Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроках и во внеурочное время
статья на тему

Ларина Лариса Николаевна

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Важным условием решения этой задачи для любого учителя-предметника является урок как ведущая организационная форма учебной деятельности. Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья  учащихся

на уроках и во внеурочное время

                                      Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!

                                                                                                                              Сократ

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: "Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. По данным исследований ученых до 30% детей, приходящих в школу, уже имеют хронические заболевания. Во время обучения за 11 лет пребывания в школе этот процесс усугубляется. Сказывается ухудшение социальных условий, недостаточность медицинского сопровождения, ухудшение питания, возрастающие учебные нагрузки. Все это ухудшает состояние здоровья школьников. С другой стороны учащиеся мало получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют практических навыков заботы о своем здоровье. Некоторые сведения, полученные школьниками на уроках биологии, физической культуры, основах безопасности жизнедеятельности не систематизированы, малоэффективны в формировании здоровья и здорового образа жизни. В учебно-воспитательной деятельности не всегда соблюдаются здоровьесберегающие формы и методы работы, что является следствием увеличения хронических заболеваний школьников, состоящих на диспансерном учете. Именно поэтому проблемы сохранения здоровья, формирования основ здорового образа жизни становятся актуальными и являются одним из необходимых условий достижения высокого качества обучения и воспитания.

Важным условием решения этой задачи для любого учителя-предметника является урок как ведущая организационная форма учебной деятельности.

Лобачевский Николай Иванович был не только выдающимся математиком, но и талантливым педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении, он высказался следующим образом: «Моё мнение: ничего не уничтожать, и всё усовершенствовать».

Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение,  утомления.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний  смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя - попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты во всех 5-6 классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. ( Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами).

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Учителя применяют различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношений к себе и своему здоровью.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.

В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

Итак, назовем основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

- в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

- в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);

- обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

- необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

- необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

- необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Таким образом, становится понятным, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся во внеклассной работе (Из опыта работы классного руководителя Лариной Ларисы Николаевны)

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием "здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Для того, чтобы ребенок стал физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы учитывались следующие проблемы:

  • Ухудшение социального положения семей обучающихся;
  • Необеспеченность детей полноценным питанием;
  • Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
  • Невысокий уровень общей культуры населения.

Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся может быть построена из следующих блоков: I блок – ресурсное обеспечение:

  • Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
  • Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
  • Питание в школьной столовой;
  • Наличие справочной и художественной литературы.

II блок – организация учебного процесса:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся;
  • Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
  • Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
  • Индивидуализация обучения.

III блок – просветительско-воспитательная работа с обучающимися и родителями:

  • Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  • Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

  • Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
  • Организация подвижных игр;
  • Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физкультминуток, гимнастики для глаз;
  • Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

V блок – профилактика:

  • Привлечение медработника к просвещению родителей.

Деятельность учителя – классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья школьника:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
  2. Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
  4. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
  6. Формирование у обучающихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

Одной из основных тем воспитательной работы в 9«А» классе является тема «Здоровый образ жизни – основа формирования гражданских качеств личности ребенка». Чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся проводятся беседы- «Правила поведения в школе, на улице», «Режим дня», «Спутники стресса: тревога, страх, агрессия»; экскурсии-«В природе должно быть чисто и красиво», «Славная осенняя пора», «Красота зимы». Традицией стало проводить каждую весну походы - «День здоровья», «Веселые старты»; «Рыцарские турниры» ко Дню защитника Отечества. Прошел диспут «Что такое хорошо и что такое плохо», читали и обсуждали произведения В.Осеевой и Л.Толстого о поступках детей, делали выводы. Провели круглый стол «Здоровью поможет гигиена одежды и кожи»; ролевую игру «А можно ли это детям» по профилактике вредных привычек. Для профилактики дорожного травматизма прошло «Путешествие в страну дорожных знаков».

С детьми провожу инструктажи по технике безопасности, профилактике гриппа и простудных заболеваний, физкультминутки, зарядку для снятия утомления глаз, каждый день до начала уроков проходит зарядка. Каждый месяц проводим генеральную уборку класса. Дети посещают спортивные секции в школе.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо сотрудничество с родителями. Проведены такие родительские собрания «Режим дня в жизни школьника», «Пути преодоления вредных привычек у подростков», «Причины и последствия детской агрессии». На собраниях проводятся анкеты, даются памятки, анализируются ситуации, что пример родителей имеет большое значение, даются консультации-какие упражнения выполнять, чтобы снять зрительное утомление, как правильно чистить зубы, правильно питаться, как исправить осанку, посадка во время подготовки домашних заданий. Родители знакомятся с комплексом физкультминуток, с памятками по профилактике гриппа, простудных заболеваний, по профилактике дорожного травматизма.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: - Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению учителя используют различные методы и приёмы: практический метод, игровой, соревновательный, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

- частую смену позы,

- потягивание,

- встряхивание руками,

- зевота,

-закрывание глаз,

- остановившийся взгляд,

- ненужное перекладывание предметов,

- разговор с соседом,

- увеличение количества ошибок в ответах,

- не восприятие вопроса,

- задержка с ответом,

- частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 -7 смен видов деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий

- ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности— 7-10 минут;

- число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. — не менее трех;

- чередование видов преподавания — не позже чем через 10-15 минут;

- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

Это такие методы:

- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

- активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимоконтроля);

- место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

- позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);

- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: "Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), используемые учителем методы повышения этой мотивации; психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. способствуют снятию напряжения, лучшему усвоению изучаемого материала.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

  • плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60% и не более 75—80% ;
  • момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

Эти признаки определяются в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе.

Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.