АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
статья на тему

Попова Елена Николаевна

Интересная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_institut.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Попова Е.Н.,

МБОУ Борисоглебская СОШ № 10

«Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить».

А.Дистервег.

      В Концепции модернизации российского образования сформулированы социальные требования к системе российского образования.  В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

     В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе:

- уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии;

- использовать технологии оценки;

-современные технологии проектирования образовательной среды.

Целью педагога становится выявление педагогических условий развития навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики через использование активных форм и методов обучения, которые позволят:

1.Сохранить интерес учащихся к математике.

2.Развить навыки самостоятельности.

3.Добиться усвоения учебного материала всеми учащимися.

4.Развивать чувство ответственности за качество знаний.

       Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. К АМО относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, театрализация, творческая игра «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод удивления и другие.

       В своей работе с учениками использую преимущественно групповую форму работы на этапе закрепления и повторения. В результате такой работы:

- растёт самокритичность ребёнка,

-возрастает глубина изучаемого материала,

-растёт познавательная и творческая самостоятельность учащихся,

-возрастает сплочённость класса,

-дети учатся делать выводы по предметному содержанию,

- формируется терминологическая речь.

         Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов.

Например, в 5 классе дети объединяются в «Детективные агенства» для поиска злоумышленника, похитившего книгу правил работы с десятичными дробями. Они решают примеры и задачи, чтобы по правильным ответам создать портрет похитителя и озвучить его приметы, а потом сравнивают с нарисованным портретом . Они увлечены процессом  выполнения заданий и совсем не устают.

С целью привлечь каждого ребёнка к решению устных упражнений использую такой вид групповой работы, как «математическая эстафета». Эту игру можно проводить как в начале урока, так и в конце .

        Среди инновационных для школы методов обучения следует отметить, прежде всего тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, то есть выполняют развивающую функцию. В нашей школе активно используются дистанционные технологии.  Уроки «Математика5» Некоммерческое партнёрство «Телешкола» соответствует структуре учебника по математике 5 класса Г.В. Дорофеева. Сетевой мультимедийный учебный курс разработан таким образом, чтовполне может заменить традиционный урок математики. Уроки сетевого курса позволяют проверить, насколько учащиеся запомнили правила, смогут ли применить полученные знания. Для этого разработаны интересные тесты и практические задания. Курс представляет собой ярко оформленные уроки, имеет множество интересных рубрик. Материал соответствует новым стандартам, на протяжении всего курса прослеживается линия  метапредметности.

         В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа с учебником и учебной литературой. На этапе знакомства с содержанием изучаемого материала плодотворны самостоятельные работы с текстом. Здесь можно формировать умение составлять план ответа, выдвигать гипотезу и решать. Если учащиеся не умеют выдвигать гипотезу, то самостоятельная работа их заключается в изучении текста и составлении плана; самым слабым предлагаются вопросы плана, а они в тексте находят ответы.

       Уроки для меня и моих учеников постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности. В конце урока я часто прошу детей составить синквейн. В переводе с французского «синквейн»- стихотворение, состоящее из пяти строк. В кратких выражениях резюмируется учебный материал.

На первой строке – слово- существительное- тема синквейна.

На второй строке- два прилагательных, раскрывающих тему.

На третьей строке – три глагола, причастия, описывающих главные действия синквейна.

На четвёртой строчке- фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме.

Последняя строчка – это слово-резюме, новая интерпретация темы, выражение личного отношения.

       Мне бы хотелось порекомендовать всем учителям:

-использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;

- включать в учебные занятия проблемность;

-управлять формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

-вовлекать учеников в постоянную деятельность;

-измениться самим : стать соорганизатором, партнёром, консультантом;

- вкладывать в каждый урок  частичку своей души.

      И пусть  обращением к каждому ученику  будут замечательные слова  Лессинга:

« Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные методы обучения в преподавании математики

Данный материал представляет обобщение моего педагогическоего опыта....

Активные методы обучения на уроках математики

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - п...

Статья по теме : "Активные методы обучения на уроках математики в условиях ФГОС".

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабоче...

Активные методы обучения математике.

Задача развития навыков мышления - одна из главных задач в школе. Математика — область знаний, осваивая которую, ученик учится думать. Большинству выпускников школ она никогда не понадобиться в ...

Активные методы обучения математике в условиях ФГОС

Активность ученика на уроке  - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...