План- конспект занятия Знакомство с Пермогорской росписью
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

 Юлия Николаевна Кашина

Знакомство с пермогорской росписью, навык в создании композиций с растительными и геометрическими элементами по мотивам росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока: Знакомство с Пермогорской росписью.

 

Вид занятия:  Урок – путешествие

Тема:  Знакомство с пермогорской росписью.

Цель:  Познакомиться с пермогорской росписью и научиться создавать композиции с растительными и геометрическими элементами по мотивам росписи.

Задачи:

  • Дать представление о богатстве растительных мотивов в пермогорской росписи прялок;
  • Развивать умение творчески стилизовать природные формы, навыки графического письма;
  • Формировать специальные умения и навыки в рисовании кистью элементов пермогорской росписи;
  • Учить детей  воспринимать красоту русского  народного искусства;
  • Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование для учителя:

  • Изображение прялок с росписью пермогорских мастеров;
  • таблицы с поэтапным выполнением растительных мотивов пермогорской росписи.

Оборудование для учащихся:

  • Бумага;
  • Гуашь;
  • Кисть;
  • Палитра;
  • Баночка с водой;
  • Салфетка.

 План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 2 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией пермогорской росписи. Рассказать  об истории народного промысла. Объяснение последовательности росписи. 15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 4 мин.

Ход урока:

  1. Организационный  момент

Дети входят в класс. На учительском столе расположены различные изделия выполненные  пермогорской росписью, книги и фотоальбомы.

Добрый день! Садитесь.

Сегодня я познакомлю вас с искусством Русского Севера с Пермогорской росписью. Вначале я расскажу вам немного истории, затем прорисуем основные элементы этой росписи и приступим к выполнению основного задания композиция по мотивам пермогорской росписи с образом птицы сирина в центре.

  1. Объяснение нового материала (Знакомство)

Представьте себе, что мы отправляемся с вами в путешествие по реке Северная Двина в гости к мастерам Пермогорья. Удивительно своеобразна и красива природа Севера. Село, где живут пермогорские мастера, расположено на высоком берегу Северной Двины, отсюда и название пристани «Пермогорье», что означает «первые по высоте горы». Мастера, которые занимаются пермогорской росписью живут в нескольких деревнях Красноборского района в четырех километрах от пристани «Пермогорье». Предметы, которые украшались пермогорскими мастерами, имели широкий спрос у населения.

Простые крестьяне создавали неповторимую сказку, радующую и согревающую сердце. Все свои изделия мастера изготовляли из липы, осины и бересты.

Пермогорская роспись удивляет нарядностью белого фона, затейливостью композиций и простотой рисунка. Туеса, сундуки и санки, люльки и прялки, чаши покрыты сплошным ковровым радостным узором вперемешку с птицами Сирин, пряхами и единорогами. Возникла роспись, вероятнее всего, в XVIII  веке. Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты – все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами. Особенно это видно на поверхности прялки.

Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далеком, давно забытом  времени. Среди многих работ, падавших на плечи крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще, и уплатить холстом подати. Вот и сидела пряха за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось почти пять месяцев. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.

Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. До наших дней сохранились необыкновенной красоты люльки, хлебные короба, туески (бурачки), братины, блюда и многое другое. Часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели – сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде – большая рыба. Крестьянские семьи были большие, соль дорогая, и ее выносили на праздничный стол в солонице - конике.

 В коробе-хлебнице подавали хлеб к столу, это был своеобразный ритуал, обряд. Выходя замуж, девушка уносила ее как приданое.

С туеском  и набирухой  ходили деревенские ребятишки в лес по грибы да ягоды. В набируху дары леса собирали, а в туесок наливали квас или ключевую воду, которая весь день на солнышке оставалась такой же холодной, как и в самом ручье или ключе.

 Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи. На стенках коробов и колыбелей писали жанровые сценки: семейная трапеза, поездка в возке, бык, единорог, охотник и птицы, ткачиха за станом, пряха за прялкой, швея за швейкой, мальчик на коне, мужчина с котомкой за плечами, мальчик с собакой. Свободное поле заполняли растительным узором, а по ободкам верх и низ расписаны геометрическим орнаментом.

Травы, цветы, кусты и деревья назывались в народе "волосами" земли. Земля же имела в представлении крестьян особую силу, о чем говорит выражение "кормилица - мать сыра земля", термин "сыра" указывает на неразрывную связь с водой. Вода изображалась зубчатой или волнистой линией. Эта традиция прослеживается в искусстве Севера. Причем горизонтальная зубчатая или волнистая линия означала реки и озера, а вертикальная символизировала дождь. Широко представлен в росписях образ "древа" в окружении птиц и животных. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами.

Выделяются три яруса в росписи прялок, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются люди  и животные, в верхнем - птицы. По всей вероятности,  выделенные на прялках ярусы соответствуют трем  мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

Дерево с птицами - "древо жизни" - стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье.

Пермогорская роспись – графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. Расписывали прялки в такой последовательности: сначала наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом или циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.

Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота». Красный преобладал, отчего роспись кажется особенно праздничной и нарядной.

Роспись превращала деревянные предметы в подлинные произведения искусства. Используя всего несколько элементов: бордюры-ленточки, округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушков, птицу Сирии, а также жанровые сценки из повседневной жизни, небогатую палитру - красный, желтый, зеленый цвет и черный контур, гусиное или сорочье перо, пермогорские мастера расписывали предметы быта, которые служили им долгую службу.

  1. Практическая часть

Фронтальная и индивидуальная работа с классом.

Приступаем к практической части. А теперь попробуем сами стать мастерами северной Двины и немного порисуем.

Сначала выполним мини- упражнение основных мотивов росписи. В помощь вам предлагаются  карточки.

Приступаем к созданию эскиза росписи с ленточными орнаментами и растительными мотивами. Намечаем композицию карандашом, раскрашивать начинаем так же с жёлтой краски, потом вводятся красные и зелёные элементы. После просыхания краски обводим маркером. Необходимо сделать напоминание детям, что нужно попытаться скопировать образцы элементов росписи, так как мы учимся сегодня у пермогорских мастеров.

 Итог урока:

Подведем итоги нашего занятия.

-Ребята, с какой росписью мы познакомились?

-Кто расскажет, о возникновении росписи?

- Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке?

-Каковы этапы выполнения пермогорского орнамента?

Ну вот и подошло время прощаться. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство с пермогорской росписью"

Методическая разработка  занятия объединения "Народные промыслы" по знакомству обучающихся с пермогорской росписью...

План- конспект занятия Знакомство с Городецкой росписью

Знакомство с Городецкой росписью. Рисование элементов городецкой росписи....

План- конспект занятия Знакомство с Мезенской росписью

Знакомство с Мезенской росписью. Рисование элементов Мезенской росписи....

План-конспект занятия с УМК «Знакомство с базовыми элементами современного танца с использованием фитнес оборудования: степ-платформы»

Цель: ознакомление с одним из новых направлений современной хореографии – хип-хоп на степ-платформе. Задачи: • образовательные: обучить базовым навыкам и умениям современного танца с использова...

Методическая разработка занятия "Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры." для индивидуального дистанционного обучения.

Методическая разработка расчитана на самостоятельное изучение истории развития и особенностей промысла лаковой живописи . Материал представлен ввиде лекции....

Методическая разработка занятия " Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры"для индивидуального дистанционного обучения.

занятие знакомит с историей возникновения промысла лаковой миниатюры и особенностями выполнения.Для самостоятельного изучения в форме лекции....

План-конспект занятия «Знакомство с универсальными компетенциями, где они пригодятся»

Игра в шахматы способствует развитию soft skills, что благотворно влияет на развитие ребенка в целом и в дальнейшем позволит выбрать любую профессию по душе....