Какое это счастье работать с детьми
материал на тему

Варлакова Лариса Геннадьевна

Эссе  педагога на конкурс "Самый классный классный"  в номинации "Маленькие секреты большого опыта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakoe_eto_schaste_rabotat_s_detmi.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Мамонтовская основная общеобразовательная школа

районный конкурс «Самый классный классный»

номинация: «Маленькие секреты большого опыта»

Эссе «Какое это счастье работать с детьми»

                                                                                                     Выполнила:

                                                                                                      Варлакова Л.Г.

2013

Какое это  счастье работать с детьми

                                                                                      На свете есть много разных профессий,

                                                                                      И в каждой есть прелесть своя.
                                                                                     Но нет благородней, нужней и чудесней,
                                                                                     Чем та, кем работаю я.

Каждый ребенок с детства мечтает о том, кем будет в будущем: врачом или учителем, строителем или летчиком…

Вот и я с детства мечтала стать учителем. Вместе со своей младшей сестрой  мы постоянно играли в школу: то она была учителем, то я. Сколько я себя помню – хотела быть учителем математики.
Вы спросите: «Почему учителем  математики?». Ответ прост.
Мне в жизни повезло с учителями, а   с учителями математики  особенно. С четвертого класса математику вела Прозорова Антонина Николаевна  - женщина строгая и властная.  Но именно она привила любовь  и  интерес к предмету. Она была неординарной личностью: глаза горят, кладезь знаний, проводит интересные уроки, любит  открывать что-то новое, необычное. И я поняла, что хочу быть похожей на нее. Хочу, чтобы ребята в школе любили мои уроки, шли на них с радостью.
В старших класса  на моем пути встретился другой учитель математики -  Яишенкин Игорь Михайлович  и тоже  человек неординарный, любящий и знающий свой предмет, обладающий чувством юмора, настоящий профессионал. И о них у меня остались только хорошие воспоминания. Они   были для меня непререкаемыми авторитетами. Во многом они были примером для меня.   Получать педагогическое образование я пошла осознанно. И о своем выборе я не пожалела. Учеба в Ивановском государственном университете и практика в школе только укрепили меня в выбранной профессии…

Но в жизни так сложилось, что преподавать любимый предмет не довелось. Пришлось осваивать другие предметы  - предметы о природе, географию и химию. И здесь мне повезло, но уже с наставниками, в их числе могу назвать Мастрюкову Нину Михайловну и Воронину Альбину Васильевну.

И вот теперь  хочу сказать своим учителям, и тем, которые на Земле, и тем, которые уже на Небе: «Спасибо Вам! Это вы своим примером помогли мне создать образ Учителя и следовать ему по жизни. Это Вы ведёте меня по учительской стезе. Благодаря Вам, я поняла, что учитель должен быть примером для детей, иначе он не сможет их научить. Благодаря Вам я умею быть Учителем!

Школа стала не просто работой. Это душа. И всегда становится легко, когда осознаёшь потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребёнок и родители не определяли  ценность личности только успехами в учёбе. При этом не стоит забывать, что процесс образования неразрывно связан с воспитанием. Работа учителя трудная,  многогранная. И одна из граней этой профессии – быть классным руководителем.

Быть классным руководителем не самое простое дело. Классный руководитель должен быть народным депутатом и надежным охранником, заслуженным артистом и  добрым психологом, испытанным адвокатом и суровым прокурором, близким другом и строгим контролером. Только, всем этим должен быть один человек. Какая – то роль нам плохо удается. Но, что-то и получается!

Он должен обладать умением из таких разных ребят создавать единый, сплоченный    коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант.

Вот тут и начинается самое главное.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. Будет ли мой ученик Личностью, Человеком?  Как помочь каждому из них стать Человеком с большой буквы?

Поэтому сейчас я с уверенностью могу сказать, что первой основой воспитания, является искреннее отношение к детям, любящее сердце. Чтобы быть хорошим классным руководителем, нужно любить тех, кого воспитываешь. А чтобы ребенок  понял, что ты его любишь, надо проявлять свою любовь через поступки. Один из авторов написал проникновенные строки:


«Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять -
Каждый шаг не нужно проверять,
Мнение и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
И всегда надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять»

Второй основой воспитания, по моему мнению, должно быть вежливое и уважительное отношение к своим воспитанникам.
Людей, которые вежливо ведут себя в обществе, обычно считают воспитанными. Но можно выучить все правила хорошего тона, знать мелочи этикета, иметь безукоризненные манеры, но оставаться невоспитанным, некультурным человеком. Есть такое понятие: природный такт. Его можно назвать природной чуткостью. Однако не каждому с детства дано чувствовать, что может обидеть человека, как нужно вести себя в той или иной ситуации.
Часто правильное по существу замечание, высказанное в присутствии посторонних, произнесенное недоброжелательным тоном, ставит человека, к которому оно относится, в такое положение, что он не способен воспринять то разумное, что содержится в этом замечании. Нельзя воспитывать культуру, культивируя грубость и бестактность!

Третьей основой воспитания  является роль нравственного авторитета учителя и  только личным примером и поведением можно достичь успеха. Но самое несчастное отношение между учителем и учениками возникает тогда, когда в детях закрадывается сомнение относительно твоих познаний. Поэтому считаю, что путь постоянного самообразования и самосовершенствования жизненно важен и необходим для учителя.

УЧИТЕЛЬ – короткое слово,
А смысл, как тугая коса, –
Плетение с виду простое,
Но так многогранна краса.
Ты – друг, ты – пример, ты – наставник,
Геолог ты и ювелир –
Ты точной и мудрой огранкой
Алмаз в бриллиант превратил.
Будь бережен с каждым алмазом,
Который доверила жизнь,
Он дастся огранке не сразу –
Терпения ты наберись.
Учитель – и словом, и делом
Таланта искру разожги,
И каждому добрым примером
Путь в жизни найти помоги.

       Четвертой основой воспитания является  умение профессионально разрешать конфликтные ситуации.

Мы знаем, что конфликтные ситуации возникают при взаимодействии классного руководителя и ученика, учеников между собой, классного руководителя и родителей. Поэтому надо правильно обеспечивать педагогическое сопровождение каждому ученику, создавать условия для общего развития личности в соответствии с её индивидуальными особенностям. Своевременное выявление проблем, возникающих в процессе школьной жизнедеятельности, и их адекватная коррекция способствуют предупреждению конфликтных ситуаций и негативного поведения детей.

Пятой основой воспитания является изучение личности своих учеников.

«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его – тоже во всех отношениях». Эта мысль К.Д. Ушинского не потеряла свою актуальность. Личность складывается из характера, воли, мышления, внимания, темперамента, склонностей, памяти, восприятия, интересов и убеждений. На развитие личности влияет наследственность, среда, деятельность. Поэтому при организации внеучебной деятельности учитывается интеллектуальные, социальные, психологические, физиологические характеристики семьи и ребенка. Это позволяет на соответствующем уровне организовать успешную адаптацию ребенка в школе.

          Эти пять правил и  определяют мою педагогическую деятельность. Кто-то согласится с ними, кто-то нет. Но для меня это истины проверенные годами и оправдавшие себя.
Время бежит, приходят другие ученики, и все начинается сначала… я учу их, а они учат меня…  И дай Бог, чтобы это повторялось подольше.

Но всегда учитель должен помнить, что научить  и воспитать детей сможет только по - настоящему счастливый человек. Счастье – это не только, когда всё хорошо в семье и всё на своих местах, не только, когда человек материально обеспечен, хотя и эти факторы имеют важное  значение. Счастье – это просыпаться утром, видеть восхождение солнца, слышать пение птиц. Только по – настоящему счастливый человек, умеющий наблюдать каждую мелочь и радоваться каждой минуте своей жизни способен удивлять и вести за собой!
Я благодарна времени, что за 20 лет педагогической деятельности, я знаю цену учительскому слову. Я видела глаза детей, которые верят, надеются и ждут от взрослого: понимания, помощи, умного совета, уважения и любви к себе. Это ли не счастье?! Бесспорно, что вчерашние мои ученики навсегда останутся учениками. И то, как и чему учила их я совместно с семьёй и обществом – это фундамент тех нравственных основ счастливой жизни. Сотворить в себе Личность, узнать жизненные трудности и с достоинством выходить из сложных ситуаций – вот педагогические задачи, которые мы решаем совместно. И не всегда ход решения имеет шаблон, а результат сходиться с ответом. Жизнь преподносит свои уроки и заставляет решать трудные задачи, а главное учиться работать над ошибками. Когда встречаешь своих взрослых учеников – видишь, что в глазах есть огонёк желаний, значит: наши уроки усвоены. Вот оно счастье!

МКОУ Мамонтовская основная общеобразовательная школа

районный конкурс «Самый классный классный»

номинация: «Маленькие секреты большого опыта»

Эссе «Какое это счастье работать с детьми»

                                                                                                     Выполнила:

                                                                                                      Варлакова Л.Г.

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа с детьми на тему Беседа «Кем быть? Каким быть?»

Беседа:  Кем быть? Каким быть? Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждо...

урок русского языка в 7 классе по теме "Какое это счастье, что учим мы причастие!"

Данный урок русского языка – урок-практикум, который позволяет повторить орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе «Причастие»,  отработать пунктуацию в предложениях с причастными обор...

Рекомендации для родителей в какие игры можно поиграть с детьми «ДОМА»!

Дорогие родители, помните игра – естественный спутник жизни ребенка и источник радостных эмоций!         В какие игры можно поиграть с детьми! ...

Урок "Каким бывает счастье?". По произведению А.Куприна "Чудесный доктор"

Что такое истинное счастье?Это очень серьезный философский вопрос. Интересно, как ответят на него обучающиеся, прочитав рассказ "Чудесный доктор" А Куприна....

Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....