Проект одаренные дети
проект на тему

Мищенко Светлана Анатольевна

работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

Мищенко Светлана Анатольевна


 

Наименование субъекта бюджетного планирования

Белгородская область, Красногвардейский район, с. Засосна

Наименование проекта

«Одаренные дети»

Заказчик проекта

Автор проекта

Учитель информатики и математики Мищенко Светлана Анатольевна

Цель проекта

Обеспечение возможности выбора учеником различных путей получения общего среднего образования

Задачи проекта

  1. Создать условия для свободного самоутверждения и самовыражения учащихся.
  2. Содействовать созданию максимально благоприятных условий для  развития способностей и для самоопределения  учащихся.
  3. Обеспечить полноценность жизни школьников на каждом из возрастных этапов.
  4. Научить учащихся жить по законам демократического общества.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2012 г. – май 2015 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Школьники должны проявлять инициативы

  • в умении  самовыражаться, самоутверждаться и самоопределяться;
  • в умении быть гуманными, милосердными к людям, природе;
  • в умении выбора индивидуальной траектории  образования;
  • в умении проводить самооценку и самоанализ учебной деятельности;


Актуальность разработки проекта


              В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

         Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознается и заставляет искать новые образовательные формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

               В МБОУ «Засосенской средней общеобразовательной школе - 698 человек. Если принять то, что 4% из них – это талантливые дети, а около 20% имеют потенциально повышенные способности, то становится понятной необходимость специальной поддержки их развития: педагогической, психологической, социальной.

               Мониторинг проведенных состязательных мероприятий показывает, что если такая помощь детям оказана не была, то процент одаренных детей в школе снижается.

Анализ состояния осуществляемой в школьной системе работы с одаренными детьми,  определил сильные и слабые стороны школьной системы образования и внешних к ней социальных, в том числе образовательных систем в решении выявления,  обучения и социальной поддержки одаренных детей.

Сильные внутренние стороны

Слабые внутренние стороны

Осознание стратегической командой необходимости выработки и принятия собственного (школьного) концептуального подхода к понятию «одаренный ребенок»

Недостаточная компетентность педагогов в системе образования  в видении образа одаренного ребенка

Наличие в системе образования банка вариативной информации по методам диагностики,  интеллекта, креативности и творчества

Не сформированность пакета диагностических методик выявления одаренных детей

Потребность  школьников в творческой самореализации. Наличие рабочих версий специальных программ обучения одаренных детей и опыта их использования (осенние и летние профильные смены), системы проведения интеллектуальных соревнований (олимпиад, конкурсов), опыта проведения научно-практических конференций, тенденций компьютеризации процесса обучения школьников в системе образования.

Не сформированность характеристик, составляющих понятие творчества и отсутствие соответствующих им образовательных программ. Недостаточное информационное, методическое и экспериментальное обеспечение образовательного процесса обучения одаренных детей.

Наличие в  школе программ  по работе с одаренными детьми. Сложившаяся система сотрудничества школьной системы образования с Вузами Белгородской области, субъектов РФ.

Отсутствие возможностей для индивидуального развития творческих детей в условиях массовой школы. Низкий уровень взаимодействия ОУ, целенаправленно работающих с одаренными детьми. Удаленность   школы от социально-культурных центров города

Наличие интересов и сформированность запросов родителей в социальной поддержке и поддержке развития детей, проявляющих признаки одаренности.

Слабая информированность родителей в вопросах выявления одаренности ребенка и о мерах системы образования по ее поддержке  и развитию.

Наличие группы педагогов, профессионально не готовых, но мотивированных на работу с одаренными детьми. Наличие материально-технической и информационной базы для подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Отсутствие информации  о педагогах, профессионально компетентных и личностно готовых к работе с одаренными детьми и системы, осуществляющей на практике целенаправленную деятельность по повышению их квалификации в муниципальной  системе образования.

Это позволило определить проблемное поле работы  с одаренными детьми и основные направления решения проблем:

Проблемы

Направления разрешения

Определение понятия «одаренность». Основные параметры, описывающие это явление.

Обобщение накопленного опыта и выбор собственного концептуального подхода.

Выявление одаренных детей

Подбор имеющегося и разработка нового методического инструментария для измерения параметров одаренности

Востребованность интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей в социально-культурной и социально-экономической жизни общества.

Создание системы информирования органов власти, ведомств, организаций и общественности об одаренных детях. Разработка механизма межведомственного взаимодействия в работе по социализации одаренных детей. Развитие социальных практик, обеспечивающих востребованность одаренных детей в социуме.

 Укрепление материально-технической базы учреждения, работающего с одаренными детьми

Разработка плана материально-технического обеспечения по работе с одаренными детьми. Развитие системы социального партнерства на основе творческого потенциала одаренных детей. Создание системы попечительства или спонсорской поддержки работ, направленных на образование одаренных детей.

Нормативно-правовое обеспечение работы с одаренными детьми

Разработка и утверждение положений, приказов и других локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих и определяющих развитие деятельности по поиску, воспитанию, обучению, развитию одаренных детей.

Разрешение возникших противоречий между потребностями общества в творческих, талантливых людях и традиционными условиями обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении, которое сегодня пока не в состоянии полностью удовлетворить потребности одарённых детей возможно при реализации проекта. Считаю, что личностно – деятельный характер с личностно – ориентированным подходом к образовательному процессу в таком центре, применение инновационных форм, методов и технологий, эффективное сочетание оздоровительно – развивающей, социально – досуговой, учебно-исследовательской, проектной и  других видов деятельности, участие одарённых детей в творческих конкурсах, выставках, интеллектуально – познавательных играх будет способствовать  успешному развитию детской одарённости

 

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


      В МБОУ «Засосенская СОШ» я работаю 2 года, и проблема  одарённых детей меня интересовала, со студенческой скамьи, но только теоретически, работая в школе,  я стала изучать этот вопрос и с практической точки, что я для себя изучила? В школе за последние два года растёт число участников, победителей и призёров школьного, муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, участников школьного НОУ, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений.

             В педагогике в последнее время довольно часто по отношению к этим детям употребляется термин «одарённые». Это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития и более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.

               Дополнительной проблемой является так называемая «диссинхрония развития», свойственная многим одаренным детям. Она заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. В результате этого некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими, а их особые возможности и потребности - невостребованными. У них теряется учебная мотивация и может развиться стойкое отвращение к школе.

              Весьма серьёзна проблема, связанная с так называемой «скрытой одаренностью». «Скрытой» называется такая одаренность, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка или подростка и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает, — семьи, учителей, сверстников. Более того, дети, обладающие такого рода одаренностью, часто бывают просто неуспевающими.

             Кроме того, хочется, выделить кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

Цель проекта


              Создание благоприятных условий для реализации потенциала учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

 

Задачи проекта

Научная задача:

 • создать систему поиска и диагностики одаренных детей и  технологию организации работы с одаренными детьми в школе.

 

 Методические задачи:

• психологическое просвещение учителей по проблеме реализации личностно-ориентированного подхода в образовании с целью развития способностей ребенка;

 • создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс;

• поиск и систематизация методов диагностики и форм работы с одаренными детьми до уровня четко структурированной деятельности по развитию творческих и интеллектуальных способностей;

• создание и обеспечение процесса функционирования механизма мотивации учеников на научно-исследовательскую деятельность;

• разработка алгоритма написания и использования индивидуальных программ для работы с одаренными детьми;

• разработка рекомендаций по созданию атмосферы одобрения, понимания и поддержки в семье одаренного ребенка;

• положительная динамика изменения процентного соотношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории.

 

 Психолого-педагогические задачи:

 • психологическое просвещение всех участников учебно-воспитательного процесса по заявленной проблематике;

 • повышение качества знаний учеников школы;

• создание системы психологического сопровождения одарённых детей;

• перенос акцентов с внешней на внутреннюю мотивацию в процессе развития интеллекта и чувств одаренных детей;

• замена стрессовой педагогической тактики подходами гуманистической педагогики и психологии;

 • формирование у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей;

• раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности;

 • развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;

• обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников.

 

Этапы реализации проекта


1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2013 год)

Мониторинг одаренности.

Создание:

 • банка данных по одаренным детям;

• банка творческих работ учащихся;

• банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

• рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Организация:

• внеклассной работы по предмету;

• деятельности научного общества.

 

2 этап: деятельностный (2014 год)

  • Разработка программ для детей повышенного уровня обучаемости.
  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
  •  Внедрение метода проектов и метода «Портфолио».
  •  Проведение выставок детского творчества.
  •  Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: аналитический (2015 год)

•  Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.

•  Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

• Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.

 

Концепция проекта

          Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов

деятельности школы. Одаренные дети: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

         Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  •  Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  •  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с ОД:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  •  предметные кружки;
  • кружки по интересам; конкурсы;
  •  курсы по выбору;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность и участие в НПК.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

          Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Основные мероприятия по реализации проекта:


1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»


1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»

 2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

5. Коррекционно-методическая работа учителей-предметников ОУ.

6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

 

2. Организационная деятельность школы


1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

 2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.

 4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (кружки, секции).

 

3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов


1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.

 2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и региональных и всероссийских  олимпиадах.

3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

 

4. Наблюдение, контроль за выполнением проекта

  • Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися. 
  • Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
  • Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

5. Диагностика

 1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности емкости.

 2.Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

 3.Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4.Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.

5.Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем. 6.Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 

6.Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

 2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности. 3.Знакомство учащихся с новинками литературы.

 4.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать

 свой взгляд на мир.

7.Организация помощи ученикам в подборе литературы.

 8.Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

9.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

 

7. Развитие творческих способностей

1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

 2.Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: - творческие ответы; - выполнение творческих тематических заданий; - выполнение проблемных поисковых работ; - выступление в лекторских группах; - назначение ответственными за проведение предметных недель; - приобщение (в различных формах) к работе учителя; - повышение степени сложности заданий; - интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

4.Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов, работа НОУ.

 

8. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1.Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам муниципальных, региональных олимпиад

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3.Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

 4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта

- Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.

- Формирование банка технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми.

- Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, поступление в вузы, качество знаний.

        Известно, что деятельность по созданию условий, обеспечивающих выявление, развитие одаренных детей и  реализацию их творческих возможностей относится к ресурсо- и интеллектоемким видам работ. Как показывают различные исследования, успешное выявление школьной одаренности не гарантирует успешности воспитанника в жизни в целом. Могут возникнуть возможные риски при реализации данного проекта.

Риски проекта

Меры для их минимизации

1. Неправильное и неадекватное диагностирование одаренности ребенка. Это может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности может не достигнуть выдающихся результатов. И, таким образом, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться  комплекс неполноценности и блокировать проявления истинной одаренности. В другом случае мы можем диагностировать одаренность, которой нет. Результат будет схожим – глубокое разочарование, деструктивные и самодеструктивные действия.

1. Разработка показателей и внедрение диагностических методик изучения детской одарённости.

2. Постепенный поэтапный поиск одаренных детей в процессе их индивидуального образования.

3. Комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно больший спектр его способностей.

4. Многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых  в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка.

5. Экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением экспертов – специалистов в соответствующей предметной области.

2. Рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти и разрыва между «одаренными» и «обычными» школьниками, элитарность и исключительность одних и невнимание (и непонимание) к другим. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность почему-то не удалось диагностировать, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных. В то же время некоторая элитарность общения может привести к тому, что одаренные дети не будут развивать и тренировать умения взаимодействовать с детьми самых различных уровней культуры и интеллекта.

1. Создание системы педагогического сопровождения каждого ученика в процессе обучения.

2. Анализ реальных достижений детей в различных предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах.

3. В результате неправильных действий в рамках проекта может произойти снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей, педагогов и учащихся ОУ.

1. Совершенствование работы с одаренными детьми.

2. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

3. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными учащимися.

4. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (дополнительное образование, экскурсии, олимпиады, конкурсы и т.д.)

  1. «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».

                                                   Бенджамин Блум

  1. Список рекомендуемой литературы

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
  2. Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров. Ленинград, 1991.
  3. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1998.
  4. Белова И.С., Ищенко И.П. Исследование одаренности в дошкольном возрасте // Школа Здоровья. - 1995. - № 3. - С. 21 - 30.
  5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
  6. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998, №3
  7. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995, т.16, №3,С.90-101.
  8. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. в 6т., М., 1984, т.4.
  9. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва - Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
  10. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 1990.
  11. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.- М.:ООО «АиФ Принт», 2003
  12. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
  13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психологии. - 1989. - № 6. - С. 29 - 33.
  14. Матюшкин А.М. Одаренность и творчество // Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И.Панова. М., 1997. С.131-162.
  15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  16. Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1987.
  17. Мерша П. Синдром диссинхронии // Психологическое обозрение. – 1995. № 1. –С.37-39.
  18. Мясищев В.Н., Психология отношений. М.-Воронеж, 1998.
  19. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
  20. Одаренные дети: теория и практика (Материалы российской конференции, Москва, 28-30 марта 2001 г.) / Под ред. В.И.Панова, М.,   2001.
  21. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема//Начальная школа: плюс - минус. -2000. - № 3. - С. 3-11.
  22. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности // Прикладная психология. 1998. №3. С.33-48.
  23. Психология одаренности: От теории к практике. Под ред. Ушакова Д.В. М., 2002
  24. Рабочая концепция одаренности /Под ред. В.Д.Шадрикова, 1998.