Дифференцированный подход к учащимся при проведении самостоятельной работы
статья на тему

Петрова Ольга Саксиевна

В статье представлен опыт работы учителя при проведении самостоятельной работы с учениками разного уровня учебных способностей на уроке математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannyy_podkhod.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа 568

Красносельского района

Дифференцированный подход

к учащимся при проведении

самостоятельной работы

автор

Петрова Ольга Саксиевна

учитель математики

Санкт-Петербург

2014

При знакомстве с классом целесообразно провести диагностику подготовленности каждого ученика к изучению нового материала, воспроизведению его, умению приобретать знания самостоятельно.

Обычно класс делится на 4 группы:

Группа

Отношение к учебе

Владение приемами учебной деятельности

Первая

+

+

Вторая

+

-

Третья

-

+

Четвертая

-

-

От того, к какой группе относится учащийся, зависит и тип самостоятельной деятельности.

Первая группа – это так называемая группа доверия, поддержки, ассистентов учителя при выполнении различных видов самостоятельной работы, звездочки. Учащимся первой  группы можно спокойно предлагать самостоятельные работы всех форм: индивидуальные, фронтальные, групповые.

Вот один и способов работы с такими учениками на уроке математики.

На доске выписываются дополнительные номера по повторению пройденного материала и предыдущих тем. У учителя готовые решения. В то время, когда учитель работает с классом по закреплению материала, сильный ученик решает все задания, рассчитанные на урок, с опережением и приступает к дополнительным заданиям, не отвлекая внимания учителя.

Каждое задание выполняется на отдельном листе и сдается учителю на проверку сразу после её решения. Сверяя решение ученика со своим  решением, учитель разрешает приступать к следующему номеру или возвращает лист с решением на доработку.

Оценивается такая работа по максимуму:

  1. По первому предъявлению – «5»
  2. По второму – «4»
  3. По третьему – «3»

Обычно «3» учащихся не устраивает и не является стимулом для продолжения такого способа самостоятельной работы, ученикам дается еще одна возможность получить хорошую оценку, выполняя новые задания дома или на следующем уроке.

Кроме этого таким ребятам можно смело задавать:

  1. Подготовку докладов, рефератов с последующим обсуждением или корректировкой выступления
  2. Теоремы для самостоятельного изучения и затем объяснения данной теоремы группе учащихся
  3. Задачи повышенной трудности

Это я практикую как во всех классах, в которых работаю.

Например, после изучения площади треугольника и параллелограмма через синус угла, ребятам было предложено найти или вывести формулу для нахождения площади четырехугольника, вписанного в окружность, произвольного четырехугольника.

Вторая группа – эта группа не требует особой мотивации. Но требует определенной подготовки к самостоятельной работе. Так как это основная группа в классе, учитель ориентируется именно на эту группу.

Эта и последующие группы требуют обязательного и полного объяснения материала, тщательной проработки, полноценного закрепления.

Учащиеся второй группы требуют серьезного контроля. Им хорошо удаются самостоятельные работы с дальнейшим воспроизведением после объяснения учителя. Например, я  разбираю одну задачу с классом, а вторую – однотипную, с некоторыми вариациями  -  предлагаю решить самостоятельно. Решение же должно быть ученикам показано обязательно.

При вызове ученика к доске для доказательства теоремы или вывода формулы я обычно требую составить план ответа устно и только после этого разрешаю готовиться к ответу.

План, составленный самостоятельно или при помощи учителя (учеников), помогает отвечающему ученику сосредоточиться на основном,  выделить главное, правильно сделать вывод.

Учащиеся третьей группы требуют к себе особого внимания в плане психологической поддержки. Этим учащимся нужна постоянная мотивация их деятельности на уроке и при выполнении домашнего задания. Таких ребят немного, и учитель без труда их выделит из класса. Таким ученикам следует постоянно давать дополнительные задания. Поддерживать в них интерес, стараться не вызывать у них отрицательные эмоции.

В работе с четвертой  группой учащихся хорошо  использовать самостоятельные работы  по образцу. При устном ответе ребятам помогает готовый план ответа.

Хороший результат дают работы с отложенным сроком проведения. Если проверочная работа выполнена учащимися плохо, «двоечникам» предлагается выполнить работу над ошибками, а по прошествии 1-2 недель  такая самостоятельная работа повторяется. Результат обычно бывает положительный. Постоянное повторение пройденного материала позволяет установить пробелы, устранить их, развивает умения и навыки у всех групп учащихся.

Разделяя класс на четыре группы, учитель выполняет с ними самостоятельные работы разных видов:

  1. Работа с книгой. Ребята работают с одним и тем же текстом, но выполняют разные задания по уровню сложности и объему, выполняют практические задания.
  2. Проверочные работы, обычно двух видов:
  • варианты по уровню усвоения материала
  • варианты  с последующим усложнением
  1. Работа в парах одной группы, разных групп, поэтому задания могут варьировать в зависимости от цели, которая должна быть достигнута в данный момент ….

Пример: 5 класс. Тема «Измерение и построение углов».

Задание 1. В тетради соседа постройте  два острых и два тупых угла.

Задание 2. Измерьте углы в своих тетрадях, запишите результаты.

Задание 3. Измерьте углы в тетради соседа. Проверьте верность измерения.

В это время хорошие ученики показывают свои работы учителю. Если их работы не вызывают сомнения, то в дальнейшем ученики ассистируют учителю.

В старших классах ученикам первой группы предлагаются задания по изучению материала, не входящего в основную программу по предмету. Кроме этого, достаточно материала для подготовки к ЕГЭ, который сильные ученики в состоянии изучить самостоятельно.

Для всех четырех групп все-таки определяющим является уровень обязательных требований. Но при этом каждому ученику предоставляется возможность изучать математику на уровне, соответствующем его способностям и подготовленности в данный момент. Ученики получают  возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.

Группы настолько относительны, что у учащегося всегда есть возможность перейти из одной группы в другую, желательно, чтобы в группу более высокого требования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.

Дифференци рованный подход к учащимся в процессе обучения....

Доклад на тему: "Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Цели и задачи дифференцированного подхода.Работа по трём уровням сложности(высокий, средний, низкий)....

Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»

Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения.  Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты...

ДИДАКТИЧЕСКИЙ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Тренировочные карточки для учащихся 6 класса по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...

Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики как средство повышения учебной мотивации

Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обу...