Программа « Здоровьесберегающие технологии» (из опыта работы)
статья на тему

Главная особенность здоровьесберегающего  воспитания – это формировании соответствующей мотивационной сферы детей, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Это направленность доминирует, если помогают взрослые – родители и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25.

Программа « Здоровьесберегающие технологии»

(из опыта работы)

 

Выполнила:

учитель биологии

высшей категории Бутакова Т.А.

Якутск-2015

« Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»

Сократ

Главная особенность здоровьесберегающего  воспитания – это формировании соответствующей мотивационной сферы детей, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Это направленность доминирует, если помогают взрослые – родители и учителя. Предлагаем шесть разделов этой программы:

  1. режим школьника;
  2. физкультминутки;
  3. правильное рациональное питание;
  4. правильное дыхание;
  5. физическое движение;
  6. личная гигиена.

I  Режим дня

Это, прежде всего содержание необходимых для растущего организма необходимых физиологических потребностей.

  1.  человеку необходимо удовлетворять биологическую потребность во сне, потому что ее сокращение создает условия для возникновения нервно- психических и соматических заболеваний, а у детей нарушает поступление в кровь гормона роста.
  2.  при недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (быстрый сон) от которой зависят способности к обучению и его успешность.
  3.  школьникам показана или рекомендовано увеличивать продолжительность своего сна во время экзамена, перед контрольными работами, потому что напряженная умственная деятельность требует увеличение эпизодов быстрого сна.
  4.  для преодоление проблем с засыпанием человеку необходимо соблюдать три условия:
  • ложиться спать в одно и тоже время;
  • ограничить после 18ч эмоциональные и двигательно-активные виды деятельности;
  • формировать собственные полезные привычки, способствующие засыпанию (вечерний душ или ванна, прогулка, чтение)

II  Физкультминутки

Учебные занятия сочетают в себе психическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы организма в целом, поэтому требует проведение на уроках ФМ, для снятия утомления.

  • ФМ для улучшения мозгового кровообращения;
  • Для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
  • Для снятия утомления с туловища;
  • Для мобилизации внимания;
  • Для укрепления мышц спины;

Йоги говорят, что половина биоэнергии потребляемой организмом, тратиться на зрение. Ученые утверждают, что 70-90% всей информации в окружающем нас мире мы получаем с помощью органов зрения. Отсюда нагрузка на глаза у современного человека огромная: уроки, чтения книг, работа с компьютером, просмотр телепередач. Глаза в основном отдыхают только во время сна. Вот почему выполнения упражнений для глаз полезна всем для гигиены и профилактики нарушения зрения. На зрения влияет и общие состояние организма, нервной системы, поэтому ежедневные ФМ для глаз принесут вашему зрению огромную пользу. Делать их надо регулярно (дома, на роботе, учебе и т.д.), обязательно при этом держать спину прямо. После каждого упражнения давать глазам отдых – закрыть их – или быстро поморгать. Что бы снять усталость, воспаления глаз: умывайтесь холодной водой; промывайте глаза свежезаваренным крепким чаем, отваром ромашки, календулы, делайте примочки из кашицы этих  трав на закрытые веки.

ФМ для улучшения внимания.

Одна из причин неуспеваемости школьника неуспеваемость. Порой ученик не может сосредоточиться, отвлекается на посторенние предметы отсюда пробелы в памяти, знаниях и как следствие потеря интереса к учебе. Осмысленное выполнение движений усиливает оздоровительное действие, поэтому йоги считают очень важным развития произвольного внимание.

III  Рациональное питание – приоритетное значение, для здорового стиля жизни.

Для растущего организма значение рационального питания можно сравнить со значением фундамента для судьбы здания: при добротном фундаменте оно простоит столетия, при фундаменте из случайных материалов развалиться в ближайшие годы. Необходимо такое питание, которое может обеспечить энергозатраты организма, где  должны быть соблюдены взаимоотношения между незаменимыми  пищевыми веществами, каждое из которых выполняет свою роль в обмене веществ в организме. По результатом анкетирование в школе среди болезней школьников:

  1. болезни органов дыхания;
  2. болезни желудочно-кишечного тракта.

Одной из причин является то, что дети употребляют постоянно газированные напитки, жуют жевательные резинки. Питание стало национальной проблемой и задачей национальной безопасности. Поэтому впервую очередь необходима проводить работу с родителями, так как правильное питание – одно из основных средств для обеспечения умственного и интеллектуального развития. Школьник должен потреблять белки, жиры, углеводы в соотношении 1:1:4.

Режим питания по времени:

8.00 – первый завтрак ( 20%)

11.00 – второй завтрак (20%)

15.00- обед (35%)

18.00- ужин (25%)

 Калорийность должна составлять 2400 кКал для девочек и 2800 кКал для мальчиков.

 Микроэлементы играют важную роль для развития растущего организма. Нехватка их приводит к болезням. В условиях севера во первых очень важно количество йода поглощаемого с пищей, так как влияет на уровень интеллекта, а острый его дефицит ведет к тупости, которое в быту называют кретинизмом (болезнь зоба). Во вторых важный бактерицидный продукт в котором содержится витамины А, Д, В- молоко, укрепляющий детский организм. В одном стакане молока содержится 150кКал.

V  Физическое движение

К здоровьесберегающим технологиям относят движение -  это видовое свойство человека. Установлено, что двигательная активность и состояние суточного ритма физиологически функции человека тесно связаны между собой и зависит от объема выполняемой им в сутки мускульной работы. Предостаточной активности все функции человека (температура тела, пульс, давления и т.д.) работает в одном режиме времени (синхронная работа биологических часов в организме). Сейчас наши дети слишком мало двигаются (чем старше они, тем меньше проводят в движении). На двигательную активность приходится 15% суток, а 85%  времени – практически неподвижны. Создающийся при этом дефицит формирует состояние - гиподинамия, а это проявление сниженной сопротивляемости острым заболеванием, избыточный вес, низкие возможности вегетативных функций.  Все свободное время, как незагружены наши дети, особенно старшие школьники у них проходит в виде просмотра телепередач, игр в компьютер, прослушивание музыки и как следствие – вся кое такое зрелище утомительно для глаз школьников. А.С. Макаренко большое внимание уделял роли игры в жизни детей. Он говорил, что игра составляет ребенку радость творчества или радость победы. Именно поэтому часы свободного времени являются для большинства школьников, является островками вдохновения от их учебных забот.

VI  Личная гигиена

Чистота тела, волос, ногтей, зубов и полости рта залог здоровья.

Каждая тема, изучаемая, в теме анатомия заканчивается разделом гигиена и предупреждения болезней, и проводится у нас в школе в виде конкурсов, игр, телепередач, конференций, КВН, мини-спектаклей («Свет мой зеркальце, скажи…»).

Традицией у нас стало проведение декады ЗОЖ. В один день проводятся классные часы по данной теме. 7 апреля традиционна мы посещаем ярмарку здоровья, проведения в октябре недели биологии, регулярное выступление НПК «Шаг в будущее» с докладами: «NaCl – польза или вред здоровью человека», « Погода и здоровья», «Су Джок терапия», «Фен Шуй»,  « Чистая вода – долгая жизнь», « Генетика. История. Родословная. ЗОЖ.».  

 Здоровье детей и их будущее – это прежде всего педагогическая задача и только потом медицинская, так как здоровье зависит от сформировавшегося образа жизни, ценностного отношения к себе и важная роль в этом возложена на учителей, психологов, так как современное общество характеризуется «сидячим образом жизни», причиной которого является технический прогресс, негативно отражающийся на физическом и психическом здоровье детей.

Исследование подтверждают различные негативные следствия, информатизации: наиболее существенные для ребенка – адинамия, нарушения общения формализация знаний, и так называемый синдром Интернет - зависимости, что приводит к появлению психических заболеваний включенных в раздел «кибернетические  расстройства» - после первых зафиксированных смертей, компьютерных «игра - роликов»,  вызванных переутомлением и стрессами в результате долговременного пребывания в виртуальной реальности. Каждый пятый компьютер портит здоровье российских школьников, так как учебное место с компьютером по уровню электромагнитного поля не соответствует санитарным нормам.  

 Что сохраняет здоровье?

На вопрос о том, что вызывает болезни, наука предлагает ответ: это стрессы, неблагоприятная экология, ослабление иммунитета и многое другое.

А что сохраняет наше здоровье?

  • Глубокая убежденность. Люди, которые, не смотря на неудачи и поражения, ни когда не теряют надежды, в большей степени не восприимчивы к болезни, чем пессимисты.  
  • Уверенность в своих силах и возможностях. Люди, которые сами контролируют важные события в своей жизни и не  чувствуют себя целиком зависимыми от внешних сил и других людей, болеют реже.
  • Доверие к себе. Здоровье сохраняет уже только одно убеждение: «Я с этим справлюсь!». Вера в себя – важнейший фактор сохранения здоровья.
  • Стабильность личности. Это прежде всего эмоциональная стабильность, которую не могут поколебать удары судьбы.
  • Определенная «толстокожесть» и беззаботность, способность не принимать к сердцу болезненные переживания.
  • Инте персональное доверие.  Кто может положится на других людей и доверять им, обладает дополнительной защитой от болезней.

Здоровьесберегающая школа должна:

  1. создать здоровьесберегающее рабочее и учебное поле,  с помощью здания, игровых площадок, школьных завтраков, мероприятий по безопасности и т.д..
  2. дать возможность всем учащимся раскрыть их весь физических и психический потенциал и развить самоуважение.
  3. прописать четкие цели для поддержки здоровья и безопасности детей и взрослых в школе.

Необходимые шаги для создания здоровьесберегающей школы:

  1. заинтересованные объединяются: создание школьной творческой группы.
  2. развитие идеи: поиск спонсоров и попечителей, поддерживающих ее.
  3. здоровье: проблемы. Полный анализ, потребности и ожиданий исследуемых групп  в школе.
  4. организация круглого стола по проблемам в школе.
  5. проведение школьных проектов для реализации идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)

Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе как средства развития личности.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последние время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья уч-ся.  Наряду с неблагоприятными ...

Презентация "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОПЫТЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДО"

В презентации представлены здоровьесберегающие технологии, которые используются в работе детского музыкального коллектива, раскрываются пути решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей с п...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жиз...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...

Сообщение на педсовете «Применение технологии разноуровневого и дифференцированного обучения уроках технологии» /из опыта работы/

Сообщение на педсовете «Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса. Технологии современной образовательной среды в рамках реализации ФГ...