Методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в изучении математики.
статья на тему

Анализ опыта работы с учащимися  центра образования и  используемых методов и форм  педагогической работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы работы с детьми, имеющими

проблемы  в изучении математики.

 

Педагог должен увидеть

      ребенка   таким,

                                                              какой он есть «внутри себя»,

каким знает себя «только он сам».                                                                                                                              Е.Ю.Сазонов

В любой системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что несомненно говорит об уникальности этой области знаний.

Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.

Задачей Центра Образования № 173 является адаптация детей с проблемами в здоровье и обучении,  создание условий для развития  социально-ориентированной, способной к самореализации, личности.

Считаю своей   педагогической задачей  – создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей, через личностно – ориентированный подход.  

  Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя математики является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разно уровневую подготовку учащихся, подготовка к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях.
    Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
- дать учащимся качественное образование по математике;
- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный  потенциал каждого учащегося;
- привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;

-подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;
- использовать новые педагогические технологии;
- развивать и укреплять интерес к математике

Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Чтобы не сдерживать учащихся в развитии подбираю дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и сильным и слабым учащимся. Стараюсь исключать из урока факторы, приводящие к нарушению здоровья детей.

Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую работу в группах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого ученика.

В свете современных требований основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках математики такой образовательной среды, которая способствует самореализации учеников, повышения их образовательного уровня, формирования коммуникативных навыков, творческого мышления, повышения познавательной активности. Стараюсь создавать условия, чтобы ребёнок получал удовлетворение от результатов своей деятельности, видел пути применения полученных знаний на практике, что повысит его познавательную активность.

 Использование  дистанционного обучения  позволяет организовать изучение материала вне школы, в удобное для ребенка время и во время вынужденных пропусков уроков, не прерывать  учебный процесс.

Учащимся на уроках и через интернет предоставляются составленные мною дидактические материалы, опорные  конспекты к урокам, что позволяет им совершенствовать навыки работы и переходить к самостоятельности в изучении отдельных вопросов.

На уроках математики направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей. Используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика. Широко использую в работе сайты:  http://urokimatematiki.ru; http://mirurokov.ru; http://shpargalkaege.ru; http://uztest.ru/;http://reshuege.ru/  и  свой персональный сайт.

Мною широко используются  элементы дистанционного обучения, что несомненно облегчает работу с учащимися заочной формы обучения, позволяет подбирать для каждого учащегося свои задачи и примеры в соответствии с его уровнем.

Эта форма обучения подходит всем категориям учащихся Центра образования: спортсменам, детям инвалидам надомной формы обучения, учащимся коррекционных классов.

 Дистанционное обучение детей с особыми образовательными потребностями требует постоянного отбора материала учителем в зависимости от возможностей ученика.

Далеко не все предлагаемые ресурсы можно сразу  применять в образовательном процессе, приходится  редактировать  и адаптировать под свои задачи.

Подготовка дистанционного урока отнимает много времени и требует высокой квалификации учителя.  Конечно ни что не заменит живое общение учителя с учеником и поэтому эффективным будет  сочетание различных форм обучения.

Для адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого учащегося применяю в своей деятельности методы психолого-педагогической диагностики:  педагогическое наблюдение во время учебной деятельности учащихся на уроке, опрос, собеседование (с учащимися, родителями, педагогом-психологом). Анализирую продукт деятельности учащихся:  тетради для контрольных работ, результаты контрольных срезов, тестов, разноуровневых заданий. Это позволяет мне вносить своевременные коррективы в свою педагогическую деятельность и оптимально организовать учебный процесс.

  Особое внимание  уделяю исследовательской деятельности детей, что  позволяет расширять возможности использования метода проектной деятельности на уроке. Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом,  способствующей активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся  самостоятельно «вырабатывают» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы.

В старшем школьном возрасте у учащихся возникает потребность в совершенствовании учебной деятельности, к этому возрасту в основном учащиеся определяются с оценкой своих способностей по предметам. Введение зачетной системы, кажется наиболее эффективной формой контроля знаний учащихся заочной формы обучения. Во время подготовки к зачету, учащийся систематизирует не только практические умения, но и знания по теории. Разработка  системы зачетов по курсу алгебры и началам анализа и геометрии, позволяет в любое время организовать контроль знаний по той или иной теме курса. Опросить вновь прибывших учащихся, и скорректировать образовательный маршрут, в зависимости от ситуации.

Задача учителя центра образования  в  современных условиях  учитывать индивидуальные потребности каждого учащегося, раскрыть его потенциал, повысить самооценку, помочь осознать ученику свое место в мире.