"Комплексный тренинг для театрального коллектива"
план-конспект занятия на тему

Комплексный тренинг для театрального коллектива младшего школьного возраста (основа актерского мастерства, пластики и сценической речи)

Цели тренинга: развитие творческих способностей учащихся.

Задачи тренинга:            воспитание внимания, красивой речи, правильного дыхания, сценического оправдания (мотивировки), правдивости в исполнении, умения устанавливать и менять свои отношения к предмету, развитие воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_trening_dlya_teatralnogo_kollektiva.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный тренинг для театрального коллектива младшего школьного возраста (основа актерского мастерства, пластики и сценической речи)

Цели тренинга: развитие творческих способностей учащихся.

Задачи тренинга:        воспитание внимания, красивой речи, правильного дыхания, сценического оправдания (мотивировки), правдивости в исполнении, умения устанавливать и менять свои отношения к предмету, развитие воображения.

Цель

Содержание

При-ветствие

Условное «приветствие» все присутствующих.

Приветствие-ритуал – сесть на стулья в полукруг. Используя «Хлопок-имя» в темпе-ритме проговариваются все имена сидящих детей.

Отмечаются отсутствующие. Объявляется тема урока.

Вводная часть

Задать рабочий темпо-ритм

Разминка.

Для разминки используется упражнение, направленное на включение в нужный темпо-ритм. Все участники встают в круг и начинают, ходит друг за другом в заданном темпо-ритме. После выполнения задачи упражнение усложняют добавляют слова на 8 (можно использовать скороговорку «Ехал Грека…». После выполнения и этой задачи упражнение еще раз усложняется дополнительными телодвижениями.

Основная часть

Блок по сценической речи.

Лицевая гимнастика и снятие напряжения в шейных мышцах (с лицевых мышц)

Работать ритмично: - поднять брови вверх, максимально напрягая мышцы, удержать напряжение некоторое время (маска удивления). Расслабить мышцы. Запомнить это ощущение. «Задирание» бровей чрезвычайно частая ошибка в сценической речи и пении. Беда в том, что при этом «задирается» гортань и речевой звук; - свести брови над переносицей, нахмурьте лоб (маска гнева). Расслабьте; - маска зажмуривания. Напряжены круговые мышцы глаз. Расслабьте; - постепенно сжать губы (амбушюр трубачей). Маска поцелуя. Расслабьте.

Упражнения для языка.

Скороговорки: Бык тупогуб…, Клара с Карлов…, Топот копыт…, В четверг четвертого числа…

Тренировка гласных звуков.

Повтор АЙ-ЯЙ-ЯЙ-ЯЙ, ОЙ-ЕЙ-ЕЙ-ЕЙ; УЙ-ЮЙ-ЮЙ-ЮЙ; ЭЙ-ЕЙ-ЕЙ-ЕЙ.

Тренировка со звуком О: МОМУМЭМАМОМУМЫ ИЛИ МОМИМОМЭМОМАМОМУМОМЫ.

Блок по актерскому  мастерству.

Театральная игра «Передай позу». Развивает память, внимание, наблюдательность, выдержку. (Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывет следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

«Летает – не летает. Растет – не растет» Педагог называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает – опускают руки вниз. Если растет – поднимают руки вверх, не растет – охватывают себя руками.

• Ставим на сцену стул, и просим детей придумать этюды на тему «Стул – это не стул, а…», зрители определяют, что это за предмет. Если отгадать не удаётся, нужно попросить ребёнка вспомнить ещё какие-нибудь характерные особенности придуманного предмета и сыграть этюд по-другому.

• «Где мы были, не скажем, где мы были, покажем». Детям предлагается придумать различные места действия, и сыграть этюды, из которых было бы понятно, где происходит то или иное действие. Повторяться нельзя, остальные угадывают.
Следующие упражнения на пластику, они воспитывают мускульную свободу, снимают мышечный зажим.

• «Верёвки». Детям предлагается поднять вверх руку, представить себя натянутой верёвкой. Команда руководителя обозначает что «верёвку» начали опускать на пол. Движения детей должны быть плавными, мышечный зажим снимается постепенно начиная с нижних конечностей и заканчивая кончиками пальцев натянутой руки. 
• «Я забираю твою энергию». Для выполнения упражнения необходимо разбить детей на пары. Один из детей вытягивает вперёд руку, напрягая её, и направляя в район лица партнёра – он как бы забирает у него энергию. Партнёр расслаблен, он как бы теряет силу воли и движется за рукой. Для упражнения подбираем плавную, медленную музыку.

• «Потолок». Дети должны поднять руки вверх, поддерживая импровизированный потолок, по команде педагога потолок начинает опускаться, в это время дети должны следить за руками и опускать их на одном уровне. Это командное упражнение, выполняется медленно, можно использовать музыку.
• «Изобразить действием шум». По хлопку педагога дети должны придумать и стать в позу, которая, по их мнению, изображает шум. Этих поз может быть несколько, далее просим изобразить тишину. Можно попросить детей менять позы шума и позы тишины.

Заключе-ние.

Прощание -ритуал – сесть на стулья в полукруг. Используя «Хлопок-имя» в темпе-ритме проговариваются все имена сидящих детей.

Отмечаются достижения и не удачи. Прощание с детьми («Урок закончен, спасибо за внимание»)

Примерный план урока по актёрскому мастерству.


План урока «Актёрского мастерства»
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Задача: воспитание внимания, красивой речи, правильного дыхания, сценического оправдания (мотивировки), правдивости в исполнении, умения устанавливать и менять свои отношения к предмету, развитие воображения.

Учащиеся садятся в творческий полукруг. Из реквизита необходимы коврики, стулья, магнитофон.
Начинать занятие нужно с упражнений развивающих внутреннее и внешнее внимание, переключение вниманий (5 мин.)
1. В центр полукруга вызывается один из учеников, его задача запомнить порядок сидящих, затем преподаватель просит его отвернуться, а всех остальных пересесть, повернувшись, ученик восстанавливает первоначальный вариант.
2. Упражнение «Передай хлопок», ударяя по ладошкам определённым образом, дети передают друг другу хлопки в заданном преподавателем ритме. Упражнение развивает не только внимание, но и чувство ритма.
Следующая группа упражнений предназначена для развития голосового аппарата, красивой и правильной речи, дыхания (5 мин.)
1. Начинаем с речевого тренинга. Разминаем и разогреваем артикуляционный аппарат. Эту серию упражнений можно выполнять под музыку.
2. Далее упражнение на развитие диафрагматического дыхания. 
Представим себе, что в одной руке мы держим цветок, а в другой свечу. Нюхаем цветок (лёгкий вдох, не поднимая плеч), и задуваем свечу (активный выдох с шумом), при этом следим чтобы воздух при вдохе чуть -чуть расширял наши рёбра. 
3. Следующие упражнения направлены на освобождение голоса.
• Ставим перед детьми задачу: вы больны, встать с кровати не можете, но вам нужно позвать маму. Просим детей лечь на коврик, расслабиться и произнести фразу «Мама, а мам, молока мне мама дай». Мама не слышит, зовём более настойчиво, и третий раз затем зовём маму из другой комнаты. Добиваемся глубокого звучания, следим за дыханием.
• Держим перед собой ладошку, это цветок, раскрываем его и закрываем произнося следующие гласные: У, О, А, Э, Ы, следим за артикуляцией, округляем губы, закрываем ладошку к концу выдоха.
4. Упражнение на воспитание опоры звука.
• «Бадминтон». Отбиваем воображаемый мяч, произнося следующие сочетания: БУ! БО! БА! БЭ! БЫ!
5. Упражнения на воспитание речи в движении. 
• Произносим стихотворение С. Маршака «Дама сдавала в багаж…», прыгая на каждое его слово, при этом необходимо следить не только за речью, но и за дыханием. 
Далее включаем в урок упражнения «Актёрского тренинга» (20 мин.).
• Ставим на сцену стул, и просим детей придумать этюды на тему «Стул – это не стул, а…», зрители определяют, что это за предмет. Если отгадать не удаётся, нужно попросить ребёнка вспомнить ещё какие-нибудь характерные особенности придуманного предмета и сыграть этюд по-другому.
• «Где мы были, не скажем, где мы были, покажем». Детям предлагается придумать различные места действия, и сыграть этюды, из которых было бы понятно, где происходит то или иное действие. Повторяться нельзя, остальные угадывают.
Следующие упражнения на пластику, они воспитывают мускульную свободу, снимают мышечный зажим.
• «Верёвки». Детям предлагается поднять вверх руку, представить себя натянутой верёвкой. Команда руководителя обозначает что «верёвку» начали опускать на пол. Движения детей должны быть плавными, мышечный зажим снимается постепенно начиная с нижних конечностей и заканчивая кончиками пальцев натянутой руки. 
• «Я забираю твою энергию». Для выполнения упражнения необходимо разбить детей на пары. Один из детей вытягивает вперёд руку, напрягая её, и направляя в район лица партнёра – он как бы забирает у него энергию. Партнёр расслаблен, он как бы теряет силу воли и движется за рукой. Для упражнения подбираем плавную, медленную музыку.
• «Потолок». Дети должны поднять руки вверх, поддерживая импровизированный потолок, по команде педагога потолок начинает опускаться, в это время дети должны следить за руками и опускать их на одном уровне. Это командное упражнение, выполняется медленно, можно использовать музыку.
• «Изобразить действием шум». По хлопку педагога дети должны придумать и стать в позу, которая, по их мнению, изображает шум. Этих поз может быть несколько, далее просим изобразить тишину. Можно попросить детей менять позы шума и позы тишины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса кукольных и театральных коллективов "Обыкновенное чудо"

Традиционный для нашего Центра конкурс проходит ежегодно. В нем участвуют не только юные артисты, занимающиеся В ДТО ЦРТДиЮ, но и ребята, познающие театральное мастерство в школьных обединениях...

Проект "Создание театрального коллектива как одна из форм дополнительного образования детей"

Цели и задачи нашего проекта театрального коллектива – это приобщение детей к творчеству, развитие их способностей (литературных, актерских, оформительских), воспитание чувства коллективизма, чу...

Программа по созданию здоровье сберегающей среды в театральном коллективе"Здорово живем"

Специфика театральной деятельности позволяет создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников творческого объединения. В программе описаны технологии и мет...

Выступление театрального коллектива ко Дню Победы.

Этот мини-спектакль мы показывали несколько раз на  городских и областных мероприятиях.Очень несложная постановка с минимальным набором технических средств....

Открытое занятие по актерскому вокалу в детском театральном коллективе

План-конспект открытого занятия по актерскому вокалу в средней группе Образцового детского театра....

Система работы с театральным коллективом по развитию актерских способностей (С использованием психофизического тренинга С. В. Клубкова).

Творческое наследие К. С. Станиславского имеет большое значение для отечественной и мировой культуры. Весь современный театр сознательно или бессознательно опираются на концепцию нового театра, ...