Главные вкладки

    Методическая разработка урока "Здоровье и здоровый образ жизни"
    методическая разработка на тему

    Горшкова Оксана Николаевна

    Конспект урока к курсу "Основы безопасности жизнедеятельности".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok._zdorove_i_zdorovyy_obraz_zhizni.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН УРОКА

    предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

    Тема урока:  Здоровье и здоровый образ жизни

    Тип урока:  Урок изучения  нового учебного материала.

    Цели урока:

    Учебная:  Познакомить учащихся с понятием «здоровье человека», критериями здоровья, факторах, которые влияют на формирование здоровья. Сформировать у учащихся мировоззрение о здоровом образе жизни.

    Воспитательная:  Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

    Развивающая:  Развивать познавательные умения анализировать  и делать выводы. Развивать творческое мышление учащихся.

    Материально-техническое оснащение урока: Плакаты.  Компьютер, проектор, презентация

    Интеграция предмета: Биология.

    ХОД УРОКА

    1.   Организационный момент:

    Сообщение темы и цели урока, ознакомление с кратким содержанием урока.  

      2. Актуализация опорных  знаний и мотивация учебной деятельности:

    Мозговой штурм «Что такое здоровье?».

    На ватмане изображен рисунок солнца. Давайте представим, что это солнышко наше здоровье и на лучах этого солнца запишем ответы на наш вопрос.

    Преподаватель записывает все варианты ответов.

    Затем предлагает определение понятия здоровья Всемирной Организации Охраны Здоровья.

    По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.

     В применение к нам – это умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостояние внешним и внутренним «врагам» и болезням. 

    3.   Изложение нового материала

    Проблемный вопрос.

    1. Какое значение имеет здоровье в жизни человека?
    2. От чего зависит здоровье?

    Лекция с элементами беседы. Презентация

             Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

    Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

    • Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
    • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
    • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

    Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

    •   полное физическое, духовное, умственное и социальное
    благополучие;

    •   нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»;

    •   умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

    •   отсутствие болезни;

    •   способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

    Факторы, влияющие на здоровье.

    Что влияет на здоровье?

    Упражнение  «Факторы, влияющие на здоровье».

    Учащиеся пишут на карточках в виде облаков  факторы, влияющие на здоровье человека, и эти облака затем закрывают Солнце. Какое настроение, когда погода солнечная и теплая? А когда пасмурно? Обсуждение.

    Это влияние выражено двумя группами: внутренними и внешними.

    Внутренние – это влияние наследственности (генетический фактор) – 20%

    Внешние – окружающая среда (20%), деятельность здравоохранения (10%)

    Образ жизни на 50% влияет на наше здоровье! 

    Все будет завесить от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того в каких условиях мы будем им распоряжаться.

    Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

    Факторы внешней среды бывают:

    • физические (давление, излучение, температура);
    • химические (пища, вода, ядовитые вещества);
    • биологические (растения, микроорганизмы, животные);
    • психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

    Здоровый образ жизни — это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

    Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.

    Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодежи.

    Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

    Режим – это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

    Вопрос:  Можно ли  считать здоровый образ жизни «индивидуальной системой поведения»?

    Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда (дом, семья и т. д.) носит индивидуальный характер, значит, система его жизненных установок, и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят; все могут заниматься спортом, но занимается им сравнительно мало людей; все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

    Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.

    Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.

    Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка.

    Вопрос:  Как вы думаете какие факторы мешают заниматься здоровьем?


    4.   Закрепление нового материала:

    Беседа

    • Здоровье –это….
    • Какие бывают виды здоровья?
    • Перечислите основные факторы, которые влияют на здоровье.
    • Какие выводы вы для себя сделали в процессе обсуждения темы сегодняшнего урока?
    • Можно ли заставить человека захотеть быть здоровым?

     5.   Подведение итогов урока:

    Легенда.

    Когда-то в древнем Китае жил очень умный и гордый знатный вельможа. Однажды по всей стране прошел слух, что на границе живет мудрец, самый умный и мудрый на свете. Об этом узнал вельможа. Он очень рассердился: кто может назвать монаха самым умным? Вельможа приказал пригласить этого монаха к себе. Сам же придумал ему загадку: «Я возьму в руки бабочку, и спрячу за спиной, а затем спрошу, что у меня в руках живое или мертвое. Если он скажет, что живое – я раздавлю бабочку. Если скажет мертвое – я раскрою руку и бабочка взлетит». И вот настал день встречи. В зале собралось много людей послушать словесный поединок двух наимудрейших людей. Вельможа сидел на высоком троне и держал бабочку за спиной, с нетерпением ждал монаха. Двери открылись, и в зал вошел небольшого роста худенький человек. Монах поприветствовал вельможу и сказал, что он готов отвечать на его вопросы. И тогда, улыбаясь, вельможа спросил: «Скажи мне, что у меня в руке – живое или мертвое?» Мудрец немного подумал, улыбнулся и ответил: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!». Вельможа растерялся и выпустил бабочку, которая,  почувствовав свободу, радостно махая своими прекрасными крыльями, улетела.

    Уже сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами ответственны за него.

    От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким будешь ты завтра и ты – в будущем.

    Домашнее задание: Составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным; укажите основные причины, отрицательно влияющие на состояние вашего здоровья.

    Преподаватель:  Горшкова Оксана Николаевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Мы за здоровый образ жизни"

    Данное мероприятие посвящено  здоровому образу жизни подростков. Цель данного мероприятия: познакомить подростков с понятием здоровый образ жизни, сформировать представления о себе, своём здоровь...

    Методическая разработка "Мы за здоровый образ жизни"

    Участники волонтёрской бригады "Мы вместе" прзываю вести здоровый образ жизни.Показывают сценку из школьной жизни, которая помогает понять,как равнодушие толкает молодыжлюдей к трагедии....

    Методическая разработка "Беседы о здоровом образе жизни"

    В методической разработке использованы материалы о здоровом образе жизни....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Здоровый образ жизни"

    Методическая разработка на тему "Здоровый образ жизни" содержит подробный план-конспект мероприятия, презентацию...

    Методическая разработка тесты по здоровому образу жизни

    Тест дающий понятие и знание по здоровому образу жизни.И показывающий соотношение естественных процессов человека (прием пищи,сон и т.д)...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Здоровый образ жизни".

    Данное мероприятие посвящено  здоровому образу жизни подростков. Цель данного мероприятия: в игровой форме формировать интерес к здоровому образу жизни и ценностное отношение к собственному ...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Здоровый образ жизни".

    Данное мероприятие посвящено  здоровому образу жизни подростков. Цель данного мероприятия: в игровой форме формировать интерес к здоровому образу жизни и ценностное отношение к собственному ...