Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
материал на тему

Павлова Екатерина Владимировна

Программа духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vr_skosh_532_na_osnove_standartov.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШ VIII ВИДА № 532

Программа духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования.

Пояснительная записка.

           Программа направлена на обеспечение духовно - нравственного развития младших школьников государственного образовательного учреждения  ГБОУ СКОШ VIII вида № 532.

        Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта, проекта Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.) ГБОУ СКОШ VIII вида № 532.

        Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в социуме. Программа реализуется образовательном учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьей учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

  • Центральная детская библиотека № 21;
  • Центральная городская библиотека № 10;
  • ГДД(Ю)Т на Воробьевых горах;
  • ЦППРиК «Пресненский»;
  • ДТ «На Вадковском»;
  • Центр Павла Слободкина;
  • ЦСПСиД «Хамовники»;
  • ЦСАиР «Замоскворечье»;
  • Цирковое училище им.М.Н.Румянцева;
  • Межрайонный центр «Дети улиц»;
  • Интегративный театр «Таганка Шед»;
  • Спортивно - туристический лагерь Шпаро;
  • ОВД ОДН;
  • КДН и ЗП.

Программа воспитания содержит семь разделов:

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

4. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

7. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

              1.Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

                 Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

               Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

              Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

        В процессе деятельности школы по воспитанию духовно – нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие цели:


Цели воспитания

Задачи воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Виды и формы воспитательных мероприятий

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

- сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах, их роли в жизни общества;

- сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

- развивать понимание активной роли человека в обществе;

- сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре;

- сформировать начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны;

- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

- мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;

- воспитывать уважение к защитникам Родины;

- развивать умение отвечать за свои поступки.

Любовь к России, своему народу, городу, гражданское общество, свобода личная, доверие к людям и обществу.

 

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, городу, государственной символике, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- учащиеся имеют опыт социальной коммуникации;

- учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

 

- беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

- туристическая деятельность, краеведческая работа (внеурочная, внешкольная);

- просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- путешествия по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная);

- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная);

- творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внеурочная, внешкольная);

- участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациям (внеурочная, внешкольная);

- встречи с ветеранами  (урочная, внеурочная, внешкольная)

2. Развитие нравственных чувств и этического сознания.

- сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- сформировать представления о правилах поведения;

- сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

- развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

 

Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение,

равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, честность, забота; толерантность, представление о вере; стремление к развитию духовности.

 

-учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями социальных групп;

- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

- учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям;

- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе;

- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

- беседа, экскурсии, (урочная, внеурочная, внешкольная);

- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (внеурочная, внешкольная);

художественные выставки, (внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

- просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- праздники, коллективные игры (внеурочная, внешкольная);

- акции благотворительности, милосердия (внешкольная);

- творческие проекты, (урочная, внеурочная, внешкольная).

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

- сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- сформировать элементарные представления о профессиях;

- сформировать первоначальные навыки коллективной работы;

- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- сформировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Уважение к труду; творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие

- сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;

- учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;

- учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;

- учащиеся мотивированы к общественно полезной деятельности.

- экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная),

- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

- презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые  игры (урочная, внеурочная, внешкольная);

- праздники труда, ярмарки, (внеурочная, внешкольная);

- конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная);

- работа творческих мастерских.

4. Формирование ценностного отношению к здоровью и здоровому образу жизни

- сформировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- сформировать элементарные представления о взаимовлиянии различных видов здоровья человека: душевного, здоровья семьи и школьного коллектива;

- сформировать элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- сформировать элементарные представления о санитарно-гигиенических правилах, режиме дня, мотивировать стремление соблюдать его;

- развивать интерес у прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.

Уважение к родителям, ответственность, забота о старших и младших;

Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и душевное.

Сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

учащиеся неравнодушны к здоровью своей  семьи и школьного коллектива;

сформировано понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности.

- классный час (внеурочная);

- встречи с представителями разных профессий (внеурочная),

- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

- презентации «Если хочешь быть зддоров», сюжетно-ролевые  игры (урочная, внеурочная, внешкольная);

- совместные спортивные праздники с родителями (внеурочная, внешкольная);

- коллективные игры (внеурочная, внешкольная);

- конкурсы, соревнования(урочная, внеурочная, внешкольная);

- акции (внешкольная);

- работа спортивных секций (внеурочна)

- туристические  походы, экскурсии (внешкольная).

5. Воспитание  ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- развивать бережное отношение к природе, природным ресурсам;

- развивать отношения «Я-часть природы», «Я сохраняю свое здоровье»

Любовь и бережное отношение к природе, окружающей среде, экологическое сознании, красота, гармония.

Сформировано ценностное отношение к природе, природным явлениям и формам жизни;

Учащиеся бережно относятся к природе, природным ресурсам.

- беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

-просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- участие в творческих проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациям (внеурочная, внешкольная).

6. Воспитание  ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

- сформировать элементарные представления о душевной и физической красоте человека;

- развивать умение видеть красоту природы, труда и творчества;

- развивать интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музеям;

- развивать интерес к занятиям художественным творчеством;

- развивать стремление к опрятному внешнему виду.

Творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость, эстетическое развитие, развитие духовного мира человека.

Сформированы элементарные представления о душевной и физической красоте человека;

Учащиеся не равнодушны  к красоте природы, труду и творчеству;

учащиеся имеют первоначальный опыт участия в занятиях художественным творчеством;

- сформированы первоначальные знания  о произведениях искусства, спектаклях, выставках, музеях;

- беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

- просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- творческие конкурсы, фестивали, праздники (урочная, внеурочная, внешкольная);

- участие в творческих проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациям (внеурочная, внешкольная);

- встречи с представителями мира искусства (урочная, внеурочная, внешкольная);

- посещение театров, выставок, музеев, концертных залов (внеурочная, внешкольная).


2.  Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

        Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, , свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов).

        Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

3.  Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

        Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и этике.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.
  4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

        Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной  программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • В содержании и построении уроков;
  • В способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеурочной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • В опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  • В специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
  • В личном примере ученика.

        Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

        Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип ориентации на идеал.

        Идеал, хранящийся в истории нашей страны, в культурах народов России. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности учащихся, их родителей, педагогов, всех учреждений социального пространства школы.

2. Аксиологический принцип. 

        Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.

3. Принцип следования нравственному примеру.

        Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей.

4. Принцип персонификации.

         В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — ярких, примечательных, передовых людей.

5. Принцип диалогического общения. 

        В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.

6. Принцип полисубъектности воспитания. 

            Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

             Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.         Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства;
  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  • духовной культуры и фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • других источников информации и научного знания.

        Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни.

        Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

            Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

            Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах.

            Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального поведения, которое в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Календарь традиционных школьных дел и праздников.

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Конкурс рисунка «Лето – это маленькая жизнь!».

Праздничная линейка «Первый звонок!».

Общешкольная линейки: «Трагедия в Беслане».

Спортивный праздник «Веселые старты».

Игровая программа «Первый раз в 1 класс!».

Конкурс рисунков «В гостях у Светофора».

Классный час «Россия-родина моя».

Октябрь

Мастер-класс «Подарок учителю».

Торжественный концерт, посвященный Дню учителя.

Выставка поделок из природного материала «Осенний букет».

Праздник для учащихся начальных классов – «Золотая осень, здравствуй!».

Конкурс рисунков: «Золотая осень».

Классный час «Когда лень-все идет через пень».

Беседа «Словарь вежливых слов».

Ноябрь

Праздничная программ, посвященная Дню матери «Все для тебя» (конкурс рисунков, стенгазет).

Проведение Уроков доброты.

Участие в конкурсе «Минута славы».

Участие в окружном конкурсе чтецов.

Экскурсии по музеям и выставочным залам, посещение театров.

Беседа «Школа вежливости».

    Декабрь

Участие в конкурсе «Семейное творчество».

Гала-концерт конкурса чтецов.

Классный час «Мое, твое, наше» (посвящено Дню Конституции).

Тематические классные часы «Героические страницы нашей истории».

Конкурс рисунков, стенгазет: «Новый год шагает по планете».

Мастер-класс «Новогодние открытки».

Конкурс «Кулинарный поединок».

Праздничный новогодний концерт.

Новогодние елки,  посещение театров.

Январь

Программа «Каникулы!».

Защита проекта «Снежная фигура».

Февраль

Спортивные соревнования «Так держать!».

Конкурс рисунков «Мир глазами детей».

Мастер-класс «Подарок папе».

Праздничный концерт, посвященный  «Дню защитников Отечества». Чаепитие с ветеранами.

Масленичная ярмарка.

Конкурс смотр песни и строя.

Фестиваль детского творчества «Семицветик» (самодеятлеьность).

Окружной конкурс «Хлеб – всему голова».

Сообщение-презентация «Культура моей страны и Я».

Март

Конкурс рисунков «Моя любимая мама!».

Мастер-класс «Милые девчонки».

Праздничные мероприятия, посвящённые международному женскому дню 8 марта.

Цикл спортивных мероприятий по бадминтону.

Выставка декоративно-прикладного творчества «Семицветик».

Экскурсии по музеям и выставочным залам, посещение театров.

Выпуск газеты «Облака».

    Апрель

Фестиваль творческих работ «Занимательный труд»

Конкурс рисунков ко Дню космонавтики.

День здоровья.

Неделя этикета.

Конкурс по  ЛЕГО-конструированию.

Классный час «Чувства. О чем говорят чувства».

Игра «Можно и не ссориться».

Субботники по благоустройству территорий школы.

      Май

Мастер-класс «Подарок ветерану»

Выставка детских  работ, посвященных Дню победы.

Праздничный концерт, посвященный Дню победы, встречи с ветеранами ВОВ.

Торжественная линейка «До свидания, школа».

Праздник «Здравствуй лето!».

Работа по благоустройству школьного двора и школьных помещений

Социальные проекты.

        В школе реализуются следующие социальные проекты:

Путешествие – проект предполагает организацию различных путешествий (экскурсии, видеопутешествия, походы), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

Встречи - проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.

Искусство - проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.

Средовое проектирование.

        Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве осмысливаются, утверждаются,  развиваются и реализуются нравственные ценности.

         В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

  • изучать символы российского государства, общенациональные и школьные праздники, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы.
  • осваивать эстетические ценности красоты, совершенства в предметном пространстве школы (тематически оформленные стенды, используемые в воспитательном процессе), ценности здорового образа жизни (наличие специально оборудованных кабинетов).
  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных  помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).

Целевые программы.

        В школе реализуются следующие целевые программы:

Портфолио выходного дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни детских театров, выставок, вернисажей, Дворцов детского творчества, зоопарков, дворцово-парковых комплексов и т.п. результаты посещений отражаются на стендах в рекреациях, школьной газете «Облака», на сайте школы и личных отчетах учащихся, которые представляются ими на совместных мероприятиях с родителями.

 6. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

            Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  1. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).

            Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

            Необходимо восстановление с учетом современных реалий позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей, накопленных в нашей стране в советский период ее истории.

        Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников,
  • в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

        Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы. В  системе повышения педагогической культуры родителей наша школа использует различные формы работы, в том числе:

Мероприятия

Тема

Родительские общешкольные собрания

Выбор общешкольного родительского комитета.

Планы и итоги работы школы по различным видам деятельности.

Наглядная агитация для семьи и родителей

Тематические выставки, классные

уголки для родителей, доска объявлений.

Консультации для родителей, родительские лектории

Консультации директора школы, зам. директора по учебно-воспитательной работе; зам.директора по воспитательной работе; учителей; логопеда психолога; социального педагога по актуальным вопросам семейного воспитания.

Классные родительские собрания

1. «Подготовка к школе»

2. «Первые дни ребенка в школе»

3. «Режим дня первоклассника»

4. «Трудности адаптации первоклассников в школе»

5. «Портфолио обучающегося»

6. «Итоги прошедшего учебного года»

Выпуск информационных материалов

Информационные листовки с советами от логопеда, психолога, социального педагога, школьная газета «Облака».

День открытых дверей для родителей

Посещение уроков учителей в начальной школе, учителей – предметников в старшей школе, занятий со специалистами.

  1. Совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций:

-Тематические выставки рисунков 

-Окружные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

-Совместный праздник «День учителя»

-Недели здорового образа жизни (веселые старты), день здоровья.

-Конкурс «Осенний букет», «Кулинарный поединок» и т.д.

-Консультация – практикум «Семейный Новый год» - обмен опытом.

-Мастер-классы.

- Конкурс «Детская книга?!..»  

-Совместные праздники, посвященные Дню учителя, Дню матери, Новый год и т.д.

-Совместный праздник –ярмарка Масленица

- Театральные постановки к Международному женскому дню.

  1. Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Родительского актива школы, активизация деятельности родительских комитетов классов, проведение совместных школьных акций в районе.

        Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.  Так со следующими учреждениями культуры, науки и образования школой реализуются программы совместной деятельности:

  1. Проект «Дорога в музей» с ЦППРиК «Пресненский» - посещение творческих занятия в изобразительном музеи им. А. С. Пушкина, результатом которого являются выставки работ  учащихся школы в музее.
  2. Межрайонный центр «Дети улиц» - организация и проведение мастер-классов по изготовлению поделок из различных материалов, проведение интерактивных тематических занятий, участие в праздничных мероприятиях.
  3. Московский городской дворец детского (юношеского) творчества - возможность творческого развития и учебно-исследовательской деятельности в области культуры, технического, художественного и социального творчества, экологии, физической культуры и спорта.
  4. Проект «Спорт и дружба» с РООИ «Перспектива» - Организация спортивной секции по мини-футболу совместно  с СОШ № 518, по адаптивному большому теннису для учащихся начальной школы.

7. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

        По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: 

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт социальной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

        Наличие у выпускников начальной школы первоначальных умений и способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.

        Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование элементарных знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

        В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

             Воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

              Эффекта  последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности). При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

            Первый уровень результатов – приобретение школьником начальных социальных представлений (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

          Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных начальных социальных представлений, начинает их ценить (или отвергает).

          Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

            Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

            В нулевом и первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

           Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

            Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Выход для ученика начальной школы на третий уровень воспитательных результатов должен сопровождаться ограничением в известной степени конфликтности и неопределенности, свойственных современной социальной ситуации.

          Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

          Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

- экспертные суждения (родителей, партнеров школы);

- анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;

- различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста.

Диагностика обучающихся начальной школы.

Класс

Задачи

Форма диагностики

1класс

Необходимость выявить

некоторые ценностные

характеристики личности

(направленность «на себя»,

«на общение», «на дело»),

которые помогут учителю

грамотно организовать взаимодействие

с детьми.

1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин).

2. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова).

3. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп.

4. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам.

2 -3 класс

Особенности самооценки и

уровня притязаний каждого

ребенка, его положение в

системе личных

взаимоотношений класса

(«звезды», «предпочитаемые»,

«принятые», «непринятые»,

«пренебрегаемые»), а также

характер его отношения к школе.

1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин).

2. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова).

3. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп.

4. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам.

4 класс

Изучения самооценки детей

младшего школьного возраста.

1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин).

2. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова).

3. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп.

4. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам.

              К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды и др.);

- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Портрет ученика школы № 532

        Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника.

Выпускник начальной школы:

- умеет уважительно относиться к России, своему народу, своей школе, отечественному культурно-историческому наследию;

- имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

- умеет сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- уважительно относится к соперникам, не хвастается своими победами;

- уважительно относится к родителям, к старшим, заботливо относиться к младшим;

- имеет элементарные представления о традициях своей семьи и школы, бережно относиться к ним;

- выполняет правила здорового и  безопасного для себя и окружающих  образа жизни;

- бережно относиться к труду взрослых;

- доброжелательный, имеет начальные представления о коммуникативной культуре (умеет слушать собеседника);

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  на 2015 – 2019 учебный год...