Примерные методические рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы
методическая разработка на тему

Скотникова Лилия Андреевна

Рекомендации по составлению программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

муниципального образования Плавский район

«Детский экологический центр г.Плавска»

Примерные методические   рекомендации

по составлению дополнительной общеразвивающей программы

                                                                         Данные рекомендации составила

                                                                         методист МБОУ ДОД МО Плавский                    район «ДЭЦ»  Скотникова Л.А.

2013

Методические рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы

                1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

                Пояснительная записка должна начаться с актуальности направленности объединения.

                 Далее писать: Программа способствует развитию….(писать, чему именно, какому развитию  способствует Ваша программа).

                Далее пишется краткая историческая справка (именно краткая справка об истории возникновения и особенностях развития данного направления).

                Далее писать: Образовательные области программы: ….

( назвать, перечислить все образовательные области).

                Далее писать: Программа составлена с учётом типовой (типовых) программ  (указать название программы, его автора, источник).

                Далее писать: Основной целью программы является… (указать, что является основной целью программы, подробно не расписывать) через освоение ….. (назвать конкретно).

                Далее писать: Занятия проводятся… ( в учебном классе, в рекреации, в оформленном кабинете, ещё где-либо).

                Далее писать:  Год создания программы - …… .  В процессе апробации программы в неё вносились корректировки.  Количество часов в неделю по годам обучения: 1-й год обучения - …. часов, второй год обучения - …. часов.  Программа рекомендована для учащихся… (назвать,  для какого возраста  рекомендована программа. Например: программа рекомендована для детей 10 – 15 лет).

                Далее писать:  Содержание занятий на каждом году обучения подобрано с учётом и соблюдением следующих принципов:

- от простого к сложному

- от общего - к частному, от частного – к общему

- принцип связи с общеобразовательными предметами

- принцип развивающего обучения

- принцип межпредметных связей

                Далее писать: В результате реализации программы возможны индивидуальные занятия.

                Далее писать: На первом году обучения воспитанники знакомятся с … (кратко указать с чем, что выполняют). Ожидаемыми результатами следует считать:  … ( назвать в общем, не подробно.) На втором году обучения ….. (кратко написать, что будет изучаться, что конкретно будут выполнять дети). Ожидаемыми результатами следует считать: …. ( назвать в общем, не подробно.)  И так далее по годам обучения. Содержание изучаемого материала по годам должно отличаться одно от другого.

                Далее писать: Рекомендуемый перечень работ (знаний, умений и навыков) является примерным и может изменяться и дополняться в зависимости от творческих способностей, требований и интересов детей.

Темы учебного курса могут быть сокращены или расширены. Возможна корректировка программы.

                Далее писать:  Результативность программы будет проверяться через…. (указать, как будет проверяться. Например, через участие в выставках, конкурсах, праздниках, олимпиадах, соревнованиях, через зачёты, проверочные работы, творческие работы, а также через активность обучающихся на занятиях, их участие в жизни объединения, собеседование, тестирование и другие формы).

2. ЦЕЛИ   И   ЗАДАЧИ    ПРОГРАММЫ

Цели:  ….. (Цель – это то, что мы хотим видеть от воспитанников, какими   хотим видеть их к концу всего периода обучения. Целей не должно быть много, максимум 3; цели оформлять ёмко).

Задачи: …..(Задачи – это  как, что мы должны делать, чтобы осуществить поставленные цели.  Задач писать больше, чем целей. Их может быть много, тем более, что они должны быть и образовательные, и воспитательные, и развивающие, без указания этих терминов).

                3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН  первого года обучения

п/п

Название тем

Кол-во

теорет.

часов

Кол-во

практ.

часов

Всего

часов

1.

….

Вводное занятие. Вводный инструктаж

 Правила техники безопасности, охраны труда.

Итоговое занятие

2

1

--

1

2

2

                                                     ИТОГО:

….

….

144

4.  СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ   первого  года  обучения

Данный раздел  программы соответствует количеству тем в учебно-тематическом плане, включая вводное и итоговое занятия.

Каждая тема расписывается следующим образом:

- Теоретические сведения:  ….. (пишется всё, что касается теории по данной теме);

- Практические занятия:   …… (расписываются все практические занятия, предусмотренные темой);

- Перечень готовых изделий: ….. (перечислить).

5. ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   первого   года   обучения

Писать: К концу первого года обучения воспитанники должны знать: …. (перечень в столбик тех знаний, которые должны освоить дети).

Далее писать: Воспитанники должны уметь: … (перечислить всё, что должны уметь воспитанники также в столбик).

Далее писать: Воспитанники должны приобрести навыки: … (назвать все навыки).

(Содержание ЗУН брать из целей и задач, а также из календарно-тематического плана.)

6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН   второго  года  обучения

п/п

Название тем

Кол-во теорет.

часов

Кол-во

практ.

часов

Всего часов

1.

Вводное занятие. Вводный инструктаж.

Правила техники безопасности, охраны труда.

Итоговое занятие.

2

1

--

1

2

2

                                                                        ИТОГО:

144

7. СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ   второго  года  обучения

(Составляется по образцу пункта 4)

8. ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ    второго   года   обучения

(Составляется по образцу  пункта 5)

9. МЕТОДИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ПРОГРАММЫ

                Из ниженаписанного взять то, что подходит для Вашего объединения:

а).        - Создание внутри коллектива группы помощников-консультантов из числа наиболее умелых и опытных воспитанников.

        - Привлечение к работе классных руководителей, учителей-предметников, родителей, работников библиотеки, школьного и районного музеев, бывших воспитанников, руководителей творческих объединений: (вписать названия тех объединений, с кем возможно сотрудничество), а также педагога-организатора, работников РДК, ДК (вписать, если есть, своё).

        - Разработка открытых занятий, оформление конспектов открытых занятий, составление сценария творческого отчёта.

        - Подготовка дидактического материала: шаблонов, трафаретов, раздаточного материала, аудио- и видеоматериалов (подписать другое, что есть именно у Вас).

        - Подборка и изучение методического материала.

        - В течение учебного года работать по плану самообразования над темой (пишут только основные работники ДЭЦ, не совместители).

        - В течение учебного года работать над проблемой  (пишут только основные работники ДЭЦ, не совместители).

б).                ФОРМЫ     проведения занятий: занятие-викторина, -сказка, -путешествие, -поиск, -конкурс, -праздник, -лекция, -семинар, -игра (вписываете свои формы, если будете их проводить).

Использование в работе следующих форм и методов обучения:

М е т о д ы: - метод развивающего обучения

                    - метод проблемного обучения

                    - репродуктивный

                    - метод контроля и самоконтроля

                    - стимулирования и мотивации

                    - создание ситуации успеха

                    - поощрения и наказания

Ф о р м ы:   - Экскурсия

                    - выставки,              

                    - праздники

                    - викторины

                   - конкурсы

                   - познавательные, развивающие игры.

в). Учебно-методический комплекс

                Сюда включается всё, что помогает Вам вести занятия:

- в двух словах описать помещение, где проходят занятия, например: Занятия проводятся в оборудованном кабинете, где имеется необходимая мебель, электрические розетки, верхнее и настенное освещение.

- Планшеты, плакаты, стенды: … (Написать их название в столбик)

- Книжки-раскладушки (если есть, и дать их название)

-  Выставки (например, постоянно действующая и сменяемая, персональная и другие. Их названия)

- Дидактический материал (назвать тематику)

- Материалы:….

- Инструменты:…

-  Конспекты открытых занятий (Назвать темы, год проведения)

10.  ЛИТЕРАТУРА        

Список литературы для педагога

(Писать в столбик, указать ФИО автора, название, год издания, издательство с передачей всех знаков: тире, двоеточия, то есть как в самой книге)

                

Список литературы для детей

(Требования те же)

Приложение №1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН   первого года обучения

п/п

Дата

Тема      занятия

Кол-во часов

1.

….

72.

Вводное занятие.  Вводный инструктаж.

 Правила техники безопасности, охраны труда …………………                                                                                        

Итоговое занятие

2

2

2

                                                                              ИТОГО:

144

В этом пункте расписывается весь учебно-тематический план первого года обучения. Количество часов, отведённых на конкретную тему, должно строго соответствовать количеству часов в календарно-тематическом плане. Например, на какую-либо тему в учебно-тематическом плане отводится 22 часа. Эти 22 часа разбиваются на 11 маленьких тем, так как одно занятие длится 2 часа (академических, по 40 минут). Значит, в календарно-тематическом плане должно быть отведено на эту тему 11 занятий по 2 часа. Всего учебных часов в первом году обучения будет 144, соответственно занятий (тем) будет 72.

Приложение №2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ    КОНТРОЛЬ   первого   года   обучения

п/п

Вид     контроля

Сроки выполнения (месяц)

1.

……………………………….

…………

……………………………….

…………

……………………………….

…………

Видами контроля будут те мероприятия, которые Вы назвали в пояснительной записке, где писали: Результативность работы будет проверяться через…..  То есть для дополнительного образования контроль – это праздники, конкурсы, олимпиады, турниры, выставки, соревнования, зачёты и т. д.

                                                                                                       Приложение №3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН   второго  года обучения

п/п

Дата

ТЕМА     занятия

Кол-во часов

1.

72.

Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила техники безопасности, охраны труда.

………………….

Итоговое занятие.

2

2

2

                                                                            ИТОГО:

144

                (Составляется по аналогии с приложением №1) .

                                                                                                         Приложение №4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ   КОНТРОЛЬ   второго года обучения

(Составляется по аналогии с приложением №2).

Возможно составление одного  педагогического контроля на все года обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению дополнительной общеобразовательной программы.

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам дополнительного образования, коллективам в создании, образовательной  программы: авторской, адаптированной  и  др....

Методические рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы

Рекомендации по составлению дополнительной общеразвивающей программы предназначены для педагогов дополнительного образования, методистов, зам.директора по УВР...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

Презентация по организации дополнительного образования...

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В презентации рассматриваются методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образова...