Контрольные диктанты по русскому языку
материал на тему

Анциферова Татьяна Николаевна

Контрольные диктанты по русскому языку 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnye_diktanty_po_russkomu_yazyku_5-9_klassy.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                   Итоговый диктант за год.

                                                                                                       5 класс

    Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

    В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.  Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые берёзки.

    Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нём бурная жизнь. Тает снег. Всё больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянах появляются проталины, когда ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

    Много услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над жёлтыми пуховками ивы жужжат пчёлы.

                                               

                                                                           (По Соколову Микитову)

                                    Грамматические задания.

  1. Выполните синтаксический разбор предложения:

1 вариант. На вершине высокой ели распевает дрозд.

2 вариант. Над жёлтыми пуховками ивы жужжат пчёлы.

  1. Разобрать слова по составу:

1 вариант. Надышишься, подснежники.

2 вариант. Услышишь, лесных.

  1. Морфологический разбор слов:

1 вариант. В лесу.

2 вариант. Видишь.

Литература:

 Г.А.Богданова «Сборник диктантов по русскому языку 5 – 9 классы»

                          Книга для учителя.          «Просвещение» 2001 год.

                            Итоговый контрольный диктант.

                                                                                                      8 класс.

                                             Два деревца.

    В глухой чаще старого мрачного леса, над серым, мшистым, кочковатым болотом, стояла сосна. Солнце почти никогда не заглядывало в это сырое место. Днём у её корявых корней скользили бурые ящерицы, а ночью под её жидкой сенью бесшумно пролетали хищные совы. Часто зимней ночью, когда деревья, занесённые сплошной пеленой снега, трещали от жестокой стужи, сосна слышала голодный вой волков и видела их яркие глаза. Когда ветер стонал и рыдал по вершинам старого мрачного леса, в унылом скрипе сосны слышалась накопленная годами жалоба: «Как скучно, как страшно жить!»

    В том же лесу на опушке красовалась стройная зелёная ёлочка. Привольно и весело росла она, то ласкаемая горячими поцелуями летнего солнца, то сверкая каждым алмазом своего снежного убора в лунные зимние ночи. С утра до вечера в её ароматных, смолистых ветвях звонко перекликалось пернатое царство, а ночью чутко дремало, дожидаясь рассвета. Ни от чьих глаз не ускользала красавица-ёлочка. Каждый с удовольствием любовался ею и говорил: «Какое прелестное деревце».

                       Грамматическое задание:

  1. Синтаксический разбор предложений.

1 вариант. Предмет – тяжёлый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил.

2 вариант. Всюду: и направо, и налево от тропинки – простирается путаный кустарник.

  1. Синтаксический разбор словосочетаний.

1 вариант. Вызывают удивление, неожиданно разносится.

2 вариант. В этих домах, освободили от оков.

  1. Морфемный разбор слов.

1 вариант. Восторженный, выигрыш, разгорелась.

2 вариант. Привокзальный, бессмыслица, перенеслась.

Литература:

«ВШК. Сборник контрольных заданий». /для директоров и завучей школы/

Итоговый диктант за год.

                                                                                                9 класс.

                                         Материнское счастье.

    Много раз за свою жизнь приходилось мне есть первый хлеб нового урожая, и всякий раз, когда я подношу ко рту первый кусок, мне кажется, что совершаю святой обряд. Хлеб этот хоть и тёмного цвета, и немного клейкий, словно бы испечённый из жидкого замешенного теста. Но ни с чем на свете несравним его сладковатый привкус и необыкновенный дух, пахнет он солнцем, молодой соломой и дымом…

    Я благословила хлеб и, когда откусила от ломтя, ощутила во рту вроде бы какой-то незнакомый вкус и запах. Это был запах комбайнёрских рук – свежего зерна, нагретого железа и керосина. Я брала новые ломти, и все они припахивали керосином, но никогда не ела я такого вкусного хлеба. Потому что это был сыновний хлеб, его держал в своих комбайнёрских руках мой сын. Это был народный хлеб – тех, кто вырастил его, тех, кто работал в тот час рядом с сыном моим на полевом стане. Святой хлеб! Сердце моё переполнилось гордостью за сына. И я подумала в ту минуту о том, что материнское счастье идёт от народного счастья, как стебель от корней.

                                                 (По Ч. Айтматову)

            Грамматические задания:

  1. Синтаксический разбор предложений.

1 вариант. Мы стояли на дикой вырубке, с которой отдельные изуродованный деревья смотрят на зарю.

2 вариант. А туман до того затопляет окрестность, что хоть лодку бери и плыви по нему.

  1. Выписать из текста словосочетания со всеми видами связи, указать их.

  1. Разобрать слова по составу:

1 вариант. Приходилось, сладковатый, гордостью.

2 вариант. Испечённый, подумала, материнское.

Литература:

«ВШК. Сборник контрольных заданий» /для директоров и завучей школы/

Итоговый контрольный диктант по русскому языку в 5 классе

 Категория: В помощь учителю

 

Дуб.

     Дуб -  удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые  листочки.

      Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

      В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

      Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

Грамматическое задание:

1 вариант

1. Синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».

2. Морфологический разбор слова   листочки

3. Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки»

4. Фонетический разбор слова  «осенью».

 

2 вариант

1. Синтаксический разбор предложения        В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

2. Морфологический разбор слова    желудями

3. Разобрать слова по составу:  «распустятся», «чернеет», «трубочки», «растут»

4. Фонетический разбор слова   «деревьев».

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ИТОГОВЫЙ ЗА 5 КЛАСС

ГЛУХАРИ

  В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кормятся смолистою хвоей молоденьких сосен глухари.

  Глухарь - самая большая, редкостная птица в наших лесах.

  Летом глухари скрываются вместе с лосями в глубоких чащобах, в моховых темных болотах. За это некоторые деревенские охотники называют глухарей "мошниками".

  Не всякому удается увидеть в лесу глухарей, услышать весною их удивительную песню.

  Только самые терпеливые и умелые охотники знают, где живут, скрываются и поют глухари.

  Хорошие, умные охотники берегут редкостных лесных птиц, не губят их. Они тихонько подкрадываются к ним и любуются их силой и красотой.

(По И. Соколову-Микитову) (90 слов)

  Задания к тексту (на выбор учащихся):

  1) Составьте простой план текста. Можно ли переставить части текста? Аргументируйте свой ответ;

  - поясните, почему по типу речи этот текст - повествование?

  - в каком стиле дано повествование? Докажите;

  - с помощью подбора однокоренных слов объясните лексическое значение слова мошник.

  2) Графически объясните орфограммы в словах, схемами - постановку знаков препинания;

  - произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);

  - составьте схемы простого предложения с однородными членами и сложного предложения.

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Встреча в тайге.

     Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

     На краю поляны сохранились заросли малины.

     Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

     Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

     Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

     В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

(99 слов) (По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «показались», «малинник».

3. Произведите морфологический разбор слова  «(из) кустарника».

2 вариант.

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «опустела», «медведица».

3. Произведите морфологический разбор слова  «срывал».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Ольха.

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.

(99слов)

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Разберите по составу слова: «переносится», «длинные».

2. Произведите морфологический разбор слова «(в) парках».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».

2 вариант.

1. Разберите по составу слова: «посещают», «ольховые».

2. Произведите морфологический разбор слова «поднимаются».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Весна.

Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».

Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

Все живое, все растения приветствуют весну.

(99 слов)

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения  «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».

3. Сделайте фонетический разбор слова  «солнце»

4. Разберите по составу слова: «забирается», «весеннее».

2 вариант.

1. Сделайте морфологический разбор слова «бегут» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения  «Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки».

3. Сделайте фонетический разбор слова  «легкий»

4. Разберите по составу слова: «расходятся», «говорливые».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Поход в лес.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потом на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

(110 сл.)

(По Ю.Ковалю)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «отправились», «счастливые».

3. Произведите морфологический разбор слова  «(от) солнца».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «пожирали», «маленький».

3. Произведите морфологический разбор слова  «(в) лес».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».

 

 

 

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Котик.

 Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек.

(110 сл.)

(По Ю.Яковлеву)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «его».

2. Разберите по составу слова: «томик», «пушистый».

3. Произведите морфологический разбор слова  «она».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «его».

2. Разберите по составу слова: «платочек», «лакомый».

3. Произведите морфологический разбор слова  «им».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».

 

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Белка.

Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.

(110 сл.)

(По В. Бианки)

 Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «жила».

2. Разберите по составу слова: «некуда», «наступила».

3. Произведите морфологический разбор слова  «(из) мягкого (мха)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Прошло время, у нее появились бельчата».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ели».

2. Разберите по составу слова: «никто», «обрушился».

3. Произведите морфологический разбор слова  «тяжелый (ком)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке».

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

5 класс

Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается ника¬кими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда  не бывает  утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься при¬родой.

(109 слов)

Лес

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит около красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно ви¬сят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, свет¬леют в тени, темнеют на солнце.

        Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу,         а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.

А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шу¬ма. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь.

 (125 слов.)   (По И. С. Тургеневу.)

Итоговый контрольный диктант

5 класс

Грибной поход

     В конце лета  мы отправились в  окрестный лес за  грибами. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и  подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили березки. Среди них попадались осины и одиночные сосны.

    Вокруг берёзы разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.

    Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжелыми полными корзинами и ведрами.

    Ветер играл березовыми и сосновыми верхушками. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.  (90 слов)

 ( По В. Тетюреву)

Грамматические задания

1. Произвести морфемный разбор слов

1 вариант: Обступили, подосиновики,  местных

2 вариант: Подберезовики, срезали,  окрестных

2. Произвести фонетический разбор слов

1 вариант:  березы

2 вариант:  здесь

3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант:  Грибы мы срезали…

2 вариант:  Ветер играл …

Итоговый контрольный диктант

( 5 класс)

    Каждый год возвращаются журавли из далеких стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над реками и огромными лесами летят они весной на свою родину.

    Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой. В самых отдаленных местах устраивают свои гнезда осторожные журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.

   Весной журавли водят веселые хороводы, они собираются в кружок на болоте и машут крыльями. Скоро выведутся у них маленькие журавлята. Они быстро вырастут и будут летать.

  (По И.Соколову – Микитову) (78 слов)

Грамматические задания

1. Определить количество букв и звуков.

1 вариант  - крыльями

2 вариант   - свою

2.Выполнить морфемный разбор

1 вариант  - морями, собираются, маленькие

2 вариант   - камышом, выведутся, далеких.

3. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант:    болото (1 предложение)

2 вариант:     камышом  (3 предложение)

4.  Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант  - Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой.

2 вариант   - Скоро выведутся у них маленькие журавлята.

Итоговый контрольный диктант

( 5 класс)

Мне нравится ранней весной бродить по узким лесным тропинкам среди деревьев и кустов. Я останавливаюсь на каждой полянке, рассматриваю следы зверьков на снегу, слушаю звонкую трескотню дятлов.

Тропка выводит меня к широкому волжскому заливу. Здесь настоящий праздник красок и света. Я сажусь на пенёк и смотрю на залив.

Снег на солнце искристый, розоватый, а в тени голубой. И лес в утреннем свете порозовел, затеплился, заискрился.

Но вот солнце всплывает выше и гасит тёплый розовый свет на земле. Теперь и снежная даль залива, и берег, и лес становятся белыми, серебристыми.

Впереди длинный мартовский день, который я проведу на льду на рыбалке.

(По Г. Скребицкому)  (100 слов)

Грамматические задания

1.Выполнить морфемный разбор

1 вариант  - тропинках, искристый, смотрю

2 вариант   - зверьков, серебристыми, сажусь

2.  Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант  - Я сажусь на пенёк и смотрю на залив

2 вариант   - И лес в утреннем свете порозовел, затеплился, заискрился.

3. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант:  на  полянке   (2  предложение)

2 вариант:    на залив.   (3 предложение)

Итоговый контрольный диктант

6 класс

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным сто¬лом. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог по¬нять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи - смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не уме¬ют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные су¬гробы, и они преспокойно спят всю зиму. (110 слов)

(По И. Соколову- Микитову)

Грамматические задания

1. Выписать  местоимения, определить разряд

1 вариант: 1 абзац

2 вариант: 2, 3 абзац

2. Произвести морфологический разбор

1 вариант:  сидел (Первое  предложение)

2 вариант:  покрывают (Последнее предложение)

3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант:     Днем они спят, а ночью выходят на охоту.

2 вариант:  Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами

Итоговый контрольный диктант

( 6  класс)

 Гроза.

« Ну и гроза  же будет после такой жары», - говорили все.

  И гроза наконец пришла. Она приближалась медленно, и мы следили за ней с самого утра. Небо затянулось дымом. За ним проступали клубы черной, как будто окаменевшей ваты. Это просвечивала сквозь дым грозовая туча.

   Мертвая тишина стояла вокруг. Замолчали лягушки и птицы, перестала плескаться рыба. Наконец свежо и протяжно вздохнула земля.

  Первый гром прокатился через леса и ушел далеко на юг по зашумевшим от ветра хлебам. Потом все завыло и засвистело. Заскрипели столетние липы. Желтая мгла помчалась над самой землей. Посыпались стекла. По шумящим вершинам прокатился желтый огненный шар. Он трещал и дымился, а потом взорвался с сухим грохотом.

  Наконец обрушился ливень. Сплошные беспросветные потоки лились на соседний парк. ( По К.Г. Паустовскому) (117 слов)

Грамматические задания

1. Выполнить фонетический разбор слов    

1 вариант  - жёлтая

2 вариант   - землей

2.Выполнить морфемный разбор

1 вариант  -  просвечивала, грозовая, вершинам

2 вариант   - засвистело, огненный, дымом

3.  Составить схемы предложений

1 вариант  - 1 предложение

2 вариант   - 3 предложение

4. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант -   приближалась (3 предложение)

2 вариант -     вздохнула (9 предложение)

Итоговый контрольный диктант

( 6  класс)

Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается ника¬кими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда  не бывает  утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься при¬родой.  (109 слов)

Грамматическое задание

1. Определить количество букв и звуков  

1 вариант  - прояснилось

2 вариант   - раздается

2.Выполнить морфемный разбор

1 вариант  -  утреннем,  прилегает, звуками

2 вариант   - серебряными,  пробежал, голосами

3. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант -   расстилается (3 предложение)

2 вариант -     видишь (6 предложение)

4.  Составить схемы предложений

1 вариант - Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением

2 вариант -    Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Итоговый контрольный диктант

7 класс

Весенняя песня

        Далеко-далеко разносилась весенняя песня жаворонка по полям, по лугам и  по глухим лесным трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки.

Вылез из норы и толстый ленивый барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.

Все звери, и птицы, и крохотные букашки слушали песню жаворонка. И все думали о том, что сейчас уже не страшна лютая стужа, что нечего было ее и бояться, потому что всегда вслед за зимним ненастьем наступают светлые весенние дни.

А жаворонок все пел, поднимаясь все выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, рожденной самой землей. (130 слов) Г. Скребицкий

Итоговый контрольный диктант

( 7  класс)

Весенняя песня

   Далеко–далеко разносилась весенняя песня жаворонка по полям, по лугам и даже по лесным чащам.

 Заслышав эту весеннюю песню, из своих норок, из щелок и трещинок вылезли все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки, выбравшиеся на солнышко, грелись и расправляли крылышки, усики и ножки.

  Вылез из норы барсук, и даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.

Все звери,  птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка. Они думали об одном, что  уже не страшна лютая стужа, что нечего было её и бояться. Они радовались тому, что наступили светлые весенние дни.

  А жаворонок все пел, поднимаясь всё выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, рожденной самой землей. (123 слова)

                                                                                                                                (По Г.Скребицкому)

Грамматическое задание

1.Выполнить морфемный разбор

1 вариант  - заслышав, слушали, зимнего, крылышки

2 вариант   - вылез, наступили, серенькой, паучки

2. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант – выбравшиеся (3 предложение)

2 вариант –  рожденной   (9 предложение)

3.  Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант  -  А жаворонок все пел, поднимаясь всё выше и выше.

2 вариант -   Все звери,  птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка

Итоговый контрольный диктант

7 класс

В птичьем заповеднике

Уже на восходе солнца мы были в птичьем заповеднике. Окруженные несметными стаями птиц, упираясь легким веслом, мы тихо плыли серединой зеркально-спокойного залива. Яркое солнце по-весеннему  отражалось в золотившейся глади.

Круг  окружавших нас птиц незаметно размыкался и опять сходился за кор¬мой. Неизменно оставались мы в центре живого птичьего круга.

Справа и слева были видны отдельные стаи птиц. Над са¬мой гладью залива, раскинув крылья, отражаясь в зеркальной во¬де, пролетали огромные пеликаны.  А лебеди, напоминающие сказочные корабли, находились  невдалеке от нас.

         Чем дальше продвигались мы в  глубь заповедника, тем смелее держалась птица. Стаи гусей и казарок подпускали нас  почти вплотную. На отмелях, кишевших разноцветными птицами, неподвижно сидели орлы.

В окружении бесчисленных птиц  мы пробирались вглубь, и, сидя в лодке, я записал несколько рассказов нашего проводника.  (119 слов)

(По  И. Соколову-Микитову)

Грамматические задания

1. Произвести морфемный разбор слов

1 вариант:     золотившейся, справа, упираясь, сходился

2 вариант:     окружавших, слева, находились, отражаясь

2. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант:     напоминающие  

2 вариант:     окружавших

3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант:      Круг  окружавших нас птиц незаметно размыкался и опять сходился за кормой.

2 вариант:    Над самой гладью залива, раскинув крылья, отражаясь в зеркальной воде, пролетали огромные пеликаны.  

Итоговый контрольный диктант

8 класс

Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

Звезды - это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, но мы не замечаем этого движения. (135 слов)

(По  М. Гумилевской)

Грамматические задания

1. Сделайте синтаксический разбор словосочетаний.

Определите вид  подчинительной связи между словами.

1 вариант: простым глазом, составили карты, появилась недавно.

2 вариант: небесного свода, кажутся точками, образуют фигуры.

2. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант:     видимых        (Первое предложение)

2 вариант:     блестящими  (Пятое предложение)

3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант:    Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

2 вариант: Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты.

Итоговый контрольный диктант

( 8 класс)

Незнакомая усадьба

      Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда  тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошел по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.  (130 слов)

                                                                                                                       (По А. П.Чехову )

Грамматическое задание

 1.Выполнить морфемный разбор

1 вариант  -  шелестела, липовую, направо, скользя

2 вариант   - пряталось, длинную, тихо, посаженных

2. Произвести морфологический разбор слов

1 вариант – цветущей  (2 предложение)

2 вариант – заходившее ( 12 предложение)

3.  Произвести синтаксический разбор указанных предложений

1 вариант  -  Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу.

2 вариант   - Я перелез через изгородь и пошел по ней, скользя по еловым иглам.

Итоговый контрольный диктант

8 класс

Певец русских лесов

Войдите в зал Третьяковской галереи, где висят картины Ивана Ивановича Шишкина, и вам покажется, будто повеяло влажным дыханием леса, свежим ветром полей, стало солнечнее и светлее. На картинах Шишкина мы видим то раннее утро в лесу после лесной бури, то бескрайние просторы полей с  убегающей к горизонту тропинкой, то таинственный полумрак лесной чащи. Современники называли Шишкина лесным богатырем. В этих словах  была и дружеская шутка, и почтительное восхищение. Действительно, никто из русских пейзажистов, кроме Шишкина, не мог с таким размахом воплотить в живописи мощь и красоту русского леса. Его картины волнуют нас трогательной любовью художника ко всему, что он видит в природе. Пейзажист замечает и красные шапочки грибов, спрятавшихся в траве, и круги на спиленном срезе дерева, веточки засохшей хвои. Он постигает красоту самых как будто обыкновенных вещей и предметов. Живописный язык шишкинских пейзажей предельно точен и прост. Его картины воскрешают впечатления и образы, которые хранятся в нашей памяти всю жизнь.

 На пейзажах Шишкина природа России представлена в ее каждодневном, привычном и естественном обличии.  (165 слов)

Итоговый контрольный диктант

8 класс

На озере

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес

По левую руку время от времени поблескивала черная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину таинственного леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла         изба лесника.        

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться на счет стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась в шагах пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько легкая, что под тяжестью четырех человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Темно-зеленые дубы и липы, которыми плотно заросли озерные берега, четко отражались в неподвижной воде. Редкие и ясные, словно звезды, покоились на воде прохладные цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озерного стекла, что мы замечали его обыкновенно за двести, за триста метров. (175 слов)

                                           

                            По В. Солоухину

Итоговый контрольный диктант

9 класс

В степи

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.  Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали.  Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу.  Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею,  около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса.  Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы.  Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам. И вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень,  улыбнулась и засверкала росой.        

 Сжатая рожь, буpьян, молочай, дикая конопля – всё,  побуpевшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало,  чтобы вновь зацвести. (155 слов)

(По А.П. Чехову)

Грамматические задания

1. Выписать из предложения

1 вариант:   Солнце уже выглянуло…          словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

2. вариант:    И вдруг вся широкая степь…  словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

2. Найти в тексте

1 вариант:    предложения  с обособленными определениями  и подчеркнуть их.

2 вариант:    предложения  с обособленными обстоятельствами  и подчеркнуть их.

3. Сделать схему сложного предложения, определить вид придаточного, тип подчинения.

1 вариант:    Сначала далеко впереди…

2 вариант:    Едешь-едешь и никак….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть....

Итоговый контрольный диктант по русскому языку учащихся 7 класса.

Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 7 класса с грамматическим заданием....

Контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса

Контрольные диктанты по всем разделам курса "Русский язык" для 5 класса (подойдут к любому УМК)...

Контрольные диктанты по русскому языку для 6 класса

Контрольные диктанты по всем разделам курса "Русский язык" для 6 класса (подойдут к любому УМК)...

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти  ....

Контрольный диктант по русскому языку в 6 классе по теме "Имя прилагательное"

Контрольный диктант по русскому языку в 6 классе по теме "Имя прилагательное". 2 четверть....

Контрольные диктанты по русскому языку для 5-11 классов за первое полугодие.

Контрольные диктанты по русскому языку для 5-11 классов за первое полугодие....