Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»
учебно-методический материал по русскому языку по теме

  Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения.  Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты, карточки, перфокарты, опорные схемы, памятки, алгоритмы, веду индивидуальную и групповую работу.

Главным достоинством индивидуальных дифференцированных заданий является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Такие задания гарантируют каждому ученику положительную отметку. В то же время любой ученик получает возможность двигаться к более высокой отметке, а не просто получать ее за выполнение одинакового со всеми задания. Применение подобных заданий систематически помогает четко определить конечный результат деятельности учащихся, предвидеть трудности, которые могут возникнуть у тех или иных детей, подобрать определённые задания, которые помогают одним детям сократить путь к этому результату, другим – сделать его занимательным, третьим – утвердиться в чем-то.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx95.84 КБ

Предварительный просмотр:

Кармацких Маргарита Ованесовна

Содержание:

1.

Информационная карта …………………………………………………………..

3

2.

Информация об опыте   …………………………………………………………..

5

3.

Технология опыта………………………………………………………………….

13

4.

Результативность опыта…………………………………………………………...

18

5.

Библиографический список……………………………………………………….

20

6.

Рецензия на опыт учителя…………………………………………………………

21

7.

Приложение к опыту……………………………………………………………….

22

        

 

Информационная карта передового педагогического опыта

1. Ф.И.О. автора   Кармацких Маргарита Ованесовна.

2.  Населенный пункт п.Мостовской

3.  Образовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 посёлка Мостовского муниципального образования Мостовский район

4.  Занимаемая должность учитель русского языка и литературы

5.  Педагогический стаж и квалификационная категория 10 лет

6. Тема педагогического опыта «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»

7. Уровень опыта по степени новизны: разработка авторских дидактических материалов  по русскому языку разных типов  на основе уровневой дифференциации (дидактическая копилка).

8. Цель педагогического опыта: одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Поэтому необходимо выяснить, насколько сформированы навыки самоконтроля, определить тип памяти каждого ученика, осуществляя дифференцированное обучение на уроках.

9. Краткое описание опыта: учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения.  Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты, карточки, перфокарты, опорные схемы, памятки, алгоритмы, веду индивидуальную и групповую работу.

Главным достоинством индивидуальных дифференцированных заданий является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Такие задания гарантируют каждому ученику положительную отметку. В то же время любой ученик получает возможность двигаться к более высокой отметке, а не просто получать ее за выполнение одинакового со всеми задания. Применение подобных заданий систематически помогает четко определить конечный результат деятельности учащихся, предвидеть трудности, которые могут возникнуть у тех или иных детей, подобрать определённые задания, которые помогают одним детям сократить путь к этому результату, другим – сделать его занимательным, третьим – утвердиться в чем-то.

10. Эффективность опыта: применяя технологию дифференциации в учебной деятельности, учащиеся стали проявлять больший интерес к изучению русского языка, у многих повысилась грамотность письма, учащиеся стараются преодолевать трудности,   научились видеть проблемные ситуации и устанавливать пути ее разрешения, ставить цель к выполняемой работе, выдвигать гипотезы. Теоретическое обоснование  подкрепляется практическим материалом, и учитель охотно передаёт свой опыт методике работы над коллективными  и индивидуальными, а также самостоятельными формами работы на уроках.

12. Последователи – учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 30 Каберник Н.И.,  Козубова Т.Н., Левчикова Г.П.

13. Кто и когда изучал: работа рассмотрена и одобрена на заседании школьного МО учителей  гуманитарного  цикла, на методическом совете школы  в ноябре 2009 года.

14. Выводы, рекомендации: Опыт может применяться на уроках русского языка в 5-11классах, на групповых и индивидуальных консультациях, при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Информация об опыте

1. Сведения об авторе опыта:  Кармацких Маргарита Ованесовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №30, педагогический стаж -10 лет , контактный телефон 8(918)-32-63-202.

2. Тема опыта – « Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»

3. Условия возникновения, становления опыта.

          Я считаю, что современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений , навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся ,то есть современные ключевые компетенции. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели является обращение к новым образовательным технологиям... Одной из таких технологий является  технология дифференцированного обучения.

         Чаще всего мы, учителя, работаем в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Поэтому я для себя ставлю цели: во-первых, обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки; во-вторых, создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению по предмету; в-третьих, стараюсь использовать возможность тесного сотрудничества ученика и учителя. Таким образом, дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, способствует повышению интереса к учебной деятельности.

4. Актуальность опыта

          Дифференцированное обучение па уроках русского языка - актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития способностей каждого школьника.

    Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически , многие практические вопросы остаются открытыми ,а именно:

- как организовать учет индивидуальных особенностей учащихся;  

- как лучше разделить их на подгруппы (т. е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;

- как методически правильно построить урок;

- как организовать постоянную работу с хорошо успевающими учениками;

- как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;

- исходя из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как предъявлять его (в учебнике дифференцированных заданий недостаточно).

     Критериями деления учащихся на группы являются:

- объем имеющихся знаний;

- культура умственного труда;

- уровень познавательной активности;

- способность к абстрактному мышлению;

- умение анализировать и обобщать;

- утомляемость от интеллектуальной деятельности;

- уровень самостоятельности;

- уровень работоспособности (желание и умение учиться).

Эти критерии взаимосвязаны, так как уровень самостоятельности учащихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от способности к абстрактному мышлению  ученика.

Ученик с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу.. Работа с сильными учащимися предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности.

Ученики со средними учебными возможностями имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению и анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, необходимо постоянно создавать условия для дальнейшего развития этих ребят.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии .Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации,.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На наш взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например:

1) составление текстов диктантов:

2) составление карточек-заданий по изученному материалу;

3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр);

5) работа с дополнительной литературой;

6) проверка индивидуальных заданий, выполняемых  

    учащимися ,которые имеют более низкий уровень подготовки;

7) выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;

8) работа «учителем» (проведение фрагментов урока).

Говоря о детях с пониженной обучаемостью , психолог З. И Калмыкова

утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым уровнем умственного развития.

Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ребенок ,испытывающий трудности в обучении , должен иметь щадящий режим .Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы. В классе должен быть стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме, на парты кладутся словари и «папка-помощница»

Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания .Например, если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задание на карточке.

Образец карточки-задания .

                  Наступление весны.

Зима к…нчает(?)ся, начинается весна .День становит(?)ся светлее, воздух теплее. Со…нце руш…т снежн… крепости.Зима (н…)

 (з,с)д ает(?)ся без боя. Ночью Моро(с,з) заковывает землю. Утром вверху бл…стит со…нце,а на белой земл...  по… вляют(?)ся сини… тени от деревьев. У д…мов шумят вороб… и, и под крыш… й соби- рают(?)ся голуби.

        Обычный диктант не показывает реального состояния орфографической грамотности слабых школьников, а задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся.При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуется зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы.

    Итак , дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий:

- учитель хорошо знает школьника ,его индивидуальные и психологические особенности, его сильные и слабые стороны;

- ученики достигли определенного уровня умений самостоятельного приобретения знаний;

- в классе есть коллектив.

5. Научные и методические основы опыта.

Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. Я работаю в классах, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями, они по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным. Для подготовки к единому государственному экзамену в 11 классе предлагаю систему уроков по анализу текста, которая предусматривает проблемные языковые задачи; производить композиционно-содержательный, типологический и стилистический анализ текста.   Работа эта большая и кропотливая, требует большой подготовки. Класс делится на группы: одна из групп, куда входят сильные учащиеся является группой рецензентов, которые следят за работой групп и дают рецензию. Для эффективного проведения таких уроков готовлю консультантов каждой группы и отдельно учащихся-рецензентов.

Оригинальность состоит в том, что для анализа подбираю тексты воспитательного характера, охватывающие и нравственные, экологические и эстетические проблемы. Такие уроки позволяют развивать умение говорить, отстаивать свою позицию, быть активными участниками процесса познания. С точки зрения новизны выделяется то, что я сочетаю в своей работе элементы интеграции.

Формируя у детей самостоятельность, я развиваю следующие показатели, по которым прослеживаю динамику развития:

  1. интерес к учению;
  2. поиск познавательной деятельности;
  3. развитие общения друг с другом;
  4. взаимообучение и самообучение;
  5. любовь к родному языку.

Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла к выводу, что отношение ребят изменилось к таким формам учебной деятельности как парная, групповая, индивидуальная. Учащиеся проявляют большой интерес и желание работать в парах, группах, любят получать индивидуальные задания и самостоятельно разбираться в них.

6. Новизна опыта.

Дифференциация — учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения: т. е. дифференциация — это одна из форм индивидуализации, при которой образуются стабильные классы и группы учащихся на основе каких-либо присущих им общих признаков. Дифференциация возникла на основе индивидуализации как принципа обучения.

Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубже и осознаннее усвоить правило и выработать навык на его основе. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью и точностью.

Начинаю работу с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:

  • обязательные задания;

Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.

  • дополнительные задания; 

Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение изученного материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество упражнений может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе урока.

Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объем работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей.

Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер:

  • задания на сравнение, сопоставление явлений, например, поставить глаголы в форму настоящего времени, определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола;
  • задания исследовательского характера (это задания на примере работы с текстом);
  • задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения заданий: например, в процессе работы над обособленными членами предложения предлагаю задание на подбор разных грамматических синонимов;
  • задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике: сильные учащиеся выступают в роли помощников учителя и оказывают помощь слабым учащимся (осуществляют проверку индивидуальных заданий, помогают слабым при выполнении работы над ошибками в диктантах, сочинениях, изложениях, выполняют обязанности консультантов в процессе индивидуально-задания, групповой работы, помогают учителю в проверке знаний, умений, навыков учащихся на уроках зачетах, смотрах знаний). Этим самым учащиеся помогают ликвидировать пробелы.

На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного использую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабо успевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умение обобщать, анализировать и сопоставлять.

Обобщение и систематизацию по какой-либо теме провожу или в форме урока-зачета или в форме смотра знаний. На такой учебной встрече не только проверяется уровень умений и навыков учащихся, но и расширяется кругозор ребят, так как в ходе подготовки к ней они изучают не только теоретический материал, но используют дополнительную литературу, словари. Класс для такого смотра разбивается на 3,4 группы, во главе которой стоит консультант. Каждой группе нужно пройти четыре станции: теоретическую, орфографическую, творческую и станцию тестирования (заключительную). Группы учащихся по своему составу неоднородные: каждый ученик, определенный в ту или иную группу, имеет значительные отличия от других учащихся, как по своим личным особенностям, так и по результатам учебной деятельности. Поэтому для такого смотра необходим к учащимся индивидуальный подход. На станциях проверять работу учащихся привлекаю старшеклассников. Для каждой станции готовлю разноуровневые задания, как теоретического характера, так и практического. Каждый ученик имеет листок контроля, куда выставляются оценки или баллы за свою работу. В конце работы подводятся итоги, объявляются лучшие учащиеся, которые подготовились хорошо. Такая форма обобщения нравится учащимся, равнодушных и пассивных нет, она помогает лучше усвоить программный материал, расширяет лингвистический кругозор, развивает творческие возможности, повышает их общую культуру. В качестве психологической разгрузки во время смотра использую игры занимательного характера.

Использую разнообразные виды заданий: 

 Наиболее продуктивным приемом считаю задания на умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. 

а) самостоятельный подбор учащимися материала, аналогичного упражнению учебника. 

Например, 2 группа получает задание (в 9 классе) списать предложения с различными видами придаточных и определить вид. Сильные уч-ся на материале этого задания определяют виды придаточных и заменяют их аналогичными из художественной литературы или составляют предложения (тексты) сами.

б) учащиеся могут подобрать самостоятельно дополнительные задания к упражнениям и их выполнить (3-4 задания) 

в) можно использовать задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. 

(Эта работа позволяет находить варианты решения одной проблемы)

Например, словарная работа, повторение орфограмм.

Дается ряд слов: сторож, мышь, молодежь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош и т. д.

Дополнительные задания:

Сколько вариантов группировки слов можно предложить? Что лежит в основе группировки?(может быть масса вариантов):

  • наличие ь знака и его отсутствие
  • тип склонения
  • род
  • одушевленное - неодушевленное
  • падеж
  • собственное - нарицательное
  • с предлогом, без предлога
  • ед.ч., мн.ч., только ед.ч.
  • задание на подбор грамматических синонимов.

 На мой  взгляд, схема урока   дифференцированного

обучения может быть следующей (Приложение №1)

7. Теоретическое обоснование опыта.

Дифференциация происходит от  латинского differentia, – что в переводе

означает – «различие, разделение».

В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим

образом: дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Понятие дифференцированного обучения имеет  более узкий смысл. Дифференцированное обучение – процесс обучения, организованный с учетом индивидуально-типологических особенностей учеников. Полностью согласна с известным психологом Н. А. Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов , но и от индивидуальных особенностей личности школьников». Для эффективности работы класс лучше разделить на группы. Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы .Решается проблема неуспеваемости , потому что каждый учится так, как может. Именно поэтому в классе улучшается психологический климат, становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

          Еще К. Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы па группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой

          Необходимость дифференциации вытекает от имеющихся у людей различий. В

условиях классно-урочной системы без введения дифференциации  процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается, по – разному эффективен. Среди учащихся разных возрастов имеются школьники с высоким, средним и низким уровнем развития как практического, так и словесно- логического компонентов продуктивного мышления, с относительным преобладанием интуитивно-логического мышления над  словесно-логическим. Часть учеников, обладающие логическим мышлением хорошо усваивают предметы естественнонаучного цикла, но не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. Есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие точные науки.

          Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе

учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

          Немаловажной задачей процесса обучения является развитие ученика: его интеллектуальной, эмоционально-ценностной, волевой сфер. При организации дифференцированного обучения, усиливаются развивающие функции процесса обучения.  

          Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для

максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения

познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания

общего образования.

8. Ведущая педагогическая идея опыта.

         Идея  дифференцированного обучения отражает необходимость повышения эффективности учебного процесса, качества образования вследствие использования в процессе обучения современных методов и форм обучения, учитывающих особенности развития личности. На мой взгляд, дифференциация заданий по объёму и трудности даёт слишком мало для развития учебных возможностей учащихся. Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя , по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий. Это особенно важно для слабых учеников. Моя задача- довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности. А вот сильным учащимся необходимы задания повышенной трудности, нестандартные работы творческого характера. Дифференцированный подход к учащимся очень важен при организации работы над орфографическими ошибками, которая является важным средством повышения грамотности учащихся. К оценке знаний, умений учащихся я тоже подхожу дифференцированно, т.е. учитываю и личностные критерии. К уроку контроля я подбираю задания по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизведение материала, содержат определенную дозу помощи. Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности(творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково.

9. Технология опыта.

Замысел моей работы заключается в том, чтобы показать, как я организую дифференциацию работы учащихся на уроке на разных этапах.

Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, я подхожу к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:

  • проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
  • исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
  • индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
  • создание мотивации (активная мыслительная деятельность);
  • взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности).

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». На уроках русского языка и литературы, особенно русского языка, класс делится на 3 группы.

Первая группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности, используя тесты и  карточки  (Приложение № 2).

Вторая группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах  (Приложение № 3).

             Третья группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их                   педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно (Приложение № 4).

Каждый нормальный ребёнок стремится к творческой деятельности. При наличии соответствующей системы творческих работ можно не только формировать навыки связной речи , но и развивать творческие способности учащихся. В работе с сильными учениками творческие задания должны занимать ведущее место. В зависимости от степени трудности можно выделить несколько типов творческих заданий.

Репродуктивно – творческие задания предполагают выполнение работы по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Например , в процессе над частицами в качестве дидактического материала используется такое предложение : « Да разве найдутся на свете такие огни , муки и такая сила , которая бы пересилила русскую силу !» Учащиеся  анализируют структуру предложения , объясняют знаки препинания , находят орфограммы ,выделяют частицы , определяют их разряды. Затем их внимание обращается на средства эмоциональности и экспрессии и учащимся предлагается дать оценку какого – то явления , события или личности , используя аналогичные средства языка.

Дифференцированный подход в целях оптимизации использую при подборе домашних заданий обязательно. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме..., составить схему-опору, найти в словарях и т.д.) Я  считаю, что дифференцированное домашнее задание для учеников I группы должно быть направлено на расширение и углубление знании, умений и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода; задания для учеников II группы - на углубленное изучение нового материала. У школьников III группы домашние задания служат закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках. Таким образом, дифференцированная работа должна тщательно планироваться на всех этапах урока.Очень важно организовать рациональную проверку домашнего задания, чтобы она не заняла много времени, поэтому использую разные способы проверки: самопроверку (доска, мультимедиапроектор), взаимопроверку, слабых учеников проверяю чаще сама. Во время проверки заданий сильных учащихся привлекаю внимание всего класса, так как способным даю задания творческого характера (составить предложения по схемам, придумать текст по заданной теме, по данному началу, концовке, употребив ряд слов.., написать сказку и т. д.)

    Для успешного усвоения нового материала важны подготовительные упражнения. Это и диктанты, и игры, и самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы. Подготовительные упражнения чаще дифференцирую, а нужные выводы делаю со всеми детьми класса.

         На уроках предлагаю некоторым учащимся выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, стараюсь разнообразить эти работы, проводить их в виде игр (например, в 5-6 классах - учащиеся получают письма, открытки с заданиями от литературных героев). Каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое он приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, а учеником. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это интересный прием сотрудничества учителя и ученика.

    Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Поэтому отделяю группу детей, которые самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным учащимся еще раз повторяю правило более детализировано, выделяя главное, опираясь на наглядность, практическую деятельность ребят. Затем все учащиеся самостоятельно выполняют обязательные задания. Объяснение заканчиваю образцовым ответом сильного ученика, с использованием или таблицы, или опорной схемы, или графического изображения.

      В любом случае перед учащимися ставлю единую познавательную задачу, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и возможностям. Новый теоретический материал не даю в готовом виде.

      Наличие теоретических задач делает обучение проблемным. Особое значение здесь приобретает организация самостоятельной работы учащихся по извлечению необходимой теоретической информации. Самостоятельную работу предваряю различными предтекстовыми заданиями, а именно:

I группа (сильные учащиеся) – даю карточку с примерами предложений,

иллюстрирующими все случаи (например, постановки тире в бессоюзном сложном предложении), предлагаю самостоятельно вывести правило и подобрать собственный иллюстративный материал. Или проанализировать, сопоставить материал разных параграфов, чтобы сделать обобщение, составить таблицу (возможно в парах).

II группа (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают параграф и формируют

вопросы к нему и подбирают примеры ко всем пунктам упражнения.

III группа (наиболее слабые учащиеся) – по плану, записанному на доске, работают

над параграфом и готовят устные ответы к каждому пункту плана.

     При закреплении первый пример рассматриваем все вместе, далее каждая группа выполняет свое задание, но при проверке всех прошу друг друга послушать, так как ставлю задачу, что подобное задание будет выполнять 2 группа дома (или все). Продумываю задания до мелочей, особенно рациональную проверку всех заданий. В этом помогают мультимедиа, схемы опоры, тестовые задания и другие.

          Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую не только дифференциацию, но и разные способы коллективной работы учащихся:

Первый вариант: учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями.

Второй вариант:  я ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся, сидящие за одной партой, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образом сигнализируют учителю. Я организую обсуждение, кто прав, а кто нет. Тем самым дети учатся, обучаясь и обучая.

     В период обучения, применения знаний, закрепления умений и навыков, учащиеся включаются в активную познавательную деятельность, которая сначала осуществляется под руководством учителя, а затем самостоятельно. От урока к уроку провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания на карточках и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми. Считаю, что большое значение имеют индивидуальные самостоятельные работы:

во-первых, возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения;

во-вторых, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера.

Самостоятельные индивидуальные задания использую не только при повторении, но и при объяснении нового материала. Здесь очень важно правильно подобрать дифференцированные задания для каждого ученика  (Приложение № 5).Это могут быть:

  • Задания на сравнение, сопоставление явлений.
  • Задания, ориентирующие учащихся на поиски более экономных. рациональных форм выполнения и проверки заданий.

             Особое внимание   уделяю заданиям исследовательского характера. Такие задания чаще всего связаны с наблюдением над функционированием изученных средств языка в речи, в процессе такой работы реализуются межпредметные связи, формируются навыки самостоятельной работы, школьники знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывается интерес к предмету:

а) например, подобрать доказательства к данному умозаключению:

«Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей».

б) формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. (Например: сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри», модальные частицы в баснях Крылова и другие).

        Задания, содействующие формированию самостоятельного добывания учащимися знаний (формируется активное отношение к процессу познания).

Например: при выполнении упражнений, при написании сочинений или изложений встречаются незнакомые орфограммы или пунтктограммы. Сильные учащиеся получают задания - самостоятельно, пользуясь учебниками, справочниками, найти ответы на поставленные вопросы. Очень важна работа над развитием зрительной памяти. У многих учащихся возникает желание самостоятельно заниматься в этом направлении. Им я предлагаю рекомендации «Как развивать зрительную память»  (Приложение № 6).

  • Творческие задания. Они занимают ведущее место, формируют навыки связной речи, развивают творческие способности учащихся:
  • выполнение репродуктивно-творческих заданий по аналогии, по образцу (предложения)
  • сочинения-миниатюры по образцу (самостоятельное описание солнечного дня)
  • cитуативно-творческие задания:

Например, дана ситуация: «Лето. Ярко светит солнце. Иду по лесу. Шумят сосны, лепечут березы. Запах дыма. Выхожу на поляну. Кто-то оставил горящий костер. Начался лесной пожар».

Задание: описать чувства и действия, используя вводные слова и предложения и т.д.

  • Задания на расширение кругозора уч-ся, формирование навыка передачи полученных знаний товарищам. 

       Сильные получают задание подготовить сообщения и выступают с ними на уроках перед всеми учащимися или работая в парах, группах. Такая работа требует очень большой затраты времени на продумывание заданий, на подготовку карточек и т.д., но зато оказывает благотворное воздействие и на самих учащихся, и на класс.

        Дифференцированное обучение непосредственно связано с развивающим обучением, которое заключается в том, что новые понятия, знания не даются в готовом виде, ученики «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, то есть, обучение идет через элементарные исследовательские навыки. Однако не следует думать, что задания развивающего, исследовательского характера нужно давать только сильным ученикам, такие задания предлагать для всех учащихся.  

             Реализации идеи развивающего обучения, развитию мышления и речи способствует изучение темы «Синтаксис».

             Так, например, при изучении темы «Сложноподчиненные предложения» на этапе изучения нового материала предлагаю такую задачу: в сложноподчиненных предложениях различают главное предложение и придаточное, проанализируйте данные примеры (предлагается несколько примеров) и определите, где главные предложения, где придаточные, расскажите, как вы рассуждали и на основании чего сделали выводы. В результате самостоятельной работы, проделанной под наблюдением учителя, разобрав 5-6 примеров, учащиеся 9 класса приходят приблизительно к таким выводам:

- Сложноподчиненное предложение – это союзное, сложное предложение (оно обладает всеми признаками предложения).

- В отличие от сложносочиненного предложения сложноподчиненное состоит из главного и придаточного.

- В придаточной части всегда есть подчинительные союзы или союзные слова, которые присоединяют ее к главному предложению.

- Придаточные предложения поясняют главное предложение или слово (словосочетание) в нем.

-  От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.

            Группа ребят, недостаточно подготовленных к самостоятельному поиску, получают памятку (порядок мыслительных операций), которой они будут пользоваться при анализе сложных предложений (Приложение № 7).

            Таким образом, дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем учащихся задачу развевающего обучения.

            Дифференцированный подход в обучении может быть основан на учёте общих умственных и специальных лингвистических способностей, позволяющих успешно усваивать знания.

             Степень выраженности каждого компонента в общей структуре лингвистических способностей определяет индивидуальный путь в усвоении языка учащимися. Недостаток развития одних структур может компенсироваться за счёт более успешного развития других. Анализ природы этой компенсации важен для определения типа обучаемости учащихся для определения форм дифференцированный работы с ним. Осуществление этого анализа является задачей следующего этапа в работе над проблемой дифференцированного подхода в обучении русскому языку на пути прогнозирования развития неповторимой индивидуальной личности.  Кроме того, в решении проблемы дифференцированного обучения русскому языку есть ещё один важный аспект — повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка.

            Тема дифференцированного подхода на уроках русского языка имеет много интересных аспектов и перспективных направлений. Но уже в начальной стадии работы по ней наблюдается повышение интереса учащихся к занятиям русским языком, стремление овладеть нормами литературного языка.

             10. Результативность опыта.

  Я стараюсь применять дифференцированный подход  практически на каждом уроке русского языка, используя при этом различные варианты заданий. Таким образом я увидела, что  только данный подход позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Дифференцированный  подход к учащимся на уроках русского языка позволил выпускникам 11 класса 2007 года сдать экзамен в форме ЕГЭ с успеваемостью 97, 9 % и высоким процентом качества  знаний - 64,6%. Средний балл составил 48,6, что выше среднего показателя по Мостовскому району.

        Библиографический список:

  1. М.Т. Баранов «Воспитание интереса к урокам русского языка».

  1. Г.А. Ключникова «Учителю о современном процессе».

  1. Т.В. Напольнова «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка».

  1. М.М. Поташник «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе внедрения идей оптимизации». Методические рекомендации.

  1. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии».

  1. В.А. Сидоренко «Углубленное изучение русского языка».

  1. А.А. Ващенко «Дифференцированный подход к учащимся».

  1. Г.А. Богданова «Опрос на уроках русского языка».

  1. Е.С. Скобликова «Обобщающая работа по орфографии».

  1. Г.С. Меркин, Т.М. Зыбина «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи».  

Рецензия на целостное описание опыта работы Кармацких Маргариты Ованесовны,

учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ №30 п. Мостовского

                                                           по теме  «Дифференцированный подход к

                                                           учащимся на уроках русского языка»

   

 Опыт представляет собой систему методических приёмов и дидактических материалов для дифференцированного обучения русскому языку. Особенно эффективны эти дидактические материалы в работе со слабоуспевающими учениками. Опыт может применяться на уроках русского языка и литературы и внеклассных мероприятиях.

В работе представлены:

- разнообразные практические упражнения, которые помогут  закрепить знания правил русского языка, повысить грамотность, составленные с учетом уровневой дифференциации;

- советы по организации разнообразной индивидуальной  работы на уроках и внеклассных мероприятиях: памятки, схемы, планы самопроверки и взаимопроверки;

- варианты индивидуальных заданий  для учащихся 5-11 классов: тесты, карточки, задания для работы в парах, задания для групповой работы;

- дополнительный дидактический материал, направленный на усвоение учащимися лексико-грамматического и синтаксического строя русского  языка.    

      В основе опыта – педагогические идеи К. Д. Ушинского об уровневой дифференциации в процессе обучения и психологическая теория Н. А. Менчинской об учете индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Новизна представленного опыта состоит в том, что автор делится своими собственными подходами к формированию навыков грамотного письма.

    Автор сформулировала теоретические  и технологические основы опыта; представила многообразие видов и форм индивидуальной работы  с учащимися по  освоению норм  устной и письменной речи, показала эффективность и результативность представленных методик при подготовке учащихся к ЕГЭ.

   Опыт применяется  в  практической работе учителями русского языка и литературы МОУ СОШ № 30 п. Мостовского: Каберник Н.И.,  Козубовой Т.Н., Левчиковой Г.П.

     Данная работа рассмотрена и одобрена на заседании школьного МО учителей  гуманитарного  цикла, на методическом совете школы  в январе 2010 года.

     Опыт рекомендуется для внесения в районный банк данных передового педагогического опыта.

     

Заместитель директора по УМР                                     Заколичная Г.М.

Приложение

1. Приложение №1 - Схема урока дифференцированного обучения.

2. Приложение №2 - Работа для учащихся 7 класса по теме « Причастие».

3. Приложение №3 - Тест для учащихся 5 класса по теме « Морфология».

4. Приложение №4 - Тест для учащихся 5 класса по теме « Морфология».

5. Приложение №5 - Задания для объяснения нового материала.

6. Приложение №6 - Памятка для учащихся.

7. Приложение №7 - Памятка для учащихся.

8. Приложение №8 - Библиографический список.

Приложение № 1

Схема урока дифференцированного обучения.

1.Совместная постановка задачи.

2.Дифференцированное повторение необходимого материала.

3. Совместное изучение нового материала.(Для учащихся III группы он повторяется в облегченном варианте. Если материал уже знаком ,возможно что учащиеся I и II группы работают по учебнику, а  III группа  с учителем.

4. Дифференцированное закрепление.

5. Проверка работы каждой группы с участием остальных  

     учеников.

6. Общая проверка усвоения материала.

7. Дифференцированное домашнее задание.

      При планировании урока мы, во-первых, определяем систему знаний, умений, навыков ,подлежащих усвоению.

 Во-вторых, подбираем тексты упражнений, определяем способы их выполнения.

 В-третьих, выделяем наиболее сложные вопросы, которые могут затруднить учащихся

 В-четвертых, продумываем пути взаимодействия групп, рациональные приемы проверки результатов.

          Как может осуществляться дифференцированный подход на  

     различных этапах урока?

На этапе введения нового материала сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать литературу, проанализировать текст.

Учащиеся II группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.

Слабые ученики нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя, который использует наглядно-опорные материалы.

      На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается, так как и слабым ученикам

постоянно работать на облегченном материале нельзя — затормозится их развитие.

Роль учителя в работе с каждой из групп меняется: ученикам I группы, которые работают самостоятельно, он дает в основном общие указания о требованиях к выполнению задании, а также о путях и способах выполнения. Ученики II группы получают более детальные комментарии.

Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учеников III группы. Если их лишить возможности упражняться самостоятельно, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью. Но, с другой стороны, они больше остальных нуждаются в постоянной помощи учителя.

Приложение № 2.

Работа для учащихся 7 класса по теме «Причастие».

Задания рассчитаны на сильного ученика с высоким уровнем усвоения.

Вариант 1        

1. Выпишите словосочетания «причастие  + существительное».

Голубая лента, летящий шарик, расколотый орех, интересный спектакль, созревшие ягоды, спелая малина, раскрасневшиеся щеки.

2. Просклоняйте словосочетание, у причастия выделите окончание.

     Зеленеющая долина.

  1. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени. Выделите суффиксы причастий.

      Дышать, висеть, рисовать, читать, хранить.

  1. Запишите предложения, заменяя действительные причастия настоящего времени действительными причастиями прошедшего времени. Выделите суффиксы причастий.

    Наступающая тишина кажется волшебной. Поющий дрозд скоро смолкает,       суетящиеся дикие голуби успокаиваются, а кукушка, отсчитывающая кому-то года, перебирается в глухое место и засыпает.

  1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркните причастные обороты.

Туман расстилавшийся по морю собрался в серые скучные тучи. Вышедшие еще утром лодки возвращались после полудня. Во мраке море освещенное скупым лунным светом казалось загадочным.

  1. Перепишите, заполняя пропуски подходящими по смыслу причастиями или причастными оборотами. Продолжите текст двумя предложениями с причастными оборотами.

Лучи солнца… упали на листья кувшинок. Зеленые бутоны …стали медленно раскрываться. … кувшинки были удивительно красивы. Целый день они зорко следили за солнцем … . Вечер … погасил нежно-голубые цветки кувшинок.

  1. Запишите словосочетания, определите род и падеж причастий, выделите окончания.

На розовеющ…м снегу; среди созревающх плодов; над распустивш..мся цветком; в заросш…м осиннике; смеющ…мся ребенком; в вечереющ…м небе.

Вариант  2        

1.        Выпишите словосочетания с действительными причастиями.

Разбуженный щенок, идущие по аллее, освещенная комната, охраняемые книги, поющий дрозд, бушевавшее море, смеющиеся дети.

2.        Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

В застывш..м воздухе; над заснувш..м озером; пронесш..йся легкий ветерок; подернут..я рябью вода; речонка, затерявш..яся в лесной глуши; треск обломивш..йся ветки.

3.        Причастия разберите по составу; рядом с каждым из них запишите глагол, от которого это причастие образовано.

Видевший, расстилающийся, строящаяся, дремавший.

4.        В данные словосочетания вставьте зависимые от причастий слова.
Решенные ... уравнения; предлагаемая ... чашка кофе; любящее ... растение; ожидающие ... пассажиры; увлекшийся ... человек; спешащий ... ученик.

5.        Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический
выделенного предложения.

Бесчисленное множество птиц населяло отвесную часть скалы стеною возвышавшуюся над водой.

Лучи поднявшегося солнца серебрили степь узкой полоской прижавшуюся к горе. Мы вошли в ворота и очутились на небольшом но уютном дворике заросшем дикими ягодами и крапивой.

  1. Выполните синтаксический разбор предложения, расставив знаки препинания.

     Я стоял на верхнем мостике рядом с капитаном смотревшим на освещенные полуночным ярким солнцем льды.

8. Исправьте допущенные ошибки и запишите исправленный вариант.

    Охотники, сделающие надежные капканы, на этот раз поймают хищника, запрятанного в чащобе. Ученые, предлагаемые результаты последних экспериментов, намного продвинулись в своих исследованиях.

Ребята пришли посмотреть на увлекающий матч.

  1. Дайте определения понятий, используя причастные обороты.

   Суффикс - …

   Причастие -  …

Карточки  для учащихся 7 класса по теме «Причастие».

Спишите, вставьте пропущенные буквы,  выделите окончания причастий.

Проснувш…ся дитя, колеблющ…йся трос(?)ник, под раскрывш…мся параш…том, затухающ…е пламя

 костра, прощаемся с уг…сающ…м летним днём, ярос(?)но треплющ…й палатку, нарядивш…еся по-

летнему девчата, бл…стающ…е искорки инея, в потемневш…м небе, под намокш…ми листьями.

 

   Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания причастий, определите падеж причастий.

В чернеющ…м лесу, шумящ…м потоком, устремляющ…йся поток, о льющ…мся дожде, задымивш…ся

 речку, раскрасневш…ся лицо, у волнующ…ся озера, колеблющ…мся ветерком, встречающ…ся льдинами,

 поросш…м болотом, на раскачивающ…ся берегу, сгибающ…ся колосьев, расст…лающ…ся тучи,

 осыпающ…ся листва.

 

2. Знаки препинания при причастном обороте.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выделите причастные обороты и окончания  причастий.

Я вышел в темнеющ…й сад пош…л по дорожке густо усыпанной шуршащ…ми

 листьями потом ост…новился перед орешником застывш…м в холодной

 неподвижности сумерек. Лучи солнца пробивш…ся сквозь листву скользят по стволам

 и ложат(?)ся на тёмную землю сплошь покрыт…ю иглами. Поросш…я кустами

 осиновая роща медленно роняет с листьев прозрачные капли.

 

3. Гласные в суффиксах  причастий .

Спишите, вставьте пропущенные буквы. выделите суффиксы причастий.

Кол…щий лёд, спе…щая ягода, маш…щая крыльями, бор…щийся за первенство, стро…щийся стадион,

 беспоко…щаяся о здоровье сына мать, пиш…щий письмо, дремл…щий в тиши, клее…щиеся обои,

 виднее…щиеся вдали, пен…щиеся струи ф…нтана, леч…щий врач, чин…щие сети рыбаки, вид…щие во

 тьме, слыш…щие шум, терп…щие (не)справедливость.

 

 Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Слома(н,нн)ые часы, краше(н,нн)ый пол, правле(н,нн)ый редактором текст, чище(н,нн)ый самовар,

 маза(н,нн)ые мелом стены, лома(н,нн)ая линия, р…спиле(н,нн)ые дрова, р…счище(н,нн)ая дорожка,

 варё(н,нн)ые пельмени, вяле(н,нн)ая рыба, правле(н,нн)ая работа, варё(н,нн)ые в меду пряники,

 сея(н,нн)ая мука, краше(н,нн)ый масля(н,нн)ой краской пол, жаре(н,нн)ая рыба, сушё(н,нн)ые грибы,

 толче(н,нн)ые орехи, нехоже(н,нн)ые и неизведа(н,нн)ые тропы.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Собра(н,нн)ый урожай, вяза(н,нн)ые варежки, прочита(н,нн)ая книга, заплетё(н,нн)ая коса, просея(н,нн)ая

 мука, варё(н,нн)ое яйцо, скоше(н,нн)ая трава, некоше(н,нн)ый луг, мочё(н,нн)ое яблоко, замече(н,нн)ый

 недостаток, краше(н,нн)ые стены, выжже(н,нн)ая степь, лома(н,нн)ые прутья, вяза(н,нн)ый мамой шарф,

 неглаже(н,нн)ая рубашка.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,  выделите причастные обороты. Выполните морфологический разбор  причастия (на выбор).

Горы ещё (не)освещ…ные солнцем выделялись на посветлевш…м небе. На тёмном фоне гор покрыт…х

 (не)проходим…ми лесами прон…сились клоч…я тумана а внизу стояли (не)проница…мые сумерки. Река

 Лена ещё (не)сков…ная льдом мрачно к…тила св…нц…вые воды. Холодный ветер (не)прогнавш…й

 остатки ночного тумана заб…рался под одежду.

        Приложение № 3

Тест для учащихся 5 класса по теме «Морфология».

Задания рассчитаны на учащихся со средним уровнем способностей.

Вариант 1.

1.Морфология изучает:

1)слово как часть речи

2).звуки и буквы

3)слово как член предложения

4)словосочетания и предложения

2.Выбери слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

1)шьёшь 2)метель 3)ель 4)язык

3.Отметь слово, в котором от места ударения меняется смысл слова.

1)пропасть 2)рисунок 3)плита 4)цветы

4.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква и.

1)уд…вление, обв…нение

2)в…сна, л…нивый

3)в…дёрко, ж…лище

4)в…ршина, уб…жать

5.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква ь

1)реж…те, кирпич…

2)калач…, мяч…

3)стрич…ся, шалаш…

4)несёшь…, мыш…

6.Укажите словосочетание, в котором слово крепкий употребить нельзя:

1)крепкая ткань 2)крепкие руки 3)крепкий ливень 4)крепкий орех

7.Укажите ряд, в котором употреблены слова с одинаковым корнем:

1)беседка, бесёнок, бескозырка

2)весна, весенний, веснушка

3)свет, святой, светильник

4) стол, столовая, столица

8.Укажите имя существительное:

1)красный 2)машина 3)красен 4)бежать

9.Укажите имя существительное мужского рода:

1)простыня 2)ателье 3)шампунь 4)пианино

10.Укажите имя существительное 1го склонения:

1) стол 2)дочка 3)дверь 4)рожь

11.Укажите имя существительное в форме единственного числа:

1) апельсины 2) песок 3) окна 4) санки

12. Укажите словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в форме множественного числа родительного падежа:

1)волшебных фонариков 2)красный снегирь 3)тихими вечерами 4)солнечному дню

13.Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

1)признак предмета

2)предмет

3)действие

4)количество предметов

14.Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется буква ь

1)легко наносит…ся, учит…ся в школе

2)нужно встретит…ся, занимат…ся спортом

3)комната освещает…ся, книга пригодит…ся

4)скоро поправят…ся,боит…ся темноты.

Приложение № 4.

Тест для учащихся 5 класса по теме «Морфология».

Задания для учащихся с пониженной успеваемостью.

Вариант 2.

1.Выбери слово, в котором количество букв и звуков совпадает:

1) яблоко 2) мышь 3) муравей 4) юла

2. Отметь слово, в котором от места ударения зависит смысл слова:

1) стрелки 2) море 3) мухомор 4) семья

3.Выбери букву, которую нужно вставить на места пропусков в словах:

В…лна, х…лода, т…лпа, г…лодный

  1. о 2) а 3) и 4) е

4.Выбери ряд слов, в котором на месте всех пропусков пишется ь

1)Тиш…, дрож… 2)луч…,вороб…и 3)ключ…,суш… 4)вещ…, клич…

5.Укажи имя существительное 3го склонения:

1)передача 2)браслет 3)мышь 4) гардероб

6.Имя прилагательное  – это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

1)действие 2)предмет 3)признак предмета 4)указывает на предмет, не называя его.

7.Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква ь:

1)девочка причёсывает…ся, скоро отправят…ся

2)нужно вернут…ся, обещали встретит…ся

3)дети умывают…ся, гроза надвигает…ся

4)кто-то стучит…ся, быстро поправит…ся

8.Определи склонение слов:

Небо, скворец, тюль, помидор

  1. первое 2) второе 3)третье 4) несклоняемые

9.Какая часть речи может изменяться по временам:

1)имя числительное 2)существительное 3)прилагательное 4) глагол

10.Укажи имя существительное женского рода:

1) пальто 2) фамилия 3) картофель 4) такси

11.Укажите глагол:

1) ветер 2) приносил 3) пылинки 4) чёрной

12.Укажи правильную характеристику имени прилагательного в словосочетании на золотистом листочке:

1)м.р., П.п., ед.ч. 2)м.р., Д.п.,ед.ч. 3) м.р., В.п., ед.ч. 4) ж.р., И.п., ед.ч.

13. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква е:

1) л…сной, см…шной

2)уд…вление, з…ленный

3) л…сичка, пол…клиника

4)с…Нева, ч…модан

14.Укажи имя существительное:

1) ласковый 2) трудолюбие 3) чтобы 4) прыгать

15.Выбери имя существительное 3го склонения:

1) роща 2) берлога 3) помощь 4) картина

16. Выбери имя существительное мужского рода:

1) фамилия 2) созвездие 3) гербарий 4) неприятность

Тест для учащихся 5 класса по теме «Орфография».

  1. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И
  1. уд…вление, обв…нение
  2. в…сна, л…нивый
  3. в…дёрко, ж…лище
  4. в…ршина, уб…жать
  1. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О
  1. выр…стить, распол…жить
  2. прик…снуться, р…сток
  3. пол…гаться, выр…сли
  4. р…стительность, изл…жение
  1. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Ё
  1. деш…вый, крыж…вник
  2. капюш…н, ш…фер
  3. ш…рох, обж…ра
  4. ч…рный, ж…лудь
  1. Выбери букву, которую нужно вставить в слова: заг…реться, выр…сли, к…снуться, прил…жить
  1. и  2) а  3)  о 4)  е
  1. Укажите ряд слов, в котором на месте всех пропусков пишется буква О
  1. ж…сткий, ш…ссе
  2. печ…нка, ш…лк
  3. ш…колад, ж…нглер
  4. реш…тка, ш…в
  1. Выбери букву, которую нужно вставить в слова: т…леграмма, тр…вога, р…Зина, п…рила

1)  о    2)   и    3)     е     4)   а

7. Отметь ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О

1) пол…гаться, прил…гательное

2) предпол…жение, зар…сли

3) р…стение, предл…гать

4) р…стущий, распол…жение

8. Выбери букву, которую нужно вставить на места пропусков в словах

В…лна, х…лодно, т…лпа, г…лодный

1) о     2)  а    3)    и    4) е

9. Выбери букву, которую нужно вставить на места пропусков в словах

Соб…ру, бл…стеть, зам…реть, ст…лить

1) о  2) а  3) и  4)   е

10. Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О

1) уч…ба, кош…лка

2) пч…лка, ч…рный

3) ж…нглер, ш…рты

4) ч…рточка, прич…ска

11. Выбери букву, которую нужно вставить в слова

Р…стение, возр…стной, пол…гается, отр…сль

  1. о  2)  а  3)  и  4)  е

12. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О

1) расч…ска, ч…ткий

2) ш…мпол, ож…г(руки)

3) ш…лковый, прож…рливый

4) ж…лудь, ч…рствый

13 Записать слова, вставить пропущенные буквы

Туш…нка, зар…сли, возвр…щался, изл…гать, ж…кей, ж…нглер, ш…пот, пол…жить, уч…ный, заст…лать, уд…рает, раст…рать, Р…стов, возр…

Приложение № 5.

Задание можно использовать при объяснении нового материала. В предложениях необходимо переставить слова так, чтобы смысл не изменился. Обратить внимание на знаки препинания.

Мальчик испугался грозы, заплакал. (Тема: обособленные члены предложения)

Варианты:

  • Мальчик, испугавшись грозы, заплакал.
  • Испугавшись грозы, мальчик заплакал.
  • Испугавшийся грозы мальчик, заплакал.
  • Мальчик, испугавшийся грозы, заплакал.
  • Мальчик, который испугался грозы, заплакал.
  • Мальчик заплакал, потому что испугался грозы.

Приложение № 6.

«Как развивать зрительную память».

Памятка.

  1. Открой словарик, выбери три слова на любую букву
  2. Молча смотри на каждое слово несколько секунд (5 секунд).
  3. Закрой книгу, попробуй записать слова по памяти, соблюдая их последовательнось
  4. Через 10 минут повтори тренировку, но с другими словами.
  5. Если убедился, что три слова тебе под силу, увеличь объём до 4-5 слов (до 10 слов и больше)

Приложение № 7.

Памятка при анализе сложных предложений.

  1. Найди и подчеркни грамматические основы предложений, проанализируй части сложного предложения.
  2. Определи, чем они связаны; если союзами, то какими – подчинительными или сочинительными.
  3. Посмотри, в каком предложении находятся подчинительные союзы или союзные слова (это предложение придаточное)
  4. Выясни, что поясняет придаточное предложение (все главное или слово, словосочетание в нем)
  5. Правильно поставь вопрос от главного предложения к придаточному.
  6. Найди границы главного и придаточного предложений – не забудь поставить знак препинания.

Такая памятка нужна только на первом этапе изучения темы, а позже школьники, усвоив логику мышления, будут выполнять необходимые мыслительные операции самостоятельно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы по модулю "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через применение развивающих педагогических технологий и ИКТ"Работа с...

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение навыкам аргументации суждения на уроках русского языка и литературы при подготовке части С ЕГЭ".

Стратегия рассуждения - это убеждение. Какими способами реализовать ее, какую тактику избрать - вот главный вопрос процесса обучения аргументации. В ходе аргументации каждое следующее суждение вытекае...

Обобщение опыта работы по теме: Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

ВведениеОбоснование темы опытаМы живём в XXI веке. Общеизвестно в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой ...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формир...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...