Информация о хореографии
учебно-методический материал на тему

Кошкина Ирина Анатольевна

Информация о хореографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл info_o_khoreografii_dlya_detey.odt25.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВАЛЬС

Вальс – самый известный и романтичный из бальных танцев, это танец на века. Танцуя вальс, чувствуешь себя свободным от всего. Ты не думаешь ни о чем, только о том, что ты можешь летать. Наверное, даже птицы не чувствуют себя так же комфортно и легко в полете, как пара, гармонично соединенная в этом Великом танце – Вальс. Помимо приобретения грациозности, благородства и красивой осанки, танцоры Вальса в любой обстановке смогут применить свои умения на практике. Вальс – красив, универсален, прост в освоении. Вальс можно исполнять как свадебный танец, как танец на светской вечеринке, на любом приеме, дне рождения и т. д.

 

 

Прародителями вальса называют и австрийский народный танец лендлер, и провансальский танец вольта. Оба эти танца – парные и танцевались под музыку в размере 3/4 и если в лендлере кавалер, выведя понравившуюся ему партнершу на круг, вращал ее вокруг себя, то в вольте вначале преобладали прыжки, а затем появились и быстрые повороты и вращения. Во Франции вольт запрещалось исполнять при дворе, а кардинал Ришелье усматривал в нем подрыв устоев религии и общества. (Это нетрудно себе представить – в начале ХVШ в. , когда в моду входил чинный и галантный менуэт, то, что кавалер берет руку дамы, считалось невиданным нарушением приличий! ) Но вольт, смешавшись с лендлером, завоевал популярность в Германии, Чехии, Австрии, получил новый характер – широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил новое имя – вальс (от немецкого слова walzen – кружиться) .

 

 

И никакие высочайшие указы и официальная критика, никакие запреты и непризнания не смогли остановить завораживающее кружение вальса по бальным и концертным залам, городским и сельским площадям. Тысячи песен звучат в ритме вальса, вальс звучит в опере, оперетте, в кино. Очень многие композиторы пишут концертные и симфонические вальсы, и вальс является одним из популярнейших танцев, но под этим названием скрывается самые разные варианты - венский вальс, французский вальс, английский вальс.

ПОЛОНЕЗ

Народный полонез был известен под разными названиями, в основном отражающими его торжественный, праздничный характер, неспешность и плавность движений. Эти названия можно условно разделить на следующие группы:

Название подчёркивает особенности танца:

ходзоный (польск. chodzony) — дословно «ходимый» , «вышагиваемый» ;

пеший (польск. pieszy);

генсий (польск. gęsi) — дословно «гусиный» (то есть танцуемый друг за другом, гуськом) .

Название отражает торжественность танца:

велький (польск. wielki) — дословно «большой» , «великий» ;

стародавный (польск. starodawny) — дословно «стародавний» , «традиционный» ;

старосветский (польск. staroświecki);

окронглый (польск. okrągły) — дословно «округлый» , «плавный» ;

Название отражает темп танца:

вольный (польск. wolny) — дословно «медленный» ;

повольный (польск. powolny) — дословно «медленный» ;

поволей (польск. powolej) — «медленным [шагом]» .

Иногда полонез танцевали с хмелем, свечой и другими предметами в руках. В зависимости от них, бытовали следующие названия этого танца:

хмелёвый (польск. chmielowy) — то есть танец с хмелем;

ходзоный зе свецом (польск. chodzony ze świecą) — дословно «пеший [танец] со свечой» .

До сих пор в Польше танцуют свадебный полонез с кружками пива или со свечами, а то и с факелами.

Часто полонез называли также «польским танцем» (польск. taniec polski) или просто «польским». Возникший в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony) сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.

Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.

Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI—XVII веках девушки танцевали ходзоный в венках. Идя одна за другой, девушки тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым В краковском или малопольском варианте ходзоный исполнялся несколько напряжённым шагом, с «голубцами» — особыми задержками в танце, напоминающими церемониальный шаг. При этом танцующие в паре не держались за руки. Другой особенностью краковского полонеза было то, что партнёр, вооружённый саблей, как бы «расчищал» ею дорогу своей даме. людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами или В Куявии шаг полонеза был более мягким и скользящим, а темп исполнения — более медленным. Партнёр и партнёрша держались за два конца платка, затем, не отпуская его, проходили под ним. После этого партнёр отпускал платок, а партнёрша перекладывала последний в свободную руку и плавно проводила им по воздуху. Во время исполнения допускались импровизации вдовами. В Шлёнске (Силезии) ходзоный танцевали медленно и строго. Здесь он походил на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами.

ТАНГО

Танго — танец аргентинского происхождения, который стал популярен по всему миру. Партнер и партнерша в танце выполняют разные шаги. Мужчина в танго ведет, создавая танцевальный рисунок, а женщина следует за ним, интерпретируя и украшая его шаги. Танго — чувственный и драматичный танец. Его иногда называют «любовью на 5 минут».

Танец танго родился в Аргентине и Уругвае. И название, и сам танец имеют африканские корни. Именно танцы выходцев из самого жаркого континента стали впоследствии тем, что мы называем танго. В конце 19 века иммигранты наводнили бедные кварталы Буэнос-Айреса. Причем были это не только африканцы: среди них попадались люди из всех уголков Европы.

Чаще всего, это были молодые мужчины из низших слоев общества, которые приезжали в Новый Свет в попытке найти свое место в жизни, прокормить свою семью. Зачастую им приходилось оставлять дома возлюбленных и семьи. Именно это невыносимое ощущение одиночества, тоски по Родине и желание почувствовать человеческое тепло составляют эмоциональное ядро танго. Именно поэтому танго называют «любовью на 5 минут».

Во время танца партнеры переживают все этапы человеческих взаимоотношений: встреча, возникшее влечение, жажда сближения, страсть, предчувствие скорой разлуки и, наконец, неизбежное расставание в конце танца. Танго — это танец объятия. Партнер и партнерша очень тесно прижимаются друг к другу, рука мужчины крепко обхватывает талию женщины.

Разновидности танго

Существует несколько разновидностей танго. Классическим считается аргентинское танго. Именно оно наиболее точно соответствует тому танцу, который появился в 19 веке. В свою очередь, само аргентинское танго делится на 3 вида: собственно танго, танго-вальс (танец с вальсовым ритмом), а также милонга (более ритмичный, быстрый и игривый танец.)

Также существует такая разновидность, как финское танго. Оно появилось в Финляндии после Второй мировой войны. Его создателем считается композитор Тойво Кярки. Особенность финского танго в плане музыкального сопровождение — это присутствие в музыке элементов русского романса, немецкого марша и финской фольклорной песни.

Финское танго всегда исполняется в миноре. Одержимость финнов танго настолько велика, что до сих пор оно является очень популярным. Летом его могут танцевать прямо на городских улицах и площадях.

Когда танго попало в Северную Америку, оно претерпело некоторые изменения. Результатом этого процесса стало так называемое бальное танго. Оно, в отличие от других разновидностей, не является импровизационным танцем. При исполнении этого варианта танцоры обязаны следовать разработанным стандартам.

Они регламентируют как допустимые шаги танца, так и положение головы и корпуса. Этот танец входит в программу многих спортивных соревнований наряду с фокстротом, венским вальсом и т.д. Кроме того, ритм бального танго, в отличие от аргентинского, создается в том числе при помощи ударных инструментов. Это делает звучание более четким и ритмичным, но в некоторой степени лишает музыкальное сопровождение плавности и мелодичности.

Разделяется танго также на социальное (которое может исполняется непрофессиональными танцорами на танго-вечеринках), салонное и сценическое. Существует и множество других разновидностей этого танца.

Движения танго

Движения танго очень выразительны, чувственны и позволяют выражать целую гамму чувств. Особое экспрессивное и эмоциональное настроение танцу придает музыкальное сопровождение. Ритм мелодии непостоянен, он не повторятся циклически из такта в такт. Возможны паузы, ускорения или, напротив, замедления.

В связи с этим плавные и медленные движения в танго часто сочетаются с резкими и стремительными. Партнер и партнерша выполняют разные шаги, но при этом они должны двигаться как единое целое. Поэтому танцующие должны научиться понимать друг друга. Причем речь идет не о взаимопонимании с одним партнером. Во многих школах условием обучения аргентинскому танцу является периодическая смена партнеров.

Это позволяет научиться взаимодействовать с любым человеком. Хорошо обученный танцор или танцовщица после нескольких тактов может исполнить красивое и эмоциональное танго с любым человеком. При этом каждое исполнение уникально и неповторимо. Шаги в танго делаются на каждый счет музыки. И именно постановке красивого шага при обучении уделяется огромное внимание.

Танго — красивый и эмоциональный танец, в котором всегда есть нотка грусти.

САМБА

Самба — танцевальное направление, обладающее большим количеством разновидностей: от жизнерадостного уличного танца, который ассоциируется с бразильским карнавалом до бального варианта и даже такого современного направления, как самба-рок.

Самба — зажигательный танец, который пришел к нам из Бразилии. Однако история его началась еще раньше — в 16 веке, когда в Южную Америку из Анголы и Конго были завезены рабы.

История самбы

Специалисты, изучающие историю самбы отмечают, что основополагающим элементом самбы стала ритуальная музыка Анголы, которая носила название «семба». Согласно своим традициям, рабы привезенные португальскими завоевателями в Южную Америку, исполняли под эту ритмичную музыку песни и танцы, которые должны были вызвать расположение богов.

Долгое время европейцы пытались запрещать танец семба из-за того, что он казался им слишком интимным, непристойным. Особое неудовольствие господ вызывало то, что рабы в процессе танца соприкасались пупками. Уже гораздо позже выходцам из Африки все-таки разрешили проводить свои религиозные церемонии, и сакральное действо постепенно стало трансформироваться в танец, который танцевали для развлечения, а не из религиозных побуждений.

Постепенно стали появляться все новые вариации самбы, для исполнения музыкального сопровождения стали использовать все новые инструменты. Современная самба — это слияние множества танцевальных традиции разных народов, проживающих на территории Бразилии. Уникальная особенность самбы — это как раз способность постоянно впитывать новые традиции, обогащаться элементами других направлений, приживаться в совершенно различных социальных слоях.

После того, как в Бразилии официально отменили рабство (а это случилось в 1888 году), многие выходцы из Африки стали переселяться в Рио-де-Жанейро. Вскоре появились первые учебные заведения, где обучали самбе. Также возникло огромное количество танцевальных коллективов, которые выступали в различных городах и селениях.

Представления были очень веселыми и красочными и напоминали современный бразильский карнавал. Однако праздник жизни продлился не так уж долго: вскоре власти страны вновь загнали танцоров самбы в подполье под неизменным предлогом — непристойность танца.

Возрождение этого направления началось в 1916 году. Когда появилась и зазвучала по радио песня Эрнесто дос Сантоса «Pelo Telefone» («По телефону»). Это была первая песня в жанре «карнавальная самба». После появления этой мелодии самба стала невероятно популярна и в 20-х годах стала официально признанным музыкальным и танцевальным направлением. Власти, которые раньше всячески запрещали самбу, теперь сами стали финансировать постоянно открывающиеся танцевальные школы.

В Европе самба впервые была исполнена в 1914, однако в моду вошла после Второй мировой войны. Этот экспрессивный, чувственный и динамичный танец очень понравился европейцам. Однако они пожелали адаптировать ее в соответствии со своими трацициями. Так, в Великобритании в 1956 году были разработаны стандарты самбы.

Так появился вариант самбы, который и сейчас присутствует в программе соревнований по бальным танцам в составе латиноамериканской программы. Этот вариант достаточно сильно отличается от того танца, который исполняют в Бразилии на карнавалах.

Разновидности самбы

Самба - это один из самых популярных танцев в мире. Причина этому, как уже было сказано, — способность впитывать практически любые латиноамериканские ритмы, трансформироваться, обретать новые черты, в соответствии с веяниями времени и культурными особенностями той или иной страны. Кроме того, самба — это очень зрелищный и завораживающий своей силой и грацией танец.

Естественно, одной из самых известных разновидностей является карнавальная самба. Это национальный танец Бразилии. Такая самба во многом создает и поддерживает атмосферу всеобщего праздника и веселья, которая царит на бразильских карнавалах.

Для самих бразильцев самба - это не просто танец, а целое искусство. Помимо карнавальной самбы они выделяют такие направления, как песенная самба (Samba cancao), тематическая самба (Samba enredo ) и даже рэп-самбу (Samba de breque.)

Кроме того, у бразильской молодежи огромную популярность имеет такое направление, как самба-рок. Этот танец представляет собой смесь самбы, ламбады, сальсы и зука. Его довольно часто можно увидеть в ночных клубах Бразилии. В зарубежных странах большее распространение имеет бальный вариант самбы.

Особенности танца

Самба исполняется под музыку с размером в 2/4. Самба — довольно быстрый и динамичный танец: темп составляет, чаще всего от 48 до 52 тактов в минуту. Ритм очень четкий, пульсирующий. Если говорить об особенностях исполнения танца, то стоит отметить, что отличительная черта самбы — это пружинистая ритмичная работа бедер, вертикальное раскачивание.

Движения самбы очень чувственны. Плавные и грациозные элементы сочетаются с четкими и резкими. Самбу, как и пасодобль, исполняют с продвижением по линии танца. Самба — очень зажигательный, темпераметный и зрелищный танец.

Самба — одно из самых популярных в мире танцевальных направлений, впитавшее в себя танцевальные традиции многих народов, проживающих на территории Бразилии. Основная его особенность — это способность постоянно изменяться, обретать все новые и новые формы.

ЧА_ЧА_ЧА

Особенности танца

На пути своего становления и развития ча-ча-ча очень часто претерпевал всякого рода модификации. Благодаря таким изменениям он может исполняться как на расстоянии, так и в паре. Еще одна особенность этого танца заключается в его ритме, который составляет 120 ударов в минуту. Исполняется ча-ча-ча под аккомпанемент потрясающей музыки, для которой характерна счастливая, дерзкая и беззаботная окраска. А сам танец производит неизгладимое впечатление на публику и захватывает в круговорот страсти самих танцоров. Такой эффект достигнут благодаря четким, ярким и даже немного нахальным движениям партнеров, между которыми образуется «облако» страсти, флирта и влюбленности. Главная концепция ча-ча-ча – удин удар – один шаг, а также довольно сильные и частые движения бедрами и выпрямление коленей при каждом шаге.

История зарождения

Автором ча-ча-ча является один очень талантливый кубинский композитор Энрике Хоррин. Он хотел создать особенный средний ритм, который бы хорошо запоминался и легко узнавался. Причем, это должна была быть мелодия не только для прослушивания, но и для танца. В ходе своих опытов и экспериментов Хоррин создал неодансон, который уже мало походил на своих предшественников. Вскоре родилось еще одно творение композитора, ритм которого он назвал Мамбо-румба. Это произведение вызвало просто настоящий фурор и восторг. Именно с Мамбо-румбы зародился танец ча-ча-ча, темп и музыка которого была немного медленнее. Кстати, свое название «ча-ча-ча», танец обрел благодаря танцорам, которые, следуя звукам аккомпанемента (звуки маракасов), создавали дополнительный звук ногами. Он звучал три раза подряд и напоминал «ча-ча-ча». Со временем танец Хоррина стал значительно быстрее и уже мало походил на румбу. Теперь ча-ча-ча – это уже самодостаточная и полноценная хореографическая композиция.

На сегодняшний день этот танец – один из самых известных и популярных латиноамериканских танцев, благодаря своей динамичности, грациозности и присущему ему флирту. Поэтому не удивительно, что его еще называют «танцем кокеток».

Материал взят с сайта  WWW.IKIROV.RU

ПОЛЬЗА ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ

Занятие танцами — это не только интересное и приятное времяпрепровождение. В танце дети могут выплеснуть весь свой стресс, накопившийся за день. Это крайне важно, так как дети, как и взрослые, испытывают множество негативных эмоций.

Но какое влияние оказывает занятие танцами на физическое и интеллектуальное развитие детей?

Прежде всего, танцы дают правильную нагрузку на сердце. Это настолько нетравматичный вид физической нагрузки, что ими можно заниматься с четырехлетнего возраста. Кроме того, танцы хороши для мышц, суставов, сосудов.

Занятие танцами хорошо помогает формированию у человека правильной осанки, корректируют спину, выпрямляет позвоночник. Большинство современных детей имеют сколиоз и другие проблемы со спиной. Но если дети танцуют, об этих неприятностях можно забыть. Никакой другой вид спорта так не корректирует спину и не способствует оздоровлению позвоночника. Кроме того, регулярные занятия, формируют правильную и красивую походку, что немаловажно для девочки.

Танцуя, дети учатся понимать музыкальный ритм, слушать музыку, выражать свои чувства и эмоции под музыку. Знаете ли вы, что у танцующих малышей улучшается музыкальный слух?

Не все дети ходят в детский сад, но потребность в общении есть у всех, даже у самых маленьких ребят. Когда детки танцуют, им гораздо проще найти общий язык. Сближает красивая ритмичная музыка и сама атмосфера танцевального класса, сближает веселье и грамотная работа педагога. Кроме того, танцы хорошо раскрепощают. Если у вас скромный и стеснительный сынок или дочка – танцы сделают его смелее и раскрепощеннее.Танцующие дети быстро находят общий язык со сверстниками. Танцы снимают все барьеры в общении и не только. Ребенок, занимающийся танцами, становится намного подвижнее и открыт для общения.

Когда дети танцуют, усиливается приток крови к основным органам (сердце и пр.), в том числе и к головному мозгу, поднимается настроение. Многие дети становятся красивее в танце. Если ребенок танцует с раннего возраста, то у него сформируется красивая фигура, появится пластика движений и грация. Если детки танцуют с ранних лет, они будут учиться одеваться элегантно –есть интересная закономерность: дети, которые танцуют, имеют неплохой вкус в одежде. Не верите – попробуйте отдать ребенка на танцы и сами в этом убедитесь.

 Родителям нельзя забывать, что любые занятия требуют некоторых финансовых вложений. Необходимо будет покупать тренировочную одежду, костюмы для выступлений, специальную обувь для танцев. Причем на всем этом нельзя сильно экономить, так как от качества этих вещей зависит эмоциональный настрой ребенка и его желание заниматься танцами в дальнейшем. Занятия танцами способствуют гармоничному физическому, эмоциональному и эстетическому развитию ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по хореографии "Путешествие в страну "Хореография""

Данное занятие  может использоваться педагогами при аттестации на квалификационную категорию ввиде водного, ознакомительного  занятия....

Здоровьесберегающие упражнения на уроках хореографии хореографии.

Занятия «Хореографией» оказывают положительное влияние наорганизм детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости; приобретение жизненно -...

Концертмейстер на уроке хореографии «Использование элементов импровизации в работе концертмейстера хореографии» Методическое пособие (фрагмент)

      Специфика концертмейстерской деятельности в хореографическом классе предусматривает, помимо других навыков - обязательную необходимость владения музыкантом приемами импрови...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ «УРОК ХОРЕОГРАФИИ КАК ФОРМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ»

В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:• Обучающий• Тренировочный• Контрольный• Разминочный• ПоказательныйРасс...

Сюжетный танец, как форма сценической хореографии (выступление на городском методическом объединении хореографов)

Для того чтобы поставить какое-либо хореографическое произведение нужно создать образы как исполнителя, так самого танца, понятные и интересные для зрителя.Сюжетный танец — это маленькая пьеса с...

Методическая разработка занятия по хореографии Тема: «Импровизация в современной хореографии»

Предлагаемое занятия может быть полезное педагогам дополнительного образования, хореографам, работающим в школах, учреждениях культуры. Во время занятия участники познакомятся с импровизацией в хореог...

Методическое пособие для педагогов- хореографов : «Игровой и импровизационный методы в ранней хореографии,

В пособии даны практические упражнения, игры, движения, которые помогают юным танцорам вовлекаться в мир танца. Это пособие может пригодиться не только педагогам- хореографам, но и музыкальным руковод...