Программа "Путь к здоровью"
материал на тему

Гариева Надежда Васильевна

Цель данной программы: создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников;
обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья учащихся гимназии;
формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. Программа  успешно реализуется в гимназии. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_put_k_zdorovyu.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области

Принято                                                                           Утверждаю

на педагогическом совете                                              Директор МАОУ «Гимназия №1»

Протокол №_____                                                           __________ Кузьмин О.А.

«___»_________ 2010г.                                                   «____»_________ 2010г.

                                                              Авторы программы:

                                                             

                                                                       

                                                              Гариева Надежда Васильевна, 

                                                              заместитель директора

                                                              по воспитательной  работе МОУ «Гимназия №1»

                                                              высшей квалификационной категории

                                                                         

2010 г.

Паспорт программы.

Наименование программы

«Путь к здоровью»

Нормативно-правовые основания

для разработки программы

1. Конституция Российской Федерации

2. Закон Российской Федерации "Об образовании"

3. Закон Российской Федерации « Об основных гарантиях прав ребенка»

4. Концепция социально-экономического развития страны: современная модель образования в РФ до 2020 года

5. Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования"

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста"

7. Приказ Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации"

8. Приказ Министерства образования Российской Федерации "О нормализации учебной нагрузки обучающихся в образовательных учреждениях"

9..Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 №45 «Об утверждении СанПиН  2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Разработчики

программы

МАОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслана

Автор: Гариева Н.В. – заместитель директора по НМР

Цель

программы:

 

Создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников;
обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья учащихся гимназии;
формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Основные задачи.

1.Укрепление материально-технической базы

гимназии через обеспечение новыми комплектами

школьной мебели, технологическим оборудованием школьной столовой специальным оборудованием медицинского кабинета.

2. Совершенствование содержания подготовки и переподготовки педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья

3. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.

4. Создание методического банка с целью отработки технологий образования и воспитания,      сберегающих здоровье;

5. Создание системы учёта и контроля состояния здоровья детей в разные периоды развития.

6. Создание необходимых условий для детей с отклонениями в здоровье.

7. Создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни;

8. Увеличение количества взросло-детских объединений спортивной направленности и вовлечение учащихся к занятиям  в них.

 9. Создание  условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.

Объект:

Ученик, учитель  и их   здоровье

Предмет:

Образовательные связи и комплексное взаимодействие педагогов, учащихся, родителей и общественности

База:

Педагоги, учащиеся, родители МАОУ

«Гимназия №1»

Сроки и этапы

реализации программы:

Январь 2010 - декабрь 2014 г.г.

1 этап: подготовительный (январь 2010-май 2010 г.г.)

  • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;
  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап: апробационный (июнь 2010- август 2014 г.г.)

  • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
  • систематическая   учебная   и   воспитательная   работа   по пропаганде здорового образа жизни;
  • выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап: контрольный (сентябрь – декабрь 2014 г.г.)

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;
  • коррекция деятельности.

Ожидаемые результаты.

  

  • модель медико-психологического сопровождения ребенка в процессе обучения в школе:

(создание информационного банка данных "Здоровье гимназистов"; рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников и поддержку родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей;     активизация деятельности образовательного учреждения по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни; приобретение  новых знаний, умений и навыков в области содержания понятий «физическая культура» и «культура здоровья»;  создание  позитивного отношения к ценностям физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

  • модель здоровьесберегающего образовательного пространства в школе:

(укрепление материально-технической базы образовательного учреждения через обеспечение новыми комплектами школьных парт, технологическим оборудованием школьных столовых и специальным оборудованием медицинских кабинетов;   приведение в соответствие с санитарными правилами гигиенических аспектов организации учебно-воспитательного процесса; достижение реального повышения уровня здоровья школьников за весь период действия Программы: уменьшение случаев появления близорукости, нарушения осанки,  уменьшение числа курящих школьников,  улучшение питания школьников; укрепление связей со спортивными комплексами города по формированию здорового образа жизни  школьников.

1.  Актуальность программы.

             

“Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя.

                   От жизнерадостности, бодрости детей зависит

                                их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие

                                          прочность знаний, вера в свои силы

 В.А.Сухомлинский.

Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.

Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо  особо подчеркнуть школьный возраст как самый важный.

Статистические данные результатов углубленного медицинского осмотра показывают высокую заболеваемость детей. Это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижением уровня здоровья родителей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объявляется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «здоровье» рассматривается как правильная, нормальная деятельность организма. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть создателем в окружающем его мире. Однако в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступно лишь немногим.В такой ситуации как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа.

Школа – важнейшее звено социализации подрастающего поколения, именно в школе перестраивающееся общество может черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения  проблемы становления личности. Решение же этих задач возможно при условии, что школа выпустит из своих стен здоровых граждан, научит своих питомцев защищаться от стрессов. А знает ли человек  сам себя? Законы, по которым он развивается? Какое место отводит он себе в этом сложном мире, каков его образ жизни, запас здоровья?

 Уровни жизни и здоровья в современных условиях – важнейшие критерии гуманитарного процесса. Такой подход заставляет рассматривать здоровый образ жизни как сложную и функциональную систему, характеризующуюся семейно-бытовой, коммуникативной, общественно-трудовой деятельностью, проявлением физических и духовных способностей ей человека в единстве и гармонии с окружающей средой, природой, как естественную основу человека. Здоровый образ жизни не может состояться без знаний индивидуума о себе, о тех закономерных изменениях, которые происходят в психике и физическом состоянии человека, о влиянии этих процессов на интеллектуальное развитие. Одновременно здоровый образ жизни должен включать в себя не только предметные результаты, но и субъективные способности человека, реализуемые в деятельности. Сохранить здоровье – значит создать здоровый генофонд, предупредить появление неудачников, формировать потребность в сохранении здоровья, как важнейший момент успешной помощи подрастающему поколению в личностном развитии, формировать общий потенциал здоровья и способность к самовоспитанию во всех сферах жизни человека.

Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается чёткая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объёма и интенсивности учебных нагрузок.

Исследованием причин ухудшения состояния здоровья учащихся занимались многие учёные. Так, В.Ф.Базарный и сотрудники его лаборатории пришли к выводу, что “среди школьников, обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях, нервно-психических нарушений в 1,5-2 раза больше, чем в государственных школах”. В.Ф.Базарный считает, что “основная причина всеобщего нездоровья – изъяны в системе воспитания детей, как в семье, так и в школе”.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая в различных регионах страны, убеждает, что для того, чтобы успешно решить проблему улучшения состояния здоровья школьников, необходимо создать новую систему организации педагогического процесса.

Л.Д. Соломенко в своём исследовании раскрывает теоретические основы образовательных технологий и их влияние на эффективность учебного процесса, взаимосвязь образовательных технологий и состояния здоровья школьников.

Основными критериями здоровья растущего организма ребёнка служат:

  • уровень физического развития и его гармоничность;
  • уровень развития функциональных систем;
  • способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям;
  • хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.

Детство - самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве.

Социальное положение современного общества вызывает тревогу обостряющейся все сильней проблемой детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, задержки развития. Все более заявляет о себе отрицательное воздействие природной и социальной среды (неврозы, аллергии, социальные болезни: педикулез, чесотка, лишай и т.д.). Вот почему проблему здоровья надо понимать широко как здоровья физического, социального, психологического и нравственного.

Необходимость создания Программы связана с решением существующих противоречий в жизнедеятельности школы, возникающих в результате накопления факторов риска. Вот некоторые из них:

1. В школу  поступают дети, имеющие изначально слабое здоровье (по данным обследования детей).

2. Информационно-нормативное давление ребенка растет с каждым годом обучения и держит его в состоянии постоянного стресса.

3. Учебный план «конфликтует» с санитарно-гигиеническими нормами.

Дифференциация системы школьного образования, усложнение программы наряду с углубленным изучением предметов, являются, с одной стороны, прогрессивными потребностями современного общества, а другой- факторами риска для здоровья учащихся.

В  концепции модернизации российского образования, национальной  образовательной инициативе  «Наша новая школа» определены проблемы здоровья детей и молодежи, их физической культуры. Именно с этой целью  пропагандируются здоровьесберегающие технологии немедикаментозные  методы коррекции здоровья школьников, используемые в условиях непрерывного учебно-воспитательного  процесса. Проблема сохранения здоровья ребенка в школе имеет как физиолого-гигиенические, так и собственно педагогические аспекты. Учитывая те и другие факторы, необходимо выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы он не ухудшал физическое состояние учащихся, а напротив укреплял их силы и возможности. Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. Эти положения легли в основу программы  «Путь к здоровью».

II. Концепция укрепления здоровья детей, использование системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе.

Глобальная проблема нашего времени – это охрана физического и психического здоровья детей. В МОУ «Гимназии №1» для решения этой проблемы в классах созданы условия:

  • благоприятная эмоционально-психологическая среда, которая содействует дружелюбию во взаимоотношении детей и взрослых;
  •  материальная база для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (спортивный зал, тренажёрный зал).

В основе организации всех видов деятельности используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода – в играх, на уроках, во время внеклассной работы, в самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в  образовательном учреждении должна строиться по следующим направлениям:

  • создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
  • повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
  • комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;
  • воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы и семьи.

Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, семьи и наличии глубоко продуманной программы по укреплению здоровья детей.

Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо-физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в семье, классе, неформальном объединении школьников.

Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.

Для более углублённого изучения психического здоровья детей и своевременной его коррекции в классах проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы. Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений сотрудников с детьми, с родителями, родителей с сотрудниками.

2. Главные идеи программы «Путь к здоровью»:

  • образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
  • социальное  благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;
  • воспитание привычки к постоянным занятиям физической культурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного  оздоровления своего организма;
  • сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека

3. Цель и задачи программы «Путь к здоровью».

Цель программы: создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников, обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья

учащихся гимназии, формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих

 Задачи программы: 

  • Укрепление материально-технической базы гимназии через обеспечение новыми комплектами школьной мебели, технологическим оборудованием школьной столовой специальным оборудованием медицинского кабинета.
  • Совершенствование содержания подготовки и переподготовки педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья
  • Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
  • Создание методического банка с целью отработки технологий образования и воспитания,      сберегающих здоровье;
  • Создание системы учёта и контроля состояния здоровья детей в разные периоды развития.
  • Создание необходимых условий для детей с отклонениями в здоровье.
  • Создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни;
  • Увеличение количества взросло-детских объединений спортивной направленности и вовлечение учащихся к занятиям  в них.
  • Создание  условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;

Выбор приоритетных направлений программы обусловлен спецификой образовательного учреждения, осуществлён с учётом практики решения вопросов охраны и укрепления здоровья в условиях воспитательно-образовательного пространства малого города.

  • Первое направление – укрепление материально-технической базы гимназии через обеспечение новыми комплектами школьных парт, технологическим оборудованием школьных столовых и специальным оборудованием медицинских кабинетов;
    приведение в соответствие с санитарными правилами гигиенических аспектов организации учебно-воспитательного процесса;
  • Второе направление – обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагогов. повышение квалификации педагогов по оптимизации учебно-воспитательного процесса, использованию системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном учреждении. Роль педагогов в создании таких условий в образовательном учреждении, которые бы обеспечили все составляющие “состояния полного благополучия” - крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с людьми. К этим условиям относятся: комфортный психологический климат в коллективе, рациональный режим дня, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены, профилактика заболеваний, понимание ребёнка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях.
  • Третье  направление – сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов;  мониторинг состояния здоровья детей и сотрудников образовательного учреждения, то есть создание системы учёта и контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, социально-педагогических, морфофункциональных и медицинских обследований детей и педагогов.
  • Четвертое направление – формирование  здоровьесохраняющих традиций семьи через разработку комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей и родителей, организация их активного отдыха.

Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни; рациональную организацию режима труда (учёбы) и отдыха, основанного на индивидуальных биоритмологических особенностях; стимулирование оптимальной  физической активности; создание научно обоснованной системы закаливания; осуществление комплекса психологических и психопрофилактических воздействий.

Новизна программы: систематизация деятельности педагогического коллектива в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, педагогов; создание модели  здоровьесберегающего образовательного пространства в гимназии.

IY. Основополагающие принципы программы.

В основе успешной реализации программы лежат следующие основополагающие принципы:

1. Принцип самоактуализации.

В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих не только интеллектуальных, но и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности.

Создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся и педагога – это главная задача  образовательного учреждения.

3.Принцип   единства  физического и психического развития.

4. Принцип целостности человека, его психосоматического, социально-культурного единства.

 При этом приоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие, и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.

5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

6. Принцип выбора.

Без выбора  невозможно развитие индивидуальности и субъективности, самоактуализации, способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора.

7. Принцип творчества и успеха.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает  о «сильных» сторонах своей личности. Достижению успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

8. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.

9. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала

V. Механизм реализации программы

  1. Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
  2. Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
  3. Комплексная профилактика, развивающая и диагностико-коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков физического развития.
  4. Создание благоприятного психологического климата в классах.
  5. Внедрение оздоровительной системы В.Ф.Базарного в классы с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  6. Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и жителей социума.
  7. Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.
  8. Организация лечебно-профилактической работы в образовательном учреждении.
  9. Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опытом  работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.
  10.  Сохранение  и совершенствование занятий хореографией (1-4 классы), ритмикой (5-7 классы) через  дополнительные образовательные услуги.

Y.   Формы работы.

1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:

  • открытые уроки учителей физического воспитания;
  • разработка и соблюдение валеологических требований на всех учебных занятиях.
  • работа взросло – детских объединений;
  • интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом, спортивные конкурсы, спортивно- исторические и географические викторины, посвященные спортивной тематике;
  • спортивные аукционы, бои, ринги;
  • научные исследования учащихся по спортивной тематике и теме сохранения здоровья;
  • читательские конференции и т.д.
  • туристические слёты;
  • общешкольные дни здоровья;
  • походы выходного дня, прогулки в лес;
  • поисковая работа, разработка целевых программ классов по направлению «Ученик и его здоровье».

2. Информационно - нормативное:

  • выпуск ежемесячных вестников «Консультации психолога», «Санбюллетень».
  • составление  расписания занятий с учётом санитарно - гигиенических норм

3. Оздоровительные мероприятия:

1.Профилактика и коррекция нарушения зрения  и осанки у учащихся.

  •  Физкультминутки на каждом уроке по 3 минуты (для учащихся начальной школы).
  •  Гимнастика для глаз по 1 минуте на каждом уроке (для учащихся 5-11 классов).

2.        Соблюдение санитарно-гигиенических требований к естественному и искусственному освещению рабочих мест учащихся.

  •  Контроль над соответствием школьной мебели росту учащихся.
  •  Снижение перегрузки учащихся.

2.3.Соблюдение правил посадки учащихся.

3.        Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата:

  •   Гимнастика перед началом занятий (5 минут  для учащихся 1-11 классов).
  •   Динамические паузы на свежем воздухе между занятиями (для учащихся 1 класса).
  • Двигательные разрядки во время игр на переменах (начальная школа).
  •   Введение занятий ритмикой (5 классы).
  • Индивидуальное дозирование физической нагрузки и учёт уровня работоспособности каждого ученика на каждом уроке физкультуры.
  •    Использование дыхательных упражнений в комплексах упражнений гимнастики, физкультпаузах, физкультминутках.

4. Профилактика и коррекция психоневрологических нарушений у учащихся.

  •   Нормализация учебной нагрузки учащихся.
  •   Использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих методик

5. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:

  •  беседы и лекции;
  •  встречи с медработниками;
  •  смотры – конкурсы стенгазет и рисунков по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения;
  •  консультирование по вопросам здоровья;
  •  написание рефератов на тему « Я и жизнь»
  • организация спецгрупп, спортивных секций, вовлечение учащихся в туристические кружки.
  • организация горячего питания для учащихся 1 -11 классов.
  • проведение Дней здоровья в школе.
  • организация постоянной разъяснительной работы классных руководителей по выполнению правил поведения для учащихся с целью снижения детского травматизма.

6. Медико-педагогическое просвещение родителей и учащихся:

  • Индивидуальные беседы с родителями учащихся с целью устранения трудностей в обучении и поведении.
  • Консультации психологов школы для родителей и детей по психологическим проблемам.
  • Организация лекций и бесед для родителей (тематика прилагается).
  • Организация лекций для учащихся (тематика прилагается).

7. Исследовательская работа. Мониторинг.

8. Анкетирование учащихся с целью:

  • выявления степени загруженности домашними заданиями.
  • изучения отношения старшеклассников к своему здоровью.

 Диагностика.

  •     Изучение межличностных отношений учащихся в коллективе.
  •     Изучение уровня самооценки, тревожности у учащихся.
  •     Контроль над выставлением оценок знаний и умений учащихся и их влиянием на состояние тревожности учащихся.
  •    Изучение индивидуальных возможностей учащихся.
  •     Диагностика состояния здоровья учащихся. Отслеживание динамики здоровья (заполнение карт здоровья учащихся)
  • Диагностика системы семейного воспитания.

YI. Ожидаемые результаты

При условии реализации программы «Путь к здоровью» рассчитываем получить:

  • модель медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе обучения в школе:

(создание информационного банка данных "Здоровье гимназистов"; рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников и поддержку родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей; активизация деятельности образовательного учреждения по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни; приобретение  новых знаний, умений и навыков в области содержания понятий «физическая культура» и «культура здоровья»;

  • модель здоровьесберегающего образовательного пространства в школе:

(достижение реального повышения уровня здоровья школьников за весь период действия Программы: уменьшение случаев появления близорукости, нарушения осанки,  уменьшение числа курящих школьников,  улучшение питания школьников; укрепление материально-технической базы образовательного учреждения через обеспечение новыми комплектами школьных парт, технологическим оборудованием школьных столовых и специальным оборудованием медицинских кабинетов;  приведение в соответствие с санитарными правилами гигиенических аспектов организации учебно-воспитательного процесса; укрепление связей со спортивными комплексами города по формированию здорового образа жизни  школьников; создание  позитивного отношения к ценностям физической культуры, спорта и здорового образа жизни).

YII. Критерии и показатели.

Критерии

Показатели

1. Полнота нормативно-правовой базы, локальных актов в области здоровьесбережения учащихся

1.1 Обновленность и законность нормативно-правовой базы в здоровьесбережении учащихся

1.2 Использование нормативно-правовой базы при решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов

2. Уровень информированности педагогического коллектива о современных  здоровьесберегающих технологиях

2.1 Наличие банка современных форм и методов работы по созданию здоровьесберегающего пространства (оформлены тематические папки «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», выпущены сборники методических рекомендаций «Способы укрепления своего здоровья», «Интерактивные формы и методы работы с учащимися по воспитанию здорового образа жизни», и др.).

2.2 Повышение квалификации  педагогов (курсовая переподготовка, психолого-педагогические семинары).

3. Уровень вовлечения  и заинтересованности родителей в решение задач

сохранения и укрепления здоровья детей 

 

3.1 Сформированность представлений родителей об основных направлениях здоровьесбережения.

3.2 Участие семей в культурно-досуговой , спортивной деятельности (общешкольные и классные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «День юного велосипедиста»,  праздники «День Здоровья», военно-спортивная игра «Зарница», походы выходного дня, туристические слеты)

3.3 Участие родителей в работе спортивных секций

3.4. Участие родителей в диагностике и анкетировании, по вопросам укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни

3.5  Внесение предложений по взаимодействию семьи-школы в сохранении и укреплении здоровья учащихся, формировании стремления к здоровому образу жизни

4. Уровень вовлечения учащихся к регулярным  занятиям спортом

4.1 Функционирование  и наполняемость спортивных секций

4.2  Массовость участие в спортивных соревнованиях различного уровня и их результативность

5. Удовлетворенность родителей  медико- психолого-педагогическим, профилактическим, просветительским сопровождением ребенка.

5.1 Наличие методических рекомендаций для родителей различных категорий учащихся.

5.2. Активность в посещении родителями специалистов служб сопровождения.

5.3. Реагирование семей на информирование о траектории  физического развития ребенка.

YIII. Этапы реализации программы.

Первый этап – подготовительный (январь 2010 - май 2010г.) – включает в себя разработку системы диагностики по выявлению состояния здоровья  учащихся, создание банка методических рекомендаций для педагогов, родителей, учащихся по профилактике и предупреждению заболеваний, разработка критериев  анализа урока с позиции здоровьесбережения (гигиенические  требования, освещение, чередование видов деятельности и методов преподавания,  создание системы взаимосвязей педагогического сообщества, родителей, учащихся  и спортивных  учреждений города).

Второй этап – апробационный  (июнь 2010 - октябрь 2014г.) – связан с непосредственной работой с  учащимися, родителями, педагогами. На этом этапе планируется проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, конкурсов, организация деятельности  спортивных секций и вовлечение к занятиям в них учащихся, участие в городских и областных спортивных соревнованиях. Организация просветительской  работы   среди родителей    Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка  детей с ослабленным здоровьем.

Третий этап – контрольный  (ноябрь – декабрь 2014г.) – предполагает провести контроль и анализ реализации программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

   Программа предназначена для учителей и воспитателей, медицинских работников образовательного учреждения.

Программа имеет  оздоровительное значение. Путём реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни младших школьников.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

Программа  «Путь к здоровью» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива, родителей и учащихся  в процесс реализации данного проекта, осознанного понимания каждым субъектом значимости, стоящих  перед ним задач.

Новизна программы: систематизация деятельности педагогического коллектива в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, педагогов; создание модели  здоровьесберегающего образовательного пространства в гимназии.

IX. Ключевые понятия программы «Путь к здоровью».

 Ключевыми понятиями программы являются:

- безопасность - состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. 

-  болезнь - расстройство здоровья, нарушение деятельности организма;

 -  воля - способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели;

-  вредные привычки – причиняющие  вред, опасные  для здоровья;

 -  внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся;

-  здоровье -  правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие;

-  зарядка - совокупность оздоровительных гимнастических упражнений;

- индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт. отличающее их от других индивидов и человеческой общности;

- культура – среда социально значимого взращивания человечности и пространство свободного произрастания новых элементов творческого опыта, его самоорганизации, саморазвития и самообновления;

- личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- методы управления – это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата;

- полезные привычки - приносящие пользу;

- победа над собой  - успех в борьбе за что–нибудь., осуществление, достижение чего–либо. в результате преодоления чего–нибудь;

- природа - весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку;

- принципы управления- это наиболее общие, основополагающие правила, котрые должны выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления;

-  программа – это нормативный документ, который характеризует специфику содержания образования, воспитания и особенности организации  этих процессов;

- развитие – это становление индивида субъектом социальной жизнедеятельности в процессе активного включения в систему социальных связей и усвоения системы социальных отношений;

- родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической         информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми;

- спорт - составная часть физической культуры — комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам, а также система организации и проведения этих соревнований;

- спортсмен - человек, занимающийся спортом и владеющий его высокими достижениями;

- саморазвитие – это потребность в самосовершенствовании, самодвижения, в построении себя как личности;

- самореализация – процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных Обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и появления человеком внутренней свободы;

- самоопределение – самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни;

  - самопознание – метод познания психических явления путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач;

- субъект – индивид или группа, обладающие осознанной  творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

 -  толерантность – уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеком внутренней свободы.

Литература

1. Акимова Н.Б. Пути и способы рационального использования учебного времени в 1-4 классах// Практика №3, 2004, с.35

2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., Физкультура и спорт, 1987.

3. Барканов С.В. Отдых и оздоровление детей и подростков: сборник федеральных и региональных нормативных документов и комментариев, М., 2004 г. с. 177

4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребёнку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. – М., Новая школа, 1994.

5. Белоусова И.А., Максимцева Т.А. Организация питания в школе, изд. Учитель, г. Волгоград, 2008, с. 315

6. Васильева В.А. Здоровый образ жизни. // Классный руководитель №7, 2009, Москва

Давыдова А.В. Классные часы 9, 11 классы, Москва, ВАКО, 2009, с.239

7. Дереклеева Н.И.  Ученик и его здоровье. Справочник завуча, М. 2006 г.

8. Дудкина Л. П. Состояние здоровья и самочувствия ребенка. // Классный руководитель №7, 2009, М. с. 93

9. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования // Сборник статей и тезисов IX Всероссийской научно-практической конференции. Казань – Йошкар-Ола. Центр инновационных технологий, 2001.

10. Егоров Б,Б. Материалы для организации медицинских процедур в образовательном учреждении // Практика №3, 2004, с.31

11. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек, изд. Панорама, 2006, с.77

12. Жиренко О.Е. Классные часы 10 класс, Москва, ВАКО, 2009, с.173

13. Иванов А.В. Современный         подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры, Москва, ЦГЛ, 2005, с.216

14.Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе 9-11 классы, Волгоград: Учитель, 2006, с.94

15. Норенко И.Г. Методические семинары: организация методической поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений, Волгоград, Учитель, 2007, с.188

16. Селевко Г.К. Научи себя учиться, Москва, Народное образование, 2006,с.123

17. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе, Санкт- Петербург, издательство КАРО, 2006, с.126

18.  Фрумина И.Д.и Б.И.Хасана «Вариант будущего» - инновационные проекты школы «Универс».Сборник научных трудов г.Красноярск,1996 г.

Мероприятия

по реализации программы «Путь к здоровью»

Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Укрепление материально-технической базы

гимназии.

1. Составление паспорта  учебных кабинетов.

Сентябрь

 ( ежегодно)

Заведующие кабинетами

2. Приобретение новых комплектов школьных парт в соответствии с нормами СанПиНа

 Весь период

Директор гимназии

3. Оборудование медицинских кабинетов

Апрель-сентябрь 2010 г.

Директор гимназии

Попечительский совет

4. Приобретение специального оборудования для медицинских кабинетов

Январь – декабрь 2010 г.

Директор гимназии

родительский комитет

5. Оснащение технологическим оборудованием школьных столовых

Весь период

Директор гимназии,

 родительский комитет
попечительский совет

6. Проведение испытаний спортивного оборудования, инвентаря  спортивных залов, оформление актами

август

2010-2013 г.

Зам. директора гимназии по УР,

учитель физкультуры

7. Обеспечение специализированных кабинетов, учебных мастерских, спортивных залов медицинскими аптечками

постоянно

Директор гимназии

8. Обеспечение теле-, видео- и аудиоаппаратурой кабинетов иностранного языка.

9.Обеспечение передвижной теле-, видео-, и DYD – аппаратурой кабинетов групп продленного дня, кабинета ритмики, хореографии

 2011 -2012 г.

В течение года, по мере поступления денежных средств

Директор гимназии

10. Оборудование кабинета ОБЖ  современными наглядными и техническими средствами

 2010 г. по мере поступления денежных средств

Директор гимназии,

учитель ОБЖ

11. Обеспечение учебно-воспитательного процесса программно-методической литературой по теме «Здоровье школьника»

 Весь период

Директор гимназии,

библиотекарь

12. Приобретение специального  спортивного оборудования для учащихся, занимающихся в СМГ

 Весь период

13. Приобретение мягкого инвентаря для ГПД, кабинета ритмики, хореографии

Весь период,

по мере поступления денежных средств

Директор гимназии

14. Приобретение рекламных материалов для оформления гимназии по теме «Здоровье. Безопасность»

Весь период,

по мере поступления денежных средств

Директор гимназии, зам. директора по АХЧ

15. Обеспечение спецодеждой учебно-вспомогательного и обслуживающего  персонала

Весь период,

по мере поступления денежных средств

Зам. директора по АХЧ

 2. Обеспечение

здоровьесохраняющей деятельности

педагогов.

1.Организация и проведение психологических семинаров-тренингов, семинаров личностного роста для педагогов.

Весь период

Педагог-психолог, врач

2. Организация и проведение валеологического всеобуча для педагогов.

Весь период

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог.

3.Проведение профилактических медицинских осмотров педагогов

Ежегодно

Администрация гимназии

4.Проведение тренингов общения для педагогов

По заявкам

Психолог

5.Проводить просветительскую и методическую работу с педагогами и родителями, используя следующие формы: «Врач для психолога», «Врач для педагогов и родителей», «Психолог для врача и родителей»

Весь период

Психолог

врач

6. Разработать программу семинара для педагогов гимназии «Организация педагогического процесса без потерь для здоровья»

В течение I этапа

 Зам. директора по НМР, врач

7. Проводить профилактические  и динамические наблюдения за состоянием здоровья гимназистов:

- мониторинг состояния здоровья учащихся;

-системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям;

- просвещение  педагогов и родителей

Весь период

Медсестра

Классные руководители

8. Разработать критерии

анализа урока с позиции здоровьесбережения (гигиенические  требования, освещение, чередование видов деятельности, методов преподавания и т.д.

 В течение 1 этапа

Зам. директора по НМР

9. Осуществление поиска технологий формирования коллективного педагогического субъекта, способного сформировать компетентную личность, обладающую волевой готовностью к здоровьеформирующему и безопасному поведению в социуме.

Весь период

Зам. директора гимназии по НМР,

 зам. директора  гимназии по ВР

3. Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов

1. Обследование детей, поступающих в гимназию. Выделение учащихся группы «риска» и больных детей.

Весь период

Врач

Медсестра

психолог

2. Мониторинг состояния здоровья учащихся  1-11   классов

Весь период

Психологическая, медицинская служба

3. Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся

Весь период

Психологическая, медицинская служба.

Классные руководители

4. Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 5-11-х классов

Весь период

Зам. директора по ВР

психолог

5.Проведение бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся

Весь период

Зам. директора гимназии по ВГПВ,

классные руководители

6.Организация и проведение контроля выполнения санитарно-гигиенических  правил

Весь период

Зам. директора гимназии по УР, ВР, ВГПВ, НМР.

7.Расширение сети спортивных секций, организация секций по футболу, туризму.

Весь период

Учителя физкультуры

8.Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, динамические паузы)

Весь период

Учителя –предметники, классные руководители

9.Регулярное проведение Дней здоровья

3 раза в год

Учителя физкультуры

10. Проведение конкурса на самый спортивный класс

Апрель

Зам. директора по ВР

учителя физкультуры

11. Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения.

Весь период

Зам. директора по ВР, учителя физкультуры

12.Регулярное проведение

профилактических медицинских

осмотров обучающихся.

Весь период

Зам. директора по ВР

медсестра

4. Формирование здоровьесохраняющих традиций семьи

1. Организация клубов, спортивных секций  по интересам для родителей и детей

Весь период

Зам. директора по ВР, родительский комитет

2.Проведение лекций, родительских собраний, конференций, посвященных возрастным особенностям обучающихся, проблемам наркозависимости

Весь период

Заместитель

директора по ВР медсестра,

психолог

3.Регулярное проведение

спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», Дней здоровья

Весь период

Зам. директора по ВР,

учителя физкультуры

4. Организация деятельности по выпуску родителями и педагогами печатной продукции по вопросам формирования здоровьесохраняющей личности.

Весь период

Зам. директора по НМР,

Родительский комитет

Приложение

                   к программе «Путь к здоровью»

                    Тематика лекций и бесед с родителями

  • Конвенция о правах ребёнка,
  • Воспитание духовности - путь к здоровью детей.
  • Совместная деятельность семьи и школы в охране и укреплении здоровья детей.
  • Особая роль семьи в формировании здоровья детей, их нравственно-половом воспитании.
  • Культура общения в семье.
  • Основы личной гигиены детей и подростков.
  • Инфекционные заболевания. Меры их предупреждения.
  • Конфликты, неврозы у детей в период полового созревания. Пути их преодоления.
  • Психологические трудности у детей в период полового созревания.
  • Физическая культура и здоровье детей.
  • Наркомания. Ранние признаки наступления зависимости от алкоголя, психоактивных веществ.
  • Влияние на здоровье детей активного и пассивного курения.
  • Профилактика нарушений семейных отношений.
  • Анатомо-физиологические особенности развития детского организма в период полового воспитания.
  • Подросток и закон. Ответственность родителей за правонарушения и преступления детей.
  • Венерические болезни. Их распознавание и профилактика
  • Семейные праздники, семейный досуг. Распределение обязанностей в семье.
  • Рациональное питание.
  • Воспитание трудом.
  • Культура общения. Чувства.  Культура их проявления. Культура одежды.
  • Демографические особенности современности.
  • Социальные проблемы ВИЧ / СПИД в мире, РФ. Инфицированные и заболевшие в Оренбургской  области. Факторы, влияющие на рост заболеваемости, профилактика заболеваемости подростков.

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.

  • Здоровье семьи и будущего потомства.
  • Роль семьи в воспитании личности.
  • Нравственный климат семьи.
  • Типичные недостатки семейного воспитания.

                      Тематика лекций и бесед с учащимися

  • Проблема снижения зрения в школьный период.
  • Профилактика здорового образа жизни.
  • Органы дыхания. Профилактика заболеваний дыхательных путей.
  • Гигиена питания школьников. Экологически чистые продукты.
  • Действие тепла на организм человека.

    Польза и вред солнечных лучей для человека.

  • Профилактика простудных заболеваний.
  • Соблюдение правил дорожного движения.
  • Закаливание. Его значение для организма человека.
  • Изобразительное искусство и мир интересов человека

     Представление о красоте человека

  • Меры по предупреждению травматизма
  • Факторы, формирующие здоровье. Важнейшие гигиенические навыки.
  • Основы личной гигиены.
  • Питание и здоровье человека
  • Физическое и психологическое состояние здоровья. Физическая активность и здоровье.
  • Особенности психического состояния в период полового созревания. Гигиенические требования для мальчиков и девочек в период полового созревания.
  • Трудности подросткового возраста,
  • Экология и здоровье.
  • Основы этикета
  • Основы межличностных отношений учащихся.
  • Просмотр и обсуждение видеофильмов по профилактике наркомании, СПИДа, венерических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

Анкета  для учащихся   (да, нет, иногда).

  1. Систематически задумываюсь над своим здоровьем.
  2. Регулярно занимаюсь своим здоровьем.
  3. Занимаюсь физической культурой.
  4. Активно отдыхаю.
  5. Воздерживаюсь от вредных привычек.
  6. Соблюдаю режим дня.
  7. Полноценный сон.

Анкета для родителей

Цель: Получение дополнительной информации о физическом развитии ребенка.

Ф.И.О.,  образование, место работы.___________________________________

Какие вопросы в области здоровья  Вас интересуют?_____________________
__________________________________________________________________

3. Что в области здоровья ребенка Вас беспокоит?_______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Часто ли болеет ваш ребенок?_______________________________________

__________________________________________________________________

5.Какими хроническими или наследственными заболеваниями он страдает?__________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня?____________________

__________________________________________________________________

7.Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику?__________________________

8.Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие процедуры?_____________

__________________________________________________________________

9. Какое физическое оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома?_____________________________________________________________
__________________________________________________________________

10.Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и выходные дни?______________________________________________________________
__________________________________________________________________

11.Какую медико – педагогическую помощь Вы хотели получить в гимназии

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Ваши предложения по оздоровлению детей в гимназии________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________


Мероприятия

по реализации программы «Путь к здоровью»

.

Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 I, Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся.

1. Обследование детей, поступающих в гимназию. Выделение учащихся группы «риска» и больных ребят.

Весь период

Врач

медсестра

2. Мониторинг состояния здоровья учащихся  1-11   классов

Весь период

Психологическая, медицинская служба

3. Создание банка данных о со-стоянии здоровья обучающихся

Весь период

Психологическая, медицинская служба.

4. Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 5-11-х классов

Весь период

Зам. директора по ВР

психолог

5.Проведение бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся

Весь период

Классные руководители

6.Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил

Весь период

Администрация

7.Расширение сети спортивных секций, организация секций по футболу, туризму.

Весь период

Учителя физкультуры

8.Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, динамические паузы)

Весь период

Учителя –предметники, классные руководители

9.Регулярное проведение дней здоровья

3 раза в год

Учителя физкультуры

10. Проведение конкурса на самый спортивный класс

Апрель

Зам. директора по ВР

учителя физкультуры

11. Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения.

Весь период

Зам. директора по ВР, учителя физкультуры

12.Регулярное проведение

профилактических медицинских

осмотров обучающихся.

Весь период

Зам. директора по ВР

медсестра

II. Обеспечение формирования здоровьесохраняющих традиций семьи

1. Организация клубов по интересам для родителей и жителей микрорайона

Весь период

Зам. директора по ВР

2.Проведение лекций, родительских собраний, конференций, посвященных возрастным особенностям обучающихся, проблемам наркозависимости

Весь период

Заместитель

директора по ВР медсестра,

психолог

.3.Регулярное проведение

спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», дней здоровья

Весь период

Зам. директора по ВР,

учителя физкультуры

III.Обеспечение здо-ровьесохраняющей деятельности

педагогов

1.Организация и проведение психологических семинаров-тренингов, семинаров личностного роста для педагогов.

Весь период

Педагог-психолог, врач

2. Организация и проведение валеологического всеобуча для педагогов.

Весь период

Педагог-психолог.

3.Проведение профилактических медицинских осмотров педагогов

Ежегодно

Администрация гимназии

4.Проведение тренингов общения для педагогов

По заявкам

Психолог

5.Проводить просветительскую и методическую работу с педагогами и родителями, используя следующие формы: «Врач для психолога», «Врач для педагогов и родителей», «Психолог для врача и родителей»

Весь период

Психолог

врач

6.Разработать программу семинара для педагогов гимназии «Организация педагогического процесса без потерь для здоровья»

врач

Проводить профилактические  и динамические наблюдения за состоянием здоровья гимназистов:

- мониторинг состояния здоровья учащихся;

-системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям;

- просвещение  педагогов и родителей

Разработать критерии анализа урока с позиции здоровьесбережения (гигиенические  требования, освещение, чередование видов деятельности и методов преподавания

Весь период

1 этап

Медсестра

Классные руководители

Зам. директора по НМР

 IY.Укрепление материально-техни ческой базы

1. Обновлять договора гимназии с медицинским учреждением  о медицинском обслуживании детей.

Ежегодно

Директор гимназии

2. Оснастить медицинский кабинет оборудованием и инструментами, необходимых для обследования физического состояния гимназистов

Весь период

Директор гимназии

3. Проводить  испытания спортивного инвентаря, оборудования

Ежегодно

Зам. директора по УР, учитель физкультуры

4. Приобрести школьную мебель в соответствии с требованиями СанПиН

 2012-2013г.г.

Директор

5. Приобрести инвентарь для столовой

2012г.

Директор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов

Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...