План- конспект занятия Знакомство с Городецкой росписью
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

 Юлия Николаевна Кашина
Знакомство с Городецкой росписью. Рисование элементов городецкой росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока: Знакомство с Городецкой росписью.

 

Вид занятия:  Урок – путешествие

Тема:  Знакомство с Городецкой росписью. Рисование элементов городецкой росписи: розан и купавка.

Цель:  Познакомить детей с городецкой росписью, с ее происхождением.

Задачи:

  • Познакомить с орнаментальной композицией городецкой росписи;
  • Познакомить с цветочными мотивами: розан и купавка;
  • Формировать специальные умения и навыки в рисовании кистью элементов городецкой росписи;
  • Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.
  • Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
  • Создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование для учителя:

  • Класс оформлен в стиле русской избы: городецкая прялка с украшенным донцем и другие изделия городецких мастеров (шкатулки, игрушки, детская мебель, декоративные тарелки, разделочные доски);
  • Аудиозапись;
  • Изображение г. Городца;
  • Динамическая таблица – поэтапное выполнение розана и купавки;
  • Бумажное дерево;
  • Словарные слова (новые).

Оборудование для учащихся:

  • Бумага;
  • Гуашь;
  • Кисть;
  • Палитра;
  • Баночка с водой;
  • Салфетка.

 План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 2 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 4 мин.

Ход урока:

  1. Организационный  момент

Дети входят в класс. Звучит народная мелодия. Класс оформлен в стиле русской избы. На учительском столе расположены прялка и различные изделия Городца.

Добрый день! Садитесь.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в сказочный г.Городец. Познакомимся с мастерами этого славного города и их изделиями.

  1. Объяснение нового материала (Знакомство)

На доске размещены фотографии с изображением г. Городца и его жителей.

Ребята, бывают ли солнечные, горящие цветами сани?

Бывают в г. Городец. Это маленький старый город на берегу реки Волга, самый древний в Нижегородской области. Он был основа в 1152 г. Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся под окнами. на одних – перья Жар – птицы, на других – сплетения причудливых трав. Дома охраняют фигуры львов и берегинь, так же вырезанных из дерева.

Издревле Городец был известен своими резчиками. Изображения русалки – берегини, крылатых грифов, коней, птиц, животных восходят к языческим верованиям.

Но не только резьбой славен город. В городе, ребята, находится фабрика «Городецкая роспись», мастера которой создают изделия с росписью, своими традициями уходящие в далекое прошлое. Именно о этой росписи мы с вами побеседуем сегодня.

-Ребята, посмотрите, на мой стол и скажите, что вы видите?

- А какие эти вещи яркие и нарядные!

Посмотрите, у меня в руках прялка.

Донце прялки украшено растительным орнаментом.

Именно с прялки все началось.

Промысел росписи донец возник во второй половине 19 века. Донечных дел мастера жили в деревнях раскинувшихся на берегу реки.

Первым стал расписывать донца иконописец Огуречников. К концу 19-го века народные мастера стали писать жанровые картины, сцены гуляний.

-Ребята, скажите, какие цвета мастера используют в росписи?

Да, росписи нарядны по колориту. Оранжевый, зеленый, черный, синий, красный.

Идет время и роспись развивается. Появляются все новые и новые работы в творчестве мастеров.

В настоящее время фабрика «Городецкая роспись» выпускает детскую мебель, сувениры, шкатулки, сундучки, разделочные доски, блюдца.

Посмотрите в композиции присутствуют кони, птицы, их расположение разнообразно и все сопровождается гирляндами цветочного орнамента.

Ребята, сегодня на занятии мы будем начинающими мастерами Городецкой росписи, познакомимся с 2-мя цветками этой росписи – розаном и купавкой.

На доске таблички с новыми словами: «Розан», «Купавка».

Учитель показывает в росписи розан и купавку.

Название цветка «Розана» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой.

Дело в том, что много лет тому назад на Руси с 23 на 24 июня праздновали так называемый день Ивана Купалы. В эту ночь появляется удивительной красоты цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет этот цветок, тот будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название-купавка.

С тех пор люди стали изображать его в своих росписях.

Каждый из вас, должен нарисовать по купавке и розану. А в конце урока вашими цветками мы украсим дерево, которое висит на доске. Работа с динамическими таблицами.

Существует 4 этапа выполнения Городецкой росписи:

- На первом этапе мы делаем замалевок или цветовое пятно. Затем более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки. Это уже –2 этап.

На 3 этапе делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные, и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти.

На последнем 4 этапе делаем «оживку».

Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий.

- Ребята, скажите, чем отличаются эти 2 цветка?

Они отличаются формой цветка: середина у купавки смещена к краю  и самый крупный листок находится напротив середины, а у розана средина находится в центре и все лепестки одинаковой величины.

- А что вы скажете про фон цветов?

Да, у розана фон цветка розовый, а у купавки – голубой.

А сейчас Сергей повторит все этапы.

Я раздам на парту по конверту, там лежат кружочки различной величины, каждый возьмет по 2 кружочка и переведет на свой лист.

  1. Практическая часть

Фронтальная и индивидуальная работа с классом.

Приступайте к практической части. Учитель включает для сопровождения музыку.

Анализ коллективный

Украсим наше дерево! И проанализируем выполненную работу.

Посмотрите, ребята, как засияло наше дерево! Все молодцы, выполнили работу.

Обратимся к некоторым работам. Здесь хорошо подобран цвет, а вот на этом розане отлично выполнена оживка. Эти работы очень аккуратны.

  1. Итог урока

Подведем итоги нашего занятия.

-Ребята, с какой росписью мы познакомились?

-Кто расскажет, о возникновении росписи?

- Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке?

-Каковы этапы выполнения розана и купавки?

Ну вот и подошло время прощаться. На следующем уроке мы узнаем еще много интересного об этой красочной росписи. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение школьников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью

Самым необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития духовно - нравственной культуры личности является использование народного искусства в педагогической работ...

НОД в старшей группе комплексного занятия "Золотая осень" "Знакомство с городецкой росписью"

НОД в старшей группе комплексного занятия "Золотая осень" "Знакомство с городецкой росписью"...

План- конспект занятия Знакомство с Пермогорской росписью

Знакомство с пермогорской росписью, навык в создании композиций с растительными и геометрическими элементами по мотивам росписи....

План- конспект занятия Знакомство с Мезенской росписью

Знакомство с Мезенской росписью. Рисование элементов Мезенской росписи....

Методическая разработка занятия "Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры." для индивидуального дистанционного обучения.

Методическая разработка расчитана на самостоятельное изучение истории развития и особенностей промысла лаковой живописи . Материал представлен ввиде лекции....

Методическая разработка занятия " Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры"для индивидуального дистанционного обучения.

занятие знакомит с историей возникновения промысла лаковой миниатюры и особенностями выполнения.Для самостоятельного изучения в форме лекции....

План-конспект занятия «Знакомство с универсальными компетенциями, где они пригодятся»

Игра в шахматы способствует развитию soft skills, что благотворно влияет на развитие ребенка в целом и в дальнейшем позволит выбрать любую профессию по душе....