Формирование метапредметных умений у учащихся в преподавание информатики и ИКТ
статья на тему

Михальченко Юлия Анатольевна

Опыт работы на уроках информатики и ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных умений  у учащихся в преподавание информатики и ИКТ 

Информация – это не подчинённый сотрудник, которого надо держать в рамках.
И не сырьё, которое надо должным образом обрабатывать,
а энергия, пища для мышления, источник жизнеспособности организма.

Алан Баркер

21-й век – это век рефлексивных форм знания.  Это  время, когда учителю школы мало быть «погруженным в «свой» предмет», он должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. 

 Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.

В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.

Учитель информатики должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. 

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на курс информатики и ИКТ в основной школе отводится в 8 классе 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю, в старшей школе в 10 и 11 классах по 1 часу в неделю.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5—7-х классах, возникает проблема – при минимальном количестве уроков информатики на базовом уровне и большом объёме изучаемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» развивать познавательные универсальные учебные действия, т.е. использования компьютера во всех предметных областях.

        К познавательным универсальным учебным действиям (метапредметным умениям), которыми необходимо овладеть в первую очередь, целесообразно отнести умения, относящиеся к компьютерной грамотности, т.к. средства ИКТ –  основа учебных материалов нового поколения:

  1. использовать в работе различные технические устройства – от телефона до ПК и компьютерных сетей;
  2. уметь извлекать информацию из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций;
  3. использовать в своей работе компьютерные информационные технологии (обработка текстовой, числовой, графической информации, обработка звука, видео, навыки работы с электронными документами и т.д.);
  4. уметь представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать.

На своих уроках, для формирования метапредметных умений, при объяснении нового материала использую такие приемы как:

Прием «Знакомая незнакомка»

При изучении новой компьютерной программы, учащиеся находят знакомые команды меню, знакомые кнопки на панелях инструментов, знакомые элементы окон. А затем делается акцент на особенности данной программы.

Например, находятся команды сохранения, открытия, печати документов; команды копирования, перемещения, вставки объектов и т.д.

Прием «Что? Где? Как?»

При составлении алгоритмов деятельности учащиеся отвечают на три вопроса:

Первый вопрос «Что?» определяет результат деятельности. Второй вопрос «Где?» определяет место поиска команд. Третий вопрос «Как?» раскрывает последовательность действий для достижения цели.

Пример вычисления произведения 256 и 26 в программе Калькулятор.

1 способ.

«Что?» - вычислить

«Где?» - на панели программы

«Как?» - алгоритм: щелкая мышью на соответствующие цифры набрать 256, нажать *, щелкая мышью набрать 26 и нажать знак равенства.

2 способ.

«Что?» - вычислить

«Где?» - на клавиатуре

«Как?» - алгоритм: набрать на клавиатуре 256, нажать *, набрать 26 и нажать клавишу Enter.

Приём «Он ничего не умеет»

Когда ученики дома пытаются создать какой-то электронный документ, часто им не удаётся достигнуть желаемого результата, и вследствие этого слышится  реплика: «Компьютер ничего не умеет». Изучение новой темы  на уроке начинается с имитации такой домашней ошибки.

Пример: при изучении темы «Параметры страницы» в программе Microsoft Office Word приводится пример напечатанного реферата, в котором переход на следующую страницу осуществляется неоднократным нажатием на клавишу Enter. В режиме отключения непечатаемых знаков учитель пытается добавить или удалить фрагменты текста, увеличить или уменьшить размер шрифта, результатом является закономерное смещение текста на другие страницы. Выявляется проблема – переход на другую страницу должен быть произведён каким-то другим способом. Начинается изучение самой темы.

Метод «Обучающая практическая работа»

Учащиеся изучают новый материал за компьютером, слушая объяснения учителя. Объяснение продолжается только после выполнения задания каждым учеником. Допускается помощь «соседа». Ученик учится слушать и слышать, ориентироваться в элементах программы на экране монитора, развивает внимание, способность к взаимопомощи.

Пример: изучение окна программы Microsoft Office Excel

Задания: открыть программу; найти заголовок последнего столбца; выделить ячейку С10; выделить диапазон ячеек с ячейки А4 по ячейку С8 (сколько ячеек выделено?); выделить столбец В; выделить столбцы D,E и F; выделить 1-ю, 4-ю и 5-ю строки; увеличить ширину столбца G; перейти на Лист 2; выделить всю таблицу; увеличить высоту всех строк и т.д.

При закреплении, а также для обобщения и систематизации знаний использую следующие  приемы:

Приём «Доделай работу»

Учителем предлагается задание, которое состоит из двух частей. Первая часть требует полного воспроизведения предложенного образца, вторая часть – творческая: дополнить предложенный образец своими объектами.

Пример: при изучении компьютерной графики точно воспроизвести графическое изображение (допустим, паровоз), а потом придумать и изобразить фон к рисунку.

Приём «Конструктор»

Учащимся в объяснении определяются способы получения отдельных результатов на отвлечённых примерах. Задание – найти аналогичные элементы в своей задаче и «собрать» решение в одно целое.

Пример: в электронных таблицах рассматриваются «минизадачи» - перевод метров в километры, определение максимальной массы товара. Учащимся предлагается самостоятельно решить задачу «Цены товаров даны в долларах. Определить цену товаров в рублях и найти максимальную цену товара».

Возникающая проблема использования учащимися умений по ИКТ в других предметных областях в Кингисеппской гимназии решается путем создания условий для изучения информатики с 5 по 11 классы за счёт компонента образовательного учреждения.

Данное распределение часов при циклическом изучении тем курса позволяет:

  • изучать темы информационных коммуникационных технологий на более ранних этапах;
  • усилить практическую направленность учебной деятельности учащихся;
  • создать условия для формирования метапредметных умений учащихся при изучении информатики.

В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи»

В реальном учебном процессе каждый при желании может  наполнить её своим педагогическим Я, которое и определит выбор содержания и способов метапредметного обучения, необходимость которого сегодня очевидна для всех, ведь главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Дети в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как «всамделишная» реальность, — полученное знание уже никогда не забудется. Ведь «доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Паскаль). И тогда учащийся, еще сидя за школьной партой, станет настоящим первооткрывателем — исследователем в подлинном смысле этого слова! 


Литература

  1. А. Г. Асмолов и др.; под ред. А. Г. Асмолова. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М.:  Просвещение,  2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования. М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2011.

Михальченко Юлия Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская гимназия»

Учитель информатики и физики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС

Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к  жизни, обеспечить ребенку общекул...

Формирование метапредметных результатов в рамках преподавания школьного курса "английский язык"

Данная статья дает четкое понятие метапредметных результатов, указывает на их разновидность и способы их достижения на уроках английского языка в начальной школе....

Системно-деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в преподавании информатики

Стихийность развития универсальных учебных действий (УУД) находит отражение в острых проблемах школьного обучения – в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотив...

"Формирование толерантности у учащихся через преподавание темы "Холокост". Преподавание темы "Холокост"

История Холокоста и проблемы преподавания этой темы  привлекают  всѐ  больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности.История Второй мировой и Великой Отече...

Управление процессом формирования метапредметных компетенций учащихся в рамках интеграции учебных предметов физическая культура и информатика

В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного пр...