СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
методическая разработка на тему

Николаенко Наталья Николаевна

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие становится ключевым определением обучения. Изучение истории в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наталья Николаевна Николаенко

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В ПРЕПОДАВАНИИ  ИСТОРИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 16 пос. Красносельского

Гулькевичский район

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие становится ключевым определением обучения. Изучение истории в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. Традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть в полной мере все способности ученика, заинтересовать его учебным процессом, что естественно влияет на качество знаний и его умений. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, возможно прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании истории.

      Часто на уроках использую игровые технологии, например: при работе с хронологией и терминами,  при фронтальном опросе с элементами соревнования по группам. Ребятам очень нравится работать со словарным лото (на доске написаны с одной стороны слова, на другой – значения), принимать участие в хронологической дуэли (команды задают вопросы, требующие знание дат) и словарном аукционе (учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме). Работая с терминами: провожу игру “Поле чудес”, “Пойми меня”. Данную технологию обычно использую при проведении повторительно-обобщающих уроков в 5,6 классах.

       Всегда проходят успешно уроки с применением технологии проблемного обучения.  Она на уроках истории является объективной необходимостью, на это есть ряд причин: во- первых, в  современной исторической науке продолжаются дискуссии по ряду ключевых вопросов (например, по проблемам формирования Киевского государства (норманнская теория), революция или переворот (октябрь 1917 г.) и др.). Ученик вольно или невольно втягивается в полемику, развернутую на страницах учебников; во-вторых, применение в преподавании истории в старших классах концентрической системы требует отхода от дублирования материала, изучавшегося в 5-9 классах, и работы по основным ключевым, узловым проблемам. Обучение строится на выявлении сущности исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений, закономерностей исторического развития. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, мемуарной, документальной литературы. При планировании урока я выдерживаю основные этапы технологии: 1) постановка проблемы, например, «Октябрь 1917г. - революция или переворот?»; 2) деление на группы - выдвижение гипотез; 3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории; 4) защита; 5) выводы по решению проблемы. Проблемные ситуации я создаю на всех этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.  

       Организуя учебную деятельность учащихся, я использую следующие формы: коллективную, групповую, индивидуальную. А также разнообразные приемы мыслительной деятельности по разрешению проблемной ситуации: проблемный фронтальный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные задания; игровая проблемная ситуация. Данная технология вырабатывает у учащихся умения анализировать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Учитель только направляет и координирует работу на уроке, а главное действующее лицо – ученик. Такие уроки я провожу в форме дискуссий, семинаров, зачетов.

      Большое внимание приобретают информационно-коммуникационные технологии. Использование компьютерных технологий в обучении истории может осуществляться в нескольких направлениях. Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по истории: мультимедийные энциклопедии (“Энциклопедия истории России”), электронные учебники(“Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”), репетиторы-контролеры, Интернет. На таких уроках учащиеся получают инструктивную карточку, которую составляет учитель в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы в электронном учебнике и записать их в рабочие тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные нужно найти и занести в предложенные таблицы.

     Я  выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках истории: во-первых,  это непосредственно применение информационных технологий на уроках истории; во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся во внеурочной деятельности; в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных  энциклопедий и т.д.).

   При использовании различных электронных материалов, возникла необходимость создания собственной версии – презентации, где появилась возможность комбинировать разные источники информации. Для подготовки тематических презентаций использую программы POWER POINT, MOVIE MARKER с помощью которых  создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео и звуковых записей, фильмы.

   Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Кроме того, компьютерную презентацию можно использовать  в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы и т. д. Большое внимание уделяю тому,  какой вклад  вносят в создание презентации учащиеся. Созданы презентации по курсам истории Отечества и Всеобщей истории в 5 – 7, 9 – 11-х классах.

    Сложившаяся система работы позволила  мне добиться определенных результатов: качество знаний обучающихся по предмету в классах, где я работаю, составляет  85%  при 100%  предметной  обученности. Среди моих учеников- победители и призеры предметных конкурсов и олимпиад. По результатам ЕГЭ в 2010г. средний балл по школе выше среднекраевого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...