Обобщение опыта работы учителя, 2010 год
опыты и эксперименты по технологии по теме

Климок Екатерина Владимировна

«Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках технологии

посредством использования информационных технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кировская средняя общеобразовательная школа №2

«Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках технологии

посредством использования информационных технологий»

                                                               

                                                     Подготовила: Климок Е.В.

                                                                                        учитель технологии

П. Вороново

2010г

Оглавление

Введение.

Глава 1. Теоретическая часть.

Глава 2. Практическая часть.

Заключения.

Список литературы.

Приложения.

Введение

   О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, справедливо писал А. Тарковский: 

«Все меньше тех вещей,
Среди которых я в детстве жил,
На свете остается…»
(   )

    И это естественно. На смену «тем вещам» пришли другие. Жизнь требует новых подходов, иных решений.  На современном этапе в преподавании технологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому, практическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью.

В процессе преподавания технологии у меня все чаще возникало желание, чтобы ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках.

Не однократно мне приходилось слышать от родителей: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Я неоднократно задавала себе эти вопросы.

С целью изучения познавательных интересов школьников мною была проведена  диагностика, для выявления уровня развития интересов каждого школьника в классном коллективе, чтобы нацелить педагогические воздействия с большой точностью и надежностью. (Приложение 1)

Возникла проблема, требующая такой учебно – познавательной деятельности, которая бы позволила активизировать познавательную активность учащихся на различных этапах урока.

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача становится перед учителем, который должен такую деятельность учащихся организовать. Большую помощь в повышении эффективности образования, на мой взгляд, оказывает компьютер.   

Сегодня одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии посредством использования информационных технологий». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к урокам технологии.

Актуальность данной работы заключается в том, что появляется противоречие между трудностями усвоения учебного материала у детей с недостаточным познавательным интересом к учебе и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включением учащихся в активный познавательный процесс. Разрешить данное противоречие позволяет использование новых информационных технологий.
  Целью данной работы является выявление форм и методов применения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс для активизации познавательной деятельности учащихся.
Исходя из цели, были определены следующие
задачи: 

  • изучить психолого-педагогическую литературу и выяснить состояние проблемы использования информационных технологий в образовательном процессе;
  • разработать методический материал по школьному курсу «Технология» с использованием новых информационных технологий;
  • способствовать повышению уровня мотивации учебной деятельности к предмету;
  • повысить качество знаний учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность школьников.
         Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный методический материал с использованием новых информационных технологий может быть использован учителем технологии
     для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

  В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных технологий в образовании, среди них востребованы в школьной учебной практике - четыре основных: компьютер, как средство контроля знаний; лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала, персональный компьютер, как средство самообразования. 
   В данной работе я представила свой опыт работы по использованию ИТ в преподавании технологии в урочной и внеурочной деятельности.
    Использование компьютера на уроках технологии – это средство (одно из многих!) достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности ученика, и профессионализма учителя.

Теоретическая часть

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет  собой важный и благоприятный фактор его построения.

Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.(   ) Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. .(   ) К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения.   Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата.

 (   ) Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.

(   )   

Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. (   )

Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности. Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности. В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира. (   )
Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, что пробуждает не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности. Познавательный интерес это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
 (   )
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.
Интерес это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).
 (   )  Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован. Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. При исследовании интересов используют следующие методы - анкетирование, сочинение, эксперементальные задания, интервью, лабораторный эксперимент, наблюдение, педагогический эксперимент, психологическое тестирование. В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. В сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский поиск;
- готовность к решению задачи.

Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:
- эмоции и удивления;
- чувство ожидания нового;
- чувство интеллектуальной радости;
- чувство успеха.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками.
 (   )  Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". (   ) В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников. В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. (   ) Несомненно, нформационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников.

Информационные технологии в последнее время становятся мощным средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся. Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке, для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.

Одной из форм организации учебной - воспитательной деятельности учащихся стали научно – практические конференции (школьные, районные, областные и т.д.). При подготовке и проведении школьных конференций учителя и учащиеся используют различные информационные технологии:

  • сканирование,
  • работа с офисными приложениями (Word, Excel и т.п.),
  • создание презентаций (Power Point),
  • Интернет – технологии,
  • работа с готовыми программными продуктами.

Большую пользу приносит использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, является создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей, например,  защиту творческого проекта. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.

Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИТ в  процессе обучения школьников можно говорить о наличии  информационной технологии обучения.

Для чего же используются информационные технологии на уроках технологии, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?

На уроках технологии ставлю цели, решаемые посредством  ИТ:

1.    Интенсификация учебного процесса.

2.    Активизация познавательной деятельности учащихся.

3.    Формирование образовательных компетенций.

4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.

5.     Осуществление самообразования.

6.     Формирование информационной культуры.

Эффективность компьютеров и информационных технологий, на мой взгляд, зависит от того, как я и мои учащиеся их используем, от способов и форм применения этих технологий.

Модели информационных технологий:

  • выступление с опорой на мультимедиа Презентацию;
  • компьютерное тестирование;
  • использование электронных сборников-тренажёров;
  • работа с электронными энциклопедиями;

Выступление с опорой на мультимедиа Презентацию.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

  • активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
  • во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
  • большой объём информации может быть получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
  • учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

Компьютерное тестирование.

Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).

Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Работа с электронными энциклопедиями.

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

По моему мнению, использование информационных технологий на уроках технологии  позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.

Изучив литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:

  • использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
  • многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
  • использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
  • автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д. (   )

Работая над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии посредством информационных технологий, я не забываю о том, что ни компьютер сам по себе, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Высокие технологии, на мой взгляд, не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ребенок, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: «Не навреди». Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении  материала образовательной области «Технология».

Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех этапах обучения.

Сегодня использование информационных технологий очень актуально. ИТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. Использование ИТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя, стимулирует и развивает мышление, память.

Практическая часть

Лучшим учителем для человека является время. Семь лет работы в школе - срок незначительный, это лишь время раздумий, поисков. Вот и я все семь лет ищу ту главную идею, которая сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.

У меня есть цель: активизировать познавательную деятельность учащихся.

Я преподаю технологию в 5-11 классах. В среднем в классе 15 учащихся, разных по способностям и интересам. Всё, что их объединяет, - это микрорайон поселка да календарный возраст. Моя задача, чтобы в течение 40 минут они все работали!

Информационные технологии на уроках образовательной области «Технология» применяю при изучении отдельных тем и разделов программы технологии. Это обуславливается следующими факторами: данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

Информационные технологии я использую на всех типах уроков:

- изучения новых знаний и формирования новых умений;

- практического применения знаний, умений;

- обобщения и систематизации изученного;

- контроля и коррекции знаний, умений;

- комбинированные (смешанные).

Таблица 1

Типы уроков

Формы

Использование ИТ на уроках технологии

Изучение новых знаний и формирование новых умений

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Слайд – фильмы
  • Электронные энциклопедии и учебники

Обобщение и систематизация изученного

  • Индивидуальная
  • Групповая

Обучающее тестирование

Контроль и коррекция знаний, умений

Индивидуальная

Контрольные электронные тесты

Учащиеся имеют возможность использовать готовые программы на CD: «Компьютерный журнал моделей одежды», «Вязать крючком легко», «Вязание спицами и не только», «Вышивка шёлковыми лентами», «Вышивка крестом. При подготовке к занятию, особенно при переходе к новому виду творческой работы я стараюсь подготовить изложение нового материала более ярко, интересно, наглядно.

Для внеклассной работы по предмету создаю сама электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать подобный электронный продукт.  (Электронное приложение 1)

В применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИК в процессе обучения технологии с целью активизации познавательной деятельности учащихся я представила в виде таблицы:

Таблица 2

этапы

направление деятельности

содержание деятельности

1 этап (подготовительный)

Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи

  • анализ образовательной программы;
  • анализ тематического планирования;
  • выбор тем;
  • выбор типа урока;
  • выявление особенностей материала данной темы.

2 этап (созидательный)

Подбор и создание информационных продуктов

  • подбор готовых образовательных медиаресурсов;
  • создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего)

3 этап (реализационный)

Применение информационных продуктов

  • применение на уроках разных типов;
  • применение во внеклассной работе по предмету;
  • применение при руководстве научно-исследовательской работы

4 этап (мониторинговый)

Анализ эффективности использования ИТ

  • изучение динамики результатов;
  • отслеживание рейтинга по предмету.

На уроке технологии практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация.

На своих уроках я использую следующие методические приемы использования презентации:

  1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
  2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
  3. Контроль знаний: компьютерное тестирование.
  4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

Например, для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа. Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность.  (Приложение 2). Защита творческих проектов, выполненных учащимися самостоятельно под руководством учителя всегда сопровождается презентацией, в которой ученики отражают основные этапы выполнения проекта. Данный вид защиты позволяет ученикам наглядно представить достижения одноклассников, результаты проведенной работы.

Уроки, на которых  мною применяются  ИТ вполне обычные уроки, за исключением того, что на одном из этапов урока используются информационные технологии.

Этап «объяснение». Цветные рисунки, фото-учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.

Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.

Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)

3D рисунки и модели. Создание пространственного рисунка с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.

Анимации короткие (упрощённые) – “ожившие картинки”, показывающие короткую динамику процесса. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст учителя или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта.

Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока в компьютерном классе. (Приложение 3)

Этап «повторение». Одним из вариантов повторения изученного материала мною на уроках используются возможности интерактивного комплекса. Учащиеся с увлечением выполняют задания на интерактивной доске. Например, интересным заданием для учащихся является возможность дорисовать недостающие части предмета, восстановление схемы процесса приготовления пищи непосредственно на доске, используя различные цвета, линии.  Возможности программы SMART Notebook позволяют скрывать необходимые сведения, используя различные эффекты: шторка, рамка и т.п. С большим желанием учащиеся дают определения изученным понятиям, вписывая их на доске маркером.  (Приложение 4)

Этап “закрепление”. Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео – и анимационные фрагменты (однако пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки.) (Приложение 5)

Задания с реакцией на ответ – появление на экране “реакций” на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счёт придания ему эмоциональной окраски.

Вспомогательный материал – справочные и обобщающие таблицы и т.п. Могут быть использованы и на этапе закрепления – если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях.

Этап “контроль”. Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимации, интерактивные задания - все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля – если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или решение задания (Электронное приложение 2)

Активность учащихся на различных этапах урока.

Тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой – снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения.

Контрольно-диагностические тесты – помимо протокола выполнения всех заданий содержат обоснованный анализ пробелов знаний по данной теме и рекомендации по их ликвидации. (Электронное приложение 3)

Важным направлением в использовании на уроках технологии ИТ является интернет – обучение школьников. В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных ученых в развитие науки, нет исторических справок об основных этапах развития технологических дисциплин, недостаточно материала о современных открытиях. Необходимую информацию мои ученики находят в интернете.

В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию. Главной задачей для меня  является не передача учащимися каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.

Обучение с использованием средств интернета позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, мои учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Например: найти сведения о возникновении бутерброда «сэндвич», о видах бутербродов и истории возникновения данных названий, найти информацию о первых швейных машинах и их изобретателях, в 6 классе – найти информацию о различных крупах, традициях возделывания, использования, обрядах, связанных с ними или блюдами, приготовленными из них и т.д.; истории возникновения и распространения рубахи – трапециевидного, цельнокроеного изделия, рубахи – национальной одежды многих народов мира и т.д. При написании творческих проектов учащиеся так же непосредственно обращаются за необходимой информацией в интернет. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИТ: искать информацию в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем.

Применение учащимися интернета дает следующие преимущества:

1.Значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;

2. Повышается актуальность получаемой информации;

3.Учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), т.е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации.

Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый процессор Word, графический растровый редактор Paint и Калькулятор, то в 7-11-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, Adobe PhotoShop, FrontPage, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, чертежа, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа, вызвать интерес слушателей, читать внятно, быстро, осмысленно. Найденную и обработанную информацию на уроке обязательно требуется прослушать, просмотреть, проанализировать, сравнить и оценить. Ученики могут обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и преподавателю. Учащиеся при этом получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать их основания. Таким образом, использование ИТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:

1 направление – интерактивный диалог ученика с компьютером,

2 направление – диалог ученика с учеником или учителем.

Заключение

Используя информационные технологии на уроках технологии, я наблюдала положительное воздействие их на организацию и результативность процесса обучения:

  • Все учащиеся заняты делом во время урока;
  • Из урока в урок прекрасно видно, кто и как занимается;
  • Возрастает заинтересованность;
  • Повышается работоспособность учащихся.

Мои наблюдения подтвердила повторная диагностика.

«Диагностика изучения познавательных интересов»

Результаты работы показывают, что использование информационных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность. У учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией.

С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.

Показатели обученности за последние 3 учебных года позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности остается стабильным, имеет место рост качества образования. Мониторинг уровня образовательных компетенций позволяет сделать вывод о росте, что свидетельствует о перспективе работы по использованию информационных технологий как средства познавательной активности.

Таблица 3

 Учебный год

2009-2010

2008-2009

2007-2008

Обученность, %

100

100

100

Качество,%

100

94

87

Для формирования интереса к любому содержанию учебной деятельности необходимы по меньшей мере два условия: интерес самого учителя к деятельности, его увлеченность и привлечение учащихся к активной деятельности по овладению знаниями. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Работая над проблемой внедрения информационных технологий в образовательный процесс, я пришла к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально – личностного отношения к природе.

Список литературы 

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.
  2. Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных  технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин-Соколова, канд.пед.наук //Учитель.-2005.-№3.-С.63-66.
  3. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.
  4. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках технологии. - М.: Просвещение, 1988. - 160с. 
  5. Гин А.А. Приемы педагогической техники. 1990г.
  6. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. «Школа и компьютер». – М., 2004.
  7. Интернет-ресурсы
  8. Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.,1990
  9. В. Д. Симоненко. Технология 5 – 11 класс «Вентана – Графф, 2008 г.
  10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение,  С. 95 – 126.

Приложение 1

«Диагностика изучения познавательных интересов»

1. Тебе нравятся уроки технологии?
2. Считаешь ли ты работу, выполняемую на уроках технологии, однообразной?
3. Часто ли на уроках технологии возникает  такое состояние, что "ничего не хочется делать"?

4.Пригодятся ли Вам знания по технологии в будущей жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка (обобщение опыта работы учителя в период 2007-2011уч.г.)

Обобщение опыта работы учителя в период с 2007 - 2011уч.г....

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Презентация "Обобщение опыта работы учителя"

Представляю презентацию по теме "Обобщение опыта работы учителя", который поможет структуризировать свой опыт работы по теме самообразования....

Обобщение опыта работы в 2010-2011уч.году (школьный уровень)

В работе приводится в систему небольшой опыт моей педагогической деятельности в рамках школы....

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Обобщение опыта работы учителя ИЗО

Представлени  опыт работы учителя ИЗО с использованием ИКТ....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...