Рабочая программа по учебному предмету "Современный танец"
рабочая программа на тему

программа рассчитана на 4 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл современный танец36.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

                Модерн-джаз танец – это своеобразный пласт в искусстве танца, не похожий не на классический балет, не на бальные танцы. Как и все эти направления, он обладает своей неповторимой спецификой, изяществом энергетикой.  

                Анализируя любую систему танца (классический, народный, историко-бытовой, бальные танцы), мы можем выделить кодифицированный набор движений, па, которые свойственны только этой системе танца. Когда же речь заходит о современном танце, то зачастую анализ языка движений  и лексического модуля заменяется рассуждениями о современности темы произведения, современности звучания музыки, современности героев произведения.

                В начале 20 века возник новый язык движений, новая хореография, которая получила название ТАНЕЦ МОДЕРН. Параллельно шло развитие ДЖАЗОВОГО ТАНЦА как определенная самобытная танцевальная техника. В 70-ых годах 20 века возникли танцевальные техники, в которых органически соединились элементы танца модерн и джазового танца, а также классического балета и других направлений хореографии.

                Применение джазового танца в настоящее время достаточно многообразно: театральная практика, варьете и эстрада, кино и шоу-бизнес. Модерн-джаз танец органически соединяет движения характерные для танцевальных систем – антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический балет. Именно эта «всеядность» позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для модерн-джаз танца.

                Настоящая программа составлена традиционно: содержит перечень

разучиваемых движений и танцевальных комбинаций.

 

                 

 ЦЕЛЬ. Освоение особенностей происхождения модерн-джаз танца. Ознакомление с основами модерн-джаз танца ( характером и особенностями). Развитие техники и манеры исполнения джазового танца. Воспитание музыкальности, культуры и поведения в обществе.

ЗАДАЧИ. Овладение определенным запасом знаний, умений и навыков джазового танца. Познакомить учащихся с танцевальной техникой модерн-джаз танца. Соблюдать системность в процессе обучения (от простого к сложному). Учитывать возрастные особенности учащихся. Развивать общий эмоциональный фон учащихся, свободное общение, уверенность, силу духа.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.

 

1.  Теоретическая работа.

Наряду с практическими знаниями с первого курса даются и теоретические знания о истории развития современных направлений танца, о основных техниках танца модерн.

2.  Практическая  работа.

Занятия  строятся  с  учетом  целей  и  задач  данного  курса  и  с  учетом  возрастных особенностей детей каждого класса.

УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ.

 

 Сроки реализации.

Курс джазового танца для хореографических отделений детских школ искусств, с пятилетним и семилетним сроком обучения, рассчитан на 4 года (второй-пятый; четвертый-седьмой классы).  

 

Форма обучения.

Основными формами работы являются: групповые занятия.  

Методические приемы:  

А) При организации образовательного процесса используются методы: наблюдение, убеждения, стимулирования, создание ситуации успеха для каждого ребенка.  

Б) Основой для совершенствования движений и воспитанию у детей необходимых двигательных навыков является воздействие музыки. Подбор музыкального материала для ведения танцевальных занятий играет большую роль.  

В) Словесное объяснение используется на занятиях и включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.

Г) Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений.

Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.

Рекомендуемое количество учащихся в группе 10 – 15 человек.

Занятия проходят по1 часу в неделю (34 часа в год на один класс).

 

Материально-технические условия.

для успешной реализации программы необходимо:  

– просторный кабинет с зеркалами во весь рост;

– музыкальный центр;  

– музыкальные диски;

– танцевальная обувь;

– танцевальная форма;

     

 Формы контроля

Контрольные уроки по джазовому танцу проводятся в конце каждого учебного полугодия года, учащиеся показывают знания, полученные в процессе обучения согласно требованиям программы.  

Формы контроля: контрольный урок.

      Ожидаемый результат.

Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы. Основной показатель работы - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся каждого класса:

-физическое развитие;

-техническое развитие (технически правильно выполнять движения, танцы);

-теоретическое развитие (знание теории);

-музыкальное развитие;

-эстетическое развитие.

Учебно- тематический план

Форма работы

Тема

Кол-во часов

2класс;

4класс

1. Теоретическая работа

2. Практическая работа

Беседы, просмотр видеофильмов;

Разминка, изучение танцевального материала

34

3класс;

5класс

1. Теоретическая работа

2. Практическая работа

Беседы, просмотр видеофильмов;

Разминка, изучение танцевального материала

34

4класс;

6класс

1. Теоретическая работа

2. Практическая работа

Беседы, просмотр видеофильмов;

Разминка, изучение танцевального материала

34

5класс;

7класс

1. Теоретическая работа

2. Практическая работа

Беседы, просмотр видеофильмов;

Разминка, изучение танцевального материала

34

ЭЛЕМЕНТЫ ДЖАЗ ТАНЦА И СОВРЕМЕННЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ

СТИЛЕЙ.

                В уроке джаз танца нет такой определенной последовательности упражнений, как в классическом танце. Каждый педагог является самоценной творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приемов.

Основные принципы техники джаз танца.

1.  Использование в танце позы коллапса.

2.  Активное передвижение исполнителя в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали.

3.  Изолированные движения различных частей тела.

4.  Использование ритмически сложных и синкопированных движений.

5.  Полиритмия танца.

6.  Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.

7.  Индивидуальные импровизации в общем танце.

8.  Функционализм танца.

                                             Основные разделы урока.

1.  Разогрев.

2.  Изоляция.

3.  Партер.

4.  Адажио.

5.  Кросс (шаги, прыжки, вращения)

6.  Комбинация.

 

              Занятия джаз танцем начинают с освоения изолированных движений, после чего переходят к их координации. Постепенно в урок вводятся танцевальные комбинации.

 

1-ый год обучения

(2 класс; 4 класс)

Задачи:

  движения изолированных центров;  

  взаимосвязь дыхания и движения (contraction, release);

  упражнения stretch-характера;

  развитие грудной клетки, тазобедренного сустава, коленного сустава, голеностопа.

Упражнения на середине зала. Изоляция.

Вводный урок.

Основные позиции ног в джаз танце.

Основные позиции рук в джаз танце.

Изолированная работа головы в положении стоя (наклоны вперед и назад, наклоны вправо и влево, повороты вправо и влево,  zundari вперед, назад, из стороны в сторону).

Изолированная работа плеч в положении стоя (вверх – вниз, вперед – назад).

Изолированная работа рук в положении стоя (кисти, от локтя, от плеча).

Изолированная работа грудной клетки в положении стоя (из стороны в сторону, вперед – назад).

Изолированная работа бедер (пелвис) в положении стоя (вперед – назад, из стороны в сторону).

Изолированная работа ног, стоп в положении стоя (стопа --flex и point, prance, pas tortilla, catch step; от колена).

 

Упражнения в партере.

Современный танец, использует сценическое пространство не только по вертикали, но и по горизонтали. Движения исполнителя на полу – существенная часть хореографии. В уроке этот раздел несет очень важные функции.

В партере может происходить:

 разогрев;

упражнения на изоляцию;

упражнения stretch – характера;

упражнения для развития подвижности позвоночника;

дополнительный тренаж на координацию и ориентацию в пространстве.

Наиболее  распространенные варианты уровней.

Стоя:

  верхний уровень (на полупальцах);

  средний уровень (на всей стопе);

  нижний уровень (колени согнуты).

      «На четвереньках»:

  опора на руках и коленях;

  одна или две ноги вытянуты назад при опоре на руки;

  одна нога открыта  в сторону или назад при опоре на руках и колене.

На коленях:

  стоя на двух коленях;

  стоя на одном колене, другая нога открыта на пол в любом направлении.

Сидя:

  frog position («лягушка»- колени согнуты, стопы вместе);

  первая позиция (ноги вместе, вытянуты вперед);

  вторая позиция (ноги разведены в стороны);

  третья позиция (положение «swastika», но столпы плотно прижаты к ягодицам);

  четвертая позиция  или «swastika»;

  пятая позиция (ноги согнуты в коленях, щиколотки скрещены);

  колени согнуты и соединены вместе  (стопы стоят на полу параллельно);

  соссух - позиция: ноги вместе, колени согнуты, голени в воздухе и параллельны

полу;

  джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута);

   сидя на одном бедре (колено опорной ноги согнуто, на ней тяжесть корпуса,

свободная нога открыта назад или в сторону);

  crossed swastika (скрещенная свастика).

      Лежа:

  на спине;

  на животе;

  на боку.

Упражнения в партере на изоляцию.

Изоляция головы (может исполняться во всех уровнях).  

Изоляция плеч (исполняется в позициях «сидя»)

Изоляция грудной клетки.

Изоляция таза (в положении «стоя на четвереньках» и в положении «стоя на коленях»).

Изоляция рук.

Изоляция ног.

Упражнения stretch-характера (растяжка).

Поочередная работа стоп со сменой положения (flex, point): П.Н – flex, Л.Н. – point и наоборот.

Упражнения для развития подвижности позвоночника.

Наклоны торсом вперед в «frog» позиции.

Фиксируемые наклоны торса к ногам в первой позиции сидя.

Фиксируемые наклоны торса к ногам во второй позиции сидя.

Выходы на маленькие мостики.

Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release, high release.

Адажио.

Отработка устойчивости (апломба) и развитие высоты подъема ноги.

 Battement releve lent и Battement developpe.

Передвижение (cross).

 Шаги: flat step.

 Grand battement.

 Прыжки: с двух ног на две(jump).

  Temps sauté.

  Temps sauté по точкам.

  Temps sauté в комбинациях с правой и левой ног по точкам.

 Вращения: повороты на двух ногах.  

 Просмотр видеоматериала.

 

Ожидаемый результат.

 

Ожидаемый результат на данном этапе освоения программы - правильное выполнение

программных требований по уровню подготовленности учащихся: движения  изолированных центров; взаимосвязь дыхания и движения; упражнения stretch-характера; подвижность грудной клетки, тазобедренного, коленного суставов, голеностопа.

 

 

2-ой год обучения

(третий класс; пятый класс)

 

Задачи:

  Развитие подвижности позвоночника.  

  Проучивание flat back вперед.

  Проучивание roll down и roll up.

  Квадрат и крест в разделе изоляция.

  Акробатические элементы (колесо, большой мостик, кувырки, перекаты).

Упражнения на середине зала.

В разделе изоляция проучиваем новое понятие – крест.

В разделе изоляция проучиваем новое понятие – квадрат.

В разделе изоляция проучиваем новое понятие – круг.

В разделе изоляция проучиваем новое понятие – полукруг.

В разделе изоляция проучиваем новое понятие – восьмерка.

Использование разно ритмических музыкальных произведений при исполнении движений.

Demi и grand-plie: 1. По параллельным и выворотным позициям.  

                                2. Перевод стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и, наоборот, во время исполнения demi и grand-plie.

                                3. Изменение динамики исполнения: быстро, медленно.        

                                4. Соединение с releve.

Battement tendu: 1.Исполнение по параллельным позициям.

                            2.Перевод из параллельного  в выворотное и наоборот

                            3.Исполнение с сокращенной стопой(flex).

Rond de jambe par terre: 1.Исполнение по параллельным позициям.

                                         2.Исполнение формы из урока народно-сценического танца.

Battement fondu: по параллельным позициям.

Battement frappe: по параллельным позициям.

Упражнения для развития подвижности позвоночника.

Проучивание flat back вперед из положения стоя.

Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release, с добавлением работы

рук в положении стоя.

Изучение curve, arch,  

Проучивание roll down и roll up.

Изучение side stretch.

 

Упражнения в партере.

Проучивание batman tendus jete вперед с сокращенной ногой от колена, в положении лежа.

Contraction, release на четвереньках.

Body roll в положении круазе сидя.  

Подъем ног на 90 градусов из положения, лежа (стопы – point).

Grand batman вперед, из положения, лежа на спине.

Grand batman в сторону из положения, лежа на боку.

Grand batman в сторону, назад из положения, стоя на четвереньках.

 

Упражнения stretch-характера (растяжка). 

Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону (вторая

джазовая позиция ног в партере).

Растяжки из положения сидя, включая поясничную работу мышц.

Упражнения stretch-характера из положения frog-position с использованием рук.

Введение элементарных акробатических элементов: выход на большой мостик из положения стоя; стойка на лопатках «березка»; кувырки вперед, назад; перекаты.

 

Адажио.

Flex стопы и колена.

Добавления движений корпуса наклонов, спиралей торса, сontraction, release.

 

Передвижение (cross).

Шаги: tap step;

            camel walk;

            sugar leg.

Grand battement на полупальцах.  

      Прыжки: с одной ноги на другую с продвижением (leap).

      Вращения: повороты на одной ноге.

Комбинация.

Последним разделом урока джаз танца является танцевальная комбинация, которая может включать в себя движения из всех разделов урока.

Импровизация как раздел урока в джаз-танце.

 

Ожидаемый результат.

Технически грамотное выполнение следующих движений: body roll, flat back вперед, выход на большой мостик из положения стоя. Стойка на лопатках «березка», кувырки вперед, назад, перекаты. Умение исполнять простейшие комбинации на изученном материале.

 

3-ий год обучения

(четвертый класс; шестой класс)

 

Задачи:

  Работа у станка.

  Координация рук в изучении положения flat back.

  Изучение deep body bend.

  Изучение twist торса.

  Body roll.

Упражнения у станка.

  Разогрев у станка.

  Demi plie по второй, четвертой, шестой позициям.

  Grand plie по второй, четвертой, шестой позициям.

  Battement tendus вперед, в сторону, назад.

  Battement tendu jete по всем направлениям.

  Rond de jambe par terre еn dehor u еn dedane.

  Battement fondu с сокращенной стопой, по параллельным позициям.

  Battement frappe.

  Battement developpe, battement releve lent

  Grand battement jete.

Упражнения stretch-характера (растяжка) у станка.

 

Упражнение на середине зала.  

  Соединение движений нескольких центров, т.е. координация.

  Battement tendu с использованием brash.

  Подготовка к пируэтам.

Упражнения для развития подвижности позвоночника.

  Flat back в сторону.

  Flat back вперед в сочетании с работой рук.

  Изучение deep body bend.

  Изучение hingе-позиции.

  Изучение twist торса.

  Body roll (волны).

  Tilt.

 

Адажио.  

  Отработка вращений в позах.

  Комбинации с использованием tour lent  и других видов партерных туров, fouette en

tournante u pirouettes.

 

Кросс.

Шаги:

  Проучивание шага flat step в чистом виде

  Flat step в plie.

  Pas chasse.

  Pas de bourree.

  Step ball change.

  Изучение kick.

Grand battement на шагах square (шаги на demi-plie по квадрату).

Прыжки: c одной ноги на ту же ногу(hop).

Вращения: повороты по кругу вокруг воображаемой оси.

Комбинация.

Импровизация. Составление танцевальных этюдов учащимися на основе проученных движений.  

 

Ожидаемый результат.

Работа у станка. Flat back с работой рук. Составление танцевальных этюдов.  

 

 

4-ый год обучения

(пятый класс; седьмой класс)

Задачи:

  Соединение движений одного центра с шагами.

  Трехшаговые повороты.

  Пируэты.

  Овладение системой растяжки stretch.

  Овладение характером и особенностями классического, традиционного джаза.

  Вращения, кросс.

Упражнения у станка.

Demi и grand plie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и

наоборот.  

Demi и grand plie в сочетании с releve.

Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот.

Battement tendu с использованием brash.

Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска.

Battement tendu jete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот.  

Battement tendu jete с использованием brash.

Battement tendu jete с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или

Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 45 градусов.

Rond de jambe par terre с подъемом на 90 градусов.

Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска.

Grand battman jete по всем направлениям через developpes.

Арабески.

Упражнения stretch-характера (растяжка) Овладение системой растяжки stretch.  

Овладение характером и особенностями классического, традиционного джаза.

Упражнения для развития подвижности позвоночника.

Торсовая работа корпуса twist, twill на закрепление мышечных ощущений спины и бока.  

Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, high release, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а так же с поворотами на одной ноге.

Проработка стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях «джаз», маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д.

Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (twist, спиралей, contraction, release), падения и подъемы, а так же переходы из уровня в уровень.

Упражнение на середине зала.  

Упражнения свингового характера.

 Упражнения на смену уровней.

Упражнения для расслабления позвоночника.

 Проработка движений: drop u swing roll down u roll up.

Изоляция: полиритмия и полицентрия. Движения трех четырех и более центров

одновременно в различных ритмических рисунках и оппозиционном направлении.

Адажио.  

  Отработка пространственного расположения.  

  Комбинации с использованием различных ракурсов, изменением уровня,

перемещением по пространству класса.

Кросс.

 Шаги:

Трехшаговый поворот по прямой.

Трехшаговый поворот с пируэтом по прямой.

Трехшаговый поворот с пируэтом по диагонали.

Flat step в сочетании с работой плеч.

Flat step в сочетании с «восьмеркой» тазом.

Grand batman с двумя шагами по диагонали.

Шаги с координацией трех, четырех и более центров.

Шаги с использованием contraction, release, сменой направлений в комбинации шагов.

 

Прыжки:  

  Сиссон ферме по всем направлениям.

  Сиссон уверт по всем направлениям.  

  Па эшапе с поворотом.

  Па шассе как подготовка к большим прыжкам.

  Соединение шагов, прыжков в вращении в единые комбинации.

Вращения:

Пируэты на 360 градусов со 2 позиции.

Пируэты на 360 градусов с 4 позиции.

Штопорные вращения.

Пируэт в позах (efacce, croisee).  

Повороты на различных уровнях.

 

Комбинация.

Все упражнения разложены на четко ритмическом рисунке, использованы синкопы, смещенный ритм, свойственный джазовому танцу. Проучивание танцевальных этюдов на основе изученных движений. Комбинации с использованием ранее изученного материала в сочетании с падениями и подъемами, использованием различных ракурсов, изменениями уровня, перемещением по пространству класса.

Импровизация.

 

 

Ожидаемый результат.

Грамотное исполнение пируэтов, трехшаговых поворотов. Умение соединять движения одного центра с шагами. Работа у станка. Правильное исполнение следующих движений: штопорные вращения, deep body bend, side stretch. Grand batman jete, сиссон ферме, сиссон уверт.

По завершению учебного процесса в седьмом классе дети должны владеть всем проученным материалом. Уметь работать одновременно двумя, тремя и более центами, выполнять вращения, шаги и прыжки по диагонали. Владеть stretch – скручиванием и раскручиванием корпуса.

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. Москва

ИД «Один из лучших» 2006г.

2.Смирнов И.В. Композиция и постановка танца. Программа для институтов культуры

М.,1973г.

3. Сидоров В. Современный танец. М., Первина, 1922г.

4. Фокин М. Против течения. Л.-М., Искусство, 1962г.