Методика работы с разными типами ЭОР по математике
учебно-методический материал на тему
Главным в работе педагога при подготовке к урокам и внеурочным занятиям является поиск нужной информации. Раньше учитель мог использовать только бумажные носители информации.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к качественным образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_s_raznymi_tipami_eor_po_matematike.docx | 62.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы с разными типами ЭОР по математике. Структура и особенности интерфейса Единой коллекции и ФЦИОР. Применение ЭОР в качестве источника информации
Главным в работе педагога при подготовке к урокам и внеурочным занятиям является поиск нужной информации. Раньше учитель мог использовать только бумажные носители информации.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к качественным образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
В настоящее время в Интернете имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Следует рассмотреть возможности поиска нужной информации в двух федеральных коллекциях. Для этого необходимо ознакомится с их интерфейсом и структурой.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов федерального уровня (http://school-collection.edu.ru) создана с целью предоставления учителям и учащимся информационных и методических материалов, необходимых для организации учебного процесса.
Содержание Единой коллекции делится на две основные составляющие:
- учебную, включающую цифровые ресурсы, специально разработанные для использования в образовательном процессе;
- культурно-просветительскую (универсальную, многопрофильную), включающую цифровые ресурсы, не имеющие учебной специфики.
На сайте Единой коллекции учителю предоставляется возможность, с одной стороны, получить комплект учебно-методических материалов, обеспечивающих всестороннее изучение предмета/темы, а с другой стороны - самому определить степень глубины и детальность проработки выбранной темы, построить цепочку ЦОР (траекторию), необходимых для проведения урока. Такой комплект учебно-методических материалов содержит методики и рекомендации по проведению уроков, планы уроков, подборку ресурсов по теме, рекомендованных редакцией, ссылки, а при необходимости и сами нормативные и регламентирующие документы и т.д.
Учебные материалы в Единой коллекции представляются иерархическими рубрикаторами, отражающими их содержание. К разделам рубрикатора «привязаны» ресурсы, количество которых отражается при показе содержимого рубрикатора. Это количество дополнительно представляет собой ссылку для перехода на содержимое рубрики и показ в списке тех ресурсов, которые привязаны к этой рубрике. Если рубрика является родительской для других рубрик, то её название представляет управляющий элемент для раскрытия этой рубрики, а если рубрика – конечная, то название – это управляющий элемент для перехода на список ресурсов этой рубрики. При показе содержимого рубрикатора для удобства пользователя дополнительно приведены ссылки на материалы, которые могут вызвать интерес.
Все ЦОР Единой коллекции обязательно отнесены к какому-либо классу/классам и предмету/предметам и снабжены описанием, которое представлено в карточке ресурса. Каждый ресурс обязательно отнесен к следующим рубрикаторам: Класс, Предмет, Тематический рубрикатор, Вид ЦОР, Тип учебного материала (оглавление учебника, коллекция, электронное издание и т.п.).
В верхней части окна есть несколько вкладок: «Каталог», «Коллекции», «Инструменты», «Электронные издания», «Региональные коллекции», «Новости». Основным разделом Коллекции является «Каталог», через который осуществляется доступ ко всем типам учебных материалов путем выбора интересующих пользователя класса и предмета.
Выбранному классу соответствует список предметов, изучаемых в этом классе. И далее каждому выбранному предмету – соответствующие учебные и методические материалы.
Доступ к ресурсам возможен несколькими способами: «Каталог для ученика» и «Каталог для учителя». Для выбора нужного можно использовать верхнее меню разделов сайта Коллекции, где есть возможность быстрого перехода на нужный вид Каталога.
Основной траекторией выбора ресурсов является траектория типа: класс – предмет – учебный или методический материал - рубрики учебного или методического материала. Рассмотрим пример. В «Каталоге для учителя» указан предмет «Алгебра» и выбран 7 класс.
Список найденных учебных материалов выдается пользователю (в правой части окна) классифицированным по типам:
- наборы цифровых ресурсов к учебникам;
- поурочные планирования;
- методические рекомендации;
- инновационные учебные материалы;
- инструменты учебной деятельности;
- электронные издания;
- коллекции;
- комплексные ресурсы;
- инструменты организации учебного процесса.
Далее, например, делаем выбор «Наборы цифровых ресурсов к учебникам» - «Алгебра», 7 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.
Данный набор ЦОР представляет собой инструмент учебной деятельности, который позволяет оптимизировать процесс обучения математике, использовать компьютер как инструмент получения новых знаний, осуществлять принцип наглядности в обучении, даёт возможность использования интерактивных технологий.
Представленные цифровые ресурсы охватывают все темы учебника «Алгебра 7» под редакцией Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюка, К.И. Нешкова, С.Б. Суворовой».
Однако большинство ЦОР может быть использовано при работе по другим учебникам.
Все ресурсы делятся на три основные типа:
- теория,
- практика,
- контроль.
Данный программный пакет не может заменить традиционные формы работы учащихся при обучении математике (построение графиков в тетради, работа с единичной окружностью и т.п.), а дополняет их инструментарием, позволяющим ускорить процесс формирования у учеников знаний, умений и навыков, особенно на начальных этапах изучения темы.
Достоинство предлагаемых цифровых ресурсов заключается в том, что учителю предоставляется возможность конструирования уроков, различных по объему материала и уровню сложности.
Следует посмотреть подробнее «Главу IV. Выражения, тождества, уравнения». И выбирать заголовок «Сумма и разность многочленов». Теперь можно просмотреть конкретные ресурсы, относящиеся к данной теме.
Для удобства пользователей имеется раздел «Поиск». Система навигации и поиска предназначена для организации быстрого доступа к ресурсам, рекомендованным для изучения в определённом классе и/или предмете, имея в виду, что эти ресурсы систематизированы в рубрикаторах, представляющих тип учебного материала. Например, введите слова «вписанная окружность» (рис. 2.1. «Система навигации и поиска»).
Введите поисковый запрос, например: вписанная окружность
|
Рисунок 2.1. «Система навигации и поиска»
После выполнения поиска были получены результаты. Теперь можно выбирать нужные Вам материалы.
Возможность выполнения простого контекстного и расширенного поиска представлена практически на всех страницах сайта Коллекции. По умолчанию поиск всегда осуществляется в текущем разделе, т.е. среди ресурсов той коллекции или учебного материала, на странице которого пользователь находится в тот момент, когда задает условия поиска. Основными параметрами выполнения простого контекстного поиска являются введённая пользователем поисковая фраза и выбор текущего раздела или всей Коллекции. Простой поиск по набранной строке предполагает, что выполняется поиск во всех текстовых полях описаний опубликованных ресурсов и с настройками поиска, установленными по умолчанию. Простой контекстный поиск по набранной строке предполагает, что выполняется поиск среди ресурсов текущего раздела во всех текстовых полях, описывающих эти ресурсы.
Страница «Расширенного поиска» предлагает пользователю уточнить некоторые параметры искомых ресурсов. Общими полями уточнения для всех ресурсов являются: название, аннотация, автор, № ресурса; а также предмет, класс, тип ресурса и целевая аудитория, значение которых можно выбрать из предложенных списков.
Все ресурсы Коллекции предметно и тематически отнесены к рубрикам «Тематического рубрикатора». Если известен предмет и тема искомых ресурсов, то их можно найти через этот рубрикатор. Со страницы расширенного поиска возможен переход на Тематический рубрикатор, который содержит большое количество рубрик (в настоящее время более 8 тысяч). Создан механизм поиска интересующей пользователя рубрики (темы) по введённой фразе, который работает аналогично механизму простого контекстного поиска, но при этом поиск происходит только среди рубрик этого рубрикатора. Найденные рубрики отражаются в виде ссылок на них для прямого перехода к ресурсам, относящимся к данной теме.
Материалы, относящиеся к предметной области «Математика»: предметы «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».
Если пройти путь: «Математика», «Арифметика», «Простые и составные числа», «Решето Эратосфена» и запустить модуль, то получится:
Для того чтобы просмотреть ресурс нужно кнопкой мыши нажать на название ЦОР или иконку формата. Также можно просмотреть ресурс из карточки ресурса. Для этого нужно нажать на кнопку «Просмотреть ресурс» внизу карточки или в правом столбце в поле «Операции над ресурсами» (рис. 2.2. «Операции над ресурсами»).
ОПЕРАЦИИ НАД РЕСУРСОМ |
Рисунок 2.2 «Операции над ресурсами»
После просмотра ресурс может быть сохранен на компьютере пользователя стандартными способами.
Для того чтобы скачать ЦОР себе на компьютер, необходимо в карточке ресурса в правом столбце в разделе операции над ресурсами нажать ссылку «Скачать ресурс». При этом скачивается zip-архив всех файлов ресурса, включая служебные XML-файлы, входящие в архив согласно спецификации описания ЦОР.
Через вкладку «Коллекции» осуществляется доступ к коллекциям культурно-исторического наследия, тематическим, предметным и смешанным коллекциям. В смешанных коллекциях - выбран для примера раздел «Контрольные работы по основным разделам учебных дисциплин», а в предметных - выбран предмет «Алгебра».
В данном подразделе есть много интересного для творческого учителя:
- Олимпиадные задачи по всем разделам математики.
- Задачи по геометрии.
- Конспекты разработок уроков по избранным темам школьной программы по математике.
- Видеозапиcи лекций по математике.
- Анимационные ресурсы по математике.
- Cловарь-справочник понятий и фактов элементарной математики.
- Электронная библиотека учебно-методической литературы по математике.
- Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве.
- Геометрический планшет для построений на плоскости.
- Ресурсы по математике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы.
- История математики.
- Школьный математический словарь-справочник.
- Дидактические игры на уроке математики.
- Интерактивные задачи по стереометрии.
Вкладка «Инструменты» содержит два подраздела:
1. Инструменты учебной деятельности (в нём находятся описания и сами программы, которые необходимы для просмотра указанных в описании программ ресурсов, а также тренажеры);
2. Инструменты организации учебного процесса (в подраздел входят системы для управления образовательным учреждением, для планирования учебного процесса, а также библиотечные системы).
Вкладка «Электронные издания» содержит следующие подразделы, включающие статьи, выступления ученых, энциклопедические данные:
- энциклопедия «Кругосвет»;
- журнал «Квант»;
- журнал «Наука и жизнь»;
- журнал «Химия и Жизнь»;
- журнал «Школьная библиотека».
Вкладка «Региональные коллекции» предназначена для разгрузки магистральных интернет-каналов, создания унифицированных региональных цифровых образовательных ресурсов, существенного сокращения объема платежей образовательных учреждений за использованный Интернет-трафик создано полноценное функционирование региональных хранилищ Единой коллекции ЦОР.
Кроме того, создание региональных коллекций инициирует процессы разработки местных ресурсов, обеспечивающих потребности регионального компонента образовательного стандарта (ресурсы на национальных языках, краеведческие и фольклорные материалы и пр.), что создает условия для повышения качества образования в регионах и увеличивает эффективность федеральных вложений на «интернетизацию» школ.
Вкладка «Новости» тоже может быть полезна учителю, чтобы быть в курсе последних событий и материалов коллекции.
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа.
Пользовательский интерфейс портала ФЦИОР можно условно разделить на несколько областей. Верхняя область содержит панель с закладками. Выбирая ту или иную закладку, пользователь получает возможность выполнять переход от одного раздела портала к другому. На некоторых страницах портала имеется левая навигационная панель по разделу, содержащая один или несколько списков. Выбор того или иного пункта списка приводит к изменению содержимого правой панели. Правая панель занимает большую часть экрана и содержит портлеты, с помощью которых пользователь выполняет стоящие перед ним задачи. С точки зрения пользователя, портлет - это окно на сайте портала, позволяющее получить доступ к службе или содержащее определенную информацию, например, календарь или новости.
Основной вкладкой на главной странице для учителя является «Каталог». Для того чтобы начать работу с каталогом, на верхней панели закладок нужно выбрать закладку «Каталог». На странице появятся элементы для работы с каталогом. В списке рубрик выберите рубрику, содержимое которой Вы намерены посмотреть. После этого в центральной части страницы отобразится список кратких описаний ЭОР, соответствующих данной рубрике (рис. 2.3. «Каталог ЭОР»).
Каталог электронных образовательных
|
Рисунок 2.3. «Каталог ЭОР»
Если в нём выбрать «Основное общее образование», а дальше выбрать предмет «Математика», то получится следующая страница.
Получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные (И), практические (П) и контрольные (К) - модули контроля знаний и умений и аттестации. Учитель может выбрать нужный ему в данный момент вид модуля, указав нужную «галочку» (рис. 2.4. «Тип модуля»).
Тип модуля – все
|
Рисунок 2.4. «Тип модуля»
Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. Для этого в разделе «Просмотр ресурсов» надо выбрать нужную строку в зависимости от операционной системы, установленной на Вашем компьютере (рис. 2.5. «Просмотр ресурсов»).
|
Рисунок 2.5. «Просмотр ресурсов»
Когда ОМС-плейер будет скачан на Ваш компьютер, то при запуске ЭУМ будет появляться следующее окно. Вы можете выбирать, что хотите с ним сделать в данный момент.
Все информационные модули имеют структуру:
1. информационная часть, содержащая текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели;
2. контрольные вопросы;
3. краткий конспект.
Информация в ЭУМ И-типа может быть представлена в нескольких формах:
- текстовая информация, в том числе текст, открывающийся по гиперссылкам;
- иллюстрации (фотографии, масштабируемые картинки);
- мультимедийная информация (анимации, схемы и т.д.). Большинство мультимедийный объектов рассчитаны одновременно на учащихся с различным типом восприятия информации — «визуалов» (зрительный ряд, анимация), «аудиалов» (звуковое сопровождение мультимедийных объектов), кинестетиков (возможность управления элементами мультимедийного объекта);
- аудиоинформация, все элементы словаря понятий и терминов озвучены дикторским голосом.
Каждый электронный учебный модуль (ЭУМ) может иметь аналог-вариатив по исполнению (технологическому, методическому, содержательному). Информационный объем ЭУМ составляет не больше 10 Мб. Кроме электронных учебных модулей ОМС предусматривает еще т.н. «модуль методической поддержки» (ММП). ММП задает последовательность ЭУМ, составляющих курс обучения по определенной траектории.
Установка фильтра позволяет ограничивать область просмотра при навигации по каталогу. Для того чтобы установить фильтр, в списке значений признака фильтра выберите значение, в соответствии с которым будет выполнена фильтрация. После этого на странице отобразятся только те ЭОР, характеристики которых соответствуют значению признака фильтра (рис. 2.6. «Фильтры»).
| |||||||||
Начало формы Тип модуля - все
Классы общеобразовательной школы Характер обучения Ограничения доступности Конец формы |
Рисунок 2.6. «Фильтры»
Практическое задание №19.
Помимо краткого описания рубрики, пользователю предоставляется возможность ознакомиться с подробным описанием ЭОР, которое содержится в детальной карточке ЭОР и включает название ЭОР, его краткое описание, ключевые слова, по которым ЭОР может быть найден, имена автора и издателя ЭОР, тип ресурса, уровень образования, на который рассчитан данный ЭОР, список дисциплин, которым соответствует данный ЭОР по своему содержанию и назначению. Пример: карточка ресурса «График функции».
Практическое задание №20.
Пользователю предоставляется возможность многофункционального поиска ЭОР: простого поиска, поиска по рубрикам и расширенного поиска. Для того чтобы перейти в режим поиска ЭОР, на верхней панели закладок следует выбрать закладку «Поиск» (рис. 2.7. «Поиск»).
Например, Взаимодействие точечных зарядов |
Рисунок 2.7. «Поиск»
Например, в строке «Поиск» было набрано слово «квадрат». Что получилось, можно увидеть на рисунке. Указанное слово выделяется цветом. Из этого списка учитель может выбирать то, что ему надо к данному уроку.
Страница расширенного поиска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к научно - практической работе Близнецы. Определение зиготности близнецов. Характеристика близнецов разных типов на примере близнецов МКОУ Верх – Чикская СОШ Братышевой Дианы
Приложения к научно - практической работе. Братышева Диана...
Презентация к научно - практической работе Близнецы. Определение зиготности близнецов. Характеристика близнецов разных типов на примере близнецов МКОУ Верх – Чикская СОШ.
Презентация к работе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике "Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты."
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математикена тему:«Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты»Обобщение методики изучения процентов. Решение задач при подготовке к ГИА и ...
Рекомендации психолога: работа с учащимися разных типов при сдаче ЕГЭ.
Рекомендации психолога: работа с учащимися разных типов при сдаче ЕГЭ....
Особенности работы с учащимися разных типов темперамента
Наблюдая за учениками на занятиях, было замечено, что дети по-разному ведут себя на занятии: с разной скоростью осваивают новый материал, отвечают на вопросы; по-разному реагируют на замечания, похвал...
Методика работы с разными типами ЭОР по математике
Главным в работе педагога при подготовке к урокам и внеурочным занятиям является поиск нужной информации. Раньше учитель мог использовать только бумажные носители информации. Современный этап раз...
Методика работы по коррекции знаний на уроках математики в 5-6 классах
Неуспеваемость учащихся. Методика работы. Коррекция знаний у слабоуспевающих учащихся. Математика 5-6 класс....