Что такое талант?
статья на тему

Бурганова Ильмира Музиповна

Выступление на Републиканской олимпеаде школьников "Сэлэтле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_talant.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Что  такое  талант?  Какова  природа  таланта?  Порой  найти  ответы на  эти  вопросы  нам,  педагогам,  очень  сложно.  Ведь  при выяснении  таланта  факты  из  биографии  гениев    иногда  заводят  нас  в  тупик.

Например,  великий  Ньютон  ничем  не  выделялся  среди  своих  сверстников,  когда  учился  в  школе, а  Чарлз  Дарвин   был  среди  своих  школьных  учителей  и  соучеников  бестолковым  и  просто- таки  туповатым  парнем.

Великий  химик  Менделеев  поступал  в  университет несколько  раз  и  все  время  «заваливал»   химию.  Два  гимназиста  не  вызывали   ни  малейшего   интереса  и  прилежания  к  тому,  что  впоследствии   стало   делом  их  жизни.  К  одному  пришлось  приставить  репетитора  по  математике,  к  другому- репетитора  по  русскому  языку  и  литературе.  Первый- это Лузин,  выдающиеся  русский  математик,  основатель целой    математической  школы.   Второй – великий  русский  поэт  Александр  Блок.

Эти  и  другие   подобные  примеры  говорили  о  том , что  каждый  учитель  сначала  должен  уметь  выявить  среди  школьников  одаренных  детей.

  На  мой  взгляд  одаренными  и  талантливыми  можно  назвать  тех , несомненно, которые, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:

  • интеллектуальной;
  • творческо-продуктивного мышления;
  • академических достижений (дети, которые хорошо учатся в школе);
  • общения и лидерства;
  • художественной деятельности.

К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

Можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления. 

Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения.

Педагогическим коллективом нашей школы была разработана и апробирована программа «Работа  с  одаренными  детьми», отражающая следующие виды работ с одаренными детьми:

  • Организация учебного процесса;
  • Внеурочная деятельность;
  • Интеллектуальные марафоны;

Эта программа реализуется в тесном сотрудничестве ученика и учителя, понятно, что личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Педагоги нашей школы нестандартно подходят к организации и проведению уроков, занимаются разработкой авторских программ, находят индивидуальный подход к способностям каждого ребенка. Содержание работы с одаренными детьми определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. В классах среднего звена (5-8 кл.), где я преподаю математику, занятия со способными детьми, в основном, осуществляются через внеурочную деятельность. Это и кружки по математике, факультативы, элективные курсы, программы и содержание которых являются авторскими. Небольшие доклады, презентации, разбор самостоятельно приготовленных к занятию занимательных задач - это первые творческие шаги и проявление интереса к математике детей среднего возраста.

В классах старшего звена мы встречаемся чаще. Это и уроки математики, информатики и факультативные занятия. Многие программы - авторские или переработанные, государственные. Подбор задач, примеров, учебных пособий обеспечивают проведение занятий на высоком уровне. Применение ИКТ позволяет на уроках информатики решать задачи по экономике, финансовой математике, математике и выявлять внутри предметные и межпредметные связи. Результат моего с учениками сотрудничества - итоги ЕГЭ по математике (средний балл по классу 48,6), что  превышает средний районный и средне республиканский. Этому способствовали и ученические проектные работы по математике, учебно-исследовательские работы  и применение ИКТ технологий на уроках информатики.   Такие  формы  работы  вызывает  интерес   к  изучению  математики.  Этот  интерес  проявляется участием в олимпиадах разного уровня, конкурсах, конференциях, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников.

А творческие работы школьников носят исследовательский характер и касаются вопросов, которые не изучаются в базовом курсе. Они позволяют приобрести школьникам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научиться добывать знания, используя  дополнительную  литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками  своими  работами, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку. Проекты учащихся, выполненные за последние годы  представлены на школьных и районных  математических конференциях.

Таковы  некоторые  формы  и  методы  моей  работы  с  одаренными  детьми.