«Нормативно-правовые основы реализации ФГОС ОО».
материал на тему

выступление на методическом объединении по теме : «Нормативно-правовые основы реализации ФГОС ОО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii_po_teme.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

         Алькеевский  муниципальный район Республики Татарстан.

                               МБОУ Алпаровская  СОШ

выступление на методическом объединении по теме : «Нормативно-правовые основы реализации ФГОС ОО».

        Руководитель КМО учителей географии,биологии и химии

                                             Сафиуллина Фания Наиловна

                                                              Ноябрь  2014 г.

  Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокуп-ность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Самым главным нормативным актом, который обеспечивает введение ФГОС (как и государственных стандартов в других сферах) является Конституция. Этот документ  детерминирует все последующие акты, регламентирующие образование. Статья 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего образования в рамках государственного стандарта и, тем самым, определяет  ответственность государственных и муниципальных органов образования перед теми, кто получает образовательную услугу.

Законопроект расширяет функции ФГОС, которые заключаются в обеспечении не только единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ, но и в обеспечении вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (пп. 2 ст. 11).

Законопроект дополняет аналогичную статью действующего Закона особенностями разработки стандарта для системы общего и профессионального образования (пп. 6, 8 ст. 11).

В последующих статьях Законопроекта устанавливается взаимосвязь ФГОС и основных образовательных программ, примерных основных образовательных программ. Устанавливаемая Законопроектом взаимосвязь между названными документами преемственна их соотношению в действующем Законе Законопроект расширяет функции ФГОС, которые заключаются в обеспечении не только единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ, но и в обеспечении вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (пп. 2 ст. 11).

Законопроект дополняет аналогичную статью действующего Закона особенностями разработки стандарта для системы общего и профессионального образования (пп. 6, 8 ст. 11).

В последующих статьях Законопроекта устанавливается взаимосвязь ФГОС и основных образовательных программ, примерных основных образовательных программ. Устанавливаемая Законопроектом взаимосвязь между названными документами преемственна их соотношению в действующем Законе

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере образования, а также проекты документов введения и процедур проверки исполнения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 (ред. От 03.12.2011) «Об образовании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2012)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»
Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) (ФГОС НОО)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

ФГОС ООО

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (ФГОС ООО)
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

ФГОС СОО

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО)  

Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. N 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»  

Нормативные документы ФГОС

Ведущий     инструмент    реализации    ФГОС   –  основная   образовательная  программа (далее – ООП). В ОУ, которые ввели ФГОС в “пилотном режиме”, были разработаны новые ООП на основе примерных основных образовательных программ начального общего образования. Ведущим документом, обеспечивающим   реализацию   требований   ФГОС   на   уровне   субъекта   РФ,                          является региональная программа развития образования. Функциями ОУ в системе нормативного обеспечения введения ФГОС являются, прежде всего, разработка ООП и плана-графика создания условий,  соответствующих требованиям ФГОС, внесение изменений в устав и существующие                         локальные акты (разработка при необходимости новых), определение перечня соответствующих ФГОС учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процесс.   В связи с введением ФГОС потребуется внести изменения в следующие   документы (или разработать их):                     •  расписание,   в   рамках   которого   возможно   предусмотреть   организацию групповых и индивидуальных видов деятельности, индивидуальное расписание отдельных обучающихся при включении их в различные групповые, разновозрастные виды деятельности;

  •  рекомендации   (или   пакет   локальных   актов:   положений,   инструкций, приказов и т п) для                            педагогических работников по организации внеурочной   деятельности обучающихся;

  •  рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля освоения ООП;

       •  материалы, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса;                                              •  локальные акты, инструкции и другие документы по обеспечению безопасности образовательного процесса;

  •  пакет   документов,   регламентирующих   организацию   групповой   и   индивидуальной                                 образовательной   деятельности   обучающихся,   организацию проектной деятельности, тьюторского сопровождения.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий как основа реализации ФГОС. Подготовка к ГИА по русскому языку.

Эта статья- результат совместного творчества с учителем русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №60" города Каменска-Уральского Шулпиной Светланой Николаевной.В данной стат...

«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»

В  статье рассматриваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода через комплекс технологий...

Системно-деятельностный подход как психологическая основа реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход как психологическая основа реализации ФГОС...

Продуктивное обучение - основа реализации ФГОС

Презентация знакомит с понятиями продуктивновность, продуктивное обучение; раскрывает основы и  инструменты продуктивного обучения....

Современный урок физики основа реализации ФГОС

Современный урок физики основа реализации ФГОС...

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах как основа реализации ФГОС ООО

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение нов...

Развитие системно-деятельностного подхода в образовании и воспитании как основа реализации ФГОС

Итоговая аттестационная работа на курсах повышения квалификации. Московская академия профессиональных компетенций "Педкампус"....