Главные вкладки

    Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
    статья на тему

    Ковалева Инна Николаевна

    Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл esse_kovalevoy_i.n.docx22.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конкурс «Профессионал – 2015»

    Номинация:  «Духовные ценности в образовании»

    Участник:  Ковалева Инна Николаевна

    Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»

                        «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что    

                          преподаешь, и тех, кому преподаешь»  

                                                                                                       В. О. Ключевский

    Эта фраза является для меня ключом к пониманию педагогической деятельности. Любовь как внутренний источник света, способна не только побудить человека к действию, но и преобразить его. Выдающиеся педагоги К.Д.Ушинский, А.И.Пирогов, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский также говорили о необходимости не только «зажечь» сердце, но и поддерживать «духовный уголь» правильным направлением развития личности, воспитывая чуткость ко всему святому, волю к совершенству,  радость добра и любви.                                            

    Интерес и любовь к истории, духовно-нравственные ориентиры удалось заложить в школе моим мудрым наставникам. Я благодарна своим учителям, что  «жизненным поприщем» стала для меня школа.  Без малого четверть века я работаю учителем.     Сложно было преподавать в  «перестроечное» время, когда общество пребывало  в растерянности: старые, социалистические идеи полностью отрицались, новая система ценностей не была обретена.  Поиск новых приоритетов  в обществе пошел в направлении западных ценностей, связанных с расширением, улучшением и комфортом бытия человека, с присущим западному обществу эгоизмом, рационализмом, замкнутостью на себе и своих проблемах, с его ориентацией сугубо на интеллектуальные  и материальные ценности – без  должной заботы о духовных ценностях.   И результат: апатия, безответственность, цинизм, агрессивность, духовная опустошенность подрастающего поколения.                

      «Неужели вы не понимаете, что где-то мы сбились с пути? Человеческий муравейник стал богаче, чем прежде, у нас больше всяких благ и досуга, и все же нам не хватает чего-то существенного, чему трудно подыскать определение», - эти слова     французского  писателя Антуана  де Сент-Экзюпери  актуальны  и в настоящее время. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей и деградации культурного сознания в современном мире.

     Возникает проблема поиска новой системы ценностей, адаптированной к современным условиям  и опирающейся на традиционные гуманистические российские ценности. И действительно, как нам  сегодня не хватает человечности, внимания, умения  сочувствовать и согревать друг друга, любить Родину такой, какая она есть – иными словами, тех духовных ценностей, которые на протяжении тысячелетней нашей истории были незыблемой основой жизни русского человека. Я думаю, что необходима такая целостная организация образовательного процесса, которая создала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка (именно в подростковый период осуществляется переход от сознания  к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность) ценностным содержанием, а именно ценностью человеческой личности, семьи, труда, знания и культуры, Отечества и мира.                                                                  Чтобы не «потерять себя», быть способным к самоидентификации и самореализации  во все новых  и новых ситуациях, человек должен обладать неким «личностным стержнем» – осознанием себя как индивидуальности, самостоятельной  и нравственной личностью. Помочь человеку выработать в себе такой «стержень», на мой взгляд,   важнейшая задача образования.

    Целью моей педагогической философии является создание условий для формирования свободной, творческой, ответственной личности со своим видением мира. Создать вокруг ребенка атмосферу  комфорта, позитивного настроя, эмоционального подъема, взаимопонимания, сотрудничества  и сотворчества – эти задачи я пытаюсь реализовывать в своей педагогической деятельности. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, формировать навыки самостоятельного учебного труда, «учить учиться», иными словами, дать  тот инструмент, который позволит учащимся добывать знания на протяжении всей жизни.

      Увлечь своим предметом может только увлеченный человек. Потребность пробудить познавательную активность ребенка,  пестовать активную духовную жажду  в познании,  заставляет меня постоянно искать новые приемы  и методы педагогической техники, не уставать учиться, преодолевать инерцию. Настольной книгой для меня является книга-методика Анатолия Гина «Приемы педагогической техники», которая помогает мне творчески подходить  к уроку.

         Моя задача как учителя истории научить мыслить,  анализировать и оценивать события прошлого и  настоящего, определять свое отношение к ним.  И самое главное, не забыть о высоконравственных понятиях, не растерять вечные духовные ценности Добра, Истины, Любви, Красоты и Гармонии. В последние годы я стала вести курс «Основы религиозных культур и светской этики» и несколько под другим углом зрения мне теперь представляется процесс духовно-нравственного воспитания, затрагивающий внутренний мир личности. Наш мудрый язык подсказывает нам, что образование (корень этого слова – образ, т.е. икона)   это восстановление в человеке образа Божия. Образ Божий начертан в высших свойствах человеческой души – бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви.  А процесс  обретения личности – это, прежде всего прочего, уподобление Тому, Кто есть носитель Лика. И именно по этому пути шли все наши святые, которые должны стать для нас  примерами нравственного служения. Отсюда,  вытекает и  цель духовно-нравственного воспитания,  состоящее в превращении «сердца эгоистичного в сердце всескорбящее».  

         Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха), постольку у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию.      Это положение  вполне сочетается с ценностной концепцией современной дидактики: на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, развитие,  а предметы – только средства. Следовательно, процесс обучения является одновременно процессом направленного духовного развития и воспитания. А роль учителя состоит в том, чтобы вовремя разглядеть каждого своего ученика, защитить его от зла и унижения, поддержать и вдохнуть в него струю чистого воздуха, научить противостоять неверию и невежеству, разглядеть в нем искорки таланта и помочь им «разгореться», указать путь и вселить веру…

    Положа руку на сердце, хочется заметить, что  воспитывать школе  все сложнее в современном обществе. Иногда мне кажется, что учитель – «один в поле воин».  Пока с экранов телевидения будет широким фронтом идти волна насилия, распущенности нравов, низкопробной массовой культуры, реклама потребительского отношения к жизни,   жизненный уровень народа будет оставлять желать лучшего, а над учителем «дамокловым мечом» будет висеть ЕГЭ, все наши духовно-нравственные начинания будет обречены на неудачу. И все же, я остаюсь оптимистом и верю в духовно-нравственное возрождение нашей страны.

    В сегодняшних условиях информационной войны, именно учитель истории должен научить детей через историю страны бережно относиться к своей национальной памяти, языку, традициям и культуре, увести современных детей от безразличия  и лицемерия, от подмены истинных ценностей ложными. В этом состоит моя человеческая и педагогическая позиция. Говоря словами Ф.М.Достоевского: «Нужно спасать народ высшей гармонией человеческой души, с души нужно начинать».

            

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Карта результативности педагогической деятельности педагогических дополнительного образования

    Образец заполнения карты деятельности педагога дополнительного образования...

    Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого

    Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое  наследие: выдающиеся  педагоги  и  педагогические  шк...

    Педагогические технологии. Педагогическая мастерская конструирования "Задачи на построение". Урок геометрии, 7 класс

    Основной целью мастерской является личностный рост ученика, самоактуализация в процессе познания, в процессе выстраивания знаний, исследование, изучение сторон собственного опыта. На уроке, используя ...

    «Конфликты в педагогическом общении" - педагогический совет

    выступление на педагогическом совете о причинах и последствиях конфликтов в образовательном процессе и способах разрешения конфликтных ситуаций...

    Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

    В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

    Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".

    Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...

    МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

    Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...