«Универсум для учителя» (методический комплекс как модель андрогогического обучения педагогов)
проект на тему

Богданова Ольга Александровна

Современное образование на основе национальной инициативы «Наша новая Школа» и согласно Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020» должно создавать такие условия, которые помогают найти педагогу и ученику свой уникальный  путь развития с минимальными рисками для здоровья каждого участника образовательного процесса.

На сегодняшний день существует проблема готовности педагогов реализовывать новые стандарты образования. Поэтому назрела проблема подготовки  и профессионального совершенствования педагогических кадров не на основе традиционной системы повышения педагогического мастерства учителей, а на основе перспективного андрагогического обучения. Современность такова, что  учитель, который стремится к познанию, реализации и преумножению своего профессионального потенциала, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и самого себя, осознавая себя в системе педагогической деятельности. Процесс преподавания для учителя станет носить характер не трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому, мы делаем акцент на поиске новых моделей андрагогического обучения педагога XXI века. Такой моделью, на наш взгляд, может стать Методический комплекс -  «Универсум для учителя».

Таким образом, инновационной составляющей  нашей образовательной программы будет  являться создание нетрадиционных («оригинальных») условий для обучения современного учителя на базе школы. Мы рассматриваем новый Методический комплекс «Универсум для учителей» как мастерскую педагогического творчества, где  педагог сможет раскрыть  скрытый потенциал своих личностных и профессинальных возможностей.  Поэтому наш Методический комплекс будет выполнять  следующие функции:

•         фасилитирующую,

•         исследовательскую,

•         экспертную,

•         эмоциональную

Наш Методический комплекс - это нестандартная форма конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, которая может быть основана на древнейшей андрагогической  формуле обучения: non scholae, sedvitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.

В основу технологии создания нашего методического комплекса на базе  школы положены следующие андрагогические принципы:

1.Принцип приоритетности самостоятельности педагога при обучении.
2. Принцип совместной деятельности обучающегося с коллегами в процессе обучения.

3. Принцип использования имеющегося положительного и отрицательного  жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков учителя в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний.

4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок учителя, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями педагогического коллектива.
5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей педагога, с учетом его психо-физиологических и социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов.

6. Принцип элективности обучения, заключающийся в предоставлении педагогу свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

7. Принцип рефлективности, основанный на сознательном отношении педагога к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации учителя.
8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося.

9. Принцип системности обучения как непрерывность, регулярность обучения, с учетом результатов предыдущей  учебы учителя и его новых потребностей в обучении.
10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование в педагогической практике).

11. Принцип развития учителя, направленный на совершенствование личности, совершенствованию способностей к самообучению, постижению нового в процессе профессиональной деятельности.
           Тогда для реализации андрагогических принципов на практике методический комплекс должен объединять работу 5 зон (релаксационная, электронно-образовательная, театральная, логико-образовательная, исследовательская), опирающихся на особенностях восприятия и стилей мышления педагогов. (Приложение 1)

            Продуктивное образование современного педагога зависит от выбора стратегии образования, содержания и методов обучения, оптимально отвечающих индивидуальным особенностям его психики.  Ученые-андрогоги (Колесникова И.А.,Вершловский С.Г., Сухобская Г.С.) считают, что высокий потенциал обучаемости взрослых сохраняется на всех этапах жизни (постоянная умственная работа, включенность личности в образовательную деятельность сохраняет высокий уровень психофизиологических функций).  Образование и умственный труд становятся необходимым условием психического здоровья педагога, что в свою очередь будет способствовать успешности в профессиональной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная образовательная программа

 «Петербургская школа 2020:

Кадровый потенциал»

«Универсум 

для учителя»

 (методический комплекс

 как модель

андрогогического обучения педагогов)

 

 

Санкт-Петербург

2011

Инновационная образовательная программа

«Универсум для учителя»

(методический комплекс как модель андрогогического обучения педагогов)

1.Актуальность инновационной образовательной программы

Современное образование на основе национальной инициативы «Наша новая Школа» и согласно Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020» должно создавать такие условия, которые помогают найти педагогу и ученику свой уникальный  путь развития с минимальными рисками для здоровья каждого участника образовательного процесса.

На сегодняшний день существует проблема готовности педагогов реализовывать новые стандарты образования. Поэтому назрела проблема подготовки  и профессионального совершенствования педагогических кадров не на основе традиционной системы повышения педагогического мастерства учителей, а на основе перспективного андрагогического обучения. Современность такова, что  учитель, который стремится к познанию, реализации и преумножению своего профессионального потенциала, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и самого себя, осознавая себя в системе педагогической деятельности. Процесс преподавания для учителя станет носить характер не трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому, мы делаем акцент на поиске новых моделей андрагогического обучения педагога XXI века. Такой моделью, на наш взгляд, может стать Методический комплекс -  «Универсум для учителя». 

Таким образом, инновационной составляющей  нашей образовательной программы будет  являться создание нетрадиционных («оригинальных») условий для обучения современного учителя на базе школы. Мы рассматриваем новый Методический комплекс «Универсум для учителей» как мастерскую педагогического творчества, где  педагог сможет раскрыть  скрытый потенциал своих личностных и профессинальных возможностей.  Поэтому наш Методический комплекс будет выполнять  следующие функции:

  • фасилитирующую,
  • исследовательскую,
  • экспертную,
  • эмоциональную

Наш Методический комплекс - это нестандартная форма конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, которая может быть основана на древнейшей андрагогической  формуле обучения: non scholae, sedvitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.

В основу технологии создания нашего методического комплекса на базе  школы положены следующие андрагогические принципы:

1.Принцип приоритетности самостоятельности педагога при обучении.
2. Принцип совместной деятельности обучающегося с коллегами в процессе обучения.

3. Принцип использования имеющегося положительного и отрицательного  жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков учителя в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний.

4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок учителя, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями педагогического коллектива.
5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей педагога, с учетом его психо-физиологических и социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов.

6. Принцип элективности обучения, заключающийся в предоставлении педагогу свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

7. Принцип рефлективности, основанный на сознательном отношении педагога к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации учителя.
8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося.

9. Принцип системности обучения как непрерывность, регулярность обучения, с учетом результатов предыдущей  учебы учителя и его новых потребностей в обучении.
10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование в педагогической практике).

11. Принцип развития учителя, направленный на совершенствование личности, совершенствованию способностей к самообучению, постижению нового в процессе профессиональной деятельности.
           Тогда для реализации андрагогических принципов на практике методический комплекс должен объединять работу 5 зон (релаксационная, электронно-образовательная, театральная, логико-образовательная, исследовательская), опирающихся на особенностях восприятия и стилей мышления педагогов. (Приложение 1)

            Продуктивное образование современного педагога зависит от выбора стратегии образования, содержания и методов обучения, оптимально отвечающих индивидуальным особенностям его психики.  Ученые-андрогоги (Колесникова И.А.,Вершловский С.Г., Сухобская Г.С.) считают, что высокий потенциал обучаемости взрослых сохраняется на всех этапах жизни (постоянная умственная работа, включенность личности в образовательную деятельность сохраняет высокий уровень психофизиологических функций).  Образование и умственный труд становятся необходимым условием психического здоровья педагога, что в свою очередь будет способствовать успешности в профессиональной деятельности.

Мы считаем, что  наш Методический комплекс – это такая нестандартная образовательная среда для учителя, которая:

  • учитывает способы восприятия, мышления и педагогические способности педагога.
  • способствует генерации постоянного поиска «оригинальных» методик, технологий по реализации целей и задач в системе специального коррекционного образования.

Цель организации такого Методического комплекса на базе школы будет заключаться в создании образовательной среды для учителей (взаимодействие 5 образовательных зон),  которая будет способствовать формированию у них устойчивой потребности к профессионально-личностному росту в стремительно изменяющихся условиях современного мира.

Задачи инновационной программы:

1.Провести  анализ внутренних и внешних факторов развития школы, потребностей разноуровневого педагогического коллектива, психолого-педагогические, личностные и управленческие запросы, которым должен удовлетворять  Методический комплекс.

2. Определить сущность и специфику методического комплекса как нестандартной образовательной среды, влияющей на физическое, психическое, социальное здоровье учителя.

3.Разработать содержательные, организационно-деятельностные и операционно-технологические этапы создания Методического комплекса на базе специального коррекционного общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.Создать 5 образовательных программ для работы в каждой зоне Методического комплекса «Универсума».

5.Представить положительные результаты реализации проекта в образовательной системе г. Санкт-Петербурга в форме проведения семинаров и мастер-классов.

Поэтому  инновационная программа по  созданию методического комплекса, на наш взгляд, органически вписывается в успешную реализацию концепции развития нашей школы и в стратегию развития системы образования «Петербургская школа 2020»:Кадровый потенциал. Тогда продуктом будет являться единая программа по координации  всех  5 зон Методического комплекса «Универсум для учителя».

2. Проектный замысел создания инновационной программы

  1. Анализ внутренних  и внешних ресурсов школы, способствующих созданию и реализации инновационного проекта (Приложение 2, 3,8)

Отметим, что основной целью развития нашей школы: является создание Школы Здоровья, способствующей реализации здоровьесозидающей деятельности образовательной среды школы на основе анализа удовлетворения образовательных и социокультурных потребностей всех участников образовательного процесса. В связи с этим важно усилить роль педагогического коллектива школы, способного эффективно работать в   условиях Концепции модернизации образования - 2020 и успешно реализовывать Стратегию развития Петербургской школы-2020.

Наша школа работает по следующим направлениям:

  • Создание «Школы Здоровья» (т.к. здоровье является высшей ценностью общества; чем выше ценится здоровье в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества).
  • Раскрытие творческого потенциала педагогов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Совершенствование безопасной образовательной среды для учителей и учащихся
  • Развитие у учителей и учащихся мотивации к принятию основ здорового образа жизни
  • Ведение среди учителей и учащихся  эффективной спортивно-оздоровительной работы
  • Использование  здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий в процессе обучения и воспитания
  • Разработка авторских методик обучения и воспитания здоровьесберегающей направленности
  • Психолого-педагогическое и методическое сопровождение учителя

Руководство методической работой в школе  шло по нескольким направлениям (традиционный подход):

Таблица 1

Функции

Содержание деятельности

Результативность

Планово-прогностическая

1. Определение ближайшего развития методической работы в школе на основе диагностики с учетом профессионального состава учителей

 2. Планирование мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей

3.Проведение заседаний МС

Раздел  «Методическая работа « в годовом плане, план работы методического совета

Организационно-исполнительская

1. Организация работы по созданию планов методических объединений

2. Координация их деятельности с методическими объединениями города и района

3.Оказание помощи педагогам школы: изучение новых программ;

написание календарно - тематических и поурочных планов;

организация наставничества;

организация работы по обмену опытом

4.Подготовка и участие в педагогических советах школы

5.Помощь в организации и проведении Международного семинара

6.Проведение предметных недель

Протоколы МС

Протоколы заседаний МО

Протоколы педагогических советов

Обновленные скорректированные учебные программы по всем предметам

Презентация по итогам Международного семинара

«Психолого-социальное сопровождение»

Анализ предметных недель

 

Мотивационно-целевая

1.Совместно с педагогическим коллективом определение инновационных направлений коррекционно-учебной и коррекционно-воспитательной работы

на основе реальных условий, созданных для этого в ОУ

2.Организация работы по повышению квалификации и изучению передового педагогического опыта

Решение педагогического  совета

«Стратегия и тактика в работе ОУ здоровьесозидающей направленности»

-Создана  Целевая программа развития ОУ здоровьесозидающей направленности

-Семинары на базе ОУ

Курсы повышения квалификации          педагогов

-Публикации в СПбАППО, РГПУ,МУСиРе,ЛОИРО,СПбГУ и в РОО

Информационно-аналитическая

Формирование базы данных о методической работе учителей, выполнение плана работы МС

Информация о новинках педагогической, психологической, методической и научно-методической литературы

Системный анализ деятельности работы МС и МО, анкетирование председателей МО по созданию модели методической службы школы и перспективному плану развития

Системный анализ работы МО

Анализ анкет по эффективности работы методической службы

Результаты мониторинга деятельности МО

Банк методических разработок   всех МО «Портфолио» учителей  

Контрольно-диагностическая

 Участие в проведение мониторингов по различным направлениям  работы методической службы

-Современные требования к учебным программам

-Создание по коррекционно-развивающей среде учебных кабинетов и выполнение требований  СанПиНа

Подготовка к лицензированию ОУ:

Наличие, современная структура, содержание учебных программ

Проверка  состояния учебных кабинетов (по СанПиНу), УМК

  1. Результаты диагностики иерархии трудовых мотивов учителей

Существует множество различных диагностических методик, которые в определенной степени позволяют решить актуальную проблему оценки профессионализма педагога. Для нас важно то, что использование диагностических методик, позволяет администрации школы получить не только информацию для размышлений и анализа, но способствует определению направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, позитивной Я-концепции и психологической защищенности учителя.

  • С помощью анкет была определена иерархия мотивов профессиональной деятельности учителей. (Приложение 4).
  1. Условия труда – полностью удовлетворены, но не стремятся к улучшению и обновлению своей деятельности.
  2. Вознаграждения – удовлетворены, но испытывают недостаточность условий для удовлетворения потребностей в личном развитии, участии в делах коллектива
  3. Безопасность профессиональной деятельности - удовлетворены, но испытывают недостаточность условий для удовлетворения потребностей в личном развитии, участии в делах коллектива
  4. Профессионально-личностное развитие - полностью удовлетворены, но не стремятся к улучшению и обновлению своей деятельности.
  5. Чувство причастности - удовлетворены, но испытывают недостаточность условий для удовлетворения потребностей в личном развитии, участии в делах коллектива
  6. Интерес к работе, сопряженный с вызовом - полностью удовлетворены, но не стремятся к улучшению и обновлению своей деятельности

Таблица 2.

Определение состояния системы стимулирования

Факторы, мотивирующие работу учителя

Значимость фактора для качественного труда

Удовлетворенность наличием фактора в школе

Резерв стимулирования

Условия труда

43%

61%

Полная удовлетворенность

Вознаграждения (льготы)

61%

51%

Есть резерв стимулирования

Безопасность

86%

54%

Полная удовлетворенность

Профессионально-личностное развитие

52%

68%

Полная удовлетворенность

Чувство причастности к общему делу

57%

51%

Есть резерв стимулирования

Интерес к работе, сопряженный с «вызовом»

56%

67%

Полная удовлетворенность

Анализ проведенной диагностики позволил сделать следующие выводы: наши педагоги удовлетворены результатами труда, его оплатой и условиями, стабильностью своего положения в коллективе, но испытывают дефицит в получении консультаций у руководства, в совместной выработке и принятии решений коллективных и школьных дел. Для педагогов важна  информационная поддержка и положительная оценка их труда через создание ситуаций успеха на неделях открытых  уроков, на школьных учительских конференциях, на персональных выставках по итогам работы учителя, а также информирование и включение педагогов в управление образовательным процессом.

При этом учителя не рассматривают (по иерархии мотивов)  в качестве главного мотиватора успешности своей деятельности профессионально-личностное развитие, то есть необходимо говорить о создании условий для развития профессионально-личностного развития учителя.

  • Изучение психотипов учителей помогло спрогнозировать и спроектировать свой индивидуальный образовательный маршрут. (Приложение 5,7,9)  

                    На основе полученных данных стало возможным определить пути совершенствования методической службы школы с целью эффективного  профессионально-личностного развития учителей.  В целом анализ методической работы нашей  школы показал традиционность, характерную  для всей системы образования в целом, которая препятствует перспективному механизму обеспечения ценностно-целевого направления развития нашей школы. Мы считаем, что  создание Методического комплекса на базе школы и будет являться пусковым механизмом, который превратит кадровый потенциал школы из функционирующего в развивающийся и развивающий.

Анализ  состояния и перспектив развития нашей школы позволяет сделать следующие выводы о внутренних ресурсах школы для осуществления инновационной образовательной программы:

  • Школа обеспечена управленческими ресурсами
  • В школе работают профильные специалисты: зав. методическим кабинетом ,педагог-психолог, психиатр, социальный  педагог,  библиотекарь, логопеды – дефектологи
  • В школе работает стабильный высокопрофессиональный педагогический коллектив, педагоги школы имеют высокий уровень готовности к инновационной деятельности.  (Приложение 3, 8)
  • Учебный план школы не вызывает перегрузки  у  педагогов школы. Они имеют свободное время для саморазвития.
  • В школе создано пространство, позволяющее организовать разнообразные формы обучения педагогического коллектива
  • Школа имеет опыт в организации  и распространения передового педагогического опыта
  •  На базе школы функционирует собственный камерный  театр
  • Школа сохраняет относительно стабильный контингент учащихся, несмотря на неблагоприятную демографическую ситуацию.

              Анализ внешних ресурсов школы показывает, что 

  • Территориально школа находится в одном из центральных районах города, приближенных к метро, что делает мобильным взаимодействие нашей школы и социальных партнеров города.
  • Микрорайон, в котором находится школа, имеет смешанный социальный состав. Наибольшую долю родителей наших учеников составляют рабочие, представители интеллигенции, государственные служащие. Ввиду загруженности на работе многие родители стремятся обеспечить длительное пребывание своих детей в школе, при этом они преследуют цель создать для ребенка безопасные условия, защитив его от воздействия различных асоциальных явлении и предотвратив его вовлечение в них.
  • Больше педагогического коллектива школы проживает в микрорайоне школы.
  • Место расположения школы позволяет выступать в качестве площадки для посещения и организации районных и городских театрализованных  мероприятий
  • Школа имеет выстроенные связи с медицинскими, научными, образовательными учреждениями города (в т.ч. медицинскими и педагогическими).
  • В нашем районе находится школа такой же коррекционной направленности как и у нас.
  • В ближайшем окружении школы практически отсутствуют спортивные, культурные, досуговые, экономические учреждения и структуры.
  • Испытывает недостаток финансовых ресурсов.

Анализ внутренних и внешних ресурсов школы свидетельствует о  том, что решающий фактор ее развития заключается в разработке и реализации инновационной программы Методического комплекса для учителей «Универсум» (Приложение 1, 6) .

Таблица 3

Структура Методического комплекса для учителей

Название зоны комплекса

Функции

Целевая аудитория

  1. Логико-образовательная

(лекторий)

  • Соблюдение непрерывности педагогического образования,
  • повышение квалификации (лекции, семинары, практические занятия, конференции)
  • сотрудничество с профильными издательствами
  • консультации  по оформлению статей, методических материалов для издания, материалов для аттестации

  • Педагоги-прагматики, которые ориентированы на практические результаты, готовые к эксперименту и инновациям
  • Педагоги-аналитики, обладающие абстрактно-аналитическим мышлением.
  1. Электоронно-образовательная

 

  • Обучение по использованию ИКТ-технологий в образовании
  • обзор  и подбор методической литературы (электронные носители)
  • консультации  по оформлению статей, методических материалов для издания, материалов для аттестации (электронные носители) 
  • Создание Банка Данных  авторских методических и дидактические материалов на бумажных и электронных носителях
  • «рабочее место» для подготовки к урокам и проверки тетрадей

  • Педагоги-прагматики,
  • педагоги-аналитики, тяготеющие к знаковой системе работы, стремящиеся к упорядочиванию и структурированию информации.
  1. Исследовательская

  • Исследовательская  деятельность по ведению эксперимента и обобщение собственного опыта
  • Создание портфолио профессиональной деятельности
  • Создание Банка Данных  авторских методических и дидактические материалов на бумажных и электронных носителях
  • Создание ситуации успеха
  • Педагоги всех типов мышления
  1. Театральная

  • Создание специального курса актерско-педагогического мастерства
  • Внедрение элементов театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности
  • Развитие паралингвистических способностей (культура голоса, тембр, интонация, темп, тональность, ритмика)
  • Развитие эктралингвистических способностей (имидж, выразительность, обаяние поведенческих проявлений)
  • Развитие кинесических способностей (жесты, мимика, позы, визуальный контакт, физические действия)
  • Развитие проксемических способностей (пространственные передвижения и расположение в пространстве)

  • Педагоги-идеалисты, педагоги-синтезаторы, которым не нравится однообразная и рутинная работа
  1. Релаксационная

  • Оптимизация психоэмоционального состояния учителя
  • Средство раскрытия скрытых внутренних резервов педагога
  • Стимулирование сенсорных процессов;
  • Создание положительного эмоционального фона
  • Помощь в  преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере (профилактика профессионального выгорания);
  • Стимулирование интереса к креативной деятельности;

  • Педагоги-синтезаторы, которым свойственно интегрировать во едино то, что есть.
  • Педагоги-идеалисты, которые живут эмоциями и чувственными переживаниями

В идеале каждый педагог (и синтезатор, и идеалист, и аналитик,  и прагматик),  начиная со значимой для него зоны, смог расширить потенциал своих возможностей в каждой зоне.

              Вывод: для полноценной реализации проекта необходимо привлечь многочисленные средства для оборудования методического комплекса, позволяющие оптимизировать интерактивное, информационное обучение педагогов, систематизировать дидактические и методические разработки, эффективно использовать аудио-, видео-, электронные образовательные ресурсы, интегрировать работу методических объединений учителей, творческих групп и психологов школы, активизировать раскрытие творческого и профессионального потенциала (театральная зона),  разработать систему психологического сопровождения учителей (релаксационная зона) (Приложение 1,5,6, 9).

3.Этапы проектирования инновационной программы

Методического комплекса «Универсум для учителя»

1 .Диагностический  этап

Данный этап создания инновационной образовательной программы показал, что:

  • Материально-техническая база соответствует уровню функционирования методической службы школы, но для реализации  инновационной программы недостаточно средств.
  • Кадровый потенциал, способен осуществить идею создания нового методического комплекса (это педагоги, которые будут обеспечивать эффективную работу каждой Зоны; подготовлены, обучены, мотивированы  способны создавать и реализовывать  образовательные  программы по функционированию каждой Зоны).

Таблица 4

Кадровый потенциал педагогического коллектива, способный реализовать инновационную программу

Материально-техническая база Методического Комплекса

Руководитель  Методического комплекса «Универсум для учителя»

Релаксационная зона

Электронно-образовательная  зона

Логико-образовательная зона

Театральная зона

Исследовательская

зона

Руководитель материально-технического обеспечения ОУ - директор ОУ, руководитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования

заведующий методическим  кабинетом, кандидат педагогических наук

педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук

учитель математики и информатики  первой квалификационной категории

учитель высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук

зам.директора по ВР высшей квалификационной категории, знак «За гуманизаци»

зам. директора по УВР высшей квалификационной категории,Почетный работник общего образования

Эффективность проведенных мероприятий .

На базе школы в течение длительного времени шло непрерывное обучение педагогов:

  • «Воспитательный потенциал мастерских» – 2008 (СПбАППО)
  • «Методы обучения в сотрудничестве» – 2009 (СПбАППО)
  • «Профессионально-личностное развитие педагога»- 2010 (авторская программа заведующей методическим кабинетом)
  • «Образовательные технологии развития творческого потенциала и целостного мышления учащихся» -2011 (СПбАППО)

Результатом  повышения квалификации педагогов стало создание проектов:

  1. Методическая копилка «Совершенно несекретно» о  методических и дидактических наработках учителей
  2. «Советы опытного методиста» (информационные бюллетени)
  3. Обзор методических журналов (информационно-библиотечные стенды)
  4. «Овация»  (школьный конкурс профессионального мастерства)
  5. Проектная деятельность учителей
  6. «Хочу сказать»  (балинтовские группы)

«Дискуссионный клуб»  (творческая группа педагогов) 

Проведено знакомство педагогов с основами театральной педагогики. В нашем понимании, театральная педагогика - это идеи, методики и техники работы с детским коллективом на основе обучающих семинаров и тренингов на базе школы за счет внутренних и внешних кадровых ресурсов.

Отметим, что театральная педагогика комплексно подходит к тренировке всего спектра сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, одновременно идет развитие компетентности в создании конструктивного межличностного общения, расширяется сфера самостоятельной творческо-мыслительной деятельности, что создает психологически комфортные и, естественные условия для процесса обучения и общения. Приемы театральной педагогики помогают с успехом применять их и при решении общеобразовательных задач.

Проведено изучение потребностей (профессиональных запросов) учителей, стилей мышления, психотипов и ассоциативных образов  ложатся  в основу содержательной части зон Методического комплекса «Универсум для учителя». (Приложение  5, 7).

            Результат коллективной рефлексии показал, что педагоги школы и, особенно педагоги с большим стажем имеют тенденции к использованию устоявшихся ментальных моделей, которые оказывают сдерживание в их личностном и профессиональном росте и входят в противоречие с общими целями педагогического коллектива в целом, а так же с требованиями современного образования, что влечет за собой трудности в обучении педагога. Поэтому создание нашего Методического комплекса «Универсум для учителя» на основе андрогогических принципов обучения взрослых будет органично способствовать тому , чтобы педагоги могли «безболезненно» принимать новые методики и педагогические технологии без психических и физических затрат.

Таким образом, опыт проведенных и диагностируюших мероприятий в школе свидетельствует о  том, что решающим фактором ее развития является инновационная деятельность, которая может быть реализована благодаря  разработке методического комплекса «Универсум для учителя».

2.Деятельностный этап инновационного проекта

 (01.01.12-01.09.12)

Перечень мероприятий  по реализации проекта:

1.Совершенствование материально-технической базы за счет привлечения внебюджетных средств:

1.1.Приобретение оборудования для Методического комплекса «Универсум для учителя»

  • Релаксационная зона
  • Электронно-образовательная зона
  • Логико-образовательная  
  • Театральная  зона 
  • Исследовательская зона 

2.Повышение  качества кадрового потенциала, через совершенствование профессионализма педагогов в области педагогики, специальной педагогики, психологии и театральной педагогики.

2.1.Привлечение  специалистов для обучения педагогов по следующим направлениям:

1.Коррекционная педагогика и психология

2.Стрессменеждмент в педагогике

3.Тренинги по развитию успешности

3.Здоровьесберегающие возможности ИКТ-технологий

3.Психология и педагогика искусства

4.Арт-терапия как здоровьесберегающая технология

  • психотерапевтические  возможности сказки (сказкотерапия)
  • педагогические возможности психодрамы  в образовательном процессе
  • актерское и режиссерское мастерство

2.2. Разработка авторской образовательной программы для педагогов  “Урок+театр ” на основе материалов семинаров

Таблица 5

Тематический план семинаров  по погружению педагогического коллектива в театральную педагогику  (01.01.12 – 01.07.12)

Тема семинара

Месяц

  1. Необходимость эмоционального взаимодействия педагога и учащихся в образовательном процессе

январь

  1. Возможности системы Станиславского  на школьном уроке

февраль

  1. Специфика режиссерских параметров педагогической деятельности

март

  1. Социоигровой стиль обучения и драмогерменевтика

апрель

  1. Возможности арт-терапии в образовательном процессе

май

  1. Потенциал куклотерапии в образовательном процессе

май

  1. Психологический тренинг выразительности речи учителя

июнь

  1. Психологический тренинг учительского перевоплощения через изменение логики взаимодействия с учеником

июнь

3. Расширение социального партнерства

Заключение договоров о сотрудничестве:

  • с кафедрой коррекционной педагогики и психологии института специальной психологии и педагогики им. Р.Валленберга
  • с кафедрой дефектологии Областного университета им. А.С. Пушкина
  • с  кафедрой коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
  • с  НМЦ ….. р-на
  • с кафедрой этики и эстетики РГПУ им. А.И. Герцена
  • с факультетом театра кукол Академии Театрального искусства
  • с кафедрой менеджмента исполнительских искусств Академии Театрального искусства
  • с кафедрой вокала и музыкального воспитания Академии Театрального искусства
  • с кафедрой сценической речи Академии Театрального искусства
  • с кафедрой психологии СПб АППО
  • с  кафедрой Русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
  • с кафедрой дизайна Балтийского института экологии, политики и права (БИЭПП)
  • с РЦОиК
  • с медицинскими и психологическими центрами города
  • с издательствами города

  4. Увеличение количества  обучающих семинаров, пополнение библиотечного фонда для учителей, увеличение числа электронных образовательных ресурсов.

  5. Открытие новых театральных постановок в «Театральной зоне». Интегрирование педагогического и ученического творчества в виде совместных спектаклей.

                 6. Учреждение внутришкольного конкурса  (для учителей) «Вы блестящий учитель – у Вас блестящие ученики»

7. Разработка авторских образовательных учебных программ по предметам с методическими рекомендациями по интеграции возможностей релаксационной  и театральной зон в коррекционном образовательном процессе

                    8. Участие во всероссийских, городских и районных конкурсах педагогического мастерства.

3. Результирующий этап инновационного проекта( 01.01.12-01.01.13)

3.1.Эффективность изменений после реализации проекта

Эффективность инновационной программы заключается в создании нового типа петербургского учителя, который

  • умеет принимать и осознавать себя в новых педагогических условиях
  • ориентирован на результат
  • способен эффективно работать в команде
  • умеет планировать
  • разрешать педагогические проблемы
  • стремится к лидерству
  • обладает целостным мышлением

Таблица 6

Индикаторы эффективности реализации инновационной образовательной программы   «Универсум для учителя»

Критерии

Показатели

 Педагогический критерий

Высокий уровень обученности учеников

Повышение уровней квалификации и образования

Рост потребности к самообразованию

осуществление самоанализа и самодиагностики профессиональной деятельности

Компьютерная  грамотность

Способность к исследовательскому и  инновационному поиску.

Рост числа учителей и учеников участвующих в конкурсах районного, городского и всероссийского масштаба

Психологический критерий

Мотивация к профессиональной деятельности.

 Определение целей обучения с позиции не только учительской, но с позиции ученика

Отношения «учитель – ученик»- сотрудничество и партнерство

Учет индивидуальных особенностей ученика.

Личностный критерий

Когнитивная составляющая (Я -понимание) личности учителя

Аффективная составляющая (Я -отношение) личности учителя

Поведенческая составлящая (Я - поведение) личности учителя

3.2. Эффективность информационной направленности инновационной программы  – размещение  информации о  деятельности Методического комплекса «Универсум для учителя» на сайте школы  http://school....spb.edu.ru/, и других рекламных печатных изданиях.

3.3.Продуктность  инновационной программы и  тиражируемость инновационной программы.

 Инновационным   продуктом будет являться единая программа по координации  всех  5 зон Методического комплекса «Универсум».

Таблица 7

Тиражируемость инновационной программы 

 «Универсум для учителя»  

(методический комплекс как модель андрагогического обучения педагогов)

Участники ОП

Форма тиражируемого продукта

Администрация

Методические Рекомендации по менеджменту и маркетингу по организации и функционированию Методического Комплекса «Универсум для учителя»

Учителя,  воспитатели

Авторские образовательные программы  по функционированию каждой зоны Методического Комплекса «Универсум для учителя»

Методические и дидактические разработки уроков (электронные)

Портфолио профессиональной деятельности

Учащиеся

Участие в совместной работе каждой зоны (совместные проекты  урочной и неурочной деятельности)

Родители

Рекомендации для родителей по воспитанию детей и подростков с учетом их психофизических и психофизиологических особенностей

                Успешная реализация инновационной программы «Универсум для учителя» (методический комплекс как модель андрагогического обучения педагогов) позволит школе стать ресурсным центром в рамках городской системы непрерывного педагогического образования. Тема программы может стать одним из направлений повышения квалификации  руководителей школ в области разработки стратегии и  тактики кадровой политики XXI века и  педагогов школ разного вида в объеме 36 часов.


   



Предварительный просмотр:

                                 Методический Комплекс «Универсум»                                   Приложение № 1



Предварительный просмотр:

Наше педагогическое кредо

Приложение №2

                                                                                           

                                                                                           



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Мотивы профессиональной деятельности учителей

Факторы, мотивирующие работу учителей школы №…



Предварительный просмотр:

Приложение  7

Ассоциативный ряд «Я и животное»  (по результатам опроса педагогов)



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Ранжирование запросов педагогов школы.

  1. Обучение новым педагогическим технологиям.

 2.  Постоянные методические консультации.  

      3. Методическая помощь при разработке уроков, воспитательных мероприятий.

           4. Алгоритм систематизации материалов.

               5. Создание «портфолио».

                   6. Информационная ИКТ - компетентность.

                       7. Банк данных методических разработок.

                           8. Пространство для взаимодействия, для обучения.

                               9. Место для встреч с наукой, учеными.

                                   10. Презентация своих успехов.

                                         11. Место для реализации театральных задумок.

                                              12. Постоянно действующие педагогические  тренинги.

                                                    13. Медиатека.

                                                          14. Понимание  себя в системе педагогической деятельности.

                                                                15. Релаксация (психо – эмоциональная разгрузка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

Методические рекомендации по организации внутрифирменного обучения педагогов

Методическая разработка содержит методические рекомендации по организации внутрифирменного обучения педагогов. Методические рекомендации могут использоваться в работе методических объединений педагого...

Учебно-методический комплекс педагога ОДОД

Учебно-методический комплекс педагога ОДОД по специальности "Хореография"...

Методическая разработка на тему "МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «СМЕНА РАБОЧИХ ЗОН»". ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ УРОВНЕЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Смешанное обучение – этот термин все чаще и чаще слышат сегодня не только учителя и школьники, но и их родители. Новые формы сочетания традиционной классно-урочной системы и современного цифрово...

Свидетельство об участии в вебинаре «Современный учитель без комплексов! (создание сайта, блога, курса, портфолио педагога)»

Свидетельство об участии в вебинаре «Современный учитель без комплексов! (создание сайта, блога, курса, портфолио педагога)»...

Методический комплекс мероприятий "Набор кейсов для педагогов"

В данном методическом комплексе расположены материалы по выявлению и пресечению насилия в образовательной организации....