программа подростковой школьной бригады "Трудовой десант"
рабочая программа (9 класс) на тему

Завьялова Екатерина Андреевна

В школе-интернате №95 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),  имеющие вторую степень нарушения жизнедеятельности. Целью обучения и воспитания в коррекционной школе-интернате является создание условий для успешной адаптации обучающихся, воспитанников в окружающем социуме и дальнейшей успешной социализации выпускников, в основе которой подразумевается использование юношами и девушками полученных профессионально-трудовых навыков  для решения социально-бытовых задач. 

Обучение профессиональным навыкам завершается в школе-интернате деятельностью школьной трудовой бригады, когда обучающиеся, воспитанники определяются на рабочие места и самостоятельно выполняют положенный им объем работы. Участие педагога  при этом ограничивается контролем и оказанием практической помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 95»

 

Утверждаю:

Директор школы-интерната № 95

                                                                                                                                                  _____________ Гундерчук  Л.А.

«___»_________2012 г

ПРОГРАММА 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ ТРУДОВОЙ БРИГАДЫ

 «Трудовой десант»

Руководители:

Агапов М.Ю.,

Завьялова Е.А.

г.Нижний Новгород

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

В школе-интернате №95 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),  имеющие вторую степень нарушения жизнедеятельности. Целью обучения и воспитания в коррекционной школе-интернате является создание условий для успешной адаптации обучающихся, воспитанников в окружающем социуме и дальнейшей успешной социализации выпускников, в основе которой подразумевается использование юношами и девушками полученных профессионально-трудовых навыков  для решения социально-бытовых задач.

Одним из важных средств коррекции недостатков психофизического развития личности детей с ОВЗ является труд. Одной из форм социальной адаптации, а затем и частичной реабилитации является трудотерапия – то есть использование процедур, связанных с трудовой деятельностью, для формирования у обучающихся, воспитанников  знаний и умений,  которые в обычной социокультурной ситуации позволяют им компенсировать дефект.

Поэтому особое значение придается подготовке подростков с ОВЗ к трудовой деятельности. Эта задача решается путем воспитания у обучающихся, воспитанников общей готовности к труду и получения ими профессионально-трудовых знаний и навыков. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребенка с ОВЗ и нравственного его воспитания, что позволяет выпускникам школы-интерната включиться непосредственно в производительный труд и успешно адаптироваться в современном обществе.

Обучение профессиональным навыкам завершается в школе-интернате деятельностью школьной трудовой бригады, когда обучающиеся, воспитанники определяются на рабочие места и самостоятельно выполняют положенный им объем работы. Участие педагога  при этом ограничивается контролем и оказанием практической помощи.

Таким образом, актуальность программы организации деятельности школьной трудовой бригады обусловлена необходимостью  закрепления профессионально-трудовых умений и навыков у обучающихся, воспитанников, полученных ими ранее в урочной и внеурочной деятельности. В то же время значимым является то, что деятельность в рамках школьной трудовой бригады открывает подросткам с ОВЗ возможность осмысления собственного существования в окружающем социуме, задаёт ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление и готовность взять на себя посильную ответственность за себя и близки, занять активную позицию в современном обществе.

Особенность программы в повышенном спросе среди подростков с ОВЗ и их родителей на организованный  посильный труд.  

Цель:

- создание  условий для пропедевтической  трудовой деятельности  подростков с ОВЗ;

- материальная поддержка социально незащищённых семей обучающихся, воспитанников.

Задачи:

  1. развитие социально-трудовой компетентности подростков с ОВЗ;
  2. развитие умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешной интеграции выпускника во взрослое общество;
  3. развитие социальной активности с целью социальной адаптации обучающихся, воспитанников с ОВЗ через использование принципов и форм работы школьной системы соуправления «Радуга»;
  4. осознание обучающимися, воспитанниками своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;
  5. профориентация в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся, воспитанников;
  6. формирование положительного, сознательного отношения к трудовой деятельности, потребности в труде;
  7. приучение обучающихся, воспитанников к трудовой дисциплине;
  8. воспитание ответственности за исполняемые обязанности;
  9. воспитание бережного  отношения  к личной и общественной собственности;
  10. воспитание ответственного отношения к заработанным деньгам;
  11. обеспечение систематического контроля за  занятостью подростков, склонных к  социально-опасному поведению, со стороны педагогических работников;
  12. вовлечение подростков, находящихся в социально-опасном положении в организованные формы труда;
  13. содействие индивидуальному трудоустройству подростков, особенно находящихся в социально-опасном положении.

Формы работы:

- трудовая деятельность в трудовой бригаде;

- проектная деятельность.

Предполагаемый результат:

  • обучающиеся, воспитанники  приобретут практические навыки труда,  реализуют свои материальные  потребности  через  трудовую социально-значимую деятельность;
  • укрепление здоровья обучающихся, воспитанников;
  • создание на пришкольной территории  цветника;
  • благоустройство пришкольной территории;
  • изготовление песочницы для игр обучающихся, воспитанников младшего возраста;
  • дизайнерское оформление места для игр обучающихся, воспитанников младшего возраста;
  • оказание посильной помощи в  общественных  работах по благоустройству школьных помещений;
  • создание условий для развития жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников  через использование основных форм ученического соуправления.

Организация  трудоустройства обучающихся, воспитанников  в каникулярное время.

Система мероприятий программы.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

Совместно  со службой занятости формирование  бригады с учетом возможностей центра занятости населения.

май.

Руководитель бригады

2.

Определение видов и фронта работ, необходимых для выполнения с учетом возможностей обучающихся, воспитанников.

май

Директор школы, заместитель директора по АХР, руководитель бригады

3.

Заключение договоров с центром занятости населения.

май

Директор школы, руководитель бригады

4.

Проведение инструктажа по технике безопасности при проведении  работ по благоустройству пришкольной территории.

июнь

Руководитель работ

5.

Проведение  работ по благоустройству пришкольной территории обучающимися, воспитанниками.

июнь

Руководитель работ

6.

Оформление документации, получение материальной помощи обучающимися, воспитанниками.

июнь, по  мере поступления средств

Руководитель работ.

Осуществление мероприятий по реализации положений Федерального закона № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Обеспечение систематического контроля за  занятостью подросткам, склонным к  социально-опасному поведению, со стороны педагогических работников.

Постоянно, в течение лета.

2.

Вовлечение подростков, находящихся в социально-опасном положении в организованные формы труда и отдыха.

Ежегодно

май-август

3.

Содействие индивидуальному трудоустройству подростков, особенно находящихся в социально-опасном положении

Ежегодно

май-август

Кадровое обеспечение программы.

Должность

Кол-во человек

Ф.И.О. работника

Руководитель трудовой бригады

1

Агапов М.Ю.

Руководитель трудовой бригады

1

Завьялова Е.А.

Педагог-психолог

1

Ларионова С.А.

Врач-психиатр

1

Федюшкина Л.М.

Врач-педиатр

1

Коршунова Н.А.

Медсестра

1

Воронцова Л.Н.

Инструктор по физической культуре

1

Лескин В.Н.

Библиотекарь

1

Куликова О.В.

Педагог дополнительного образования

3

Сизов А.П.

Исаева Л.А.

Орлова Н.И.

Педагоги-воспитатели

8

Никулина И.В.

Платонова Т.Г.

Барабанов Ю.И.

Горбатенко Т.А.

Халитова Д.Г.

Завьялов С.Э.

Сизов А.П.

Катаева В.К.

Осуществление мероприятий по реализации положений Федерального закона № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

1

Социальный педагог

Свешникова Т.В.

Охват обучающихся, воспитанников  данной программой.

Ф.И.О.

Дата рождения

1

Аббасова Гюльмира Халик Кызы

16.07.96

2

Аврамцева Татьяна Алексеевна

18.08.96

3

Дзюба Алексей Владимирович

19.07.95

4

Евстифеев Дмитрий Олегович

22.02.97

5

Жуков Сергей Сергеевич

01.07.96

6

Зыков Алексей Евгеньевич

14.04.97

7

Земсков Иван Александрович

17.12.96

8

Казначеева Ксения Андреевна

28.07.95

9

Карачарова Юлия Николаевна

11.10.94

10

Карпов Дмитрий Олегович

08.02.97

11

Копаев Алексей Валерьевич

13.10.95

12

Копаев Сергей Валерьевич

13.10.95

13

Курышов Алексей Юрьевич

31.03.96

14

Пируева  Мария Сергеевна

04.11.96

15

Рысева Анна Владимировна

04.01.95

16

Сафиуллин Салават Рафаилович

01.12.95

17

Тепсаев Рафаэль Шунурович

26.11.96

18

Тулунин

Александр Валерьевич

05.02.96

19

Тюрин Александр Юрьевич

06.08.96

20

Чечурина Анастасия Викторовна

31.08.96

Трудовые объекты:

  • Учебные  кабинеты  школы-интерната.
  • Швейные  мастерские.
  • Столярные  мастерские.  
  • Слесарные  мастерские.
  • Спортивный  зал.
  • Пришкольная территория  школы-интерната.
  • Клумбы  на  территории   школы-интерната.
  • Памятник  чернобыльцам.

Перечень работ

для выполнения участниками трудовой бригады «Трудовой десант» школы-интерната № 95 в июне 2012 года

Наименование работ

Количество

1

Ремонт школьной мебели

50 парт, 100 стульев

2

Ремонт спецодежды для интерната

20 халатов, 20 курток

3

Ремонт постельного белья для интерната

20 комплектов

4

Ремонт и изготовление дидактических пособий для кабинетов биологии и ОБЖ

5

Шефство над памятником Чернобыльцам:

 – прополка цветов,
полив цветов, уход за цветами.

6

Генеральная уборка кабинетов

20 кабинетов

7

Подготовка спортивного зала к ремонту:

Уборка спортивного инвентаря

- снятие защитных сеток

- генеральная уборка зала

65м2

8

Уборка в помещении в раздевалке

42м2

9

Подготовка грунта под посадку цветов

70м2

10

Посадка цветов

70м2

11

Уход за цветами на территории и в кабинетах

12

Регулярная уборка школьной территории:

- очистка территории от мусора,

- погрузка и вывоз мусора,

- кронирование кустарников,

- окапывание деревьев,

- побелка деревьев.

13

Участие в ремонте кабинетов:

- подготовка окон к покраске

- подготовка пола к покраске

- освобождение кабинетов от мебели

- расстановка мебели

15 кабинетов

14

Создание  и оформление детской площадки для летнего  оздоровительного лагеря школы-интерната № 95 (проектная деятельность):

- покраска ворот, забора, бордюров,

- покраска спортивной площадки,

- изготовление и установка детской песочницы,

- изготовление  и установка декоративных фанерных фигур животных,

- изготовление и установка декоративной мельницы.

15

Изготовление и установка мобильного стенда «Методическая работа».

1

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1.

Эмблема

трудовой бригады

«Трудовой десант»

Приложение №2

Наш десант готов помочь,

Мы – с умелыми руками!

Пусть бегут проблемы прочь,

Жизнь свою построим сами!