Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»
    план-конспект занятия на тему

    Порожняя Ольга Адольфовна

    В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексической теме "Осень".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_porozhney_o.a.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в

     старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

    «Осень»

    Порожняя О.А.,

    учитель-логопед МДОУ № 87,

    I квалификационная категория

    Программное содержание:

    1. Коррекционно-образовательные цели.

    Закрепить представления детей об осени и её приметах. Уточнить, расширить и активизировать словарь по темам «Осень», «Деревья». Совершенствовать грамматический строй речи, продолжая формировать навык употребления простого предложения. Развивать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовании числительных с существительными.

    1. Коррекционно-развивающие цели.

    Развивать у детей длительный плавный выдох, связную речь, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.

    1. Коррекционно-воспитательные цели.

    Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать чувство прекрасного.

    Предварительная работа: прогулка в лес, наблюдения за осенними изменениями в природе, разучивание стихов об осени, рассматривание картин об осени, разучивание массажа лицевых мышц, артикуляционной гимнастики, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование числительных с существительными.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

     Логопед встречает детей в дверях кабинета и сообщает о том, сто сегодня на занятии будут присутствовать гости. Приглашает детей пройти, встать на коврик и посмотреть на гостей.

    Л о г о п е д: У нас сегодня гости. Посмотрите, какие они все красивые, приветливые, улыбаются нам. Давайте с ними поздороваемся. Исполняется приветствие «Поздоровайся ладошкой», используя показ соответствующих движений.

    Л о г о п е д: А теперь поздороваемся с кабинетом. Исполняется песня «Мы идём…», показывая соответствующие движения.

    2. Упражнение «Будь внимательным».

    Л о г о п е д: Послушайте мою загадку и отгадайте её:

          Листья опадают, дождик поливает,

          Дети в тёплых куртках, когда это бывает?

    Д е т и: Осенью.

    Л о г о п е д: Сегодня мы с вами вспомним всё про осень. Помогут нам в этом наши картинки. Подойдите к столу, внимательно посмотрите на картинки и каждый возьмите только одну про осень.

    Звучит музыка Чайковского П.И. «Ноябрь», дети подходят к столу, на котором лежат картинки, выбирают картинки об осени, берут их и прикрепляют к магнитной доске маленькими магнитами, садятся на стулья.

    Л о г о п е д: Посмотрите на картинки, все ли картинки про осень.

    Д е т и : Все.

    Л о г о п е д: Объясните, почему вы взяли именно эти картинки.

    Д е т и : Осенью листья краснеют, желтеют и опадают. Осенью люди надевают более тёплую одежду. Осенью птицы улетают на юг. Осенью люди собирают урожай овощей.

    3. Упражнение «Что было до, а что будет после?»

    Л о г о п е д: Почему вы не взяли эти картинки?  Логопед показывает оставшиеся на столе картинки с зимой и летом.

    Д е т и : На этих картинках зима и лето.

    Л о г о п е д: Какое время года было до осени?

    Д е т и : Лето.

    Л о г о п е д: Какое время года будет после осени?

    Д е т и: Зима.

    Л о г о п е д: Назовите осенние месяцы.

    Д е т и : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    4. Игра «Подумаем и сделаем».

    Л о г о п е д: Ребята, а мне не хватило картинки про осень, но я очень хочу, чтобы в кабинете была картинка про осень. Что же делать?

    Д е т и : Давайте нарисуем картинку. Найдём картинку. Принесём из дома.

    Л о г о п е д: Помогите, пожалуйста мне сделать картинку об осени на ковролине. Согласны?

    Д е т и: Согласны.

    Л о г о п е д: В планшетах лежат элементы картины про осень. Подойдите и выберите кто что будет делать: кто небо, кто деревья, кто птиц,  кто землю, кто детей.  Дети под музыку Чайковского П.И. берут планшеты, которые выбрали, и прикрепляют элементы картины на ковролин.

    Л о г о п е д: Давайте полюбуемся. Дети под музыку рассматривают получившуюся картину, исправляют неточности, затем садятся на стулья.

    5. Рассказывание  о приметах осени.

    Л о г о п е д: Закройте глаза. Сейчас вы будете рассказывать про осень. У вас всё получится. Говорим смело, полным предложением.

    Открывайте глаза. Кто хочет рассказать про осень первым?

    Д е т и: в соответствии с тем, кто что выкладывал, дети рассказывают все приметы осени, показывая их на картине. Если кто-то затрудняется, то все остальные помогают.

    6. Мимические упражнения.

    Л о г о п е д: За что мы любим осень?

    Д е т и: Мы любим осень за красивые листья, из которых можно сделать букет. Мы любим осень за лужи , по которым можно побегать в резиновых сапогах. Мы любим осень за первый снег.

    Л о г о п е д: Покажите раннюю осень, весёлую, радостную, щедрую, добрую и красивую. 

    Дети мимикой изображают то, о чём говорит логопед.

    Л о г о п е д: Изобразите позднюю осень, грустную, печальную, плачущую.

    Дети показывают мимикой то, о чём говорит логопед.

    7. Совершенствование грамматического строя речи.

    Л о г о п е д: Давайте посчитаем капельки.

    Одновременно дети щипают края  ушных раковин снизу вверх.

    В с е   в м е с т е: Одна капля, две капли, три капли, четыре капли, пять капель.

    Л о г о п е д: А сейчас послушаем, как сосчитает капли Саша.

    Л о г о п е д: Один, два, три – в круг иди. Мяч поймай – слово приласкай: лист – листочек, ветка – веточка, капля – капелька, ветер – ветерок, берёза – берёзонька.

    8. Дыхательное упражнение.

    Л о г о п е д: Дует ветерок. Спины прямые , вдох, руки подняли вверх, спокойный выдох, руки плавно опускаются вниз. Произносим: У-У-У.

    Подул ветер. Его слышно сильнее. Руки опускаются плавно.

    Произносим: У-У-У. Теперь посмотрим как получается ветерок у Марины (затем - ветер у Никиты).

    9. Массаж лицевых мышц.

    Л о г о п е д: Закройте глаза, погрейтесь личиком на солнышке.

    В это время логопед надевает объёмное солнышко себе на грудь.

    Л о г о п е д: Давайте ребята вместе с солнышком расскажем об осени.

    Выполняется массаж лицевых мышц с одновременным рассказыванием соответствующих четверостиший. Показ последовательности движений происходит на объёмном солнце.

    Л о г о п е д: Посмотрите ребята на солнце, оно даже повеселело. Кто порадует солнышко и расскажет стихотворение об осени.

    Дети рассказывают стихи ( по желанию).

    10. Окончание занятия. (Оценка работы детей).

    Логопед предлагает детям вспомнить , о чём говорили на занятии, что было трудным, что понравилось. Детям предлагается оценить работу друг друга.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

    Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"

    В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

    Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе "В стране Снежной Королевы"

    Материал в в форме игры-путешествия с использованием метода моделирования предназначен для логопедов и воспитателей дошкольных учреждений....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

    Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши. Пересказ по опорным картинкам»

    Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей. Пересказ текста "Найда и щенята" по опорным картинкам....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

    laquo;Как Зайка друзей искал». Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД. (Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 учебного года.) Конспект итого...