел».

    Программа второго года обучения.

    35.

    36.

    37.

    38.

    39.

    Тема 8.Химия стирает, чистит и убирает.(6 ч)

     

    Да здравствует мыло душистое. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды.

    Практическая работа 3.«Определение среды в моющих средствах». Заполнение таблицы.

    Как оценить качество мыл и шампуней. Практическая работа4 «Определение среды в мылах и шампунях».

    Почему стиральным порошком и хозяйственным мылом нежелательно мыть руки и стирать шерстяные вещи?

    .

    Отбеливатели. «Выведение пятен от фруктов, соков, чая».

     

     Ржавчина, извольте удалиться. Ржавчина - химическое изменение вещества

    Лабораторный опыт:20. «Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде».

    Лабораторный опыт:21.  «Определение среды при помощи индикаторной бумаги.»

    Демонстрационный опыт:9. «Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги»,

    Лабораторный опыт:22. «Удаление ржавчины с ткани».

    40.

    41.

    42.

    43.

    44.

    45.

    46.

    47.

    48.

    49.

    50.

    51.

    52.

    Тема 9.Съедобная химия.(13 ч)

    Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли.

    Жиры. Какие продукты питания содержат жиры?

    Как удалить жирные пятна?

     Белки. Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков.

    Белки растительного и животного происхождения. Свойства белков.

    Углеводы. Крахмал. В каких продуктах содержится крахмал?

    Как распознать крахмал?

     

    Как распознать глюкозу?

    Сахароза - обычный сахар.

    Мед. Вырабатывают ли пчелы сахар?

    Практическая работа 5. «Определение качества меда». Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

    Витамины. В каких продуктах содержатся витамины? Значение витаминов для человека.

    Практическая работа 6. «Определение витаминов А, С, Е в растительном масле»

    Лабораторный опыт:23. «Определение жиров в семенах и  в орехах».

    Лабораторные опыты:24. «Растворение жиров в воде, в бензине», 25.«Удаление жирных пятен с ткани».

     

    Лабораторный опыт:26. «Определение белка в курином яйце, молоке, сыре».

    Лабораторные опыты:27 «Сворачивание  белка куриного яйца при нагревании», 28.«Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты».

    Лабораторный опыт:29. «Получение крахмала из   свежего картофеля».

    Лабораторный опыт:30.Определение при помощи иода  крахмала в картофеле,в в зеленом яблоке,в белом хлебе.

    Лабораторные опыт:31. «Определение глюкозы в виноградном соке, в яблоке,   в варенье, изюме, в инжире».

    Лабораторные опыты:32. «Получаем леденцы»,33. «Горит ли сахар?».

    Лабораторный опыт:34. «Определение глюкозы в меде».

    53.

    54.

    55.

    56.

    57.

    58.

    59.

    Тема 10.Химия- хозяйка домашней аптечки(7 ч)

     Многогранный иод

     Как выделить иод из настойки высаливанием.

             

    Перманганат калия отдает кислород.

    Свойства перекиси водорода.

    Лекарство от простуды. Самодельные лекарства. Почему болеет человек? Микробы.

     Практическая  работа 7 «Определение витаминов в препаратах поливитаминов».

     Активированный уголь.

     Лабораторные опыты: 35.  «Какого цвета пары иода»,36. «Как вывести пятно иода».

    Лабораторный опыт: 37. «Взаимодействие раствора тиосульфата  натрия с иодом».                                                                  

    Лабораторный опыт: 38.«Разложение перманганата калия  нагреванием».

    Лабораторный опыт: 39. «Разложение перекиси водорода».

    Лабораторный опыт: 40. «Изготовление напитков для лечения простуды» (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты).

    Лабораторный опыт: 41. « Адсорбция зеленки, одеколона, чернил углем».

    60.

    61.

    62.

    63.

    Тема 11.Химия – помощница садовода.(4 ч)

    Почва. Состав почвы. Известь, кислота.

    Практическая работа  «Изучение состава почвы».

    Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

    Зола - простое и ценнейшее удобрение.

    64.

    65.

    66.

    67.

    68.

    Тема 12.Подведение итогов занятий кружка.

    Экскурсия-лекция в Политехнический музей.

     Экскурсия-лекция в  аптеку.

    Урок занимательной химии.

    «Огонь наш друг или враг?»

    Игра « Что мы знаем, что мы умеем».

    Посвящение в химики.

    Награждение членов кружка.

    Занимательные опыты.

    Занимательные опыты


    Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юный химик»

      на 2016 - 2017 учебный год.

    Руководитель: Кобылянская  Елена Павловна

    Планирование составлено на основе:

    Программы кружка  «Юный химик»  для первого года обучения (1 ч в неделю)

    Программа развивающего курса дополнительного образования «Юный химик», М.Ю. Ширяева

    Классы

    7-8

    Дата

    Количество часов

    Тема

            10

    Тема №1 № «Ее Величество-Химия»

    1

              1

    Химия-творение природы. Химия вокруг нас. Ознакомление с коллекцией природных веществ и материалов.

    2

              1

    Лаборатория юного химика. Знакомство с химической посудой и оборудованием.

    3

              1

    Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой и реактивами.

    4

              1

    Час осторожности. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории. Предупреждение опасности.

    5

              1

    Мы наблюдаем вещества. Распознавание веществ по описанию их внешнего вида.

    6

              1

    Час посвящения в юные химики.

    7

              1                                        

    Физические свойства веществ. Растворение веществ в воде Определение плотности и температуры кипения жидкости.

    8

              1

    Как определить объем веществ.

    9

              1

    Как определить массу вещества.

    10

              1

    Открытое занятие «Химическая сказка».

              2

    Тема №2 «Строение вещества»

    11

              1

    Растение-клетка. Вещество-молекула. Молекула-атом.

    12

              1  

    Как выглядят вещества? Вещества в различных агрегатных состояниях.

              5

    Тема № 3 «Явления физические и химические.»

    13

              1

    Физические явления.

    14

              1

    Ученический эксперимент с раст маслом и водой. Нагревание воды. Таяние льда.

    15

              1

    Химические явления.

    16

              1

    Признаки химических явлений.

    17

              1

    Урок занимательной химии.

             6

    Тема№4 «Агрегатное состояние вещества»

    18

             1

    Газа  . Из чего состоит воздух.

    19

              1

    Кислород .Получение кислорода в лаборатории.

    20

              1

    Получение углекислого газа.

    21

              1

    Водород - самый легкий газ.

    22

              1

    Твердые вещества. Кристаллы. Выращивание кристаллов.

    23

              1

    Чудесная жидкость – вода .Круговорот  воды в природе.

              3

    Тема № 5 «Растворы»

    25

              1

    Вода речная, морская, дистиллированная.

    26

              1

    Растворы в жизни человека. Приготовление растворов.

    27

    1

    Экскурсия в усадьбу -  музей  Кусково.

             

              3

    Тема №6 «Смеси в жизни человека.»

    28

              1

    Воздух, молоко, гранит – смеси веществ.

    29

              1

    Способы разделения смесей.

    30

              1

    Практическая работа «Способы чистки»

              4

    Тема №7 «Кислоты и основания.»

    31

              1

    Что такое индикатор.

    32

              1

    Универсальный индикатор.

    33

              1

    Правила безопасности в работе с кислотами и  основаниями.

    34

    1

    Итоговое занятие.

    Итого часов:

    34

    Методическое сопровождение.

    Литература для учителя

    1.Чернобельская Г.М., Дементьев А. И. Введение в химию. М.:ВЛАДОС.2003.

    2.Тонких Д. М., Чернобельская Г.М., Шабаршин В.М. Особенности проведения эксперимента в химическом кружке для третьеклассников. Химия (ИД «Первое сентября»),2004,№8,11.

    3.Чернобельская Г. М. Химический кружок с третьеклассниками. Химия (ИД «Первое сентября»).

    4.Тонких Д.М. Методика работы учителя химии в школе полного дня. Выступление на Третьем Московском педагогическом марафоне учебных предметов 8 апреля 2004 года.

    5.Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Домашняя химия М.: Русское энциклопедическое общество.2001.

    6. Степин Б. Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.:Дрофа.2002.

     7.   Степин Б. Д., Аликберова Л.Ю., Рукк  Н.К.Химия в быту и на каждый день.-М.:Русское энциклопедическое товарищество,2001.

    8.Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей.-М.:Просвещение,1980.

    9.Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия,1993.

    10.Жилин Д.М.Юный химик.130 опытов с веществами для детей от 11 до 15 лет.: МГИУ,2001.

    11.Малышкина В. Занимательная химия. СПб.: Тригон,1993

    Литература для учащихся

    1. Гордничева И.Н. Первоначальные химические понятия. Москва: Открытый мир, 1995.
    2. Гара Н.Н., Зуева М.В. В химической лаборатории. Москва: Открытый мир, 1995.
    3. Справочник школьника. Химия. ТКО АСТ, М. 1995
    4. Ольгин О. Опыты без взрывов. М. Химия 1986
    5. Стивен У Мойе Занимательная химия. М АС Т Астрель
    6. Степин Б. Д. Книга по химии для домашнего чтения М. Химия 1995
    7. Клёнов А.С., Занимательная минералогическая энциклопедия. М.,Педагогика,Пересс ,2000
    8. Савина Л. Занимательная химия АСТ, 2017 г.

    Демонстрационное и лабораторное оборудование

    для проведения экспериментов:

    1

    Весы электронные до 2000 гр.        

    2

    Столик подъемный 150х150 (мм)        

    3

    Штатив для пробирок лабораторный ШЛБ

    4

    Столик подьемный

    5

    Экран фоновый (набор)

    6

    Аппарат для проведения химических реакций АПХР

    7

    Аппарат Киппа                        

    8

    Прибор для иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий                

    9

    Прибор для определения состава воздуха                                                        

    10

    Весы для сыпучих материалов с гирями                

            

    11

    Спиртовка лабораторная        

    12

    Прибор для получения и сбора газов        

    13

    Весы для сыпучих материалов с гирями                        

    14

    Спиртовка лабораторная        

    15

    Прибор для получения и сбора газов        

    16

    Стакан высокий В-1-250 со шкалой                        

    17

    Стакан высокий В-1-400 со шкалой                                

    18

    Стакан высокий с носиком В-1-1000 со шкалой        

    19

    Стакан высокий с носиком В-1-600 со шкалой        

    20

    Пробирка мерная 10мл        

    21

    Пробирка мерная 15мл        

    22

    Пробирка ПХ-14 100                

    23

    Пробирка ПХ-14        250                        

    24

    Пробирка ПХ-21        50        

    25

    Штатив для пробирок на 10 гнезд                

    26

    Штатив для пробирок на

    27

    Штатив для пробирок на

    Коллекции

    Название

    1

    Алюминий

    2

    Металлы

    3

    Минеральные удобрения

    4

    Каменный уголь

    5

    Пластмассы

    6

                  Волокна.

    Видеофильмы

                                Название

     1

    Часть 1:  

    -  Мир химии

    • Язык химии
    • Кислород
    • Водород

      2

    Химия вокруг нас:  

    - Химия вокруг нас

    • Воздух
    • Вода
    • Комплексоны в народном               хозяйстве

       

     Компьютерные диски

                          Название

    1

    Дракоша и занимательная химия

    2

    Химия элементов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

    рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

    рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

    рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» 5 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» для 5 класса расчитана на 1 час в неделю...

    Рабочая программа внеурочной деятельности “ Юный химик “ для учащихся в 8 классе

    Освоение курса внеурочной деятельности «Юный химик»       Занятия дают возможность достичь личностных результатов:воспитание российской гражданской ...

    Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа внеурочной деятельности "Мой проект" для ученицы 9 класса

                  Данная программа разработана для индивидуальных занятий по проектной деятельности, адаптирована для детей - сирот (1 человек). Проектная деятель...

    Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для ученицы 6 класса

     Данная программа развивает у детей элементы математического мышления и творческой инициативы, учит использовать конкретные математические знания  во время работы над учебны...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный химик» 8-9 класс.

    Программа внеурочной деятельности  "Юный химик" для 8-9 классов направлен на то, что в течение первого года обучающиеся получают первоначальные представления о науке химии, простейшие н...