Формирование жизненных компетенции на уроках СБО
методическая разработка на тему

Мурина Лариса Викторовна


В данном материале описаны формы работы по формированию жизненных компетенции у обучающихся с ОВЗ на уроках СБО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки в СКОУ VIII вида

     

       Современная образовательная политика в РФ требует от педагога нового качества образования. Разработан проект Концепции СФГОС для детей с ОВЗ,  который  поэтапно начиная  с 2015-2016 учебного года будет являться нормативным правовым актом  обучения и воспитания  детей данной категории. В соответствии с возможностями детей в данном проекте выделяются  три уровня образования. Впервые для каждого уровня образования условно выделяются  и чётко рассматриваются два  взаимодействующих компонента: «академической» и «жизненной» компетенции. Формирование жизненных  компетенций  является главным приоритетом  для учащихся  школ VIII вида.

      Социально - бытовая адаптация и ориентация детей с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом. В первую очередь нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность такого ребенка сформируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.  

Сл. №1                               Через активную организацию

жизни в школе ученик придет к

умению войти в жизнь.

Л.С. Выготский

                                              СЛ. №2  Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что наши дети:

          не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

  • у них не хватает самостоятельности;
  • низкий уровень знаний об окружающей среде;
  • специфические потребности в общении;
  • не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из- за их эмоционально- поведенческих особенностей;
  • им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий , поступков;
  • неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
  • несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;
  • неструктурированное восприятие социального мира;
  • завышенная самооценка.

В Каракулинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида обучается   100 обучающихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости из них 64 ребёнка - сироты.  

Вся учебно – воспитательная деятельность в  школе  в первую очередь направлена на формирование жизненной компетенции  воспитанников, т.е готовности выпускников  к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни.

     Одним из предметов на котором решаются социальные задачи, вопросы жизненной компетенции  является социально- бытовая ориентировка.

Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование  знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства. Но время, отведённое на изучение СБО, позволяет лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести  в семье, но к сожалению     семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные и не  могут дать  ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример, поэтому роль школы в организации системы социально- бытовой адаптации и ориентации детей с ограниченными  возможностями развития крайне велика.

    Изучение СБО начинается с 5 класса. Классы разделены на 2 группы, что позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход Программа СБО составлена   по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные  разделы («Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.

       В современном мире ребенок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать , взаимодействовать с окружающей средой.         Поэтому нужны новые направления формирования жизненной   компетентности учащихся в  условиях  школы- интерната. 

Сл. №3


Повышать социально- психоло-

    гическую компетентность

\способность эффективно взаимодей-

ствовать с окружающими людьми \

  • учить применять полученные знания на практике;
  • осуществлять работу по конкретизации жизненных планов;
  • приучать к самообслуживанию и обслуживающему труду.

Расширять бытовой и социальный

             опыт  детей

\ приближать учебный процесс к реаль-

       ным жизненным условиям \

  • моделировать жизненные и производственные ситуации;
  • включать учащихся в процесс активной практической деятельности;
  • создавать условия для эмоционального, ситуативно- делового общения со взрос.

Основные направления формирования жизненной   компетентности учащихся в

условиях  школы- интерната.

      Формировать у школьников    адекватное восприятие своей   социальной роли и окружающих

\    найти себе достойное применение в   жизни и бесконфликтно существов \

  • поднимать самооценку учащихся;
  • развивать уверенность в своих силах;
  • умение правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Демонстрация и  активные действия с демонстрируемым объектом:

  • натуральные объекты\ посуда, обувь \
  • реальные объекты \ учреждения, орг-и \
  • муляжи, игрушки, модели;
  • изображения \ предметные, сюжетные \
  • практический показ действий.

Моделирование реальных ситуаций:

  • сюжетно- ролевые игры.


       
Использование

        проблемных

           ситуаций:

  • решение проблемных задач;
  • нахождение правильного выхода из ситуации;

Пути формирования жизненных

компетенций.

        

 

         Обучение

      практической

      деятельности:

  • показ практических действий;
  • отработка навыка на деле;
  • практические упражнения

                                                                                 

Система внеклассной работы

по  организации социально- бытовой ориентировки уч-ся:

  • проведение внеклассных занятий по темам предмета СБО;
  • закрепление знаний и умений в бытовой деятельности.

           

 

Какие жизненные компетенции  в условиях школы – интерната должны сформировать

           Сл.№4                     Формирование жизненных компетенций в условиях школы - интерната

  • знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода);
  • умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений

  ( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);

  • экономико- бытовые умения;
  • умение организовывать свой досуг;
  • умение общения;
  • представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
  • эмоционально- положительное отношение к окружающим,
  • развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

       Ряд ученых ( В.Ф.Мачихина, К.П.Павлова, Е.И.Разуван, Т.Н.Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы, которая в комплексе с учебной работой помогает достичь результатов в социально- бытовой адаптации .

   Одним научением , подражанием и повторением социально- бытовая адаптация , у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые  должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Новые пути формирования социально- бытовой адаптации детей в условиях школы- интерната .

Сл.№5            Пути формирования жизненных компетенций

Сл.    № 6

   

                                                                                             Основные методы          

                                         формирования              

                                     социально- бытовой

                                         компетентнос

                                                                                                                                                             Практические                                                    Беседы                                                            

               Сл.№7                                         Сюжетно – ролевые игры

    Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. Сюжетно- ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

   В игре учащийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми- олигофренами.

    Сюжетно- ролевую игру  применяю как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Провожу их на этапе закрепления какого- либо материала .

Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, продажа билетов в кассе ж/д вокзала,  темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, обучающиеся расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников.  Сл. №8 Например, при  изучении темы «Торговля» в кабинете создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д.   Учащиеся сначала на уроках в игровой форме учатся   общаться с работниками магазина,  находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу Сл. №9. В старших классах больше внимания уделяется   деловой игре. Сценарии деловых игр разрабатывает учитель. Например, изучая раздел «Домашняя экономика»  разыгрывается деловая игра «Семейный бюджет»  собирается  семейный совет, распределяются роли членов семьи, подсчитываются доходы, обозначаются обязательные и текущие расходы. Каждый «член семьи»  старается убедительно  высказать и отстоять  свою позицию. При изучении раздела «Трудоустройство», учащиеся под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие занятия проходят с большим интересом для учащихся. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенности   у учителя, что его выпускники используют полученные знания   в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.

   

  Разработала систему игр  и считаю проведение их целесообразно для закрепления знаний по той или иной теме.

    ТЕМА

КЛ.

НАЗВ. ИГРЫ

ВЫРАБОТКА СОЦ. НАВЫКА

1.

2.

3.

4.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

ТРАНСПОРТ

ТОРГОВЛЯ

СРЕДСТВА СВЯЗИ

5

6

7

8

9

5

5

8

ситуативные диалоги:

- при встрече

- расставании

- за столом

« Посещение театра»

« В гости к другу»

« Встреча молодых людей»

« Я принимаю гостей»

« Я еду домой»

« Я иду за продуктами»

« Телефонная справочная служба»

отработать умение культурного обращения к взрослым, сверстникам с вопросом, просьбой, закрепить слова приветствия при встрече и расставании, правила поведения за столом, пользование столовыми приборами, салфеткой, умение аккуратно принимать пищу.

отработать правила поведения в зрелищных и культурно- просветительских учреждениях, способы ведения разговора с работниками этих учреждений.

отрабатывать правила поведения в гостях, вручение и прием подарков, умение поддерживать беседу, приглашать на танец.

отрабатывать правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома, умение вести беседу, соизмерять поведение влюбленных с поведением окружающих людей.

отрабатывать умение встречать гостей, вежливо вести себя во время приема , организовать досуг приглашенных, выбирать нужные темы для разговора.

отрабатывать навыки соблюдения правил поведения в общественном транспорте, правил при посадке и высадке, покупки билета, обращения с просьбой к пассажирам и контролеру.

отрабатывать умение выбирать необходимые продукты в зависимости от меню,подсчитывать стоимость покупки, культурно вести себя с работниками  торговли.

вырабатывать умение культурно обращаться за справкой в справочную службу, кратко объяснять те сведения, по которым необходимо получить информацию.

   Результатом проведения таких игр является то, что    учащиеся:

  • находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий;
  • уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками;
  •  получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;

Сл.№10                                                                                    Экскурсии

      Значительное место в обучении социально- бытовой ориентировке отводится экскурсиям. Они проводятся в  магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на автостанцию, в различные учреждения. Цель экскурсий заключается не только в закреплении знаний, но и в закреплении умений рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар, который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчеты при написании телеграмм, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др.

    Экскурсии носят не только познавательный характер. Стараюсь строить их таким образом, чтобы учащиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

   

      ТЕМА

КЛ

ЭКСКУРСИЯ

ВЫРАБОТКА СОЦ. НАВЫКА

ТРАНСПОРТ

ТОРГОВЛЯ

СРЕДСТВА СВЯЗИ

УЧРЕЖДЕНИЯ

И ОРГАНИЗАЦИИ

ТРУДОУСТРОЙ-

СТВО

8

5

6

7

8

6

6

8

9

9

на автостанцию

в продовольственный магазин

в промтоварный магазин

в универмаг

на рынок

на почту

в дом детского  творчества

в администрацию

в парикмахерскую

на биржу труда

 познакомиться с работой автостанции, рассмотреть маршрутную карту, поработать с расписанием.

познакомить с работой продуктового магазина, его работниками, учить находить нужный товар на прилавках, различать отделы магазина, обращаться с вопросом к продавцу.

познакомить с работой данного магазина, графиком работы, ассортиментом учить находить нужный отдел и нужный товар, обращаться с просьбой к продавцу.

уточнить назначение универмагов, их удобства, учить разбираться  в множестве отделов и находить нужный товар, обращаться с вопросом к продавцу, расспрашивать о качестве товара и гарантийном обслуживании

уточнить расположение рынка, учить выбирать более дешевый  и качественный товар, торговаться с продавцом, находить месторасположение нужных товаров.

познакомить с работой почтового отделения, предоставляемыми услугами, заполнить бланк на отправление денежного перевода.

познакомить с работой детского дома творчества, кружками, учить выбирать кружки по интересам, поинтересоваться о работе понравившегося кружка.

познакомить с работой данного учреждения, выяснить по каким вопросам можно обращаться, определить расположение различных служб и круг их деятельности, обратиться в комиссию по делам молодежи.

познакомить с работой данного предприятия с перечнем предоставляемых услуг  определить рабочие специальности, стоимость предоставляемых услуг и как ими воспользоваться.

познакомить с профилем данного учреждения, узнать какие документы нужны для постановки на учет по безработице, условия постановки на учет.

Отправляясь на каждую экскурсию,  учащийся ,помимо основных задач для всего класса , получает персональное задание на карточке , которое он должен выполнить в процессе экскурсии. Например : узнать цены на какой – либо товар.

Результатом проведения экскурсий является то, что учащиеся :

  • овладевают навыками делового общения,
  • получают знания о профессиях взрослых, значении  труда в жизни;
  • не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;
  • умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,
  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
  • вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;

Сл. № 11                                   Практические работы и упражнения

Практические виды деятельности на уроках СБО являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются задачи воспитания :

  • личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;
  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности.

     Стараюсь больше использовать систему упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык , который они будут использовать в своей самостоятельной жизни.

    ТЕМА

КЛ.

ВИДЫ УПРАЖН.

ВЫРАБОТКА СОЦ. УМЕНИЙ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

ТРАНСПОРТ

ТОРГОВЛЯ

СРЕДСТВА СВЯЗИ

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

ТРУДОУСТ-

РОЙСТВО

5

6

7

8

5

7

7

8

5

6

7

8

9

8

9

- уход за кожей рук

- стирка носового платка;

- выбор сезонной одежды

подбор мыла и  шампуня

- протирание кожи лица;

- подбор лосьона

выполнение упражнений для укрепления осанки

изготовление несложных сувениров

работа с расписанием поездов дальнего следования

работа с расписанием автобусов

определить сроки годности продуктов

- написание адреса на конверте;

- составление текста письма

заполнение бланков на отправку бандероли

работа с телефонным справочником

заполнение квитанции на оплату телефона

- снять показания счетчика;

- расчет стоимости израсходованной энергии;

- заполнение квитанций;

- составление доверенности на получение з\п

составление деловых бумаг

отрабатывать умение правильно мыть и вытирать руки, наносить крем для рук после стирки, стирать мелкие предметы,

выбирать одежду по сезону.

вырабатывать умение определять тип своей кожи и волос, подбирать себе мыло и шампунь в зависимости от типа своих волос и кожи тела, отбирать из предложенных парфюмерных средств, средства для себя.

вырабатывать умение протирать кожу лица ватным тампоном по лицевым линиям, начиная с проблемных участков кожи, определять тип кожи лица и подбирать средства по уходу за кожей лица.

учить детей следить за своей осанкой сидя, стоя, выполнять специальные упражнения, вырабатывать красивую походку.

учить учащихся выбирать подарки для друзей и родственников, изготовлять подарки своими руками.

учить находить в расписании поезд нужного направления, определять – скорый или пассажирский, прямое и обратное направление, время прибытия и отправления, номер маршрута.

учить ориентироваться по маршрутной карте, находить нужный автобус, его время отправления, путь следования, номер маршрута.

учить детей определять сроки годности различных продуктов. различать сроки изготовления и реализации, находить на товаре нужную информацию.

закреплять знание учащихся домашнего адреса и адреса школы- интерната, учить правильно писать адрес на конверте, письмо маме о жизни в школе, подбирать нужные слова, формулировать мысли.

учить заполнять бланки на отправку бандероли. составлять опись посылаемых предметов.

учить ориентироваться в справочнике и находить нужную информацию, рассказать о принципах составления телефонного справочника.

дать представление об абонентской плате за телефон. периодичности оплаты, отдельной оплате услуг междугородней связи, учить правильно заполнять квитанцию.

учить снимать показания счетчика, высчитывать количество израсходованной электроэнергии, определять стоимость , дать представление о доверенности, учить составлять доверенность на получение своей з\п на своих родителей.

познакомить учащихся с требованиями к составлению деловых бумаг, учить заполнять анкеты, писать заявления о приеме на работу, на предоставление отпуска, составлять автобиографию, писать расписку, накладную.

   Опыт показал, что старшеклассники наших коррекционных школ не всегда владеют различными видами бытового труда. Они затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую- либо работу, но практически выполнить ее. Здесь очень важно найти более оптимальный путь овладения этими навыками.  За годы своей работы пришла к выводу, что прежде чем выполнять практическую работу , недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить карту или схему действия \ технологическую карту \

                 Протирание  кожи  лица

     

                   Вымой лицо водой с мылом

           Приготовь ватный тампон и лосьон

 

               Намочи тампон лосьоном, отожми его

Круговыми движениями начинай протирать проблемные участки \ лоб, область носа,   подбородок \.

         Протри остальные участки кожи лица

     При составлении деловых бумаг или заполнении различных квитанций, тоже составляем схему действия. Например: при изучении темы « Средства связи» в 6 классе учимся писать адрес на конверте. Выясняем, какие сведения нужно знать, чтобы правильно написать адрес. Затем составляем схему последовательности написания адреса:

ФИО         ОБЛАСТЬ            ГОРОД          УЛИЦА       № ДОМА        

№ КВАРТИРЫ               ИНДЕКС

Только после этого начинаем писать адрес на конверте.

     Использование таких схем помогает выработать у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Практическая отработка социально- бытовых навыков как никогда пригодится ребенку с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни.

Результатом использования практических

упражнений является то, что учащиеся:

  • стали более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую            

     работу до конца;

  • с введением технологических карт стало меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы;
  • появилась заинтересованность  учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую;

Беседа

Беседа на занятиях СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулирую в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождаю беседу наглядным дидактическим  материалом, компьютерными презентациями, таблицами, памятками.

     Обязательно использую коррекционно- развивающие упражнения, без которых очень трудно выработать какой- либо навык у наших учащихся.

Результатом использования данных заданий является то, что учащиеся:

  • лучше усваивают материал;
  •  повысился уровень усвоения учащимися социально- бытовых знаний;
  • расширился круг представлений об основных нуждах человека.

Достижения  желаемых результатов в процессе  обучения социально-бытовой ориентировки помогает воспитательная работа. Все практические навыки по личной гигиене , культуре поведения, здоровье сбережению,  приготовление пищи в старших классах   отрабатываются во внеурочное время.

    Формирование жизненной компетенции у обучающихся коррекционной школы это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-бытовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения у учащихся.

     В учебной программе в специальных  (коррекционных) школах предмет      СБО появился с 1986 года, но до сих пор нет утверждённых учебников,  рабочих тетрадей для учащихся по этому предмету. Рабочие тетради разрабатываем сами или пользуемся теми , которые кто –то разработал. Если идти в ногу со временем надо иметь в школе два кабинета СБО  оснащённых в соответствии с требованиями к кабинету СБО. Один учебный час в 5 классе, два часа в 6-9 классах этого времени недостаточно, чтобы сформировать у каждого ребёнка прочные ЗУН,  а от этого зависит  формирование жизненных компетенций у наших детей  их будущее,  поэтому пора обратить должное внимание на этот предмет, сделать его приоритетным в наших школах.  Полагаю, что подтверждением изложенного материала послужат  слова

Л.С.Выготского «Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование жизненных компетенций у детей со сложным дефектом на уроке социальных коммуникаций.

Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращат...

Формирование жизненных компетенций учащихся на уроках математики

На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.Многие выпускники школ оказываются беспом...

Формирование жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ на уроках подготовки младшего обслуживающего персонала

В данной презентации представлен опыт работы учителя профессионально-трудового обучения по технологии кейсов.  Рассмотрены основные жизненные компетенции, формирование которых необходимо для успе...

Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО

Формирование жизненных  компетенций  является главным приоритетом  для учащихся  школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило,  имеющего  ограничения контактов с м...

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

Статья "Формирование жизненных компетенций на уроках технологии"

Статья "Формирование жизненных компетенций на уроках технологии" для учащихся 5-9 классов...

Формирование жизненной компетенции на уроках математики у детей с нарушением интеллекта

Формирование математической компетенции является важной составляющей социализации личности, в основе которой лежит усвоение ребенком жизненного опыта. Практика показывает, что многие выпуск...