Рабочая программа по УД "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"
рабочая программа на тему

Мартюшева Надежда Павловна

Разработка рабочей программы и календарно-тематического плана по УД "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров для профессии НПО "Повар, кондитер"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБПОУ МО «Аграрно-промышленный техникум»

«Согласовано»                                                                                               «Утверждаю»      

Заведующий  структурным  подразделением

(г. Зарайск, ул. Карла Маркса, д. 37)                                  Директор ГБПОУ МО АПТ                                      

____________Филимонова Г. Н.                                            ____________Гусаков Ф.А.

                         

 Рабочая программа по учебной дисциплины

для профессии  2608017.01 « Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»

Разработано:  мастер п/о (а) ГБПОУ МО АПТ

  Мартюшева Н.П.

 

 

Лист согласования на основную профессиональную образовательную программу по профессии

______________________________________________________________

«Согласовано»

1. Предприятие (организация) работодателя

(наименование)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

ФИО работодателя__________________________________________________________ должность:_______________________________________________________________

Рекомендации работодателя:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись_____________(расшифровка подписи)_________________________

Место печати

«Согласовано»

1. Предприятие (организация) работодателя

(наименование)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

ФИО работодателя__________________________________________________________ должность:_______________________________________________________________

Рекомендации работодателя:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись_____________(расшифровка подписи)_________________________

Место печати

  1. Паспорт программы учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения

продовольственных товаров».

  1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии повар-кондитер базового уровня подготовки.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  входит в цикл общепрофессиональных дисциплин, в соответствии с учебным планом проводится на 1 курсе.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;

- рассчитывать энергетическую ценность блюд;

- составлять рационы питания..

В результате освоения  дисциплины обучающийся должен знать:

- роль пищи для организма человека;

- основные процессы обмена веществ в организме;

- суточный расход энергии;

- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

- понятие рациона питания;

- суточную норму потребности человека в питательных веществах;

- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;

- методику составления рационов питания;

- ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;

- общие требования к качеству сырья и продуктов;

- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 105 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -  79 часов,

самостоятельной работы обучающегося - 26 часов.

 

  1. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения

продовольственных товаров».

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

1 курс

2 курс

Максимальная учебная нагрузка

105

43

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

79

33

46

в том числе:

лекций

61

26

35

практические занятия

16

6

10

Зачёт, диф. зачёт

2

1

1

Самостоятельная работа обучающегося

26

10

16

Итоговая аттестация в форме – дифференцированного зачета (зачета с оценкой).

 


                                                               2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров».

Наименов. разделов

и тем.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельные работы обучающихся, курсовая работа (проект).

Кол-во часов.

Уровень усвоения.

1

2

3

4

1 курс

Раздел 1. Физиология питания

22

Тема 1.1. Пищевые вещества и их значение.

Содержание учебного материала

3

1

Белки, жиры, углеводы.

1

1

Витамины,

1

1

Минеральные вещества, вода.

1

1

Тема 1.2. Пищеварение и усвояемость пищи.

Содержание учебного материала

2

Процесс пищеварения.

 1

1

Усвояемость пищи. 

1

1

Тема 1.3. Обмен веществ и энергии.

Содержание учебного материала

2

Понятие об обмене веществ.

1

1

Суточный расход энергии человека.

1

1

Тема 1.4. Питание взрослого населения.

Содержание учебного материала

2

Понятие об энергетической ценности пищи.

1

1

Сбалансированное питание.

1

1

Тема 1.5. Особенности питания детей и подростков.

Содержание учебного материала

2

Особенности и нормы питания детей и подростков.

1

1

Санитарные требования к обработке блюд и режиму питания детей и подростков.

1

1

Тема 1.6. Лечебное питание.

Содержание учебного материала

11

Принципы построение лечебного питания.

1

1

Лечебно – профилактическое питание

1

1

Характеристика диет.

1

1

Практические занятия

Практическое занятие №1

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

6

Составить недельное меню для диеты по выбору преподавателя.

Составить недельное меню для детского сада.

Подготовить реферат

Примерная тематика рефератов:  «Модные  диеты». «Вегетарианство». «Раздельное питание». «Организация питания в учебных заведениях». «Пищевые добавки». «Питание современного человека». «Функциональное питание».

2

2

2

3

3

3

Контрольная работа №1

1

3

Раздел 2. Общие сведения о пищевых продуктах.

   

Тема 2.1. Качество пищевых продуктов.

 

Содержание учебного материала

6

Качество продуктов и методы его определения

1

1

Стандартизация пищевых продуктов.

1

1

Практические занятия

Практическая работа №2

1

2

Практическая работа №3

1

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

3

    Тема 2.2. Свежие овощи.

 

Содержание учебного материала

14

Химический состав и пищевая ценность.

1

1

Требования к качеству, упаковка и хранение.

1

1

Клубнеплоды.

1

1

Корнеплоды.

1

1

Капустные овощи

1

1

Луковые овощи, салатно-шпинатные овощи

1

1

Десертные, пряные овощи

1

1

Тыквенные, томатные овощи

1

1

Бобовые, зерновые, экзотические овощи

1

1

Практические занятия

Практическая работа №4

1

2

Практическая работа №5

1

2

Самостоятельная работа обучающихся.

1.Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

3

Зачёт

1

3

2 курс

    Тема 2.3. Свежие грибы и плоды.

Содержание учебного материала

 8

Семечковые, косточковые плоды.

1

1

Тропические и субтропические, экзотические плоды.

1

1

Ягоды.

1

1

Грибы

1

1

Орехопладные

1

1

Практические занятия

Практическая работа № 6

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

Тема 2.4. Продукты переработки овощей, грибов, плодов.

Содержание учебного материала

 7

Квашеные (соленые) овощи и грибы.

1

1

Сушеные овощи, плоды, грибы

1

1

Консервы овощные и плодово-ягодные

1

1

Быстрозамороженные овощи, плоды и кулинарные изделия

1

1

Практические занятия

Практическая работа № 7

1

2

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Изучить дополнительную литературу о способах консервирования и замораживания продуктов
  2. Подготовка и оформление практической работы

2

Тема 2.5 Вкусовые продукты и пищевые жиры.

Содержание учебного материала

 8

Пряности, приправы, поваренная соль.

1

1

Растительные масла..

1

1

Коровье масло, маргарин

1

Жиры животные топленые и кулинарные.

1

1

Практические занятия

Практическая работа № 7

1

Самостоятельная работа обучающихся.

.Подготовить реферат о  пряностях и приправах по выбору преподавателя.

3

Контрольная работа №2

1

3

 

2 полугодие

 Тема 2.6. Зерно и продукты его переработки.

Содержание учебного материала

4

Крупы.

1

1

Мука.

1

1

Макаронные изделия. Хлеб и хлебобулочные изделия.

1

1

Практические занятия

Практическая работа №8

1

Тема 2.7. Молоко и молочные продукты.

Содержание учебного материала

 6

 

Молоко и сливки.

1

1

Кисло-молочные продукты.

1

1

Сыры.

1

1

Практические занятия

Практическая работа №9

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение  на тему: « молоко и молочные продукты – полезное питание»

2

Тема 2.8. Яйца и яйцепродукты.

Содержание учебного материала

2

 

Яйца куриные, яйцепродукты.

1

1

Практические занятия

 Практическая работа №10

1

 2

Тема 2.9. Рыба и рыбные продукты.

Содержание учебного материала

 9

 

Строение тела, химический состав и пищевая ценность. Семейства промысловых рыб.

1

1

Живая, охлажденная и мороженая рыба.

1

1

Соленая, вяленая, сушеная. копченая рыба и балычные изделия.

1

1

Копченая рыба и балычные изделия.

1

1

Рыбные консервы и пресервы, икра, нерыбные продукты моря.

1

1

Практические занятия

Практическая работа №11

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить реферат о рыбе и нерыбных продуктов моря.

3

Тема 2.10. Мясо и мясные продукты.

Содержание учебного материала

 8

 

Мясо убойных животных.

1

1

Мясо убойных животных.

1

1

Мясо птицы.

1

1

Мясные полуфабрикаты и субпродукты, колбасные изделия, мясо копчености, мясные консервы.

1

1

Практические занятия

 Практическая работа №12

1

 2

Самостоятельная работа обучающихся.

Изучить дополнительную литературу виды производства колбасных изделий, мясокопченностей.

3

Тема 2.11. Крахмал, сахар, кондитерские изделия.

Содержание учебного материала

2

 

Крахмал, сахар, кондитерские изделия.

1

1

Практические занятия

 Практическая работа №13

1

Тема 2.12. Вкусовые продукты.

Содержание учебного материала

 3

 

Чай, кофе и кофейные напитки.

1

1

Алкогольные напитки.  Хлебный квас.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение о горячих и холодных напитках по выбору преподавателя.

1

Тема 2.13. Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители.

 Содержание учебного материала

2

 

Дрожжи, разрыхлители, желирующие вещества, красители.

1

1

Практические занятия

Практическая работа №14

1

Дифференцированный зачет

1

3

Итого:

105

 

Календарно- тематический план  учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров».

Наименов. разделов

и тем.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельные работы обучающихся, курсовая работа (проект).

Кол-во часов.

Д/З

Дата

проведения

1

2

3

5

1 курс

Раздел 1. Физиология питания

22

Тема 1.1. Пищевые вещества и их значение.

Содержание учебного материала

3

Белки, жиры, углеводы.

1

1 – с.4-10

Витамины,

1

1 – с.10-17

Минеральные вещества, вода.

1

1-с.17-15

Тема 1.2. Пищеварение и усвояемость пищи.

Содержание учебного материала

2

Процесс пищеварения.

 1

1 – с.18-21            

Усвояемость пищи. 

1

1 – с.21

Тема 1.3. Обмен веществ и энергии.

Содержание учебного материала

2

Понятие об обмене веществ.

1

1 – с.24

Суточный расход энергии человека.

1

1 – с.25-27

Тема 1.4. Питание взрослого населения.

Содержание учебного материала

2

Понятие об энергетической ценности пищи.

1

1 – с.28-33

Сбалансированное питание.

1

1-с.26-27

Тема 1.5. Особенности питания детей и подростков.

Содержание учебного материала

2

Особенности и нормы питания детей и подростков.

1

1 – с.34-38

Санитарные требования к обработке блюд и режиму питания детей и подростков.

1

1 – с.38-39

Тема 1.6. Лечебное питание.

Содержание учебного материала

11

Принципы построение лечебного питания.

1

1 – с.40,41

Лечебно – профилактическое питание

1

1-с.47

Характеристика диет.

1

1 – с.41-46

Практические занятия

Практическое занятие №1

2

Самостоятельная работа обучающихся.

6

Составить недельное меню для диеты по выбору преподавателя.

Составить недельное меню для детского сада.

Подготовить реферат

Примерная тематика рефератов:  «Модные  диеты». «Вегетарианство». «Раздельное питание». «Организация питания в учебных заведениях». «Пищевые добавки». «Питание современного человека». «Функциональное питание».

2

2

2

Контрольная работа №1

1

Раздел 2. Общие сведения о пищевых продуктах.

 

Тема 2.1. Качество пищевых продуктов.

 

Содержание учебного материала

4

Качество продуктов и методы его определения

1

2 – с.27-29

Стандартизация пищевых продуктов.

1

2 – с.29-31

Практические занятия

2 –с.30-31

Практическая работа №2

1

Практическая работа №3

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

Тема 2.2. Свежие овощи.

 

Содержание учебного материала

12

Химический состав и пищевая ценность.

1

2 – с.40-43

Требования к качеству, упаковка и хранение.  

1

2 – с.43-73

Клубнеплоды.

1

2 - с.43-47

Корнеплоды.

1

2- с.47-53

Капустные овощи

1

2 – с.53-57

Луковые овощи

1

2 – с.57-61

салатно-шпинатные овощи

1

2 – с.61-62

Десертные, пряные овощи

1

2 – с.62-64

Тыквенные, томатные овощи

1

2 – с.64-71

Бобовые, зерновые, экзотические овощи

1

2 –с.71-72

Практические занятия

Практическая работа №4

1

Практическая работа №5

1

Самостоятельная работа обучающихся.

1.Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

Зачёт

1

2 курс

Тема 2.3. Свежие грибы и плоды.

Содержание учебного материала

6

Семечковые, косточковые плоды.

1

2 – с73-78

Тропические и субтропические, экзотические плоды.

1

2 – с 78-84

Ягоды.

1

2 – с 84-87

Грибы

1

2 – с 87-89

Орехопладные

1

2 – с 89-90

Практические занятия

Практическая работа № 6

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

Тема 2.4. Продукты переработки овощей, грибов, плодов.

Содержание учебного материала

5

Квашеные (соленые) овощи и грибы....

1

2 – с.91-94

Сушеные овощи, плоды, грибы

1

2 – с.94-98

Консервы овощные и плодово-ягодные

1

2 – с.98-105

Быстрозамороженные овощи, плоды и кулинарные изделия

1

2 – с.105-106

Практические занятия

Практическая работа № 7

1

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Тема 2.5 Вкусовые продукты и пищевые жиры.

Содержание учебного материала

5

Пряности, приправы, поваренная соль.

1

2 – с.247-253

Растительные масла..

1

2 – с.196-199

Коровье масло, маргарин

1

2 - с.200-207

Жиры животные топленые и кулинарные.

1

2 –с.203-209

Практические занятия

Практическая работа № 7

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить реферат о  пряностях и приправах по выбору преподавателя.

3

Контрольная работа №2

1

Тема 2.6. Зерно и продукты его переработки.

Содержание учебного материала

4

Крупы.

1

2 – с.212-218

Мука.

1

2 – с.219-224

Макаронные изделия. Хлеб и хлебобулочные изделия.

1

2 –с.224-226

Практические занятия

Практическая работа №8

1

Тема 2.7. Молоко и молочные продукты.

Содержание учебного материала

4

Молоко и сливки.

1

2 – с.169-175

Кисло-молочные продукты.

1

2 – с.175-189

Сыры.

1

2 –с.183-189

Практические занятия

Практическая работа №9

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 2.8. Яйца и яйцепродукты.

Содержание учебного материала

2

Яйца куриные, яйцепродукты.

1

2 – с.190-194

Практические занятия

 Практическая работа №10

1

Тема 2.9. Рыба и рыбные продукты.

Содержание учебного материала

6

Строение тела, химический состав и пищевая ценность. Семейства промысловых рыб.

1

2 – с.107-115

Живая, охлажденная и мороженая рыба.

1

2 – с.115-119

Соленая, вяленая, сушеная. копченая рыба и балычные изделия.

1

2 – с.119-132

Копченая рыба и балычные изделия.

1

2 – с.119-132

Рыбные консервы и пресервы, икра, нерыбные продукты моря.

1

2 – с.132-140

Практические занятия

Практическая работа №11

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить реферат о рыбе и нерыбных продуктов моря.

3

Тема 2.10. Мясо и мясные продукты.

Содержание учебного материала

5

Мясо убойных животных.

1

2 – с.143-151

Мясо убойных животных.

1

2 – с.143-151

Мясо птицы.

1

2 – с.155-158

Мясные полуфабрикаты и субпродукты, колбасные изделия, мясо копчености, мясные консервы.

1

2 – с.151-155, 159-167

Практические занятия

 Практическая работа №12

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Изучить дополнительную литературу виды производства колбасных изделий, мясокопченностей.

3

Тема 2.11. Крахмал, сахар, кондитерские изделия.

Содержание учебного материала

2

Крахмал, сахар, кондитерские изделия.

1

2 – с.232-239

Практические занятия

 Практическая работа №13

1

Тема 2.12. Вкусовые продукты.

Содержание учебного материала

2

Чай, кофе и кофейные напитки.

1

2 – с.241-247,

Алкогольные напитки.  Хлебный квас.

1

255-259

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение о горячих и холодных напитках по выбору преподавателя.

1

Тема 2.13. Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители.

 Содержание учебного материала

2

Дрожжи, разрыхлители, желирующие вещества, красители.

1

2 – с.261-269

Практические занятия

Практическая работа №14

1

Дифференцированный зачет

1

Итого:

 105

 

 


  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения

продовольственных товаров».

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета;  лаборатории.

Оборудование учебного кабинета:

  • комплект бланков технологической документации;
  • комплект учебно-методической документации;

          наглядные пособия

 

 3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной литературы:

Матюхина З.П. «Основы физиологии питания, гигиены и санитарии» Москва издательский центр «Академия» 2011.

Матюхина З.П; Королькова Э.П. « Товароведение пищевых продуктов» Москва академия 2013.

Дополнительные источники:

- «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР». Утверждены Главным Государственным санитарным врачом СССР 08.05.1991г №5786-91

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения

продовольственных товаров».

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств.

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Раздел № 1. «Физиология

питания»

 

Тема 1.1. Пищевые вещества и их значение.

 Знать роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания; роль пищи для организма человека.

Изложение роли пищи для организма человека. Обоснование необходимости минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в питании человека.

Фронтальный опрос.

Тема 1.2. Пищеварение и усвояемость пищи.

 Знать основные процессы обмена веществ в организме, физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

усвояемость пищи, влияющие на нее факторы.

Формулирование основных процессов обмена веществ в организме. Обосновать необходимость физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения.

Устный опрос.

Работа с карточками-заданиями.

Тема 1.3. Обмен веществ и энергии.

Знать суточный расход энергии; состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания. Уметь рассчитывать энергетическую ценность блюд.

  Нахождение энергетической ценности блюд. Определение энергетической ценности различных продуктов питания.

Фронтальный опрос; решение задач; ситуационные задания.

Тема 1.4. Питание взрослого населения.

Знать   понятие рациона питания; суточную норму потребности взрослого человека в питательных веществах. Уметь составлять рационы питания для взрослого населения, рассчитывать энергетическую ценность блюд.

Нахождение суточного расхода энергии для различных групп населения. Составление меню рационального питания для взрослого населения.

 Устный опрос; решение задач. Самостоятельная работа.

Тема 1.5. Особенности питания детей и подростков.

Знать суточную норму потребности детей и подростков в питательных веществах; нормы и принципы рационального сбалансированного питания. Уметь составлять рационы питания для детей и подростков, рассчитывать энергетическую ценность блюд.

Нахождение суточного расхода энергии для детей и подростков. Обосновать принципы рационального сбалансированного питания. Составить меню рационального питания для детей и подростков.

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа.  

Тема 1.6. Лечебное питание.

Знать характеристику основных лечебных диет; методику составления рационов питания для различных лечебных диет. Уметь составлять рационы лечебного питания, рассчитывать энергетическую ценность блюд.

Изложение характеристик основных лечебных и лечебно-профилактических диет. Составить меню диет при различных видах заболеваний.

     

    Экспертная оценка выполнения практических заданий.

Раздел 2. Общие сведения о пищевых продуктах.

 

Тема 2.1. Качество пищевых продуктов.

 

Знать общие требования к качеству сырья, продуктов и их кулинарное использование. Уметь проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов.

Демонстрация органолептической оценки качества пищевого сырья и продуктов.

Экспертная оценка выполнения практических заданий.

Тема 2.2. Свежие овощи.

Уметь проводить органолептическую оценку качества свежих овощей. Знать классификацию  и характеристику свежих овощей, их кулинарное использование, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

 Выбор и применение способов органолептической оценки качества свежих овощей. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества свежих овощей. Изложение классификации  и характеристики свежих овощей.

Устный опрос.

Работа с карточками-заданиями.

Тема 2.3. Свежие грибы и плоды.

Уметь проводить органолептическую оценку качества свежих грибов и плодов. Знать  требования к качеству свежих грибов и плодов, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.  

Выбор и применение способов органолептической оценки качества свежих грибов и плодов. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества свежих грибов и плодов.

Работа с карточками-заданиями.

Тема 2.4. Продукты переработки овощей, грибов, плодов.

Уметь проводить органолептическую оценку качества квашеных, солёных, сушёных овощей, плодов, грибов. Знать химический состав, классификацию, требования к их качеству, показатели качества баночных овощных и плодово-ягодных консервов; условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

Точная  и правильная расшифровка маркировки баночных овощных и плодово-ягодных консервов. Определение сорта и качества квашеных, солёных, сушёных овощей, плодов, грибов.

Работа с дидактическим материалом.

Тема 2.5. Вкусовые продукты и пищевые жиры.

 

Уметь проводить органолептическую оценку качества вкусовых продуктов и пищевых жиров. Знать классификацию  и характеристику  вкусовых продуктов и пищевых жиров.

Определение вида вкусовых продуктов. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества вкусовых продуктов и пищевых жиров. Выявление дефектов пищевых жиров.

Фронтальный опрос.

Тема 2.6. Зерно и продукты его переработки.

   Уметь проводить органолептическую оценку качества зерновых культур. Знать  химический состав, классификацию, требования к качеству зерна и продуктов его переработки, условия их хранения, упаковки, транспортирования

Определение групповой принадлежности и сортов зерновых культур. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества зерновых культур и продуктов переработки зерна.

Работа с дидактическим материалом.

Тема 2.7. Молоко и молочные продукты.

Уметь проводить органолептическую оценку   качества молока и молочных продуктов. Знать  химический состав, классификацию, требования к качеству  молока и молочных продуктов, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.  

Определение групповой принадлежности и сортов молока и молочных продуктов. Изложение классификации  и характеристики молока и молочных продуктов. Расшифровка маркировки сыров. Выявление дефектов молока и молочных продуктов.

Устный опрос.

Тема 2.8. Яйца и яйцепродукты.

Уметь проводить органолептическую оценку   качества яиц и яйцепродуктов. Знать химический состав, классификацию, требования к качеству яиц и яйцепродуктов,  условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.  

Точное и правильное проведение органолептической оценки качества яиц и яйцепродуктов. Определение сортов яиц и яйцепродуктов. Выявление дефектов яиц и яйцепродуктов.

Самостоятельная работа.

Тема 2.9. Рыба и рыбные продукты.

Уметь проводить органолептическую оценку   качества рыбы и рыбных продуктов. Знать химический состав, классификацию, требования к качеству рыбы и рыбных продуктов, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

Точное и правильное проведение органолептической оценки качества рыбы и рыбных продуктов. Выявление дефектов рыбы и рыбных продуктов. Изложение классификации, химического состава рыбы и рыбных продуктов.

Работа с карточками-заданиями.

Тема 2.10. Мясо и мясные продукты.

Уметь проводить органолептическую оценку мяса и мясных продуктов. Знать химический состав, классификацию, требования к качеству мяса и мясных продуктов,  условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.  

Изложение  химического состава и энергетической ценности мяса и мясных продуктов. Определение категории и сорта мяса. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества мяса и мясных продуктов. Дать заключение о качестве и возможности кулинарного использования образцов колбас.

Самостоятельная работа.

Тема 2.11. Крахмал, сахар, кондитерские изделия.

 Уметь проводить органолептическую оценку  крахмала, сахара и кондитерских изделий. Знать химический состав, классификацию, требования к качеству крахмала, сахара и кондитерских изделий, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

 

Изложение классификации, химического состава и энергетической ценности крахмала, сахара и кондитерских изделий. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества крахмала, сахара и кондитерских изделий.

Фронтальный опрос.

Тема 2.12. Вкусовые продукты.

Уметь проводить органолептическую оценку вкусовых продуктов. Знать  химический состав, классификацию, требования к качеству  алкогольных и безалкогольных напитков, кваса, чая, кофе, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

Изложение классификации, химического состава и энергетической ценности алкогольных и безалкогольных напитков, кваса, чая, кофе. Определение калорийности  чая, кофе.

Практическая работа.

Тема 2.13. Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители.

Уметь проводить органолептическую оценку дрожжей, химических разрыхлителей, пищевых красителей. Знать химический состав, классификацию, требования к их качеству,  условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

Изложение классификации, химического состава и энергетической ценности дрожжей, химических разрыхлителей, пищевых красителей. Обоснование кулинарного использования химических разрыхлителей, пищевых красителей .

Устный опрос.

Дифференцированный зачет

Основные показатели результатов подготовки: выполнение, демонстрация, определение, проектирование, создание, планирование, выделение, получение, изложение, решение, обоснование, формулирование, доказательства, изготовление, нахождение.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70-79

3

удовлетворительно

Менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБПОУ МО «Аграрно-промышленный техникум»

«Согласовано»                                                                                               «Утверждаю»      

Заведующий  структурным  подразделением

(г. Зарайск, ул. Карла Маркса, д. 37)                                  Директор ГБПОУ МО АПТ                                      

____________Филимонова Г. Н.                                            ____________Гусаков Ф.А.

                         

 Рабочая программа по учебной дисциплины

для профессии  2608017.01 « Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»

Разработано:  мастер п/о (а) ГБПОУ МО АПТ

  Мартюшева Н.П.

 

 

Лист согласования на основную профессиональную образовательную программу по профессии

______________________________________________________________

«Согласовано»

1. Предприятие (организация) работодателя

(наименование)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

ФИО работодателя__________________________________________________________ должность:_______________________________________________________________

Рекомендации работодателя:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись_____________(расшифровка подписи)_________________________

Место печати

«Согласовано»

1. Предприятие (организация) работодателя

(наименование)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

ФИО работодателя__________________________________________________________ должность:_______________________________________________________________

Рекомендации работодателя:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись_____________(расшифровка подписи)_________________________

Место печати

  1. Паспорт программы учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения

продовольственных товаров».

  1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии повар-кондитер базового уровня подготовки.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  входит в цикл общепрофессиональных дисциплин, в соответствии с учебным планом проводится на 1 курсе.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;

- рассчитывать энергетическую ценность блюд;

- составлять рационы питания..

В результате освоения  дисциплины обучающийся должен знать:

- роль пищи для организма человека;

- основные процессы обмена веществ в организме;

- суточный расход энергии;

- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

- понятие рациона питания;

- суточную норму потребности человека в питательных веществах;

- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;

- методику составления рационов питания;

- ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;

- общие требования к качеству сырья и продуктов;

- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 105 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -  79 часов,

самостоятельной работы обучающегося - 26 часов.

 

  1. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения

продовольственных товаров».

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

1 курс

2 курс

Максимальная учебная нагрузка

105

43

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

79

33

46

в том числе:

лекций

61

26

35

практические занятия

16

6

10

Зачёт, диф. зачёт

2

1

1

Самостоятельная работа обучающегося

26

10

16

Итоговая аттестация в форме – дифференцированного зачета (зачета с оценкой).

 


                                                               2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров».

Наименов. разделов

и тем.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельные работы обучающихся, курсовая работа (проект).

Кол-во часов.

Уровень усвоения.

1

2

3

4

1 курс

Раздел 1. Физиология питания

22

Тема 1.1. Пищевые вещества и их значение.

Содержание учебного материала

3

1

Белки, жиры, углеводы.

1

1

Витамины,

1

1

Минеральные вещества, вода.

1

1

Тема 1.2. Пищеварение и усвояемость пищи.

Содержание учебного материала

2

Процесс пищеварения.

 1

1

Усвояемость пищи. 

1

1

Тема 1.3. Обмен веществ и энергии.

Содержание учебного материала

2

Понятие об обмене веществ.

1

1

Суточный расход энергии человека.

1

1

Тема 1.4. Питание взрослого населения.

Содержание учебного материала

2

Понятие об энергетической ценности пищи.

1

1

Сбалансированное питание.

1

1

Тема 1.5. Особенности питания детей и подростков.

Содержание учебного материала

2

Особенности и нормы питания детей и подростков.

1

1

Санитарные требования к обработке блюд и режиму питания детей и подростков.

1

1

Тема 1.6. Лечебное питание.

Содержание учебного материала

11

Принципы построение лечебного питания.

1

1

Лечебно – профилактическое питание

1

1

Характеристика диет.

1

1

Практические занятия

Практическое занятие №1

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

6

Составить недельное меню для диеты по выбору преподавателя.

Составить недельное меню для детского сада.

Подготовить реферат

Примерная тематика рефератов:  «Модные  диеты». «Вегетарианство». «Раздельное питание». «Организация питания в учебных заведениях». «Пищевые добавки». «Питание современного человека». «Функциональное питание».

2

2

2

3

3

3

Контрольная работа №1

1

3

Раздел 2. Общие сведения о пищевых продуктах.

   

Тема 2.1. Качество пищевых продуктов.

 

Содержание учебного материала

6

Качество продуктов и методы его определения

1

1

Стандартизация пищевых продуктов.

1

1

Практические занятия

Практическая работа №2

1

2

Практическая работа №3

1

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

3

    Тема 2.2. Свежие овощи.

 

Содержание учебного материала

14

Химический состав и пищевая ценность.

1

1

Требования к качеству, упаковка и хранение.

1

1

Клубнеплоды.

1

1

Корнеплоды.

1

1

Капустные овощи

1

1

Луковые овощи, салатно-шпинатные овощи

1

1

Десертные, пряные овощи

1

1

Тыквенные, томатные овощи

1

1

Бобовые, зерновые, экзотические овощи

1

1

Практические занятия

Практическая работа №4

1

2

Практическая работа №5

1

2

Самостоятельная работа обучающихся.

1.Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

3

Зачёт

1

3

2 курс

    Тема 2.3. Свежие грибы и плоды.

Содержание учебного материала

 8

Семечковые, косточковые плоды.

1

1

Тропические и субтропические, экзотические плоды.

1

1

Ягоды.

1

1

Грибы

1

1

Орехопладные

1

1

Практические занятия

Практическая работа № 6

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

Тема 2.4. Продукты переработки овощей, грибов, плодов.

Содержание учебного материала

 7

Квашеные (соленые) овощи и грибы.

1

1

Сушеные овощи, плоды, грибы

1

1

Консервы овощные и плодово-ягодные

1

1

Быстрозамороженные овощи, плоды и кулинарные изделия

1

1

Практические занятия

Практическая работа № 7

1

2

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Изучить дополнительную литературу о способах консервирования и замораживания продуктов
  2. Подготовка и оформление практической работы

2

Тема 2.5 Вкусовые продукты и пищевые жиры.

Содержание учебного материала

 8

Пряности, приправы, поваренная соль.

1

1

Растительные масла..

1

1

Коровье масло, маргарин

1

Жиры животные топленые и кулинарные.

1

1

Практические занятия

Практическая работа № 7

1

Самостоятельная работа обучающихся.

.Подготовить реферат о  пряностях и приправах по выбору преподавателя.

3

Контрольная работа №2

1

3

 

2 полугодие

 Тема 2.6. Зерно и продукты его переработки.

Содержание учебного материала

4

Крупы.

1

1

Мука.

1

1

Макаронные изделия. Хлеб и хлебобулочные изделия.

1

1

Практические занятия

Практическая работа №8

1

Тема 2.7. Молоко и молочные продукты.

Содержание учебного материала

 6

 

Молоко и сливки.

1

1

Кисло-молочные продукты.

1

1

Сыры.

1

1

Практические занятия

Практическая работа №9

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение  на тему: « молоко и молочные продукты – полезное питание»

2

Тема 2.8. Яйца и яйцепродукты.

Содержание учебного материала

2

 

Яйца куриные, яйцепродукты.

1

1

Практические занятия

 Практическая работа №10

1

 2

Тема 2.9. Рыба и рыбные продукты.

Содержание учебного материала

 9

 

Строение тела, химический состав и пищевая ценность. Семейства промысловых рыб.

1

1

Живая, охлажденная и мороженая рыба.

1

1

Соленая, вяленая, сушеная. копченая рыба и балычные изделия.

1

1

Копченая рыба и балычные изделия.

1

1

Рыбные консервы и пресервы, икра, нерыбные продукты моря.

1

1

Практические занятия

Практическая работа №11

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить реферат о рыбе и нерыбных продуктов моря.

3

Тема 2.10. Мясо и мясные продукты.

Содержание учебного материала

 8

 

Мясо убойных животных.

1

1

Мясо убойных животных.

1

1

Мясо птицы.

1

1

Мясные полуфабрикаты и субпродукты, колбасные изделия, мясо копчености, мясные консервы.

1

1

Практические занятия

 Практическая работа №12

1

 2

Самостоятельная работа обучающихся.

Изучить дополнительную литературу виды производства колбасных изделий, мясокопченностей.

3

Тема 2.11. Крахмал, сахар, кондитерские изделия.

Содержание учебного материала

2

 

Крахмал, сахар, кондитерские изделия.

1

1

Практические занятия

 Практическая работа №13

1

Тема 2.12. Вкусовые продукты.

Содержание учебного материала

 3

 

Чай, кофе и кофейные напитки.

1

1

Алкогольные напитки.  Хлебный квас.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение о горячих и холодных напитках по выбору преподавателя.

1

Тема 2.13. Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители.

 Содержание учебного материала

2

 

Дрожжи, разрыхлители, желирующие вещества, красители.

1

1

Практические занятия

Практическая работа №14

1

Дифференцированный зачет

1

3

Итого:

105

 

Календарно- тематический план  учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров».

Наименов. разделов

и тем.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельные работы обучающихся, курсовая работа (проект).

Кол-во часов.

Д/З

Дата

проведения

1

2

3

5

1 курс

Раздел 1. Физиология питания

22

Тема 1.1. Пищевые вещества и их значение.

Содержание учебного материала

3

Белки, жиры, углеводы.

1

1 – с.4-10

Витамины,

1

1 – с.10-17

Минеральные вещества, вода.

1

1-с.17-15

Тема 1.2. Пищеварение и усвояемость пищи.

Содержание учебного материала

2

Процесс пищеварения.

 1

1 – с.18-21            

Усвояемость пищи. 

1

1 – с.21

Тема 1.3. Обмен веществ и энергии.

Содержание учебного материала

2

Понятие об обмене веществ.

1

1 – с.24

Суточный расход энергии человека.

1

1 – с.25-27

Тема 1.4. Питание взрослого населения.

Содержание учебного материала

2

Понятие об энергетической ценности пищи.

1

1 – с.28-33

Сбалансированное питание.

1

1-с.26-27

Тема 1.5. Особенности питания детей и подростков.

Содержание учебного материала

2

Особенности и нормы питания детей и подростков.

1

1 – с.34-38

Санитарные требования к обработке блюд и режиму питания детей и подростков.

1

1 – с.38-39

Тема 1.6. Лечебное питание.

Содержание учебного материала

11

Принципы построение лечебного питания.

1

1 – с.40,41

Лечебно – профилактическое питание

1

1-с.47

Характеристика диет.

1

1 – с.41-46

Практические занятия

Практическое занятие №1

2

Самостоятельная работа обучающихся.

6

Составить недельное меню для диеты по выбору преподавателя.

Составить недельное меню для детского сада.

Подготовить реферат

Примерная тематика рефератов:  «Модные  диеты». «Вегетарианство». «Раздельное питание». «Организация питания в учебных заведениях». «Пищевые добавки». «Питание современного человека». «Функциональное питание».

2

2

2

Контрольная работа №1

1

Раздел 2. Общие сведения о пищевых продуктах.

 

Тема 2.1. Качество пищевых продуктов.

 

Содержание учебного материала

4

Качество продуктов и методы его определения

1

2 – с.27-29

Стандартизация пищевых продуктов.

1

2 – с.29-31

Практические занятия

2 –с.30-31

Практическая работа №2

1

Практическая работа №3

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

Тема 2.2. Свежие овощи.

 

Содержание учебного материала

12

Химический состав и пищевая ценность.

1

2 – с.40-43

Требования к качеству, упаковка и хранение.  

1

2 – с.43-73

Клубнеплоды.

1

2 - с.43-47

Корнеплоды.

1

2- с.47-53

Капустные овощи

1

2 – с.53-57

Луковые овощи

1

2 – с.57-61

салатно-шпинатные овощи

1

2 – с.61-62

Десертные, пряные овощи

1

2 – с.62-64

Тыквенные, томатные овощи

1

2 – с.64-71

Бобовые, зерновые, экзотические овощи

1

2 –с.71-72

Практические занятия

Практическая работа №4

1

Практическая работа №5

1

Самостоятельная работа обучающихся.

1.Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

Зачёт

1

2 курс

Тема 2.3. Свежие грибы и плоды.

Содержание учебного материала

6

Семечковые, косточковые плоды.

1

2 – с73-78

Тропические и субтропические, экзотические плоды.

1

2 – с 78-84

Ягоды.

1

2 – с 84-87

Грибы

1

2 – с 87-89

Орехопладные

1

2 – с 89-90

Практические занятия

Практическая работа № 6

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Проработка конспектов занятий и подготовка и оформление практических работ.

2

Тема 2.4. Продукты переработки овощей, грибов, плодов.

Содержание учебного материала

5

Квашеные (соленые) овощи и грибы....

1

2 – с.91-94

Сушеные овощи, плоды, грибы

1

2 – с.94-98

Консервы овощные и плодово-ягодные

1

2 – с.98-105

Быстрозамороженные овощи, плоды и кулинарные изделия

1

2 – с.105-106

Практические занятия

Практическая работа № 7

1

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Тема 2.5 Вкусовые продукты и пищевые жиры.

Содержание учебного материала

5

Пряности, приправы, поваренная соль.

1

2 – с.247-253

Растительные масла..

1

2 – с.196-199

Коровье масло, маргарин

1

2 - с.200-207

Жиры животные топленые и кулинарные.

1

2 –с.203-209

Практические занятия

Практическая работа № 7

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить реферат о  пряностях и приправах по выбору преподавателя.

3

Контрольная работа №2

1

Тема 2.6. Зерно и продукты его переработки.

Содержание учебного материала

4

Крупы.

1

2 – с.212-218

Мука.

1

2 – с.219-224

Макаронные изделия. Хлеб и хлебобулочные изделия.

1

2 –с.224-226

Практические занятия

Практическая работа №8

1

Тема 2.7. Молоко и молочные продукты.

Содержание учебного материала

4

Молоко и сливки.

1

2 – с.169-175

Кисло-молочные продукты.

1

2 – с.175-189

Сыры.

1

2 –с.183-189

Практические занятия

Практическая работа №9

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 2.8. Яйца и яйцепродукты.

Содержание учебного материала

2

Яйца куриные, яйцепродукты.

1

2 – с.190-194

Практические занятия

 Практическая работа №10

1

Тема 2.9. Рыба и рыбные продукты.

Содержание учебного материала

6

Строение тела, химический состав и пищевая ценность. Семейства промысловых рыб.

1

2 – с.107-115

Живая, охлажденная и мороженая рыба.

1

2 – с.115-119

Соленая, вяленая, сушеная. копченая рыба и балычные изделия.

1

2 – с.119-132

Копченая рыба и балычные изделия.

1

2 – с.119-132

Рыбные консервы и пресервы, икра, нерыбные продукты моря.

1

2 – с.132-140

Практические занятия

Практическая работа №11

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить реферат о рыбе и нерыбных продуктов моря.

3

Тема 2.10. Мясо и мясные продукты.

Содержание учебного материала

5

Мясо убойных животных.

1

2 – с.143-151

Мясо убойных животных.

1

2 – с.143-151

Мясо птицы.

1

2 – с.155-158

Мясные полуфабрикаты и субпродукты, колбасные изделия, мясо копчености, мясные консервы.

1

2 – с.151-155, 159-167

Практические занятия

 Практическая работа №12

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Изучить дополнительную литературу виды производства колбасных изделий, мясокопченностей.

3

Тема 2.11. Крахмал, сахар, кондитерские изделия.

Содержание учебного материала

2

Крахмал, сахар, кондитерские изделия.

1

2 – с.232-239

Практические занятия

 Практическая работа №13

1

Тема 2.12. Вкусовые продукты.

Содержание учебного материала

2

Чай, кофе и кофейные напитки.

1

2 – с.241-247,

Алкогольные напитки.  Хлебный квас.

1

255-259

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение о горячих и холодных напитках по выбору преподавателя.

1

Тема 2.13. Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители.

 Содержание учебного материала

2

Дрожжи, разрыхлители, желирующие вещества, красители.

1

2 – с.261-269

Практические занятия

Практическая работа №14

1

Дифференцированный зачет

1

Итого:

 105

 

 


  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения

продовольственных товаров».

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета;  лаборатории.

Оборудование учебного кабинета:

  • комплект бланков технологической документации;
  • комплект учебно-методической документации;

          наглядные пособия

 

 3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной литературы:

Матюхина З.П. «Основы физиологии питания, гигиены и санитарии» Москва издательский центр «Академия» 2011.

Матюхина З.П; Королькова Э.П. « Товароведение пищевых продуктов» Москва академия 2013.

Дополнительные источники:

- «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР». Утверждены Главным Государственным санитарным врачом СССР 08.05.1991г №5786-91

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

«Физиология питания с основами товароведения

продовольственных товаров».

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств.

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Раздел № 1. «Физиология

питания»

 

Тема 1.1. Пищевые вещества и их значение.

 Знать роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания; роль пищи для организма человека.

Изложение роли пищи для организма человека. Обоснование необходимости минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в питании человека.

Фронтальный опрос.

Тема 1.2. Пищеварение и усвояемость пищи.

 Знать основные процессы обмена веществ в организме, физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

усвояемость пищи, влияющие на нее факторы.

Формулирование основных процессов обмена веществ в организме. Обосновать необходимость физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения.

Устный опрос.

Работа с карточками-заданиями.

Тема 1.3. Обмен веществ и энергии.

Знать суточный расход энергии; состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания. Уметь рассчитывать энергетическую ценность блюд.

  Нахождение энергетической ценности блюд. Определение энергетической ценности различных продуктов питания.

Фронтальный опрос; решение задач; ситуационные задания.

Тема 1.4. Питание взрослого населения.

Знать   понятие рациона питания; суточную норму потребности взрослого человека в питательных веществах. Уметь составлять рационы питания для взрослого населения, рассчитывать энергетическую ценность блюд.

Нахождение суточного расхода энергии для различных групп населения. Составление меню рационального питания для взрослого населения.

 Устный опрос; решение задач. Самостоятельная работа.

Тема 1.5. Особенности питания детей и подростков.

Знать суточную норму потребности детей и подростков в питательных веществах; нормы и принципы рационального сбалансированного питания. Уметь составлять рационы питания для детей и подростков, рассчитывать энергетическую ценность блюд.

Нахождение суточного расхода энергии для детей и подростков. Обосновать принципы рационального сбалансированного питания. Составить меню рационального питания для детей и подростков.

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа.  

Тема 1.6. Лечебное питание.

Знать характеристику основных лечебных диет; методику составления рационов питания для различных лечебных диет. Уметь составлять рационы лечебного питания, рассчитывать энергетическую ценность блюд.

Изложение характеристик основных лечебных и лечебно-профилактических диет. Составить меню диет при различных видах заболеваний.

     

    Экспертная оценка выполнения практических заданий.

Раздел 2. Общие сведения о пищевых продуктах.

 

Тема 2.1. Качество пищевых продуктов.

 

Знать общие требования к качеству сырья, продуктов и их кулинарное использование. Уметь проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов.

Демонстрация органолептической оценки качества пищевого сырья и продуктов.

Экспертная оценка выполнения практических заданий.

Тема 2.2. Свежие овощи.

Уметь проводить органолептическую оценку качества свежих овощей. Знать классификацию  и характеристику свежих овощей, их кулинарное использование, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

 Выбор и применение способов органолептической оценки качества свежих овощей. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества свежих овощей. Изложение классификации  и характеристики свежих овощей.

Устный опрос.

Работа с карточками-заданиями.

Тема 2.3. Свежие грибы и плоды.

Уметь проводить органолептическую оценку качества свежих грибов и плодов. Знать  требования к качеству свежих грибов и плодов, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.  

Выбор и применение способов органолептической оценки качества свежих грибов и плодов. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества свежих грибов и плодов.

Работа с карточками-заданиями.

Тема 2.4. Продукты переработки овощей, грибов, плодов.

Уметь проводить органолептическую оценку качества квашеных, солёных, сушёных овощей, плодов, грибов. Знать химический состав, классификацию, требования к их качеству, показатели качества баночных овощных и плодово-ягодных консервов; условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

Точная  и правильная расшифровка маркировки баночных овощных и плодово-ягодных консервов. Определение сорта и качества квашеных, солёных, сушёных овощей, плодов, грибов.

Работа с дидактическим материалом.

Тема 2.5. Вкусовые продукты и пищевые жиры.

 

Уметь проводить органолептическую оценку качества вкусовых продуктов и пищевых жиров. Знать классификацию  и характеристику  вкусовых продуктов и пищевых жиров.

Определение вида вкусовых продуктов. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества вкусовых продуктов и пищевых жиров. Выявление дефектов пищевых жиров.

Фронтальный опрос.

Тема 2.6. Зерно и продукты его переработки.

   Уметь проводить органолептическую оценку качества зерновых культур. Знать  химический состав, классификацию, требования к качеству зерна и продуктов его переработки, условия их хранения, упаковки, транспортирования

Определение групповой принадлежности и сортов зерновых культур. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества зерновых культур и продуктов переработки зерна.

Работа с дидактическим материалом.

Тема 2.7. Молоко и молочные продукты.

Уметь проводить органолептическую оценку   качества молока и молочных продуктов. Знать  химический состав, классификацию, требования к качеству  молока и молочных продуктов, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.  

Определение групповой принадлежности и сортов молока и молочных продуктов. Изложение классификации  и характеристики молока и молочных продуктов. Расшифровка маркировки сыров. Выявление дефектов молока и молочных продуктов.

Устный опрос.

Тема 2.8. Яйца и яйцепродукты.

Уметь проводить органолептическую оценку   качества яиц и яйцепродуктов. Знать химический состав, классификацию, требования к качеству яиц и яйцепродуктов,  условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.  

Точное и правильное проведение органолептической оценки качества яиц и яйцепродуктов. Определение сортов яиц и яйцепродуктов. Выявление дефектов яиц и яйцепродуктов.

Самостоятельная работа.

Тема 2.9. Рыба и рыбные продукты.

Уметь проводить органолептическую оценку   качества рыбы и рыбных продуктов. Знать химический состав, классификацию, требования к качеству рыбы и рыбных продуктов, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

Точное и правильное проведение органолептической оценки качества рыбы и рыбных продуктов. Выявление дефектов рыбы и рыбных продуктов. Изложение классификации, химического состава рыбы и рыбных продуктов.

Работа с карточками-заданиями.

Тема 2.10. Мясо и мясные продукты.

Уметь проводить органолептическую оценку мяса и мясных продуктов. Знать химический состав, классификацию, требования к качеству мяса и мясных продуктов,  условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.  

Изложение  химического состава и энергетической ценности мяса и мясных продуктов. Определение категории и сорта мяса. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества мяса и мясных продуктов. Дать заключение о качестве и возможности кулинарного использования образцов колбас.

Самостоятельная работа.

Тема 2.11. Крахмал, сахар, кондитерские изделия.

 Уметь проводить органолептическую оценку  крахмала, сахара и кондитерских изделий. Знать химический состав, классификацию, требования к качеству крахмала, сахара и кондитерских изделий, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

 

Изложение классификации, химического состава и энергетической ценности крахмала, сахара и кондитерских изделий. Точное и правильное проведение органолептической оценки качества крахмала, сахара и кондитерских изделий.

Фронтальный опрос.

Тема 2.12. Вкусовые продукты.

Уметь проводить органолептическую оценку вкусовых продуктов. Знать  химический состав, классификацию, требования к качеству  алкогольных и безалкогольных напитков, кваса, чая, кофе, условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

Изложение классификации, химического состава и энергетической ценности алкогольных и безалкогольных напитков, кваса, чая, кофе. Определение калорийности  чая, кофе.

Практическая работа.

Тема 2.13. Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители.

Уметь проводить органолептическую оценку дрожжей, химических разрыхлителей, пищевых красителей. Знать химический состав, классификацию, требования к их качеству,  условия их хранения, упаковки, транспортирования и реализации.

Изложение классификации, химического состава и энергетической ценности дрожжей, химических разрыхлителей, пищевых красителей. Обоснование кулинарного использования химических разрыхлителей, пищевых красителей .

Устный опрос.

Дифференцированный зачет

Основные показатели результатов подготовки: выполнение, демонстрация, определение, проектирование, создание, планирование, выделение, получение, изложение, решение, обоснование, формулирование, доказательства, изготовление, нахождение.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70-79

3

удовлетворительно

Менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по пр...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ дисциплина: «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Рекомендации для использования рабочей тетради.      Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для изучения дисциплины «Физиология питания с основами товароведения прод...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ дисциплина: «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» «Пищевые жиры»

Рекомендации для использования рабочей тетради.      Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для изучения дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 260807.01 Повар, кондитер ...

Практические задания по дисциплине ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров по профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Учебно-методическое пособие, для организации и проведения практических занятий, по предмету "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров", состоит из 25 комплектов,...