Сравнительный анализ системы образования в Южной Корее и СССР
статья на тему
В данной статье рассмотрены общие черты и различия системы образования в Южной Корее и в СССР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ системы образования в СССР и в Южной Корее
Выполнила: Тюлюш Чодураа
Республика Корея заняла второе место в рейтинге лучших систем образования, составленном британской компанией Pearson по заказу аналитического отдела журнала Economist и опубликованный в газете Times. Рейтинг составляется по результатам международного теста по выпускным баллам школьников за 2006-2010 годы, а также по статистическим данным самих государств - например, по количеству детей, поступающих в университеты.
По словам одного из составителей рейтинга сэра Майкла Барбера, самыми успешными оказались те страны, где статус учителя высок и существует развитая образовательная культура.
"Лидирующие позиции в нашем списке занимают те государства, которые предоставляют учителям высокий статус, - сказал в интервью Times Майкл Барбер. - В этих странах есть настоящая культура образования".
Отношение к образованию.
Есть мнение, что во многом конфуцианские традиции стали благодатной почвой для развития экономики знаний Южной Кореи. В этой культуре образование, уважение к учителю, дисциплина, уважение к старшим играют основополагающую роль. В современном корейском обществе университетский диплом является необходимым предварительным условием для вхождения не только в экономическую, политическую и культурную элиту, но и просто в ряды "среднего класса". Человеку без диплома здесь рассчитывать, в общем-то, не на что: в лучшем случае он может надеяться на средний доход и весьма скромное общественное положение, но куда вероятнее, что он всю жизнь будет вкалывать по 10-12 часов в день за мизерную зарплату. Поэтому понятно, что главная задача корейской школы -- готовить выпускников к вступительным экзаменам, удача или неудача на которых в Корее определяет весь дальнейший жизненный путь человека. Именно это во многом объясняет большие траты среднестатистической семьи на образование детей. Если проследить за объемом инвестиций в сферу образования, в 1951 году составлял 2,5% от всего бюджета страны, а в 1990-х годах вырос до 25%. Однако эта цифра составляет лишь 1/3 затрат в этом секторе экономики, остальная часть отводится родителям и частному бизнесу. Как сообщает Смолин Олег Николаевич , депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию , более 20% расходов, выделяемых на цели образования в Республике Корея- самая большая статья расходов в бюджете. «Не могу не сказать, что Корея подтверждает общее правило, которое мы наблюдали в ХХ и начале XXI века: современные технологические революции невозможны без серьезных инвестиций в образование. Практически везде – в Советском Союзе, послевоенной Германии, Японии, отчасти в Италии, Корее – мы наблюдаем одну и ту же схему. Наращиваются инвестиции в образование, затем следует промышленный и экономический подъем в целом.»
В Южной Корее средняя зарплата учителей считается довольно высокой по сравнению с остальными: 39 тысяч евро в год (без налоговых отчислений), в то время как в странах ОЭСР она составляет 31 тысячу евро. Речь идет об очень уважаемой и одной из самых востребованных профессий в системе образования. В Южной Корее лишь 5% выпускников удается получить работу в школе. Среди наиболее успевающих учеников выбирают особо одаренных, чтобы дать им особое образование, создать своего рода учительскую элиту, которая задавала бы тон всему педагогическому процессу. Следует отметить при этом, что учителя средних классов начальной школы не столь хорошо подготовлены
Аналогично, как и в Советском Союзе. Одним из первых декретов Советского правительства в области народного образования было постановление Совета Народных Комиссаров от 3 января 1918 г. об ассигновании крупной суммы для повышения заработной платы народных учителей.
Советская педагогика, как и южнокорейская, придает деятельности учителя большое значение. Учитель играет главную роль в учебном и воспитательном процессе.
B. И. Ленин в 1923 г. писал: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств».
И. В. Сталин в своём приветствии I Всесоюзному учительскому съезду в 1925 г. писал: «Фаланга народных учителей составляет одну из самых необходимых частей великой армии трудящихся нашей страны, строящих новую жизнь на основе социализма».
М. И. Калинин неоднократно очень тепло говорил и писал об учителе: о том, что учитель отдаёт народу всё, что у него есть ценного, что учитель должен многое брать от передовых достижений народа, чтобы всегда идти в первых рядах; что учитель, не замыкаясь в стены своего класса, должен держать тесную связь с населением, быть учителем-общественником. В Советском Союзе дети читали стихи: «для нас учеба в школе – главный труд. Знак качества отличные отметки. От нас высоких, прочных знаний ждут свершения десятой пятилетки!» Оказывается, это была не просто идеология, в этих строках заложен глубокий смысл: вся страна следит за твоими успехами, и каждая хорошая отметка идет на ее благо. Ребенок не столько сознательно, сколько подсознательно ощущал некую ответственность, сопричастность, чувствовал себя частицей всего народа. Как тут не вспомнить знаменитые строки из стихов:
«Я пионер, живу в СССР, учиться буду на пятерки». В таких странах как Южная Корея и СССР подобное отношение к образованию стало основой для дальнейшего прогресса не только в области науки, но и экономики и техники. Что не наблюдается в тех странах, где преобладает индивидуализм.
Подготовка такого огромного числа учителей в сравнительно короткий период потребовала создания нескольких сот высших и средних педагогических учебных заведений, курсов, методических кабинетов и учреждений.
Как сообщает в своем интервью, выдающийся профессор Института исследований в области образования Университета Торонто ( Канада) Майкл Фуллан: «Страны, которые добились прогресса в школьном образовании, как это произошло в Чили, Шанхае или Южной Корее, усовершенствовали систему оценки и затратили средства на подготовку учителей по специальным методикам, которые позволили бы им добиться хороших результатов в рамках новой системы оценки.»
Дисциплина.
Дисциплина в корейских школах поддерживается самыми жесткими методами: в младших классах широко применяются телесные наказания. 73% родителей заявили, что прибегают к таким мерам.
В советской системе образования также была принята жесткая дисциплина и обязательная программа обучения. В ее рамках, ученик, хоть и принудительно, но получал фундаментальное разностороннее образование. Система народного образования в СССР включает учреждения для осуществления дошкольного воспитания, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Доля грамотных граждан.
К приходу к власти советского правительства, число грамотного населения составляло 24% . Грамотных на 1 тыс. населения приходилось 223 человек, в том числе в Европейской России- 229, в Западной Сибири- 108 человек. Начало массовому движению положил Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919, в соответствии с которым все не умеющие читать или писать в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны «обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию». Все грамотное население в порядке трудовой повинности обязывалось участвовать в ликвидации неграмотности.
В борьбе с неграмотностью были достигнуты значительные успехи, всего в 1917—1927 гг. было обучено грамоте до 10 млн взрослых (подробнее смотрите в статье «Ликбез»). Перепись населения СССР 1926 года выявила 56,6 % грамотного населения в возрасте от 9 до 49 лет (80,9 среди городского и 50,6 сельского)
В Южной Корее в 1945 году грамотными были 22 процента граждан; к 1970 — 87,6, а в поздние 1980-е — 93 процента. Южнокорейские студенты неплохо показывают себя на международных соревнованиях по математике и точным наукам. Несмотря на то, что только начальное образование (до 6 класса) было обязательным, процент учащихся на высших ступенях образования был сравним с подобными показателями в развитых странах, включая Японию. Примерно 4,8 миллионов учеников поступило в начальную школу в 1985 году. Процент продолживших необязательное в то время образование в средней школе составил более 99 процентов. Примерно 34 процента учащихся сдавали экзамены в ВУЗ, что сравнимо с показателями Японии (30 процентов), и выше Британского (20 процентов) рейтинга.
В отличие от средней школы, получение образования в высшей школе не является обязательным. Тем не менее, по оценкам OECD в 2005 году 97 % молодых корейцев окончили высшую школу. Это самый высокий процент в мире
Расходы государства на нужды образования.
Впечатляют расходы Республики Корея на нужды образования. В 1975 они составляли 220 миллиардов вон, что соответствует 2,2 ВВП, или 13,9 процента всего бюджета. А в 1986 это уже был цифра в 3,76 триллиона вон, или 4,5 процента ВВП и 27,3 процента бюджета. А в наши дни объем инвестиций в развитие науки и инноваций достиг 19 миллиардов долларов в год, которые тратятся в частности на обучение и поддержку высококвалифицированных кадров.
Развитие НТП СССР сопровождается ростом расходов на науку из государственного бюджета и других источников. Они составили (в млрд. руб.) 0,3 — в 1940, 6,9 — в 1965, 11,2 — в 1970, 17,4 — в 1975.
Социальное неравенство.
Создание советского интеллектуального слоя происходило под знаком борьбы за «социальную однородность общества», советская власть целенаправленно формировала совершенно определенный его состав, придавая этому огромное, часто самодовлеющее значение. Практически история СССР -это история борьбы советской власти за максимальное увеличение в его составе доли интеллигенции из представителей рабочих и крестьян. Задача регулирования социального состава образованного слоя осуществлялась по нескольким направлениям:
• непосредственное регулирование социального состава студентов -система прямых ограничений для одних и льгот при поступлении для других категорий абитуриентов в зависимости от социального происхождения, содействующая поступлению «ценных» в социальном отношении элементов (студенты, соответствующие анкетным данным: имеющие партийные рекомендации, закончившие рабфак, «стажники», выходцы из рабочих и крестьян и др.);
• создание специальных учебных заведений для подготовки к поступлению «социально-близких» к власти лицам (создание сначала «рабфаков», потом переименованных в подготовительные отделения, открытие вечерних и заочных отделений, создание системы спецшкол и др.);
Таким образом, можно констатировать, что в советском обществе ведущее положение занимает «социальный капитал», то есть на первое место выходит социальное происхождение абитуриентов, что способствует их поступлению в вузы.
Всеобщность и обязательность школьного образования становится показателем попытки устранения социального неравенства. Миф о равенстве возможностей является важной частью идеологии советского общества, он становится программой так называемой "ускоренной модернизации", построения советского государства, а, следовательно, и системы образования. Но подобная единая трудовая народная образовательная система постепенно вступает в противоречие с социальной действительностью. Объективное существование в социалистическом обществе иерархии видов труда, не равных друг другу по степени сложности, Ответственности, условиям, уровню оплаты и другим социальным характеристикам, оказывается в противоречии с получаемым образованием.
Власти не ограничиваются тем, что строго контролируют единообразие программ, принятых во всех школах страны, равно как и уровень и направленность преподавания. Они идут еще дальше и стремятся не допустить, чтобы между школами существовало слишком явное качественное неравенство в уровне образования. Бывали случаи, когда та или иная школа, в которой подбирался "слишком сильный" педагогический коллектив, переформировывалось решением местных властей, которые считали, что излишняя концентрация хороших педагогических кадров в одной школе неизбежно приведет к тому, что ее ученики окажутся в привилегированном положении при поступлении в университет.
Поскольку главной причиной неравенства в уровне школьного образования, как резонно считают в корейском Министерстве просвещения, является разница в уровне педагогического коллектива, в Корее существует система ротации, в соответствии с которой все учителя государственных школ (на частные она не распространяется) не могут все время работать в одной и той же школе, а периодически переводятся с места на место. Таким образом производится постоянное "перемешивание" учительского корпуса и достигается его примерная однородность по всей стране.
Принцип равенства жестко выдерживается уже на уровне начальной школы. Все дети должны идти в те и только те начальные школы, к которым приписаны их жилые районы. Как уже говорилось, корейская государственная администрация прилагает все усилия, чтобы обеспечить примерно равный уровень образования во всех начальных школах. Однако, существуют и определенные отступления от этого принципа. Дело в том, что, параллельно с дешевыми государственными школами, где плата за обучение носит символический характер, существует и частные начальные школы, образование в которых сравнительно дорогое (около 150 тысяч вон или 130$ за месяц занятий), но, зато, отличается лучшим качеством. В частных школах выше зарплаты учителей, лучше оборудование, кроме обязательных для всех школ предметов, широко преподаются и дополнительные. Во многих частных начальных школах уже в младших классах ведется преподавание английского и иероглифической письменности, которые пока не допущены в программы государственных начальных школ. Количество желающих поступить в частные школы, несмотря на их дороговизну, достаточно велико. Большинство корейских родителей не останавливается ни перед какими тратами, когда речь заходит об образовании их детей. Поскольку желающих попасть в начальные частные школы в два-три раза больше, чем мест в них, выбор счастливцев производится жеребьевкой. Те, кому, в самом буквальном смысле слова, не выпал счастливый жребий, идут в обычные государственные школы.
Второй ступенью школьного образования является неполная средняя школа, обучение в которой длится три года. Школы второй ступени более разнотипны, чем начальные, однако среди них не существует того противопоставления частных и государственных школ, которое характерно для первой ступени. И частные, и государственные средние школы предлагают примерно один уровень образования и взимают примерно одинаковую плату за обучение.
Наиболее престижным видом средней школы является школа с углубленным изучением тех или иных предметов - специализированная школа. Таких школ мало, и ученики отбираются туда посредством конкурсных экзаменов (для знакомых с советскими и, особенно, постсоветскими реалиями, специально замечу -- экзаменов честных). Подавляющее большинство выпускников начальной школы направляется в ту среднюю школу, к которой приписан их микрорайон, а те из них, кто в силу семейных обстоятельств вынужден в ближайшем будущем идти работать, поступает в технические школы, южнокорейский аналог былых советских ПТУ.
Для перехода в школу третьей ступени (полную среднюю школу), обучение в которой также длится три года, необходимо сдавать экзамены, которые впрочем, не носят конкурсного характера. Поскольку в Корее существует несколько типов школ третьей ступени, перед экзаменом выпускник школы второй ступени должен сделать выбор, в полной средней школе какого типа он хотел бы учиться.
Бесплатное образование.
Что касается дошкольного образования, то в Южной Корее оно не обязательное. Куда принимаются дети от 3-х до 5-ти лет. Аналогично было и в СССР. «Декларацией по дошкольному воспитанию» от 20 декабря 1917 года были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. Постепенно внедрялись в работу университеты с факультетом дошкольного образования, организовывались Съезды по дошкольному воспитанию. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения - ясли-сад. После войны особенное внимание уделялось дошкольному образованию, которое, по мнению коммунистических идеологов, должно было заменить семейное воспитание.
Различия.
Начальное образование в Южной Корее очень дорогое, а в СССР было бесплатное. В Южной Корее принимались дети в возрасте 6 лет для прохождения 6-летнего начального образования.
В 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объёме четырёхлетнего курса начальной школы. Это значит, что в любом возрасте от 8 до 15 лет ребенок мог начать учиться в начальной школ, а в Южной Корее обучение осуществляется строго в определенном возрасте, и остаться на второй год невозможно.
При сравнении основного общего и среднего образования в СССР и в Южной Корее выявляются различия. В 1919 году Съезд РКП(б) принимает программу, которая предусматривала: проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет; полное осуществление принципа единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола; безусловно светской, проводящей тесную связь обучения с общественно-полезным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества. Иной принцип в Южной Корее, где большинство учеников поступает в среднюю школу в возрасте 12 лет, сразу после окончания начальной школы, и заканчивают ее в возрасте 15 лет. Но обучение как и в СССР обязательное.
Необходимо принять во внимание, что в Республике Корея осуществляется обучение в высших школах, которых не было в СССР, которые не обязательны, но напрямую готовят к поступлению в ВУЗы. Чтобы поступить в высшую школу нужно сдать сложный экзамен.
В Советском Союзе преобладала доля государственных высших учебных заведений, что нельзя сказать про Южную Корею: 80% высших учебных заведений - частные.
Рассматривая такое явление как «утечка мозгов», то есть процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам, можно прийти к выводу о том, что из-за ряда причин, вызванных недостаточным финансированием в области науки, низким престижем статуса ученого в России и т.д., Всего Советская Россия за период с конца 80-х годов потеряла примерно одну треть своего научного потенциала. За границу эмигрируют ученые, занятые в вычислительной математике, генетике, биотехнологии. Научные школы в этих областях науки у нас на мировом уровне. Если раньше Россию покидали отдельные ученые, то сейчас уезжают целые коллективы, лаборатории, группы. Взяв во внимание промахи советского правительства в этой области, Южная Корея, с целью предотвращения «утечки мозгов» открыла лаборатории, в которых установлена оплата труда ученых на уровне американских стандартов.
Вывод.
Проанализировав системы образования в Южной Корее и в Советском Союзе, я пришла к выводу о том, что политика в области просвещения может быть названа правильной в том случае, если она сочетает в себе новаторство и правильно подобранные старые методы образования. Советское правительство еще в 20 веке признало важность образования. Что образование является той ступенькой, которая ведет к прогрессу общества в целом. И благодаря этому, в свое время СССР добился значительных успехов в техническом прогрессе, в области просвещения. Переняв некоторые моменты из системы образования в СССР, такие как признание важности образования, немалые инвестиции в область науки и новаторства, дисциплина в школе, Южная Корея достигла невероятных достижений в экономике. Южную Корею прозвали «азиатским тигром». Экономика Южной Кореи является 14-ой в мире по валовому внутреннему продукту и 10-ой в мире по номинальному ВВП. Растущая популярность экономических и технических достижений привлекают в Южную Корею все большее число иностранных студентов. Весьма разумным является также попытка предотвращения социального неравенства в образовании в обеих странах и высокая роль учителя, не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни. Разумеется, корейское правительство не просто перенесло советскую систему образования в свою страну, но и разработало свои собственные принципы. Например, в Южной Корее начальное образование платное, в отличие от СССР, но при большем вложении, как известно, и качество лучше. Или обязательное обучение детей строго в определенном возрасте, невозможность остаться на второй год, что позволяет учитывать возрастные особенности детей и на основе этого, применение особенной методики преподавания в каждом возрасте.
1) Журнал «Своими именами» 2014.
2) Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. М. 2006.
3) Колыхалов Д. В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923-1941 гг. // Палладиум. 2010.
4) Наука в СССР. Справочные данные на 1976 г. — статья из Большой советской энциклопедии.
5) Смирнова Л. «Утечка умов» в Соединенные Штаты из развивающихся стран в начале 1970-х годов Расы и народы. Вып. 6. — М.: Наука, 1976. — C. 102—118
6) http://www.smolin.ru/
7) http://www.asianinfo.org - Education/Literacy in Korea
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Формирование советской государственно-политической системы. Образование СССР.
Презентация рассказывает о планах создания СССР, формировании советских органов государственной власти, содержит глоссарий и задание для самостоятельной работы....
Электронные учебники - анализ внедрения электронных учебников в зарубежных странах (на примере США и Южной Кореи).
День, когда ученики смогут выбирать носить ли им много килограммовые портфели или легкие сумки в школу на учебу уже не за горами. С 1 сентября 2015 года учебники, входящие в федеральный перечень, в об...
Урок по теме "Особенности развития Южной Кореи"
Урок посвящен исследованию причин "корейского чуда"...
Сравнительный анализ образования в России и Великобритании
В презентации вы увидите сравнительную характеристику школ и образования в Великобритании и России....
Система образования СССР
О системе образоваения СССР...
План-конспект урока корейского языка "Достопримечательности Южной Кореи"
Данный план-конспект урока по корейскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Статья на тему: "Сравнительный анализ примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 2-го поколения и примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 3-го поколения (проект)"
В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экс...