Рабочая программа "Основы энергосбережения"
учебно-методический материал на тему

Братушкина Ольга Владимировна

рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

«Чапаевский химико-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 ГБОУ СПО «ЧХТТ»

_________И.В. Музуров

_____________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.ВЧ.16 ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

профессионального цикла

основной профессиональной образовательной программы

по специальности 140448

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в промышленности

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией электротехническихдисциплин

Протокол №1 от 28.08.2014

Председатель ПЦК

__________Толмачева М.Ю.

Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Составитель:

О.В. Братушкина, преподаватель ГБОУ СПО ЧХТТ

Эксперты:

Внутренняя экспертиза:

Техническая экспертиза: Новикова Н.Ф., старший методист ГБОУ СПО «ЧХТТ»

Содержательная экспертиза:

М.Ю. Толмачева, преподаватель ГБОУ СПО ЧХТТ

Рабочая программа составлена в соответствии вариативной составляющей ОПОП.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ ученых дисциплин среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в промышленности в соответствии с требованиями ФГОС СПО третььего поколения.

СОДЕРЖАНИЕ

1

Паспорт программы учебной дисциплины

4

2

Структура и содержание учебной дисциплины

6

3

Условия  реализации учебной дисциплины

13

4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

15

5

Лист изменений: и дополнений,  внесенных  в  рабочую программу

16

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы энергосбережения

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в промышленности, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов электротехнического профиля.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Базовая часть – не предусмотрена

Вариативная часть:

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • использовать основные приемы осуществления энергетического анализа технологических процессов и устройств;
  • оценивать функционально-экономическую эффективность технологических процессов и устройств, эффективность энергосберегающих мероприятий;
  • пропагандировать идеи энергосбережения на всех уровнях управления производством.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • современные приемы и средства управления энергоэффективностью и энергосбережением;
  • традиционные и нетрадиционные энергоисточники;
  • организацию контроля и учета использования энергоресурсов

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в промышленности и овладению профессиональными компетенциями :

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося72часа, в том числе:

обязательной аудитоы рной учебной нагрузки обучающегося 48часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     лабораторные занятия

Не предусмотрено

     практические занятия

12

     контрольные работы

Не предусмотрено

     курсовая работа (проект)

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

расчетные работы

рефераты, доклады        

самостоятельная работа с литературой

Итоговая аттестация:зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Электроизмерительные приборы

12

2

Тема 1.1.Электроизмерительные приборы

Содержание учебного материала

2

1.

Введение. Электроизмерительные приборы: приборы для измерения тока, напряжения, мощности. Электрические счетчики

Контрольные работы

Не предусмотрено

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Составить сравнительную таблицу электроизмерительных приборов

2

2

Тема 1.2. Теплоизмерительные приборы

Содержание учебного материала

8

1

Теплоизмерительные приборы: приборы для измерения температуры

2

Приборы для измерения давления и разрежения

3

Приборы для измерения расхода

4

Измерение количества теплоты

Контрольные работы

Не

предусмотрено

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

  1. Электроизмерительные приборы и их классификация

2

Самостоятельная работа обучающихся

Ответить на контрольные вопросы

2

Раздел 2. Традиционные и нетрадиционные способы получения энергии

36

Тема 2.1. Традиционные способы получения энергии

Содержание учебного материала

2

1

Традиционные способы получения энергии: тепловые, конденсационные и гидроэлектростанции. Схемы, устройство и работа электростанций.

2

Пра                Практические занятия 2. Схемы, устройство и работа электростанций

2

Кк        Контрольные работы

Не предусмотрено

Ла        Лабораторные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Не предусмотрено

Тема 2.2. Нетрадиционные способы получения энергии

Содержание учебного материала

8

2

1.

Прямое преобразование солнечной энергии в электрическую

2

Преобразование энергии ветра в электрическую энергию

3

Потери энергии при транспортировании жидкостей и газов по трубопроводу

4

Исследование работы трансформатора тепла (теплового насоса)

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада по теме

2

Тема 2.3. Электрические источники света

Содержание учебного материала

4

2

  1. Электрические источники света, их конструкция и параметры.

  1. Тепловые насосы

Практические занятия

6

3. Устройство и принцип действия наиболее распространенных источников света

4. Сравнительная оценка работы ламп накаливания и люминисцентных ламп на основе

экспериментальных данных

5. Решение задач по экономической эффективности тепловых насосов

Контрольные работы

Не предусмотрено

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Составить сравнительную таблицу

2

Тема 2.4. Экономическая эффективность

Содержание учебного материала

12

2

  1. Экономия электроэнергии в осветительных установках при проведении аудита.

  1. Перспективы развития мировой энергетики.

  1. Экономия электроэнергии в быту.

  1. Традиционная и нетрадиционная энергетика.

Объективная необходимость энергосбережения и е  5.  Объективная необходимость энергосбережения и его проблемы

6.Понятие энергосбережения и энергосберегающей политики государства. Источник энергии – в ее сбережении.

Практические занятия

6. Решение задач по расчету экономии электроэнергии в действующих осветительных установках помещений

2

Контрольные работы

Не

предусмотрено

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклад

Подготовить сообщение «Мировой опыт в области энергосбережения»

4

Всего:

72



3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины имеется лаборатория электрических машин и электрических аппаратов.

Оборудование лаборатории:

- комплект деталей, инструментов, приспособлений;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (схемы по электрооборудованию).

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории электрических машин и аппаратов: учебные места для обучающихся, стенды, инструменты, приспособления, комплект схем электрооборудования,  комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

  1. Мультимедиапроектор.
  2. Персональный компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для преподавателей

  1. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Технология энергосбережения: учебник / М.Ю. Сибикин, Ю.Д. Сибикин. – 2-е изд. – М: ФОРУМ, 2010.

2. Шимова О.С. Основы экологии и энергосбережения: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2011.

Для студентов

  1. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Технология энергосбережения: учебник / М.Ю. Сибикин, Ю.Д. Сибикин. – 2-е изд. – М: ФОРУМ, 2010.

2. Шимова О.С. Основы экологии и энергосбережения: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2011.

Дополнительные источники:

Для преподавателей

1. Врублевский Б.И. Основы энергосбережения / Б.И. Врублевский. – Гомель, 2003.

2. Донская С.А. Основы энергосбережения: курс лекций / С.А. Донская, Минск: Международный институт трудовых и социальных отношений, 2009.  

3. Поспелова Т.Г. Основы энергосбережения, – Мн.: Технопринт, 2000.

4. Самойлов М.В. Основы энергосбережения: учеб.пособие / М.В.Самойлов,       В.В.Паневчик, А.Н. Ковалев. – Минск: БГЭУ, 2004.

5. Свидерская О.В. Основы энергосбережения: курс лекций / О. В. Свидерская. 3-е изд., - Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2004.

6. Хутская Н.Г. и др Основы энергосбережения, - Мн.,. Технология, 1999.

Для студентов

1. Врублевский Б.И. Основы энергосбережения / Б.И. Врублевский. – Гомель, 2003.

2. Донская С.А. Основы энергосбережения: курс лекций / С.А. Донская, Минск: Международный институт трудовых и социальных отношений, 2009.  

3. Поспелова Т.Г. Основы энергосбережения, – Мн.: Технопринт, 2000.

4. Самойлов М.В. Основы энергосбережения: учеб.пособие / М.В.Самойлов,       В.В.Паневчик, А.Н. Ковалев. – Минск: БГЭУ, 2004.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения

1

2

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • использовать основные приемы осуществления энергетического анализа технологических процессоы и устройств;
  • оценивать функционально-экономическую эффективность технологических процессов и устройств, эффективность энергосберегающих мероприятий;
  • пропагандировать идеи энергосбережения на всех уровнях управления производством.

Практические работы

Самостоятельные работы

знать:

  • современные приемы и средства управления энергоэффективностью и энергосбережением;
  • традиционные и нетрадиционные энергоисточники;
  • организацию контроля и учета использования энергоресурсов

Тестирование

зачет

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Энергосбережение"

Презентация для обучающихся 5-ого класса по теме "Энергосбережение"...

Урок по теме:"Энергетика. Энергосбережение. Экология"

Презентация "Энергетика.Энергосбережение. Экология"...

"Энергосбережение, как средство экономии природных богатств нашей Земли"

Работа учащегося, посвященная экологическим проблемам энергосбережения....

презентация Проект системы энергосбережения жилого дома

Презентация "Проект системы энергосбережения жилого дома"...

Исследовательская работа "Энергосбережение"

В данной исследовательской работе рассмотрены пути энергосбережения в городе и родной школе....

Классный час «Экология и энергосбережение в быту» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения#ВместеЯрче

Классный час  «Экология и энергосбережение в быту» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения#ВместеЯрче...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Энергосбережение и энергоэффективность"

Данный курс предназначен дляучащихся 10-11 классов, изучающих физику на профильном уровне....