Рабочая программа внеурочной деятельности "Энергосбережение и энергоэффективность"
рабочая программа по физике (10, 11 класс)

Хулина Наталья Юрьевна

Данный курс предназначен дляучащихся 10-11 классов, изучающих физику на профильном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5

«Центр современных индустриальных технологий»

Рассмотрена и рекомендована

Координационно-методическим советом

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа № 5

 «Школа-центр современных индустриальных технологий»

Протокол №    от   .

Согласовано

Зам. директора по ВР

____________________

«____» _________ 2019 г

Утверждена

приказом

от            №

                   М.П.  

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Энергосбережение и энергоэффективность»

по социальному  направлению

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 5

«Центр современных индустриальных технологий»

10-11  классы

Составитель: Хулина Наталья Юрьевна,

учитель физики.

   

г. Рассказово

2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Энергосбережение и энергоэффективность» по социальному  направлению для 10-11 классов разработана на основе:

  • Федерального закона  РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • требований федерального государственного образовательного стандарта  СОО;
  • письмом Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;
  • письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
  • сборника серии «Стандарты второго поколения» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», изд. М. «Просвещение», 2010 г.;
  • авторской программы «Энергосбережение» (авторы: Жирина Л.С., Прокофьев И.Л., сотрудники Брянской региональной общественной организации „ВИОЛА“)
  • концепции  инновационного образовательного учреждения

 «Школа – центр современных индустриальных технологий»

(г. Рассказово)

Цель программы:

   воспитать личность, интересующуюся тенденциями развития планеты, проблемами окружающей среды, адекватно воспринимающую общественную значимость энергосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере, а также обладающую чувством ответственности и основами необходимых знаний для решения задач в этих сферах деятельности.

 Достижение цели возможно через решение следующих задач:

-  создать у обучающихся целостное представление об энергосбережении как единой межотраслевой производственно-экономической системе процессов рационального расходования энергетических ресурсов всех видов и форм;

- показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;

- раскрыть суть государственной политики в области энергосбережения и экологии, показать ее связь с состоянием и развитием мирового сообщества;

- убедить обучающихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии;

- содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления в отношении изыскания резервов энергосбережения в повседневной жизни;

- применительно к национальным и региональным условиям показать практические и экономические аспекты организации рационального использования энергоресурсов;

- акцентировать внимание обучающихся на понимание физико-химических и организационных принципов энергосбережения при преобразовании, передаче, распределении и потреблении энергоресурсов всех видов.

 Рабочая программа ориентирована на пособия:

  1. Министерство образования Российской Федерации Томский политехнический университет ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
  2. Методическое пособие: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. /центр комплексной энергоэффективности и энергосбережения Минобрнауки/

Согласно учебному плану внеурочной деятельности  на изучение курса «Энергосбережение и энергоэффективность» отводится:  34 часа в год.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты изучения курса:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные результаты изучения курса:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
освоение приемами действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Предметными результатами изучения курса являются:
понимание смысла законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по энергосбережению на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Программа реализует межпредметные связи энергосбережения, физики, технологии, информатики, математики, биологии, химии.

В результате изучение курса:

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Учащиеся получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

 – творческой деятельности в целом.

Содержание курса

(всего 34 часа)

№ п/п

Темы

разделов

Кол-во часов

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

1.

Введение. Понятие энергии. Энергия: формы (виды), свойства, количество и качество.

1 ч

Объективные закономерности в мире энергии и законы: закон сохранения энергии и закон качества энергии. Превращения энергии. Основные направления энергосбережения.

Коллективные, индивидуальные работы.

Обсуждение и анализ.

2.

Виды ресурсов энергии

2 ч

Невозобновляемые источники энергии на примере торфа, угля, нефти, природного газа. Возобновляемые источники энергии. Энергетический баланс Земли при использовании возобновляемых источников энергии.

.

Коллективные,  индивидуальные работы, самостоятельная работа.

Просмотр видеофильма, обсуждение и анализ. Заполнение таблиц.

3.

Электробытовые приборы 

4 ч

Основные способы экономии электроэнергии в квартирах и домах.

Коллективные, групповые работы ; индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа.

Познавательная. Практическая.

4.

Освещение.

3 ч

Энергосберегающие системы освещения. Виды энергосберегающих ламп (люминесцентные, светодиодные). Принцип действия ламп, правила эксплуатации, утилизация отработавших ламп.

Коллективные, групповые работы, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа,

Познавательная, исследовательская, работа с электрическими схемами.

5.

Энергетика Тамбовской области

2 ч

Тамбовская ТЭЦ, Котовская ТЭЦ.

Коллективные, групповые работы,  индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа

Обсуждение и анализ.

6.

Экскурсия на ТЭЦ

1 ч

Посещение ТЭЦ г Тамбова

Коллективная.

Познавательная. Обсуждение.

7.

Энергетический кризис

Причины энергетического кризиса и пути его решения

Коллективные, индивидуальные.

Познавательная. Обсуждение и анализ.

8.

Средообразующее, энергообразующее, энергосберегающее влияние организмов на природную среду.

2 ч

Влияние живых организмов на среду. Приспособление живых организмов к неблагоприятным условиям жизни.

Коллективные, индивидуальные.

Познавательная. Просмотр презентации, обсуждение и анализ.

9.

Энергетика и загрязнение окружающей среды

3 ч

Экологические проблемы тепловой энергетики, гидроэнергетики, ядерной энергетики.

Коллективные, индивидуальные.

Познавательная. Просмотр презентации, обсуждение и анализ.

10.

Природные ресурсы и их рациональное использование.
Современные экологические проблемы.

2 ч

Проблема использования природных ресурсов. Загрязнения атмосферы, биосферы, литосферы.

Коллективные, групповые работы,  индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа

Познавательная. Просмотр презентации, обсуждение и анализ.

11.

Деловая игра «Бережное отношение к энергии»

2 ч

Подготовка и проведение деловой энергии

Игровая.

Игровая, познавательная

12.

Проект «Наши предложения в Государственную Думу  об энергосбережении».

Защита проектов.

8 ч

2 ч

Подготовка к проекту.

Защита проектов

Индивидуальная работа.

Исследовательская

Итого:

34 ч

Тематическое планирование

(34 часа)

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

1

2

3

№ 1. Введение

1

1

Понятие энергии. Энергия: формы (виды), свойства, количество и качество.

1

№ 2.Виды ресурсов энергии

2

2

Невозобновляемые источники энергии

1

3

Возобновляемые источники энергии.

1

№ 3.Электробытовые приборы

4

4

Электробытовые приборы в доме.

1

5

Энергопотребление бытовых приборов.

1

6

Практическое занятие «Экономия в цифрах»

1

7

Практическое занятие «Экономия в цифрах»

1

№ 4. Освещение

3

8

Энергосберегающие системы освещения.

1

9

Виды энергосберегающих ламп

1

10

Практическое занятие «Экономия в цифрах»

1

№ 5. Энергетика Тамбовской области

2

11

Тамбовская ТЭЦ

1

12

Котовская ТЭЦ

1

№ 6. Экскурсии

1

13

Экскурсия на ТЭЦ

№ 7.Энергетический кризис

2

14

Причины энергетического кризиса

1

15

Пути решения энергетического кризиса

1

№ 8. Энергосберегающее влияние организмов на природную среду

2

16

Влияние живых организмов на среду.

1

17

Приспособление живых организмов к неблагоприятным условиям жизни.

1

№ 9 .Энергетика и загрязнение окружающей среды

3

18

Экологические проблемы тепловой энергетики.

1

19

Экологические проблемы гидроэнергетики.

1

20

Экологические проблемы ядерной энергетики.

1

№ 10. Природные ресурсы и их рациональное использование.

2

21

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

1

22

Загрязнения атмосферы, биосферы, литосферы.

1

№ 11. Бережное отношение к энергии

2

23

Подготовка к игре «Бережное отношение к энергии»

1

24

Деловая игра «Бережное отношение к энергии»

1

25-32

№ 12. Проект «Наши предложения в Государственную Думу  об энергосбережении».

8

№ 13. Защита проектов.

2

33

Защита проектов

1

34

Подведение итогов

1

Итого: 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...