Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."
план-конспект урока (7 класс) на тему

Самарская Валентина Ильинична

Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси.

Цель: Создать условия для включения ребят в процесс осознания и переживания вечных истин как субъективно значимых, устойчивых ориентиров; познакомить с понятием «Душа» и её составляющими (движения души: мысли, чувства, желания). Дать сравнительную характеристику законов Библии и законов РФ, учить детей применять эти законы в жизненных ситуациях; через игровые и психологические методики усилить позицию детей в открытии и развитии у себя нравственных качеств.

Оборудование: презентация, Библия, Конституция РФ.

Ход урока.

I.     Оргмомент.

II.    Изучение нового.

  1. Целевая установка.

                            / СЛАЙД 1

- Сегодняшняя наша встреча посвящена важным и сложным вопросам, касающимся смысла жизни, её ценностей.

                                                        / СЛАЙД 2

Одним словом поговорим о тех вечных истинах, которые определяют суть человеческого существования,  поговорим о душе и её составляющих.

                         2.   Рассказ – беседа о душе.

- Мы очень часто употребляем слово «душа», иногда даже не задумываясь над ним:

                                                        / СЛАЙД 3

«душа болит…», «сколько твоей душе угодно…», «гуляй душа…», «русская душа», «душа поёт, томится…» и т.д.

- А что же такое душа?

                                        / ответы детей.

- В какой – то степени вы все правы. Душе трудно дать точное научное определение, потому что это понятие из области веры, а вера недоказуема.  Учёные признают наличие души и именуют её виталистической (жизненной) силой организма, но они не связывают её с творцом – Богом. Религия утверждает, что рассматривать душу вне Бога нельзя, потому что она дана Богом как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Душа вечна и возвращается после смерти Тому, кто её сотворил. Увидеть душу нельзя, чтобы уловить движения души, рассмотрим её составляющие: чувства, разум, волю.

                                                        / СЛАЙД 4

ДУША

Чувства                    Разум                      Воля

Чувства – это первое составляющее души. Какие вы знаете чувства?

                                        / ответы детей.

                                                        / СЛАЙД 5

- Посмотрите на таблицу. Перед вами иерархия составляющих души.

уровни

счастье

печаль

злость

страх

Низкий

Удовольствие

Бодрость

Оживление

Удовлетворение

Умиротворение

Огорчение

Грусть

Одиночество

Горечь

Недовольство

Раздражение

Досада

Взвинченность

Растерянность

Нерешительность

Неуверенность

Опасение

Настороженность

Средний

Веселье

радость

Воодушевление

Жизнерадостность

Восхищение

Уныние

Тоска

Печаль

Страдание

Беспомощность

Рассерженность

Злость

Враждебность

Агрессия

Испуг

Скованность

Боязнь

Беспокойство

Тревога

Высокий 

Ликование

Восторг

Торжество

Угнетение

Подавленность

Безысходность

Горе

Отчаяние

Бешенство

Ярость

Ненависть

Гнев

Паника

Ужас

Оцепенение

Кошмар

- Как вы думаете, чувства могут быть плохими или хорошими?

                                        / ответы детей.

Нет, чувства не несут сами по себе отрицательные или положительные характеристики. Это часть нас самих, мы испытываем их и всё. А вот плохим или хорошим может быть наше поведение, наши поступки. Чувства необходимы для жизни, без них нет и самой жизни.

                                                        / СЛАЙД 6

- Вспомните эпизод из сказки «Марья – Искусница». Когда Марью заколдовали, лишили чувств, она с безучастным видом твердила: «Что воля, что неволя, всё одно». Она жива была физически, но бесчувственна была, как мёртвая.

- разобрались с первой составляющей. А теперь скажите, что помогает нам определять, осознавать чувства, чтобы потом соответственно реагировать?

                                        / ответы детей.

- Наши мысли (разум) – это и есть вторая составляющая часть души.

                                                        / СЛАЙД 7

 Великий мыслитель, римский император-философ, Марк Аврелий говорил: «Разум – есть взор души». Получается, что вначале мы чувствуем, потом осознаём, потом либо действуем, либо бездействуем. И это зависит от третьей составляющей души – воли.

                                                        / СЛАЙД 8

 

Если расположить их по мере рассмотрения, что первично, вторично и стоит на третьем месте, то воля как бы главенствует. Давайте рассмотрим это на примере. Человек испытывает гнев, по какой-либо причине возникло это чувство. Он осознаёт это (подключает разум) и понимает, что с ним происходит. Чувства чаще всего возникают в груди. Гнев внутри нас как бы закипает. Куда движется дальше? Иногда к рукам, иногда к ногам, но чаще всего он движется вверх, чтобы мы вылили его на кого-то (желая обругать, оскорбить). И вот тут на помощь приходит воля. Если человек захочет, он своей волей попытается остановить этот гнев. Сначала в горле и тогда об этом говорят: «проглотил обиду» но чаще это не получается сделать, тогда гнев уже булькает во рту. Что делать? Стиснуть зубы, т.е. стерпеть. Но иногда и «сквозь зубы» мы можем процедить злобные слова. Остаётся последняя преграда гневу: губы, уста. В последний момент мы можем спохватиться и «поджать губы». Тогда это будет гримаса гнева. Поэтому лучше не поджимать губы, а по возможности спокойно «сомкнуть уста» и ждать, пока гнев утихомирится.

       Святые отцы говорят, что если это удаётся, то мы положили начало «безгневию».

                                                        / СЛАЙД 9

«Начало безгневия – молчание уст при смущении сердца»,- так писал святой Иоан Лествичник, монах, живший в VII веке.

       Иногда с нашей душой может происходить то же, что и с айсбергом:

                                                        / СЛАЙД 10

                   

                                                                                                                                         

       

Айсберг – красивая белая ледяная гора. Где у неё находится центр тяжести?

/ под водой.

- Тёплая вода постепенно размывает нижнюю часть айсберга, центр тяжести перемещается….  В какой-то момент, айсберг перевернётся. Будет медленно наклоняться и не сразу, но постепенно верхняя белоснежная часть уйдёт под воду, а наверху окажется другая часть, изъеденная водой.

                                                        / СЛАЙД 11

- Образно говоря, подобное происходит и с человеком. Хозяевами становятся чувства, ими никто не управляет. Воля, «под водой», – придавлена. Уютно с таким человеком рядом?

                            3.      Работа над понятием «совесть»

- Вернёмся к первому порядку.

                                                        / СЛАЙД 12

- Здесь такой нюанс. Воля может быть направлена не только в положительное русло. Есть очень волевые, владеющие собой люди, но они сеют вокруг зло. А что же есть ещё у души, что помогает воле выбирать верный, правильный путь?

                                        / ответы детей.

- Верно совесть.

         Над следующим заданием вы будете работать в микрогруппах. Задача каждой группы дать объяснение понятию «совесть». Что это такое?

                                    / отвечает один человек от группы

                                                        / СЛАЙД 13

- Вот что о совести говорили люди высокой нравственности и чистой души.

                                        / ответы детей.

«Совесть – это искра, вложенная в наш ум, которая ярко светит душе, дабы различать, что добро и что зло. Она производит в душе нашей естественную наклонность к добру и отвращает от зла. Она возбуждает или живительную и отрадную теплоту, или мучительное сожжение»

                                                                     Стефан

Кашменский

 «Нет между людьми ни одного судьи, столь неусыпного, как наша совесть. Она произносит справедливый приговор, и сделавший грех сам осуждает себя, хотя бы никто другой не обвинял его»

                                                                           св. Иоанн

 Златоуст

   

   

      В каждом человеке есть удивительная способность, частица Божественного откровения – совесть. Её ещё называют гласом Божьим внутри человека.

                                                        / СЛАЙД 14

 - Прочтите слово «совесть», если я попрошу вас выделить приставку, вы очень удивитесь. Это слово появилось очень давно и было образовано от глагола вещать и приставки  -со. Приставка – со обозначает совместное действие, т.е. с нами ещё кто-то  ведает, знает.

                                        / ответы детей.

Совесть – это голос Божий внутри нас, а где ещё Бог, а у мусульман Аллах «говорит» с нами?...

                                      / В Библии, в Коране

                                                        / СЛАЙД 15

- Библия– это священное, Богооткровенное писание, где Бог открыл людям, как произошёл человек и для чего нам даны законы жизни людей на земле – заповеди. Библию ещё именуют путеводителем по Христу. Поэтому говоря о душе, мы просто не можем не обратиться к этой книге. В ней есть заповеди, касающиеся поведения человека, его нравственной сущности

- Кто их озвучит?

                                                        / СЛАЙД 16

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»

6-я заповедь: «Не убивай»

7-я заповедь: «Не прелюбодействуй»

8-я заповедь: «Не кради»

9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»

10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего»

- Вафадар, какие священные писания есть у мусульман?

                                                        / СЛАЙД 17

 - Коран учит, как должен вести себя человек, как устраивать свою жизнь в семье. Второе место в исламе (вере мусульман) после Корана занимает Сунна. Это священное предание, в ней сохранены высказывания самого пророка Мухаммада, а также всё, что знают  мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах и внешнем виде.

                                                        / СЛАЙД 18

- Мы с вами ведём светский образ жизни, где отражены законы, которые мы должны соблюдать, что бы поступать правильно, по совести?

                                                        / СЛАЙД 19       / ответы детей.

4.    Работа над художественным произведением.

                                                        / СЛАЙД 20

- Я предлагаю вам прочитать маленькую сказку:                        

«Росло дерево с волшебным дуплом. Там было чудо в дупле – муравьи. Влетела Сова в то дупло и одних муравьёв съела, других распугала. И стала Сова жить в том дупле. Однажды она услышала: стучит кто – то. Выглянула из дупла – никого нет. А это стучало её сердце. Потому что Сова была злая, а сердце у неё было доброе. Оно стучало и говорило: «Отпусти муравьёв! Отпусти муравьёв!»

- В каждом из нас живёт «сокровенный сердца человек».  Но достучатся до сознания даже взрослого человека, порой, бывает очень трудно, тогда говорят, что у него совести нет, умерла… Тревожно жить сове в чужом дупле. И не найти ей покоя, пока не послушается она голоса своей совести. Это нужно сделать первым делом, и всё, что совесть обличает, признать плохим и попросить прощение, т.е. покаяться. У кого нет раскаяния, тот не возьмётся за самоисправление. Но, чтобы вызвать раскаяние, надо работать над собой. Прежде всего, начните обличать себя,- и обличите. Устраните всё и всех из внимания и оставьте себя одного со своей совестью. Предел, до которого должно доводить дело самообличения, есть чувство виновности – состояния, в котором скажется в сердце: «Ничего не имею в своё оправдание – виноват».

    «Нет славнейшей победы, чем победить самого себя»  

                                                                                          Святой Тихон Задонский

Известный французский писатель В.Гюго по этому поводу сказал:

«Когда виноватый признаёт свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать – свою честь».

Минута релаксации песня Ж Бичевской «Покаяние»

                                                        / СЛАЙД 21

                        5.       Работа над понятием «покаяние»

                                                        / СЛАЙД 22

- «Умел грешить, умей и каяться,- говорится в русской пословице.

- Что значит каяться?

                                        / ответы детей.

На религиозном языке каяться – исповедоваться в грехах, откровенно признаться, в чём либо; сожалея, признавать свою ошибку, вину.

- Покаяние – добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке. У православных христиан есть обычай, заканчивать Масленицу «Прощёным воскресением». О  душе, покаянии и «Прощёном воскресении» вам расскажет наш гость - настоятель Свято-Никольского храма Отец Василий.

                                                        / СЛАЙД 23

                                     / рассказ Отца Василия

                                                        / СЛАЙД 24

Очень просто кого-то обидеть

Грубым словом, сорванным с губ.

И вину свою не увидеть,

Не поняв, что зол был и груб.

Пройти мимо и не заметить,

Стать чужим среди близких своих.

На улыбку глаз не ответить

И забыть про любовь на двоих.

Но есть выход из положенья,

Вновь господь подумал за нас,

И Прощеное воскресенье

Камень снимет с души у нас.

Попросите у всех прощенья,

Ибо кто живёт без греха,

Ведь на это есть разрешенье

Самого Иисуса Христа.

И гордыню свою не несите

И не бойтесь отвергнутым быть,

А прощения попросите,

Чтобы с чистой душою жить.

- Большим человеческим богатством является умение чувствовать свою вину. Допустив ошибку, оплошность, проявив нечуткость, оскорбив человека, причинив ему беспокойство, тревогу, мы чувствуем угрызения совести и обращаемся с просьбой: простите, извините.

- Муки совести наедине с собой – с этого начинается активная деятельность, которой провинившийся стремится доказать, что он достоин прощения.

Но очень важно быть прощённым .

                                                        / СЛАЙД 25

-  И учиться прощать я советую вам у известного русского поэта Бориса Пастернака.

                     6.    Чтение стихотворения «Учись прощать».

 Учись прощать.

                  Молись за обижающих,

Зло побеждай лучом добра,

Иди без колебаний

                            в стан прощающих

Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,

И сердце, словно чаша горьких слёз,

И, кажется, что доброта вся выжжена,

Ты вспомни, как прощал Христос

Учись прощать, прощать

Не только словом

Но всей душой, всей сущностью своей

Прощение рождается любовью

В борении молитвенных ночей

Учись прощать. В прощенье радость скрыта,

Великодушье лечит как бальзам.

Кровь на кресте за всех пролита

Учись прощать, чтоб ты прощён был сам.

 - Какое чувство испытывает человек, искупивший свою вину?

                                        / ответы детей.

                                                        / СЛАЙД 26

- Очень хорошие на этот счёт есть слова у игумена Саввы: «Когда человек искренно покается, душа его очищается, становится светлой, прекрасной. Ведь она создана по образу и подобию Божьему. Но как загрязнённое бельё вначале постирают, затем разглаживают, так и сердечную нечистоту надо не только омыть слезами покаяния, но и разгладить сердце, т.е. насадить в нём противоположные греху добродетели, украсить душу добрыми делами  милосердия».

       - Если контролировать свои составляющие души (чувства, разум, волю) можно избежать дурных поступков, греха.

                                                           Коль можешь,

                                                                             Не греши.

                                                           Грех –

                                                                             Неподъёмный камень,

                                                           Его не снять с души

                                                           Ни  мыслью не руками.

                    7.       Тестирование

                                                        / СЛАЙД 27

- А сейчас проверим себя, выполним тест:

Если бы всё можно было измерить деньгами, то какую сумму вы

заплатили бы обиженному, чтобы избавиться от чувства вины за:

В какую сумму вы оценили бы свой моральный ущерб от:

Нарушенное вами обещание;

Обман;

Клевету;

Измену, предательство;

Невнимательность

к родителям;

беспричинную грубость;

Намеренное нанесение

телесных повреждений.

Нарушенного кем - то обещания;

Обмана;

Клеветы;

Измены, предательства;

Невнимательности со стороны родителей;

беспричинной грубости;

Намеренного нанесения телесных повреждений

- Рассмотрите свои ответы. Займитесь подсчётами: сложите суммы денег и сопоставьте их. Какая получилась разница? О чём она свидетельствует?

- Необходимо постоянно работать над собой, стремиться к очищению души от зависти, жадности, злости, гордыни, чёрствости.

                       8.      Психологический тренинг   

 - Перед вами лежат листы бумаги, слева напишите положительные нравственные качества, а справа – отрицательные. Пока вы будете выполнять работу будет звучать песня, прислушайтесь к словам, может она вам в чем-то поможет.

                     / СЛАЙД 28, Светлана Копылова «Следы на песке»

  - Выполнили? Отрежьте правую часть листа. Прочитайте то, что осталось.

- Представляете какими вы можете быть! Но для этого необходимо прислушиваться к своей душе, почаще оставаться наедине со своей совестью.

IV. Итог.

                                                        / СЛАЙД 29

- Будьте людьми с широко открытыми на мир глазами, людьми с чистой и щедрой душой, сильными духом, справедливыми, такими как в стихотворении Киплинга  «Заповедь»:

Владей собой среди толпы   смятенной,                                                    

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор

                                           Вселенной

И маловерным отпусти их грех,

Пусть час не пробил, жди, не уставая,                                          

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став  рабом      мечтанья,                                      

И мыслить, мысли не обожествив,

Равно встречай успех  и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив.

Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб уловить

                                          глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен всё воссоздать из

                                          основ,

Умей поставить в радостной

                                          надежде

На карту всё, что накопил с трудом,

Всё проиграть и нищим стать,

                                         как прежде,

И никогда не пожалеть сердце,

                                          нервы, тело.

Тебе давно всё пусто, всё сгорело,

И только воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой

Будь прям и твёрд с врагами и

                                          друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь

                                                    Человек

-Наша встреча окончена. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Масленица. Прощёное Воскресенье

Сценарий последнего дня Масленицы Прощёного Воскресеья с использованием песен, игр, сжиганием чучела....

Как научиться быть ответственным за свои поступки

Задачи родительского собрания:-обсудить проблемы поведения учащихся в  школе и дома-формировать у родителей понимания значимости  данной проблемы  для становления характера их ребенка...

урок литературы. Проблема личной ответственности человека за свою жизнь.( По рассказу А.П. Чехова "Ионыч".

Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А. П. Чехова  " Ионыч"...

Открытый классный час "Человек отражается в своих поступках"

В группе 214 (классный руководитель Абрамова Н.В.) прошел открытый классный час на тему       «Человек отражается в своих поступках». Тема  выбрана неслучайно. В жиз...

«Прощай, прощай масленица! Обряды прощёного воскресенья" - конспект занятия.

Формирование целостного представления знаний по теме  «Народный обряд Прощения».Обычаи и обряды прощёного воскресенья. Проводы Масленицы. «Никчёмные тряпички» и записки с пожеланиями. Сжигание ма...

План конспект урока Проблема личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Целью урока является анализ рассказа Чехова «Ионыч». Рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь и раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оску...