Методика проведения конкурса "Мама, папа и я - читающая семья"
методическая разработка на тему

В работе приводится два варианта конкурса для детей младших классов и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_bibliobraz_2.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 96

Конкурс: БиблиОбраз

Номинация: Творчество

Тема: Методика проведения конкурса

«Мама, папа и я – читающая семья»

г. Челябинск

Информационная справка:

Количество учащихся школы – 753 чел.

Число читателей в библиотеке – 893чел.

Фонд библиотеки:

    Основной фонд – 14.222 экз.

    В т.ч. документы на нетрадиционных носителях – 247 экз.

    Фонд учебной литературы – 12.539 экз.

    Фонд документов на немецком и английском языках – 6.897 экз.

    Обращаемость основного фонда – 0,83

Штат библиотеки:

          Зав. библиотекой – Савиновских Иннеса Юрьевна

                                           1963 г.р.

                                           образование – высшее специальное

                                           общий библиотечный стаж работы – 27 лет

                                           стаж работы в школьной библиотеке – 12 лет

           библиотекарь -      Борисенко Светлана Владимировна

                                           1965 г.р.

                                           образование – высшее специальное

                                           общий библиотечный стаж – 24 года

             стаж работы в школьной библиотеке – 10 лет  

Задачи школьной библиотеки в рамках программы поддержки чтения:

    - продвижение и поддержка чтения детей и семей в новом технологическом  веке;

    - отбор, оценка и, рекомендация лучших книг для детей и родителей;

    - воспитание любви к чтению.

Актуальность выбранной модели:

Нельзя воспитать читателя только на обязательной программе чтения в школе, без досугового чтения ребёнок не становится человеком читающим. Если же он не стал активным читателем к 12 годам, то полностью восполнить этот пробел практически невозможно. Создание «читающей среды» поможет воспитать читателя, привить школьнику любовь к книге, воспитать хороший вкус.

Формы работы с читателями:

    - индивидуальные:  беседы различного характера, информирование,   консультации;

    -    групповые и массовые:

          книжные выставки (как на русском, так и на немецком языке): тематические,                новых поступлений, в помощь учебному процессу, выставка одной книги;

        обсуждение книг;

        беседы;

        библиографические и тематические обзоры;

        премьера книги;

        читательские конференции;

        литературно-музыкальные вечера;

        экскурсии, заочные видео-экскурсии;

        викторины, игры-путешествия, конкурсы;

        «Клуб интересных встреч»;

        библиотечно-библиографические уроки;

        предметные недели.

Широта охвата читательской аудитории:

Учащиеся школы – 100%

Педагогический коллектив, в т.ч. педагоги дополнительного образования – 100%

Родители

Жители Металлургического района (читатели центра немецкой книги)

Визитная карточка библиотеки:

 Под библиотеку отведены просторные и светлые помещения. Четыре зоны библиотеки оборудованы новой мебелью, автоматизированным рабочим местом (АРМ), теле-видео-DVD аппаратурой:

- абонемент (кафедра выдачи литературы, выставочные стеллажи, зона              отдыха и психологической разгрузки);

- фондохранилище;

- читальный зал (30 рабочих мест).

 Фонд немецкоязычной учебной, методической, научно-популярной, художественной литературы пополняется за счёт благотворительных организаций Германии (VDA, Гёте-института, ГТЦ) и школы побратима г. Випперфюрта.

 В библиотеке ведутся следующие картотеки и каталоги:

- алфавитный каталог;

     - систематическая картотека статей;

     - картотека литературы на немецком языке;

     - картотека ЦОРов;

- картотека сценариев;

- краеведческая картотека.

Услуги, оказываемые библиотекой:

        - обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале, в центре немецкой книги;

        -оказание справочно-библиографической помощи:

        1. выполнение тематических справок;

        2. тематический подбор литературы;

        3. составление информационных списков поступившей литературы;

        4. проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций;

        5. индивидуальное информирование читателей на основе диагностирования запросов;

        - обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;

        -оформление книжных выставок;

        -проведение массовых мероприятий по плану работы библиотеки и школы (формы и методы работы нашей школьной библиотеки разнообразны: это и викторины, и литературно-музыкальные праздники, и заочные видео-экскурсии, и конкурсы и т.д.).

В школьной библиотеке гимназии №96 всегда ставились цели воспитания бережного отношения к книге, формирования информационно-библиотечной культуры, развитие познавательной активности, самостоятельности и ответственности, воспитания стремления к здоровому образу жизни, формирования творческого отношения к делу и др.

Для достижения этих целей библиотекарями составлена «Программа по информационной культуре», которая содержит учебный план проведения занятий и программу для младших и средних школьников, материалы в помощь преподавателю для подготовки и проведения отдельных библиотечных уроков.

Формы и методы массовой работы нашей школьной библиотеки разнообразны: это и викторины, и обзоры, и презентации, и конкурсы и т.д.

Традиционно успешно проходит в библиотеке «Посвящение в читатели» учащихся 1-х классов, «Неделя Детской Книги». Большим вниманием пользуются мероприятия о знаменательных и памятных датах,  беседы о писателях-юбилярах и викторины по литературным произведениям. Ребята активно участвуют в подготовке мероприятия и в его проведении. В конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья» принимают участие и родители. Таким образом, дети видят заинтересованность родителей в чтении и книге, а это особенно ценно. Каждый месяц библиотекари планируют 5-7 книжных выставок и делают их обзор. Например, были подготовлены и проведены:

  • «Урок, посвященный Дню Победы» - рассказ о Блокадном Ленинграде, о его жителях, о хлебной пайке. Для наглядного примера взяли кирпичик хлеба и на глазах у детей отрезали хлебный паек на день. Надо была видеть глаза детей. Мы смогли разбудить, потрясти, заставить почувствовать чужую боль как свою.
  • Экологическая игра «Я хочу дружить с природой» учит ребят быть благодарным и добрым хозяином – относиться к природе бережно, лечить нанесённые ей раны, возвращать ей первозданный облик. Чтобы быть хозяином, надо знать родной край.
  • Одна из любимых форм работы с детьми «Беседа по творчеству писателя». В конце беседы обязательный элемент – викторина. Ребята творчески подходят к викторине: это и сценки из прочитанных произведений, и составление кроссвордов.
  • Конкурс «Мама, папа и я – читающая семья – это новая и перспективная форма работы в нашей библиотеке, которая объединяет детей и родителей. Конкурс включает в себя задания на сообразительность, на знание текста, песен из мультфильмов. Большой интерес вызывает у болельщиков домашнее задание команд: родители с детьми разыгрывают сценку из художественного произведения.

Всё это помогает формировать устойчивый читательский интерес.

Школьная библиотека сохранила традицию воспитания культуры чтения, навыков работы с книгой. Для этого проводятся специальные занятия во всех классах, начиная с первого.

Летнее трудовое объединение «Помощники библиотеки» помогает укрепить позитивный образ школьной библиотеки, как   центра детского чтения и детской книги. Ребята помогают расставлять учебный фонд, отбирать устаревшие и ветхие книги на списание и реставрацию, обрабатывают новые учебники. В библиотеке созданы условия для творческого развития и самовыражения читателей.

Администрация гимназии также заинтересована в повышении внимания семьи к чтению. Было проведено общешкольное родительское собрание, где затронули вопрос чтения и любви к книге. Родители согласились, что только читающий ребёнок может всесторонне развиваться и успешно учиться.

Таким образом, в библиотеке создана программа поддержки чтения, выстроена система действий, влияющих на развитие интереса к чтению.

Методика проведения конкурса

«Мама, папа и я – читающая семья».

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко воспитать увлечённого читателя. Ситуация бурного развития телевизионных каналов, радиостанций, огромное количество разнообразной периодики, Интернета, с одной стороны, и снижение качества книжной продукции для детей, её содержательной составляющей, с другой стороны, ведут к тому, что уходит чтение вдумчивое, больших форм. Уходит, прежде всего, чтение романов. Чтение с погружением. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.И. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источнике дальнейшего развития.

Велика помощь библиотеки  в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Часто ли сегодня среднестатистический российский ребёнок видит своих родителей с книгой в руках? Во многих семьях забыта традиция чтения сказок на ночь. Тем не менее, именно в раннем детстве тайна чтения открывается как никогда.  Тайна языка, тайна превращения букв в звуки – всё это чувствуется детьми совершенно по-иному. Мир для них полон чудес и всё им интересно. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Понимая значимость вышеизложенного, мы в школьной библиотеке проводим конкурс «Мама, папа и я – читающая семья».

Цель конкурса: привлечь младших школьников к книге, чтению.

Задачи:

- пробудить интерес  к чтению;

- привлечь к совместной работе родителей;

В конкурсе участвуют 2 семьи (3-4 человека) из одного или разных классов и группы поддержки из этих классов. В конкурсе есть вопросы для болельщиков.

При подготовке командам предлагается инсценировать отрывки из сказок, прочесть книги сказок. В библиотеке устраиваются выставки книг на заданную тему и выставки рисунков. Библиотекарем проводится большая творческая работа по составлению кроссвордов, загадок на литературную тему, оказывается помощь командам. Особое место отводится подбору музыкального сопровождения всего мероприятия, в рамках которого есть музыкальный конкурс.

Такой праздник проходит всегда очень весело, удовольствие получают и взрослые, и дети. В конце подводятся итоги и участники получают заслуженные призы – книги.

Сценарии конкурсов смотри в приложении.

Муниципальное образовательное учреждение

            гимназия № 96

«Мама, папа и я – читающая семья»-

игра по творчеству Х.-К. Андерсена

Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Добро пожаловать  на праздник сказки. 2 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Х.-К. Андерсена. И мы отметим эту дату, вспомнив его произведения. Андерсен стал знаменит своими историями и сказками. Вам было дано задание прочитать эти истории и сказки, чтобы правильно ответить на  вопросы конкурса. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов. Итак, вперёд, в дорогу за сказкой!

1 конкурс: «Кто отправил телеграмму?»

  • «Страшная жаба хочет выдать меня замуж за своего сына. Помогите!»

          (Дюймовочка)

  • «Всю ночь не сомкнула глаз. Казалось, что лежу на булыжниках.     Теперь всё тело в синяках».

          (Принцесса на горошине)

  • «Ушла в Лапландию искать братца».

          (Герда)

  • «Выпал из окна. Плыву в неизвестном направлении».

          (Оловянный  солдатик)

2 конкурс: «Путаница»

Собрать из букв название сказки.

  • Дюймовочка
  • Русалочка
  • Огниво
  • Соловей
  • Свинопас
  • Оле-Лукойе

3 конкурс: «Домашнее задание»

Разыграть сценку из любой сказки Х.-К. Андерсена.

4 конкурс: «Мне стала ближе Дания – далёкая страна»

  • В каком городе родился Х.-К. Андерсен?  (В городе Оденс)
  • Какое название носит королевский дворец Дании? (Амалиенборг)
  • Как называется пролив между островами Зеландия и Фюн? (Большой   Бельт)
  • Где находятся постоянные чертоги Снежной королевы? (В Лапландии)

5 конкурс: «Разгадай кроссворд»

Победит тот, кто первым разгадает.

1с

а

м

о

л

ё

т

р

у

б

 о

ч

и

с

т

о

р

о

 л

е

в

а

4д

о

м

 а

л

ь

ч

и

к

 т

е

н

о

к

о

п

 и

л

к

а

у

 к

о

й

е

6 конкурс: «Сказочная мозаика»

  • Слово, которое Кай складывал из льдинок?

     (Вечность)

  • Кто охранял разбойничий замок?

    (Бульдоги)

  • Вещь Герды, которую оставила себе маленькая разбойница?

    (Муфта)

  • Кто помогал Герде во дворце принца и принцессы?

    (Ворон)

  • Оружие маленькой разбойницы, с которым она никогда не расставалась?

     (Нож)

  • Куда обещал Кай посадить Снежную королеву?  

     (На печку)

Последний конкурс завершился и жюри подводит итоги нашего праздника. Победила команда… Вручаем призы и предлагаем познакомиться с книжной выставкой «Великий сказочник Датского королевства» всем желающим.

       

Муниципальное образовательное учреждение

            гимназия № 96

«Мама, папа, я – читающая семья» -

игра-путешествие по сказке

                   

Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Давно мы вас здесь ждём, поджидаем, и для каждого из вас сегодня найдётся и местечко и словечко. Праздник у нас не простой, а семейный. А устроили мы его для того, чтобы побыть вместе, ведь вернувшись с работы вы не всегда имеете время и силы поиграть, почитать со своими детьми.

Дом, в котором мы живём,

Это очень шумный дом.

После разных дел с утра

В нём всегда идёт игра!

Мама, папа, словно дети,

Сами ждут минуты эти.

Им на игры, право слово,

Не хватает выходного.

А на празднике, друзья

Нам без игр никак нельзя.

Больше страсти, больше смеха,

Пусть вовсю идёт потеха!!!

         Скоро у вас каникулы, а это не только прогулки, телевизор, кино, театр, но и встречи с книгой. Сейчас мы с вами встретимся со сказкой. От каждого класса выставляется семейная команда, судить конкурс будет жюри. Каждый конкурс оценивается в пять баллов. И так, вперёд, в дорогу за сказкой!

1 конкурс: «Кто отправил телеграмму?»

  • «Приходил волк и съел  шестерых козлят, спасите моих братцев»

(козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»)

  • «Буду, буду умываться по утрам и вечерам…

(неряха из сказки К.Чуковского «Мойдодыр»)

  • «Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!»

(зайчик из сказки «Заячья избушка»)

2 конкурс «Путаница»

Собрать из букв название сказки

  •   ДЮЙМОВОЧКА
  •   ЗОЛУШКА
  •   ХАВРОШЕЧКА
  •   МОЙДОДЫР
  •   ЩЕЛКУНЧИК
  •   ОГНИВО

3 конкурс «Домашнее задание»

Разыграть сценку из любой сказки.

4 конкурс «Всё наоборот»

Написанные справа налево имена писателей расшифровать и назвать сказки, которые ими написаны.

  • ВЕРАБУГ ЙИЛАТИВ

(Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал»)

  • НЕСРЕДНА

(Андерсен «Свинопас», «Принцесса на горошине»)

  • НИКШУП РДНАСКЕЛА

(Александр Пушкин «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»)

  • ВОШРЕ РТЁП

(Ершов Пётр «Конёк-Горбунок»)

  • ОРРЕП

(Перро «Красная шапочка», «Синяя борода»)

  • ВОСОН ЙАЛОКИН

(Николая Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

5 конкурс «Сказочные задачи»

1. Жадный продавец шаров схватил одновременно 20 шаров и       полетел в небо. Он весил 50 кг. Каждый шар поднимает 3 кг. Сколько шаров должен выпустить продавец, чтобы начать спускаться?   (4 шара)

2. Маша упросила медведя отнести бабушке с дедушкой пироги. Девочка весит 20 кг, каждый пирог – полкилограмма. Сколько пирогов надо вынуть Маше из короба, чтобы медведь не заметил разницы в весе, когда он понесёт короб с девочкой бабушке и дедушке.   (40 пирогов)

3. Змей Горыныч вызвал на бой трёх богатырей. Сколько голов должен отсечь каждый богатырь, если у змея их 12, а богатыри поделили его головы поровну?   (4 головы)

4. Чудо-Юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100кг, лодка – вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-Юдо, если самого Садко оно выплюнуло обратно?   (на 200 кг)

6 конкурс «Разгадай кроссворд»

Победит тот, кто первым его разгадает.

1

5

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

7

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника из сказки Пушкина?          (Балда)

2. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Старуха)

3.  Исполнитель песни «Во саду ли в огороде»?  (Белка)   

4.  Место встречи попа с Балдой?  (Базар)

5.  Чем отравилась молодая царевна?  (Яблоко)

По вертикали:

  1. Кличка собаки из «Сказки о мёртвой царевне»?  (Соколко)
  1. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики?  (Буян)
  1. Как звали няню А.С.Пушкина?  (Арина)

7. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о                      семи богатырях»?   (Елисей)

Второй вариант кроссворда: «Вспомни известнейших литературных героев».

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

  1. Старуха…Шапокляк
  2. Старик…Хоттабыч
  3. Принц…Лимон
  4. Князь…Гвидон
  5. Царь…Дадон
  6. Дядя…Фёдор
  7. Папа…Карло

В выделенных клетках найдёшь имя знаменитого сеньора (Помидор).

7 конкурс «Сказочная мозаика»

Вариант для 1-2 классов:

  1. Любимое выражение Карлсона  -  «Дело житейское»
  2. За кого вышла замуж Дюймовочка  -  за принца Эльфов
  3. Какое средство помогло избавиться Карлсону от высокой температуры  -  банка варенья
  4. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Г.-Х.Андерсена «Дикие лебеди»  -  крапива
  5. Имя поросёнка в сказке А.Милн «Винни- Пух и все, все, все»  -  Пятачок
  6. Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать  -  Мальвина
  7. В какой сказке есть страна жевунов  -  «Волшебник Изумрудного города»  А. Волкова
  8. Что пел золотой петушок из сказки А.С.Пушкина  -  Кукареку! Царствуй лёжа на боку!

Вариант для 3 класса:

  1. С помощью чего Нильс освободил Глиммингенский замок от крыс?  -

     с помощью волшебной дудочки

  1. Как звали известную неряху впоследствии исправившуюся  -  Федора
  2. Какой предмет служил темницей старику хоттабычу  -  Бутылка
  3. Кто автор «Сказов» об Урале  -  Бажов
  4. Какие летательные приборы есть у бабы Яги  -  ступа, метла
  5. Как называлась страна, в которую заманивали деревянного мальчишку  -  страна Дураков
  6. Эта героиня немного болтлива, что чуть было не привело к гибели и героини, и её бабушки  -  Красная шапочка
  7. Сказке дала название интересная борода этого короля  -  «Король Дроздобород», «Синяя борода»  

8 конкурс «Музыкальный»

Предлагается послушать отрывки из песенок сказочных героев и отгадать кто из героев их исполняет.

Последний конкурс завершился и жюри подводит итоги нашего праздника. Победила команда… Вручаем призы и предлагаем познакомиться с книжной выставкой «В дорогу за сказками» всем желающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол о проведение соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья!» 3 класс.

Программа соревнований: Беговая.  Ребенок с кеглей в руках обегает стойку, возвращается, передает маме, а мама папе. Выигрывает команда, которая первая закончит эстафету. Наша дру...

Проект "Папа, мама, я - читающая семья"

Интересный  проект в котором участвуют  дети и родители. Проект приобщает  к семейному чтению,  учит  любить  книги....

Проект «Мама, Папа и Я - читающая семья»

Проект рассчитан на супружеские пары в возрасте до 35 лет с детьми.Проект направлен на повышение интереса родителей к чтению детей....

Сценарий проведения соревнований «Папа, мама, я – здоровая семья»

Сценарий, посвященный здоровому образу жизни....

Папа, мама, я - читающая семья.

Семейные посиделки в 5 классе....

Папа, мама, я - читающая семья

Конкурсы для семейных команд...