Выступление на МО "Изучение бисерных рукоделий "
учебно-методический материал на тему

В данной работе даётся описание темы по изготовлению и изучению изделий из бисера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное   учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

Тема: «Изучение бисерных рукоделий»

                                                                                                      Выполнила: учитель

обслуживающего труда

                                                                                                    Дементьева И.Я.

                   

г . Сургут

             « Без оных чтобы вам в нарядах помыло

                                                         Когда бы бисеру вам не дало стекло?»

                                                                    М.В.Лермонтов

Тема, которую я выбрала, воспитывает эстетический вкус, пробуждает фантазию, учит чувствовать, и что самое важное – создавать прекрасное, помогает ощущать себя мастером и творцом. На мой взгляд это одна из главных задач темы.

          Польза и красота, обычное в сущности, бисероплетение – истинно художественная работа, духовность - такова главная сквозная цель этой интересной работы.

          Приступая к выполнению изделий я советую обратить внимание на следующее: изделия для изготовления расположены по принципу от простого к более сложному.

Приобретя небольшой опыт работы с бисером , можно приступать к более трудоемким вещам. Такой вид работы способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствуя координации движений, способствует умственному развитию детей и их мышлению, выдерживает ритм композиции, оказывает воздействие на становление красивого ровного почерка

         Бисероплетение помогает развитию эстетического вкуса, умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то красивое , необыкновенное.

Кроме того, я уверенна, на занятиях кружка и уроках бисероплетения воспитывает у ребенка аккуратность, усидчивость, терпение и трудолюбие  

           Как только не называют бисер – волшебный, загадочный, чарующий и даже живой.

Как это, спросите вы, живой? Ведь бисер это всего лишь стеклянные шарики с отверстиями. Они не умеют ни ходить, ни говорить. Тем не менее бисер путешествовал по векам, странам и сословиям. А бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки. Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняются и развиваются вместе с человечеством. Появляются новые технологии и материалы, меняется образы жизни людей, а меленькие шарики, согреваясь в руках человека, по-прежнему впитывают его чувства и настроение и как бы оживают, превращаясь  в чудесные украшения и забавные безделушки.

Вы поймете, сколько нужно терпения, сосредоточенного внимания, сколько горячей любви к своему делу, чтобы довести до конца эту медленную и трудную работу, если попробуете сами освоить технику плетения из бисера

                         

                           

Материалы и инструменты

Название бисер возникло от арабского  слова «бусра» - фальшивый жемчуг. Бисер – это основной материал для изготовления различных игрушек, украшений, для ткачества и вышивания. Мы привыкли называть все мелкие бусинки общим словом – бисер.

Но в зависимости от формы и размера он делится на следующие виды:

Бисер – мелкие, слегка сплюснутые или круглые бусинки, диаметром не более 2мм.,

Бусины – крупный бисер, диаметром более  2 мм.,

Стеклярус – длинные палочки, круглые или многогранные,

Рубка – короткие палочки.

Бисер разнообразен и по своему составу. Его делают из стекла:

- цветного ( такая краска очень прочная),

- бесцветного, но  снаружи напыляют красочный слой ( такой способ окрашивания  используется на изготовления перламутрового бисера, имитирующего мелкий жемчуг),

- красочный слой напыляется  внутри бисера, но окраска его непрочная, со временем он обесцвечивается, краска стирается о нитку основы.

В высокохудожественном изделии часто сочетаются различные виды бисера.

Для работы с бисером не требуется сложных инструментов и приспособлений, но то небольшое их количество, которое используется должно быть удобным для работы с бисером.

Поговорка гласит: « хороший инструмент – половина работы»

Иглы – для работы можно взять очень тонкие иглы № 1, №10 отечественного производства, иии № 10, 11, 12 сделанных в Японии.  У них более тонкое ушко для работы. Необходимо иметь несколько игл, так как в процессе работы игла может сломаться.

Нитки – для работы лучше использовать капроновую  №64, лавсановую или шелковую нить. Леску №0,25мм или тонкую проволоку.

Фурнитура – это вспомогательный, но необходимый материал, без которого трудно выполнить качественное изделие из бисера. К фурнитуре относятся замочки и крючки, колокольчики разных размеров, колечки, близуры ( серьги без замка), швензы(серьги с замочком), пуссеты( серьги - гвоздики) заготовки для клипс, брошей, заколок для волос.

Для колье, ожерелий и бус, браслетов необходимы замочки они бывают в форме колокольчиков, используются для оформления изделий, состоящих из нескольких  нитей или крупных бусин. Меленькие, с закрывающейся чашечкой, служат для того, чтобы спрятать кончики нитей к начале пи в конце изделия

         Для работы с бисером потребуются ножницы, цветные карандаши или фломастеры, бумага в прямую или косую клетку, альбом.

  

                         

Цветоведение и композиция

Тех, кто работает с бисером, тоже можно назвать художником, только в руках у них вместо кисти и красок бисер и иголка. Так же, как и художникам им необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании бисерной «живописи». Особенно эти знания  нужны тем, кто, к сожалению обделен чувством цвета.

          К науке о цветовой гармонии за основу гармонического сочетания цветов приняли цветовой ряд, состоящий, как и в радуге, из семи цветов ( из называют хроматическими):

Красного         каждый

 Оранжевый                                                               охотник

Желтого                      лучше запомнить         желает        

Зеленого                     по первым буквам        знать

  Голубого                   шутливой фразы        где

Фиолетового        сидит

Синего                                      фазан

                                     

Основные цвета могут быть насыщенными, осветленными или затемненными.

Кроме хроматических цветов существуют ахроматические цвета – черный, белый, серый.

Они обладают одним свойством – светлотой ( нейтральная группа цветов). Все другие цвета в природе получаются путем смешивания основных хроматических цветов.

Цвета условно распределены на две группы

«теплые»                                       «холодные»

Красный                                        зеленый

Оранжевый        голубой

Желтый        синий

(  напоминает о тепле)        фиолетовый

                (напоминает о холоде)

Интересно, что «тепло» или «холод» любого цвета зависят от того, какой оттенок преобладает в нем. Н-р, если в зеленом присутствует хоть немного желтого, то этот зеленый цвет перестает быть холодным, а становится теплым

Знания свойств цвета очень важно при работе с бисером. Собрание вместе, взаимодействуя  друг с другом, бисерины не сохраняют свой предметный цвет. Цвет изделия меняется при различном освещении (солнечном или искусственным).

Поэтому очень важно подобрать цвета в гармонии друг с другом.

Соединяя различные цвета, нужно пользоваться цветовым кругом – остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета, собранные вместе. Круг иногда делят для удобства на   6, 12 или 24 сектора, но цветовая последовательность одна и та же.

Цвета секторов

Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются конкретными и при этом гармоничными:

Красный – зеленый

Оранжевый – синий

Желтый – фиолетовый

Более изысканными и сложными цветовыми сочетаниями принято считать цвета секторов расположенных один от другого через сектор.

Красный – желтый – синий

Зеленый – фиолетовый – оранжевый

Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе, к примеру:

Красный – оранжевый

Желтый – зеленый

  и т.д.

Рекомендуют пользоваться сочетаниями цветов, выработанных на основе анализа современной практики работы с бисером.

Красный – черный, желтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, синий, белый.

Синий – серый,  голубой, бежевый, коричневый, желтый, розовый, золотистый.

Желтый – коричневый,  черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.

Зеленый – темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый.

Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.

Коричневый – бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.

Как правило, в таких сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными.

Ритм – это чередование или повторение элементов изделия: повторяющихся фигур, цветовых пятен или форм, отделяющихся друг  от друга  интервалами , промежутками. Это создает  ритмический лад.

Ассиметрия – и небольшой интервал усиливает ощущение движения.

Симметрия – и большая протяженность интервала производят впечатление монолитности, тяжести, громоздкости.

Изделия из бисера может казаться легкими или тяжелым. Легкими воспринимаются изделия с сильно изрезанными контурами и светлоокрашенными поверхностями. Тяжелыми кажутся изделия с упрощенными контурами и темноокрашенными поверхностями.

Зная законы и применение средства построения композиции, нетрудно добиться, чтобы изделия отличались высоким эстетическим вкусом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бисерные украшения в мордовском костюме

Помогает  для ознакомления учащихся с национальной одеждой и укрошениями мордовского народа....

Программа факультатива "Бисерные фантазии"

Программа разработана для факультатива по бисероплетению в школе 8 вида. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают стойкие трудности в обучении.При обучении основам работы с бисером у детей ...

учебно методический комплекс к образовательной программе по бисерному рукоделию

К программе "Вдохновение" по бисерному рукоделию прилагается уникальный  учебно-методический комплекс, состоящий из пяти блоков, таких как: тематические подборки, методические пособия (авторские)...

Презентация открытого занятия "Ажурное плетение" по бисерному рукоделию

Открытое занятие "Ажурное плетение" по бисерному рукоделию в виде презентации входит в программу "Вдохновение" в раздел ажурное плетение одной иглой для учащихся 2-ого года обучения. Занятие итоговое....

Статья "Рукоделие лечит? Рукоделие лечит. Рукоделие лечит!"

В данной статье рассказывается о влиянии различных видов рукоделия на организм человека. Рукодельничайте и будьте здоровы!...