НОД в старшей группе комплексного занятия "Золотая осень" "Знакомство с городецкой росписью"
учебно-методический материал на тему

Качимова Наталья Валерьевна

НОД в старшей группе комплексного занятия "Золотая осень" "Знакомство с городецкой росписью"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 НОД в старшей группе по  программе «От рождения до школы»

  Тема комплексного занятия  «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

   « ЗНАКОМСТВО  С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ»

Воспитатель дошкольного отделения

Российской гимназии при Русском музее

Качимова Наталья Валерьевна

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская, восприятие художественно литературы.

Цели: помочь усвоить слова, обозначающие предметы, действия, признаки; уточнить и расширить словарь по теме «Деревья осенью»; совершенствовать умения образовывать  и использовать в речи относительные прилагательные; развивать умение составлять связные монологические высказывания описательного  характера; улучшать общую моторику и координацию  движений; познакомить детей с техникой городецкой росписи.

Планируемые результаты: сопровождает игровые взаимодействия речью; поддерживает беседу, делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о городецкой росписи, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость удивление) при прослушивании стихотворения « Городец» и рассматривании репродукций картин на тему «Осень».

Материалы и оборудование: разрезные картинки  (деревья); акварельные краски (гуашь); мягкие кисточки, ватные палочки.

Зрительный ряд: презентация Power Point  с изображениями репродукции картин И.И. Левитана «Октябрь»(слайд1), И.С.Остроухова «Золотая осень»(слайд2), Н.И.Осенева «Осень»(слайд3); городецкая роспись(слайд4), образцы  узоров(слайд5),городецкая роспись цветы и птицы (слайд6).

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент.

Осень, как художник,

Лес разрисовала.

Дерево и кустик-

Все волшебным стало.

   2.Игры с листьями.

 Дети выбирают листочки и объединяют в группы по цвету листьев: желтый, красный, оранжевый.

- Как называется лес из берез?(Березовый.)(слайд1)

-Лес из осин? (Осиновый.) Из кленов ?(слайд2) Сосен?(слайд3)

Звучит в записи скрипичный концерт «Осень» из альбома  Времена года»   А.Вивальди.

-Давайте поиграем. Если я покажу сосну –танцуют дети с желтыми листьями, если березу – с красными листьями, если клен с оранжевыми листьями.

Воспитатель читает стихотворение.

Осень!

Словно терем расписной

Лиловый ,золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют…

-Какого цвета листья осенью?

-Как называется явление, когда падают желтые листья?

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает

С веточек листву сдувает.

Листья по ветру кружатся,

И под ноги к нам ложатся

-Листья березы, клена, осины,

Листики ивы и тополиные,

В воздухе кружат, под ноги летят,

Знают все дети: в лесу…(листопад).

3.Рассматривание изделий с городецкой росписью.

-Где хранятся красивые редкие вещи? Правильно, в музее. Рассмотрите изделия .Какая на них роспись?(Городецкая.)(слайд4)

Педагог читает стихотворений «Городец» .Дети рассматривают образцы городецкой росписи.

Есть на Волге город древний,
По названью Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо -птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

Загадки:

Он неброский, круглый он, нераскрывшийся …(бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, Она -…(купавка).

Словно чудо тут и там распускается... (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее…(ромашка).

 -Найдите элементы на рисунке.(слайд5)

   Ох, Россия, ты, Россия,

   Славы не убавилось,

   Городцом ты, Городцом

   На весь мир прославилась.

   Все работы хороши,

   А мы спляшем от души!

-Скажите что в основном рисовали городецкие мастера? (Цветы, птиц)(слайд 6).Росписи выполняются гуашью. Сначала готовя цветной фон (часто желтый),на него наносят главные фигуры, букеты, в виде цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету. Господствующий цвет городецких росписей- ярко-желтый хром или киноварь ( ярко-красная краска). Синий , зеленый и иногда « разбеленные » тона  (розовый, голубой)используются для написания узора, черный и белый –для проработки деталей.

  Городецкая роспись необычная,

Композиция здесь симметричная.

В букеты собраны цветы

Необычной красоты.

Рисунки яркие мерцают,

Оживка белая их оживляет.

-Посмотрите на картинку.

-Какие цветы изображены? (Купавка и розан.) Это основные элементы городецкой росписи. Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?  (Круглая форма, лепестки дужками, белая оживка.)

А в чем их отличие? (У купавки центр цветка смещен, а у розана он посредине.)

Городецкая роспись-

Как ее нам не знать …

Здесь такие узоры,

Что ни в сказке сказать,

Здесь такие сюжеты-

Ни пером описать.

Городецкая роспись-

Как ее нам не знать.

4.Рефлексия.

- О каком времени года мы беседовали?

-Какую роспись рассматривали?

Чем интересна городецкая роспись?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие « Осень разноцветная!» для детей старшей группы

Программное содержание:учить правилам работы с ножницами;осваивать новые нетрадиционные техники аппликации;обобщить знания детей по теме «Осень»;формировать чувство уваж...

Сценарий осеннего разлечения для детей старшей группы "Осенние подарки"

Сценарий праздника содержит инсценировку с участием детей и взрослых, осенние песенки, танцы и игры. Праздник проходит интересно и при этом не сложный в подготовке....

Приобщение школьников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью

Самым необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития духовно - нравственной культуры личности является использование народного искусства в педагогической работ...

«Осенний шумный бал гостей к себе позвал» Праздник Осени в старшей группе 2015 г.

«Осенний шумный бал гостей к себе позвал»Праздник  Осени в старшей группеПод звуки вальса в зал заходят двое детей. 1 Ребенок:На гроздья рябины дождинка упала.Листочек кленовый кружит над землей....

План- конспект занятия Знакомство с Городецкой росписью

Знакомство с Городецкой росписью. Рисование элементов городецкой росписи....

Конспект логопедического занятия по развитию речи (вводного типа) в старшей группе на тему: «Осень».

Задачи: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, учить правильно образовывать сущ. в Р. п.;расширение и активизация словарного запаса. Развитие зрительного восприятия...